Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Преодоления отчуждения





В таком случае наличествуют и двойственность идеала

общественного развития, когда с одной стороны существует образ общества-

автомата как закономерного итога научно-технического развития, а с

другой стороны - общество с возросшей публичной рефлексией, в котором

свободно раскрывается потенциал коммуникативного действия, ликвидируются

формы господства, общество, организованное на основе свободной

публичной дискуссии144.

Разграничение труда и языковой коммуникации является определяющим

для всей теории Хабермаса, при этом труд он отождествляет с инструментальным

действием, руководствующимся основанными на эмпирическом

опыте техническими правилами. Коммуникативное действие, в свою очередь,

руководствуется интерсубъективно значимыми нормами, определяющими

поведенческие ожидания и реакции участников. Значимость технических

правил обусловлена эмпирической истинностью предложений, а значимость

общественных норм зависит только от взаимопонимания участников и общего

признания этих норм145.

Итак, критика марксовой теории прояснила и ограниченность классической

критической теории. В классическом марксизме анализ общества учитывает

только инструментальный разум, коммуникативный разум остается на

периферии исследования. Эта посылка осталась прежней и в классической

критической теории. Хабермас считал, что новая интерпретация критической

теории, ≪теория общества≫ должна избрать своим основанием иную исследовательскую

программу. Уже в конце 60-х такое основание он находит в

герменевтикеГадамера, егомоделиязыкового взаимопонимания.

Применимость.герменевтики Гадамера в критической теории,,была ограничена

тем, что в этой модели не учитывалась роль саморефлексии в понимании.

Образцом понятийной стратегии, объединяющей герменевтическое

понимание и критическую рефлексию, в конце 60-х годов Хабермас считал

классический психоанализ, интерпретируя его как форму познания, основным

интересом которой является ≪совершеннолетие≫, понимаемое как свобода

от ранее непрозрачных связей, достижимое с помощью саморефлексии.

Такое отношение к психоанализу не было новым для Франкфуртской школы

- Г. Маркузе, работы которого также занимали Хабермаса, уже обращался к

психоанализу в своей теории общества. Психоанализ оказался столь привлекателен

для Хабермаса, так как психоаналитическая процедура саморефлексии

строилась не на прямом понимании говорящего, а на косвенных символических

проявлениях содержаний, скрытых от сознания, которые скрывают

свой подлинный смысл даже от говорящего. Следовательно, задачей психоанализа

является достижение неискаженности коммуникации через углубление

саморефлексии, и объяснение и понимание являются необходимыми составляющими

психоаналитической процедуры.

К базовым методологическим установках можно отнести установку на

кооперацию философии с эмпирическими науками; базовое для его теории

противопоставление ≪инструментального≫ и ≪коммуникативного≫, когда социальные

патологии, проявления которых имеют так много общего с описанным

Марксом состоянием отчуждения, связываются с проникновением в область

коммуникативного инструментальных принципов. Также к таким

принципам можно отнести разработку исследовательской программы, в которой

сочетается ≪понимающий≫ подход, позволяющий адекватно оценивать

коммуникативное действие, и в то же время дистанцированная от фактических

коммуникативных практик позиция, позволяющая рассмотреть их с

критической точки зрения.

Критика марксизма привела его к следующим выводам. Во-первых,.

разделение, государства и общества, о котором говорил К. Маркс, в настоящее

время преодолено, и превратилось во взаимопроникновение и взаимовлияние

этих сфер. А, следовательно, марксистский способ исследования

общества, при котором основное внимание уделяется экономической сфере, а

также теория базиса и надстройки становятся неэффективными. Во-вторых,

возросший уровень материального благосостояния населения уже не позволяет

описывать интерес человека к освобождению в экономической терминологии.

Феномен отчуждения не устранен, но уже не может интерпретироваться

как исключительно экономический феномен. Согласно теории Хабермаса,

экономическую эксплуатацию заменяет психосоциальное обеднение, а

открытое насилие сменяется господством манипуляции, вмешивающейся в

повседневное сознание. Кроме того, исчез носитель революционного потенциала,

пролетариат. Так же,.как основатели Франкфуртской школы неомарксизма,

Хабермас считал, что Маркс упустил из области рассмотрения внутренние

возможности противостояния общества тенденциям развития капиталистической

экономики







Date: 2015-07-01; view: 327; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию