Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Скороходов Сергей Николаевич
"Социально-философский анализ понятия ""Совершенное Общество".
Таким образом, в настоящее время существуют две основные методологические традиции научного познания действительности: диалектическая методологическая традиция и метафизическая методологическая традиция научного познания. У каждой из данных методологических традиций имеются свои теоретические стандарты.
Аристотель определил и разработал важнейшие диалектические идеи, раскрывающиеся в категориях совершенства, всеобщей связи явлений, диалектического противоречия как источника развития. По мнению мыслителя, совершенство любого предмета, объекта познания определяется его законченностью, завершённостью. В частности, он пишет: «... мы называем природой каждого объекта — возьмем, например, природу человека, коня, семьи-^ — то его состояние, какое получается при завершении его развития. Сверх того, в осуществлении конечной цели и состоит высшее завершение, а самодовлеющее существование оказывается и завершением, и наивысшим существованием». [т.е. мой тезис о том, что понятие "совершенство" произошло от perfectio - неверен!!!]
Принцип всеобщей связи явлений определяет понятие «совершенное общество» как образ действительности, отвечающей требованию полноты, завершённости, где ничто не может быть извлечено из общества и помещено за его пределы, а также ничто не может быть привнесено в содержание общества из-за ее пределов. Следовательно, согласно Аристотелю, такое общество является завершённым, а люди, которые данное общество образуют, являются совершенными, поэтому философ утверждает: «Человек, нашедший свое завершение,— совершеннейшее из живых существ».
По словам современного отечественного философа Н. М. Чуринова: «Софисты, рассматривая мир в качестве сырья, поскольку они руководствовались универсалистской моделью мира, естественным образом актуализировали проблему технологии вообще и проблему образовательной технологии в частности. Если Платон и Аристотель полагали, что-человек, как всякое совершенство, развивается и его развитие подчинено законам; реализующимся вне и независимо от сознания, и в* этом случае воспитание и обучение призваны лишь, корректировать направленность развития совершенства, создавать необходимые для целей прогрессивного развития умения, то софисты считали, что образовательный процесс — это процесс материализации априори сформулированной схемы потребного будущего» ... В связи с этим, понятие «совершенное общество» в системе западного, метафизического методологического теоретизирования не исследуется в качестве образа действительности, а является либо идеальной моделью (репрезентантом), либо понятием, наполняемым произвольным содержанием (репрезентацией). ... Иммануил Кант в духе неореалистской традиции о совершенстве пишет следующее: «Совершенство просто как полнота многого, если оно составляет нечто единое, - это логическое понятие, которое тождественно принятию целокупности чего-то сложного (через координацию многообразного в агрегате) или одновременно совпадает с понятием субординации его как оснований и следствий в некотором ряду и не имеет ни малейшего отношения к чувству удовольствия и неудовольствия. Совершенство вещи в отношении многообразного (содержания) вещи к ее понятию лишь формально. Если же я говорю о некоем совершенстве (которых может быть много у одной вещи при том же понятии вещи), то в основе всегда лежит понятие о чем-то как цели, и к этой цели применяется указанное онтологическое понятие - понятие доведенной до единства согласованности многообразного» [50.С.133]. По мнению философа, совершенство вещи, предмета природы не может реализовываться автономно от понятия, представления об этом предмете. И именно данное понятие, представление о материальном предмете является, в конечном счете, совершенным. ... Со времен Иоанна Скотта в западной философии был развёрнут вариант номиналистской версии сущностного исследовательского подхода. Согласно данной версии сущностного подхода, понятия представляются как имена, как средства описания вещей и процессов, обладающих совершенными определениями, т. е. свойствами, функциями, качествами, не подлежащих познанию. Иоанн Скотт пишет: «В... словах представлено, так сказать, краткое описание всего тварного: в имени неба... явлена вся духовная и умная тварь, созданная совершенной, а в^ (в имени) земли - вся телесно и чувственная, учрежденная посредством своих совершеннейших определений» [107;С213]. По мнению философа, все предметы, и вещи совершенны от природы и их познание не представляется возможным. Предметы можно лишь описать, дать им имена. Согласно данной версии сущностного подхода, общество, а также все происходящие в нём процессы не зависят от субъекта познания. ... Продолжил развивать идеи номинализма в своих трудах Дени Дидро. Для него, в частности понятие «совершенство» актуально, прежде всего, как понятие, предназначенное для описания вещей, объектов и предметов исследования. В данном отношении понятие предстает не как образ действительности, а как репрезентация действительности. Таким образом, понятие «совершенство» - это репрезентация действительности, при помощи которой исследователь, субъект познания может трактовать объект исследования, комментировать, интерпретировать его содержание. Так как исследователь абсолютно свободен при описании, трактовке исследуемого объекта в выборе принципов и постулатов, в соответствии с которыми осуществляется научное познание, репрезентация наполняется произвольным содержанием. В собственно неономиналистском духе философ пишет: «в глазах философа блоха заслуживает не меньшего восхищения, чем слон, и порождение первой, приписываемое случайному внутреннему движению частиц материи, ослабляло, на мой взгляд, доказательство, почерпнутое из совершенства второго» [41;СЛ13]. Дидро полагает, что понятие «совершенство» - это характеристика, отражающая.чувственный, эмпирический опыт исследователя, то есть понятие «совершенство» предназначено для комментирования, описания вещей и процессов. В процессе научного познания субъект по отношению к объекту с помощью языка описания может лишь- репрезентировать действительность, тогда как сам предмет познания (репрезентант) остаётся непознаваемым. ... X. И. Зандкюллер в статье ≪Репрезентация или как реальность может быть понята философски≫ рассуждая о роли субъекта в познании реальности, отмечает: ≪...бытие само по себе не репрезентирует себя в нас, репрезентация имеет совершенно иной статус и другую функцию, она есть презентация содержания представлений в других и через другие содержания. На самом деле мы, создавая образы мира, присутствуем в этих образах; все репрезентации несут на себе наш почерк≫ [43;С. 88]. Представление об окружающей реальности или объекте познания, в том числе и понятие ≪совершенное общество≫, представленное в качестве репрезентации не может выступать как образ действительности, носящей объективный характер. [Да совершенного общества просто не может быть в объективной действительности!!!] … Понятие репрезентации раскрывает мир как совокупность универсалий, в котором деятельность человека носит произвольный характер по отношению к действительности. То есть репрезентация не выступает в качестве образа действительности, не отражает её содержание. Репрезентация замещает образ действительности трансцендентальной реальностью, представляет действительность совокупностью тех принципов и стандартов, в соответствии с которыми субъект познания реализует процесс научного познания содержания мира. … Важно* отметить, что учение философа построено на признании- первичности общих понятий (универсалий) по отношению к вещам реального* мира, и поэтому, в традициях неореализма мыслитель пишет: ≪человек должен согласовывать все вещи вне него с его необходимыми практическими понятиями о них, понятиями, определяющими, какими вещи должны быть [127.С.487]. Данные универсалии выступают как недостижимые идеалы, абстрактные сущности. Значение данных идеалов Фихте определяет следующим образом: ≪Мы... знаем что в действительном мире идеалы неосуществимы. Мы только утверждаем, что на основании этих идеалов действительность должна быть оценена и модифицирована...≫ [127.С.482]. В данном отношении понятие ≪совершенное общество≫ как недостижимый идеал призвано направлять общество к его совершенству. Общество должно стремиться преобразовать социальную действительность, восполняя идею совершенного общества. … Таким образом, понятие ≪совершенное общество≫ как абстрактная сущность выступает как формулировка ненаблюдаемого, трансцендентального субъекта, т.е. в качестве общественного идеала, достижение которого выступает в качестве приоритетной задачи общества. Совершенное устройство общества, формирование общественного идеала как ориентира на пути к совершенному обществу в трудах неореалистов сопровождалось поиском путей решения и, преодоление общественных противоречий, установление гармоничных отношений между людьми и государственной властью. Сбалансированный, целостный и устойчивый государственный строй необходимо изучать как социальную систему, содействующую приближению свободного общества к совершенной форме. Главной задачей права и политики ;."•. •'. • V' •.. ''• '•' ' • '.-' • 4 8 ' . становится- поиск конкретных, путей, такого приближениям Поэтому поиски общественного идеала велись,,прежде всего, в.сфере'правового*его содержания;. … Таким образом, понятие ≪совершенное общество≫ как абстрактная сущность выступает как формулировка ненаблюдаемого, трансцендентального субъекта, т.е. в качестве общественного идеала, достижение которого выступает в качестве приоритетной задачи общества. Совершенное устройство общества, формирование общественного идеала как ориентира на пути к совершенному обществу в трудах неореалистов сопровождалось поиском путей решения и, преодоление общественных противоречий, установление гармоничных отношений между людьми и государственной властью. Сбалансированный, целостный и устойчивый государственный строй необходимо изучать как социальную систему, содействующую приближению свободного общества к совершенной форме. Главной задачей права и политики ;."•. •'. • V' •.. ''• '•' ' • '.-' • 4 8 ' . становится- поиск конкретных, путей, такого приближениям Поэтому поиски общественного идеала велись,,прежде всего, в.сфере'правового*его содержания;. … Следуя? неореалистскош метафизическою традиции; шведскиш мыслитель Мюрдаль доказывает необходимость в; формировании общественного? идеала для; объяснения и'развития'• всех: социальных процессов в обществе: cшпишет: ≪Реальные общественные явления можно изучать лишь с точки зрения человеческих идеалов... Заключенная в наших основных понятиях оценка отражает наш интерес к данному вопросу, дает направление нашим идеям и обусловливает значение наших выводов...≫ [75.С.405]. В данном отношении трансцендентальная реальность, представленная понятиями, идеалами, выступает как репрезентант, репрезентируемый вещами. … Определяя общественный идеал как представление о наиболее совершенном устройстве общества, соответствующего интересам всех социальных групп, обладающих той или иной степенью свободы, необходимо учитывать функциональное значение данной философской категории. В контексте неореалистской методологии общественный идеал интерпретируется как абсолютный образ совершенного общества, как абстрактная сущность, которая должна быть восполнена реально существующим обществом. Общественный идеал выступает как образец, высшая социальная цель, в соответствии с которым общество выстраивает свою деятельность, то есть идеал выражается в соответствии с объективными законами; социального движения1 и тенденциями; развития того5 общества;,, которое: этот идеал формирует. Таким, образом;: реализуемый в западном;-; метафизическом; теоретизированиишринцип свободьг воли лежат в основе социального развития западного общества, стремящегося к совершенному обществу как общественному идеалу. И в этом, отношении; понятие ≪совершенное общество≫ в рамках неореалистской версии метафизической методологйческойтрадиции теоретизирования предполагает реализацию социального прогресса утилитаристского типа. … В данном контексте совершенство по мысли Гассенди является одним из множества понятий или имен, при помощи которых можно описать телесную, материальную сущность, являющуюся непознаваемой. Гассенди подчеркивает, что первоначально и достоверно существует не идея, воплощаемая в предметах и явлениях, а телесные сущности, на которые направлены описания и понятия. Таким образом, понятие ≪совершенное общество≫, призванное описать реально существующее общество, не отражает сущности данного общества. В данном случае, исходя из теории познания как теории репрезентации, понятие ≪совершенство≫ призвано трактовать телесную сущность, комментировать её, но не отражать её сущность. [Что это за хрень?????????????] … А.-Р. Ж. Тюрго высказал фундаментальную идею о том, что совершенное общество воссоздаётся путём последовательного развития общественных отношений и поступательного движения человечества вперед, то есть социального прогресса. Философ пишет:≪...вся масса человеческого рода, переживая попеременно спокойствие и волнения, счастливые времена и годины бедствия, всегда шествует, хотя медленными шагами, ко все большему совершенству≫ [120.С.52]. В отличие от сторонников утилитаристского прогресса, А.-Р. Ж. Тюрго обратил внимание на значение морали как необходимой составляющей совершенного общества и поступательного движения к нему. Философ утверждал: ≪нравы людей смягчаются, человеческий разум просвещается≫ [120.С.52]. … Важное значение морали в совершенном обществе придавал Ж.-А. Кондорсе. Философ, комментируя своё видение совершенного общества, пишет: ≪Наши, надежды на улучшение состояния* человеческого рода в будущем могут быть сведены к трем важным положениям: уничтожение неравенства между нациями, прогресс равенства между различными- классами того же народа, наконец, действительное совершенствование1 человека≫- [6Г.С.221]. Последнему фактору Ж.-А. Кондорсе придавал определяющее* значение и поэтому утверждал: ≪моральная доброта человека... доступна...неограниченному совершенствованию≫ [61.С.246]4. … В данном отношении неономиналистская' методологическая, традиция проявляется в атомистическом различении роли и назначении каждой из частей* общества отдельно взятых, а также их значения для индивидов. Поэтому в своей работе ≪Справедливость как≫ честность≫ Ролз пишет: ≪Ценность распределения ресурсов в одном направлении, а не в другом, зависит исключительно от предпочтений и интересов индивидов как индивидов. Удовлетворение желаний имеет свою ценность безотносительно к нравственным отношениям между людьми, скажем, как членами совместного предприятия, и к требованиям, которые они готовы, предъявить друг к другу ради достижения этих интересов...≫ [98.С.53]. … Согласно принципу всеобщей связи явлений, выступающего как один из важнейших принципов диалектической методологии, раскрывается определённый аспект полноты содержания мира. По Аристотелю данный аспект полноты принимается; как совершенство, поскольку из содержания всеобщей связи нельзя ничего изъять и поместить за пределы всеобщей связи, а также нельзя ничего взять из-за пределов всеобщей связи и произвольно поместить в содержание всеобщей связи явлений. При этом, согласно данному принципу всеобщая связь распространяется на явления и через посредство явлений она распространяется и на сущности. Данная опосредованность сущностей раскрывает их (сущности) как отношения. И поэтому, в Gt; соответствии с разрабатываемыми со' времён Аристотеля концепциями совершенной дружбы, совершенства слова, совершенной личности, совершенного общения- и так далее, доказывается, что- ≪законченным, или совершенным, называется то, вне чего нельзя найти хотя бы- одну его часть..., то, что' по достоинствам и ценности не- может быть превзойдено' в своей области...≫ [8.С.169] Среди перечисленных концепций находится концепция совершенного общества.__ [Мой тезис, что понятие «совершенство» происходит от perfectio – неверен!!!!!!] …. Диалектическое противоречие, лежащее в основе совершенства, выступает в качестве источника общественного развития и способствует пониманию и объяснению всех явлений в природе. Аристотель пишет: ≪круговое движение первичнее прямолинейного, поскольку оно проще и более совершенно... Движение же по конечной прямой, если оно поворачивает назад, представляет собой сложное движение,...если же оно не поворачивает назад, оно несовершенно и переходящее. А совершенное первичнее несовершенного≫[10.С.25б]. Таким образом, мыслитель опровергает идею о том, что общественное развитие может реализовываться лишь в одном, линейном направлении к конечному идеалу. … В. В. Зеньковский анализирую творчество В. И. Несмелова, воспроизводит его мысль о том, что совершенная личность предстает как источник совершенствования общества. Он пишет: ≪По самой природе своей личности, — пишет Несмелое, — человек изображает собою безусловную сущность, в то же время действительно существует, как простая вещь физического мира... Он как будто затем только и существует, чтобы отражать в себе реальную противоположность условного и безусловного... Он сознает свою личность как реальный образ совершенной Личности, бытие которой совпадает с его сознанием≫ [44.С.117]. В данном контексте, общество, состоящие из совершенных личностей, есть совершенное общество. … Раскрывая содержание понятия ≪совершенное общество≫ с точки зрения диалектических стандартов теоретизирования, следует отметить, что по своему внутреннему строению, содержанию и функционированию данный тип общества предполагает разрешение определенного противоречия и возникновение нового противоречия, т. е. процесс развития, выраженного в совершенствовании общественных отношений. В свою очередь совершенствование общественных отношений может и должно реализовываться только с учётом ≪некоторых неизменных закономерностей человеческой природы - совершенно так же, как всякая техника, основанная на естествознании, считается с неизменными законами природы, и всякое изобретение, не учитывающее этих законов, заранее обречено на неудачу≫[129.С455]. То есть, в стремлении человечества отождествить законы функционирования общества с объективными законами природы зародилась необходимость в совершенствовании общественных отношений. … Таким образом, диалектический метод исследования процесса самосовершенствования общества предполагает реализацию следующих принципов: 1) совершенствование общественных отношений; 2) принцип единства мира; 3) всеобщая связь явлений. Исходя из этих принципов, необходимо выделить следующие характеристики процесса самосовершенствования общества: развитие коллективистского устроения общества; гармония личности и общества; гармония общества и природы; реализация социальных противоречий, возможность скорректировать их разрешение в благоприятном для жизни общества направлении; гармонизация деятельности всех актуальных жизнеутверждающих социальных институтов общества (институтов* государства, церкви, различных творческих и других союзов, организаций и т. д.) в процессе организации совершенствования общественного устройства. … Среди русских философов конца Х1Х-начала XX веков, даже и не вполне разделявших принципы отечественной диалектической методологической традиции, возникла дискуссия по поводу концепции совершенного общества. Так, Hi А. Сетницкий, выступающий с критикой П.И. Новгородцева по вопросу о совершенствовании общества, полагал, что общественные идеалы* являются* выражением конечного совершенства, так называемого ≪земного рая≫, которое общество должно технологически воспроизвести. Он пишет: ≪≪Идеал "земного рая" предполагает за человеческой мыслью способность представить, образовать и определить образ конечного совершенства. Человеческая мысль оказывается здесь силой, способной выйти из пределов и рамок обычного и 106 жизненно практического определения отдельных и многообразных целей разной высоты и степени достижения и сосредоточиться на высочайшей цели, идеале конечного совершенства≫ [105.С.296]. [важно: абсолютные и относительные идеалы] Данная позиция соответствует принципам неореалистской методологической версии метафизической традиции философского познания, в рамках которой совершенное общество исследуется как абстрактная сущность, общественный идеал. Только абсолютный, совершенный идеал (конечный идеал), по мнению философа, способен вдохновить общество и привести его к совершенному образцу. В данном отношении концепция совершенного общества раскрывается как утопическая схема. Сетницкий пишет: ≪...человечество не только может, как это показано ему в определенных планах и образцах, но и должно осуществить воплощение совершенства...≫[105.С.349]. Воплощение идеала совершенства обеспечивается посредством определённой технологии, реализует которую соответствующий социальный субъект, руководимый утопической схемой (абстрактной сущностью совершенного общества). … П.И. Новгородцев, следуя отечественной методологической традиции философского познания действительности, выдвинул иную концепцию бесконечного совершенствования. Он пишет ≪...бесконечный исторический ряд действительно представляется только вечной сменой конечных явлений, только не имеющим конца потоком событий; тогда исторический процесс по существу остается вне сопричастия с положительной бесконечностью, в смысле законченной и вечной полноты абсолютного совершенства... прогресс относительных явлений бесконечен, но в каждой ступени этого относительного прогресса осуществляется Абсолютное≫ [77.С.61]. По мнению Новгородцева, процесс самосовершенствования общества предполагает наличие внутреннего источника движения и развития, позволяющий совершенному обществу бесконечно совершенствоваться благодаря бесконечному совершенствованию общественных отношений. Опровергая представления Сетницкого о конечном идеале, Новгородцев пишет: ≪Следование утопическим схемам неизбежно 107 приводит к ложной ориентации общественного' целого, которое предпочитает жертвовать настоящим ради неведомого* ≪прекрасного далека≫ и смотрит на личность как на средство...≫[77.С. 175]. Общественный идеал, по мнению* Новгородцева≫. может рассматриваться только как вечное, бесконечное совершенствование. Он пишет: ≪...основным определением идеала в* его отношении к миру эмпирической действительности является понятие о нем как о требовании вечного совершенствования≫[77.С65].__ … Русский философ А. Н. Радищев, следуя аристотелевскому принципу совершенства, продолжает развертывать мысль о совершенстве человека, определяющего совершенство* общества посредствам совершенствования общественных отношений. В рамках изучения русского общества Радищев закладывает такой критерий самосовершенствования как добродетель. В качестве добродетелей у него выступают честолюбие, благонравие, благородство, руководствуясь которыми человек, по мнению философа, раскрывает своё деятельное совершенство. Радищев развивает мысль о том, что жизнь человеку дана для совершенствования: ≪...что цель, что мечта человече- ства есть совершенствование и блаженство, которое есть следствие добродетели единыя от совершенств≫ [93.С.284]. Человек в своём совершенствовании делает совершенным и общество, в котором он реализует свои добродетели по принципу всеобщей связи явлений. В свою очередь, общество, государство своим совершенством по принципу единого и много определят совершенство человека, ≪...словом, чтобы каждый столько был благополучен, сколько то дозволит существо и совершенство целого государства≫ [94.С.512]. Совершенство личности раскрывается через возможность совершенствования общественных отношений, что придаёт оформлению совершенства полноту и законченность и свидетельствует о гармонии человека и общества. Данное положение определяет характер самосовершенствования общества и выводит социальные противоречия на уровень своего разрешения. … Добродетель как критерий совершенствования человека исследует в т своих трудах Г. Г. Шпет. По мнению философа: ≪Нужно большее развитие человечества, проникновение в вечные истины большего числа людей, чтобы научиться напряженно, жить и легче осуществлять добродетель. Высшая нравственная истина - любовь к ближнему, а "ближний не есть только друг наш или родственник, но человек вообще". Все люди - одно существо; всякий особенный человек - особенная идея в общей душе человеческой. Индивиды сами по себе, "неделимые", "имеют только призрак души; живет истинно только род. В' чувстве любви мы возвышаемся до сознания рода, и совершенствование человека в том и состоит, чтоб люди научились постепенно обезличиваться≫ [147.С.310]. … Другой выдающийся русский философ XIX века М.В. Петрашевский важное значение в процессе совершенствования общественных отношений придавал совершенствования каждого члена общества, каждого человека. По мнению философа: ≪...общество существует для человека, а не человек собственно для общества... Если же общество существует для человека, то для какой же цели существует сам человек, может быть, захотят нас спросить? — для совершенствования, как доказал Кант, но мы переиначим несколько это выражение и скажем, что он существует для наслаждения через совершенствование≫ [126.С.113]. Петрашевский исключает мысль о том, что истинное наслаждение и совершенство может выступать лишь в качестве ориентира, общественного идеала. По его мнению, процесс совершенствования бесконечен и благодаря этому бесконечному совершенствованию человек получает истинное удовлетворение от своих поступков и действий. В данном отношении идеей совершенствования должен быть проникнут каждый человек, являющийся источником развития общественных отношений. В этой связи исследователь отмечает: ≪...одна истина, присовокупленная к массе общественных сведений, и один истинный взгляд, переданный во всеузнание, на образ общественной деятельности есть торжество человека над заблуждением и приближение его к всесовершеннейшему началу всех совершенств и выполнение окончательной и достойной задачи его бытия -— совершенствования≫ [126.С.120]. … Следование и исполнение объективных законов природы не исключает и не приуменьшает значения самого общества в совершенствовании человеческих отношений. Об этом, в частности, писал Белинский: ≪Создает человека природа, но развивает и образует его общество. Никакие обстоятельства жизни не спасут и не защитят человека от влияния общества, нигде не скрыться, никуда не уйти ему от него. Самое усилие развиться самостоятельно, вне влияния общества, сообщает человеку какую-то странность, придает ему что-то уродливое, в чем опять видна печать общества же≫ [16.С.109]. По мнению философа, сама суть человека заключается в его взаимоотношениях в обществе. Совершенство данных взаимоотношений есть путь к совершенству, как личности, так и всего общества, образуемого совершенными личностями. Концепция ≪совершенное общество≫ представляет собой качественно-целостное социальное образование, включающие устойчивые связи людей, выражающихся в единстве их объективных и субъективных характеристик, в определенном единстве образа жизни, тенденций и перспектив развития. Диссертация: «Уровень перфекционизма и содержание идеалов личности»
Актуальность темы исследования определяется необходимостью изучать и учитывать те изменения, которые претерпевают базовые характеристики личности в условиях современных общественных и социальных трансформаций. К таким базовым характеристикам относятся стремление к самосовершенствованию и идеалы, принятые личностью. От того, какой идеал, какой образец для подражания выбирает человек, во многом зависят его судьба и жизненный путь (К.А. Абульханова, Л.И. Божович, А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн). Содержание идеалов может меняться, но на определенном этапе оно задает направление личностного развития. … В отечественной психологии проблеме идеалов личности (прежде всего - нравственных идеалов) традиционно уделялось большое внимание (работы Л.И. Божович, Б.Д. Эльконина, С.Г. Якобсон, Э.В. Чудновского, Б.С. Братуся, Н.И. Судакова, Т.А. Флоренской и др.). В западной психологической традиции эта тема также нашла свое отражение. ≪Перфекционизм≫ одно из понятий, которые используются для описания стремления личности к самосовершенствованию. Перфекционизм - сложное явление, его влияние может охватывать все сферы жизни человека. Как отмечают западные исследователи, такие как П. Хьюитт, Г. Флетт, С. Ингрем (P.nweitt, G.Flett 1998, 1999, 2001; Ingrem 2000) и другие, при неправильном соотношении перфекционистских тенденций, непропорциональном их развитии возникает риск формирования невротического перфекционизма. При так называемом ≪нормальном≫ перфекционизме человек получает удовлетворение от усердной работы, стремится к саморазвитию и улучшению результатов, оставаясь при этом способным принять факт наличия предела, личностного или ситуативного своего совершенства. При невротическом перфекционизме, человеку ничто не кажется достаточно совершенным. Глубоко укоренившееся чувство неполноценности и уязвимости ввергают его в круг саморазрушительных сверхусилий, и всякое дело или задача преврап];аются в очередной угрожающий вызов. В работах П. Хьюитта, г. Флетта, С. Блатт, Б. Керра, С. Петерса, К. Дебровского, Т. Пиечовского, Дж. де Лиза, Р. Фримана, Д. Барнса, М. Аддерхолта- Эллиота, Б. Кларка, С. Конартона (P.Hweitt, G.Flett 1998, 1999, 2001, S.Blatt 1987, B.Kerr 2000, S.Peters 2001, K.Debrovsky, T.Piechovsky 1972, 1976, 1997, J.de Lise 1986, R. Freeman 1989, D.Bums 1980, M.Adderholt- Elliot 1989, B.Clark 1992, S.Conarton 1993) описаны такие последствия формирования невротического перфекционизма как депрессии, тревожность, низкое самоуважение, алкоголизация, наркотизация и др.__ … Теоретическая гипотеза - Содержание идеалов личностей каждого из трех уровней перфекционизма обладает своей спецификой. … Предмет исследования - содержание идеалов испытуемых с разным уровнем перфекционизма. … Содержание идеалов личностей с разным уровнем нерфекционизма различны по сложности, дифференцированности, продуманности, отрефлексированности и но характеру отраженных в них жизненных ценностей. … 3. Соотнести уровень перфекционизма с содержанием идеалов испытуемых. … основные положения по проблеме идеала, сформулированные в работах С.Л.Рубинштейна (1976), Л.И.Божович (1968), А.В.Брушлинского (1991), и основополагающие работы по проблеме перфекционизма Д. Хамачека, К. Дабровского, Л. Сильвермана, П. Хьюитта и Г. Флетта (Hamachek D.E. 1991; Debrovski К., Piechovsky Т. 1997; Silverman L. 1993, 1995; Hewitt P. & Flett G. 2001). … Впервые особенности содержания идеалов личности рассматриваются в связи с различиями в уровне перфекционизма. … В будущем представляется целесообразным изучение динамики сферы идеалов испытуемых с разным уровнем перфекционизма. … Положения, выносимые на защиту: 1) В содержании идеалов личностей с разным уровнем нерфекционизма существует как сходство, так и различия. Сходство состоит в утверждении ценности таких качеств как интеллектуальность, академическая и профессиональная успещность; различия, связаны с подразумеваемыми возможностями частичного или полного воплощения этих идеалов в жизни. 2) Нредставления об идеале личностей с разным уровнем перфекционизма различаются по сложности, дифференцированности, продуманности, отрефлексированности. 3) Различаются главные жизненные ценности, отраженные в представлениях об идеале, наиболее значимые атрибуты идеала: для личностей со средним уровнем перфекционизма это индивидуальная успещность, самореализация, материальное благополучие, комфорт; для личностей с высоким уровнем перфекционизма (≪перфекционистов≫) - радость жизни, отнощения с людьми. … В диссертационной работе термин ≪нерфекционизм≫ используется в значении, соответствующем определепию, данному Хьюиттом и Флетром, создателями трехмерной теории перфекционизма и разработчиками MPS: Перфекционизм - это стремление быть совершенным, безупречным во всем. Хьюитт и Флетт выявили, исследовали и описали следующие составляющие перфекционизма: Date: 2015-07-01; view: 567; Нарушение авторских прав |