Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Скороходов Сергей Николаевич





 

"Социально-философский анализ понятия ""Совершенное Общество".

 

Таким образом, в настоящее время существуют две основные

методологические традиции научного познания действительности:

диалектическая методологическая традиция и метафизическая

методологическая традиция научного познания. У каждой из данных

методологических традиций имеются свои теоретические стандарты.

 

Аристотель определил и разработал важнейшие диалектические идеи,

раскрывающиеся в категориях совершенства, всеобщей связи явлений,

диалектического противоречия как источника развития. По мнению мыслителя,

совершенство любого предмета, объекта познания определяется его

законченностью, завершённостью. В частности, он пишет: «... мы называем

природой каждого объекта — возьмем, например, природу человека, коня,

семьи-^ — то его состояние, какое получается при завершении его развития.

Сверх того, в осуществлении конечной цели и состоит высшее завершение, а

самодовлеющее существование оказывается и завершением, и наивысшим

существованием».

[т.е. мой тезис о том, что понятие "совершенство" произошло от perfectio - неверен!!!]

 

Принцип всеобщей связи явлений определяет понятие «совершенное

общество» как образ действительности, отвечающей требованию полноты,

завершённости, где ничто не может быть извлечено из общества и помещено за

его пределы, а также ничто не может быть привнесено в содержание общества

из-за ее пределов. Следовательно, согласно Аристотелю, такое общество

является завершённым, а люди, которые данное общество образуют, являются

совершенными, поэтому философ утверждает: «Человек, нашедший свое

завершение,— совершеннейшее из живых существ».

 

По словам современного отечественного

философа Н. М. Чуринова: «Софисты, рассматривая мир в качестве сырья,

поскольку они руководствовались универсалистской моделью мира,

естественным образом актуализировали проблему технологии вообще и

проблему образовательной технологии в частности. Если Платон и Аристотель

полагали, что-человек, как всякое совершенство, развивается и его развитие

подчинено законам; реализующимся вне и независимо от сознания, и в* этом

случае воспитание и обучение призваны лишь, корректировать

направленность развития совершенства, создавать необходимые для целей

прогрессивного развития умения, то софисты считали, что образовательный

процесс — это процесс материализации априори сформулированной схемы

потребного будущего»

...

В связи с этим, понятие «совершенное общество»

в системе западного, метафизического методологического теоретизирования не

исследуется в качестве образа действительности, а является либо идеальной

моделью (репрезентантом), либо понятием, наполняемым произвольным

содержанием (репрезентацией).

...

Иммануил Кант в духе

неореалистской традиции о совершенстве пишет следующее: «Совершенство

просто как полнота многого, если оно составляет нечто единое, - это логическое

понятие, которое тождественно принятию целокупности чего-то сложного

(через координацию многообразного в агрегате) или одновременно совпадает с

понятием субординации его как оснований и следствий в некотором ряду и не

имеет ни малейшего отношения к чувству удовольствия и неудовольствия.

Совершенство вещи в отношении многообразного (содержания) вещи к ее

понятию лишь формально. Если же я говорю о некоем совершенстве (которых

может быть много у одной вещи при том же понятии вещи), то в основе всегда

лежит понятие о чем-то как цели, и к этой цели применяется указанное

онтологическое понятие - понятие доведенной до единства согласованности

многообразного» [50.С.133]. По мнению философа, совершенство вещи,

предмета природы не может реализовываться автономно от понятия,

представления об этом предмете. И именно данное понятие, представление о

материальном предмете является, в конечном счете, совершенным.

...

Со времен Иоанна Скотта в западной философии был развёрнут вариант

номиналистской версии сущностного исследовательского подхода. Согласно

данной версии сущностного подхода, понятия представляются как имена, как

средства описания вещей и процессов, обладающих совершенными

определениями, т. е. свойствами, функциями, качествами, не подлежащих

познанию. Иоанн Скотт пишет: «В... словах представлено, так сказать, краткое

описание всего тварного: в имени неба... явлена вся духовная и умная тварь,


созданная совершенной, а в^ (в имени) земли - вся телесно и чувственная,

учрежденная посредством своих совершеннейших определений» [107;С213].

По мнению философа, все предметы, и вещи совершенны от природы и их

познание не представляется возможным. Предметы можно лишь описать, дать

им имена. Согласно данной версии сущностного подхода, общество, а также

все происходящие в нём процессы не зависят от субъекта познания.

...

Продолжил развивать идеи номинализма в своих трудах Дени Дидро. Для

него, в частности понятие «совершенство» актуально, прежде всего, как

понятие, предназначенное для описания вещей, объектов и предметов

исследования. В данном отношении понятие предстает не как образ

действительности, а как репрезентация действительности. Таким образом,

понятие «совершенство» - это репрезентация действительности, при помощи

которой исследователь, субъект познания может трактовать объект

исследования, комментировать, интерпретировать его содержание. Так как

исследователь абсолютно свободен при описании, трактовке исследуемого

объекта в выборе принципов и постулатов, в соответствии с которыми

осуществляется научное познание, репрезентация наполняется произвольным

содержанием. В собственно неономиналистском духе философ пишет: «в

глазах философа блоха заслуживает не меньшего восхищения, чем слон, и

порождение первой, приписываемое случайному внутреннему движению

частиц материи, ослабляло, на мой взгляд, доказательство, почерпнутое из

совершенства второго» [41;СЛ13]. Дидро полагает, что понятие

«совершенство» - это характеристика, отражающая.чувственный, эмпирический

опыт исследователя, то есть понятие «совершенство» предназначено для

комментирования, описания вещей и процессов. В процессе научного познания

субъект по отношению к объекту с помощью языка описания может лишь-

репрезентировать действительность, тогда как сам предмет познания

(репрезентант) остаётся непознаваемым.

...

X. И. Зандкюллер в статье ≪Репрезентация или как реальность может

быть понята философски≫ рассуждая о роли субъекта в познании реальности,

отмечает: ≪...бытие само по себе не репрезентирует себя в нас, репрезентация

имеет совершенно иной статус и другую функцию, она есть презентация

содержания представлений в других и через другие содержания. На самом деле

мы, создавая образы мира, присутствуем в этих образах; все репрезентации

несут на себе наш почерк≫ [43;С. 88]. Представление об окружающей

реальности или объекте познания, в том числе и понятие ≪совершенное

общество≫, представленное в качестве репрезентации не может выступать как

образ действительности, носящей объективный характер.

[Да совершенного общества просто не может быть в объективной действительности!!!]

Понятие репрезентации раскрывает мир как совокупность универсалий, в

котором деятельность человека носит произвольный характер по отношению к

действительности. То есть репрезентация не выступает в качестве образа

действительности, не отражает её содержание. Репрезентация замещает образ

действительности трансцендентальной реальностью, представляет

действительность совокупностью тех принципов и стандартов, в соответствии с


которыми субъект познания реализует процесс научного познания содержания

мира.

Важно* отметить, что учение философа построено на признании-

первичности общих понятий (универсалий) по отношению к вещам реального*

мира, и поэтому, в традициях неореализма мыслитель пишет: ≪человек должен

согласовывать все вещи вне него с его необходимыми практическими

понятиями о них, понятиями, определяющими, какими вещи должны быть

[127.С.487]. Данные универсалии выступают как недостижимые идеалы,

абстрактные сущности. Значение данных идеалов Фихте определяет

следующим образом: ≪Мы... знаем что в действительном мире идеалы

неосуществимы. Мы только утверждаем, что на основании этих идеалов

действительность должна быть оценена и модифицирована...≫ [127.С.482]. В

данном отношении понятие ≪совершенное общество≫ как недостижимый идеал

призвано направлять общество к его совершенству. Общество должно

стремиться преобразовать социальную действительность, восполняя идею

совершенного общества.

Таким образом, понятие ≪совершенное общество≫ как абстрактная

сущность выступает как формулировка ненаблюдаемого, трансцендентального

субъекта, т.е. в качестве общественного идеала, достижение которого

выступает в качестве приоритетной задачи общества. Совершенное устройство

общества, формирование общественного идеала как ориентира на пути к

совершенному обществу в трудах неореалистов сопровождалось поиском путей

решения и, преодоление общественных противоречий, установление

гармоничных отношений между людьми и государственной властью.

Сбалансированный, целостный и устойчивый государственный строй

необходимо изучать как социальную систему, содействующую приближению

свободного общества к совершенной форме. Главной задачей права и политики

;."•. •'. • V' •.. ''• '•' ' • '.-' • 4 8 '

. становится- поиск конкретных, путей, такого приближениям Поэтому поиски

общественного идеала велись,,прежде всего, в.сфере'правового*его содержания;.

Таким образом, понятие ≪совершенное общество≫ как абстрактная

сущность выступает как формулировка ненаблюдаемого, трансцендентального

субъекта, т.е. в качестве общественного идеала, достижение которого

выступает в качестве приоритетной задачи общества. Совершенное устройство

общества, формирование общественного идеала как ориентира на пути к

совершенному обществу в трудах неореалистов сопровождалось поиском путей

решения и, преодоление общественных противоречий, установление

гармоничных отношений между людьми и государственной властью.

Сбалансированный, целостный и устойчивый государственный строй

необходимо изучать как социальную систему, содействующую приближению


свободного общества к совершенной форме. Главной задачей права и политики

;."•. •'. • V' •.. ''• '•' ' • '.-' • 4 8 '

. становится- поиск конкретных, путей, такого приближениям Поэтому поиски

общественного идеала велись,,прежде всего, в.сфере'правового*его содержания;.

Следуя? неореалистскош метафизическою традиции; шведскиш мыслитель

Мюрдаль доказывает необходимость в; формировании общественного? идеала

для; объяснения и'развития'• всех: социальных процессов в обществе: cшпишет:

≪Реальные общественные явления можно изучать лишь с точки зрения человеческих

идеалов... Заключенная в наших основных понятиях оценка отражает

наш интерес к данному вопросу, дает направление нашим идеям и

обусловливает значение наших выводов...≫ [75.С.405]. В данном отношении

трансцендентальная реальность, представленная понятиями, идеалами,

выступает как репрезентант, репрезентируемый вещами.

Определяя общественный идеал как представление о наиболее

совершенном устройстве общества, соответствующего интересам всех

социальных групп, обладающих той или иной степенью свободы, необходимо

учитывать функциональное значение данной философской категории. В

контексте неореалистской методологии общественный идеал интерпретируется

как абсолютный образ совершенного общества, как абстрактная сущность,

которая должна быть восполнена реально существующим обществом.

Общественный идеал выступает как образец, высшая социальная цель, в

соответствии с которым общество выстраивает свою деятельность, то есть

идеал выражается в соответствии с объективными законами; социального

движения1 и тенденциями; развития того5 общества;,, которое: этот идеал

формирует. Таким, образом;: реализуемый в западном;-; метафизическом;

теоретизированиишринцип свободьг воли лежат в основе социального развития

западного общества, стремящегося к совершенному обществу как

общественному идеалу. И в этом, отношении; понятие ≪совершенное общество≫

в рамках неореалистской версии метафизической методологйческойтрадиции

теоретизирования предполагает реализацию социального прогресса

утилитаристского типа.

В данном контексте совершенство по мысли

Гассенди является одним из множества понятий или имен, при помощи

которых можно описать телесную, материальную сущность, являющуюся

непознаваемой. Гассенди подчеркивает, что первоначально и достоверно

существует не идея, воплощаемая в предметах и явлениях, а телесные

сущности, на которые направлены описания и понятия. Таким образом, понятие

≪совершенное общество≫, призванное описать реально существующее

общество, не отражает сущности данного общества. В данном случае, исходя из

теории познания как теории репрезентации, понятие ≪совершенство≫ призвано

трактовать телесную сущность, комментировать её, но не отражать её

сущность.

[Что это за хрень?????????????]

А.-Р. Ж. Тюрго высказал фундаментальную идею о том, что совершенное

общество воссоздаётся путём последовательного развития общественных

отношений и поступательного движения человечества вперед, то есть

социального прогресса. Философ пишет:≪...вся масса человеческого рода,

переживая попеременно спокойствие и волнения, счастливые времена и годины

бедствия, всегда шествует, хотя медленными шагами, ко все большему

совершенству≫ [120.С.52]. В отличие от сторонников утилитаристского

прогресса, А.-Р. Ж. Тюрго обратил внимание на значение морали как

необходимой составляющей совершенного общества и поступательного

движения к нему. Философ утверждал: ≪нравы людей смягчаются,

человеческий разум просвещается≫ [120.С.52].

Важное значение морали в совершенном обществе придавал Ж.-А.

Кондорсе. Философ, комментируя своё видение совершенного общества,

пишет: ≪Наши, надежды на улучшение состояния* человеческого рода в

будущем могут быть сведены к трем важным положениям: уничтожение

неравенства между нациями, прогресс равенства между различными- классами

того же народа, наконец, действительное совершенствование1 человека≫-

[6Г.С.221]. Последнему фактору Ж.-А. Кондорсе придавал определяющее*

значение и поэтому утверждал: ≪моральная доброта человека...

доступна...неограниченному совершенствованию≫ [61.С.246]4.

В данном отношении неономиналистская' методологическая, традиция

проявляется в атомистическом различении роли и назначении каждой из частей*

общества отдельно взятых, а также их значения для индивидов. Поэтому в

своей работе ≪Справедливость как≫ честность≫ Ролз пишет: ≪Ценность

распределения ресурсов в одном направлении, а не в другом, зависит

исключительно от предпочтений и интересов индивидов как индивидов.

Удовлетворение желаний имеет свою ценность безотносительно к

нравственным отношениям между людьми, скажем, как членами совместного

предприятия, и к требованиям, которые они готовы, предъявить друг к другу

ради достижения этих интересов...≫ [98.С.53].

Согласно принципу всеобщей связи явлений, выступающего как один из

важнейших принципов диалектической методологии, раскрывается

определённый аспект полноты содержания мира. По Аристотелю данный

аспект полноты принимается; как совершенство, поскольку из содержания

всеобщей связи нельзя ничего изъять и поместить за пределы всеобщей связи, а

также нельзя ничего взять из-за пределов всеобщей связи и произвольно

поместить в содержание всеобщей связи явлений. При этом, согласно данному

принципу всеобщая связь распространяется на явления и через посредство

явлений она распространяется и на сущности. Данная опосредованность

сущностей раскрывает их (сущности) как отношения. И поэтому, в

Gt;

соответствии с разрабатываемыми со' времён Аристотеля концепциями

совершенной дружбы, совершенства слова, совершенной личности,

совершенного общения- и так далее, доказывается, что- ≪законченным, или

совершенным, называется то, вне чего нельзя найти хотя бы- одну его часть...,

то, что' по достоинствам и ценности не- может быть превзойдено' в своей

области...≫ [8.С.169] Среди перечисленных концепций находится концепция

совершенного общества.__

[Мой тезис, что понятие «совершенство» происходит от perfectio – неверен!!!!!!]

….

Диалектическое противоречие, лежащее в основе совершенства,

выступает в качестве источника общественного развития и способствует

пониманию и объяснению всех явлений в природе. Аристотель пишет:

≪круговое движение первичнее прямолинейного, поскольку оно проще и более

совершенно... Движение же по конечной прямой, если оно поворачивает назад,

представляет собой сложное движение,...если же оно не поворачивает назад,

оно несовершенно и переходящее. А совершенное первичнее

несовершенного≫[10.С.25б]. Таким образом, мыслитель опровергает идею о

том, что общественное развитие может реализовываться лишь в одном,

линейном направлении к конечному идеалу.

В. В. Зеньковский анализирую творчество В. И. Несмелова,

воспроизводит его мысль о том, что совершенная личность предстает как

источник совершенствования общества. Он пишет: ≪По самой природе своей

личности, — пишет Несмелое, — человек изображает собою безусловную

сущность, в то же время действительно существует, как простая вещь

физического мира... Он как будто затем только и существует, чтобы отражать в

себе реальную противоположность условного и безусловного... Он сознает

свою личность как реальный образ совершенной Личности, бытие которой

совпадает с его сознанием≫ [44.С.117]. В данном контексте, общество,

состоящие из совершенных личностей, есть совершенное общество.

Раскрывая содержание понятия ≪совершенное общество≫ с точки зрения

диалектических стандартов теоретизирования, следует отметить, что по

своему внутреннему строению, содержанию и функционированию данный

тип общества предполагает разрешение определенного противоречия и

возникновение нового противоречия, т. е. процесс развития, выраженного в

совершенствовании общественных отношений. В свою очередь

совершенствование общественных отношений может и должно

реализовываться только с учётом ≪некоторых неизменных закономерностей

человеческой природы - совершенно так же, как всякая техника, основанная на

естествознании, считается с неизменными законами природы, и всякое

изобретение, не учитывающее этих законов, заранее обречено на

неудачу≫[129.С455]. То есть, в стремлении человечества отождествить законы

функционирования общества с объективными законами природы зародилась

необходимость в совершенствовании общественных отношений.

Таким образом, диалектический метод исследования процесса

самосовершенствования общества предполагает реализацию следующих

принципов:

1) совершенствование общественных отношений;

2) принцип единства мира;

3) всеобщая связь явлений.

Исходя из этих принципов, необходимо выделить следующие

характеристики процесса самосовершенствования общества: развитие

коллективистского устроения общества; гармония личности и общества;

гармония общества и природы; реализация социальных противоречий,

возможность скорректировать их разрешение в благоприятном для жизни

общества направлении; гармонизация деятельности всех актуальных

жизнеутверждающих социальных институтов общества (институтов*

государства, церкви, различных творческих и других союзов, организаций и т.

д.) в процессе организации совершенствования общественного устройства.

Среди русских философов конца Х1Х-начала XX веков, даже и не вполне

разделявших принципы отечественной диалектической методологической

традиции, возникла дискуссия по поводу концепции совершенного общества.

Так, Hi А. Сетницкий, выступающий с критикой П.И. Новгородцева по вопросу

о совершенствовании общества, полагал, что общественные идеалы* являются*

выражением конечного совершенства, так называемого ≪земного рая≫, которое

общество должно технологически воспроизвести. Он пишет: ≪≪Идеал "земного

рая" предполагает за человеческой мыслью способность представить,

образовать и определить образ конечного совершенства. Человеческая мысль

оказывается здесь силой, способной выйти из пределов и рамок обычного и

106

жизненно практического определения отдельных и многообразных целей

разной высоты и степени достижения и сосредоточиться на высочайшей цели,

идеале конечного совершенства≫ [105.С.296].

[важно: абсолютные и относительные идеалы]

Данная позиция соответствует

принципам неореалистской методологической версии метафизической

традиции философского познания, в рамках которой совершенное общество

исследуется как абстрактная сущность, общественный идеал. Только

абсолютный, совершенный идеал (конечный идеал), по мнению философа,

способен вдохновить общество и привести его к совершенному образцу. В

данном отношении концепция совершенного общества раскрывается как

утопическая схема. Сетницкий пишет: ≪...человечество не только может, как

это показано ему в определенных планах и образцах, но и должно осуществить

воплощение совершенства...≫[105.С.349]. Воплощение идеала совершенства

обеспечивается посредством определённой технологии, реализует которую

соответствующий социальный субъект, руководимый утопической схемой

(абстрактной сущностью совершенного общества).

П.И. Новгородцев, следуя отечественной методологической традиции

философского познания действительности, выдвинул иную концепцию

бесконечного совершенствования. Он пишет ≪...бесконечный исторический ряд

действительно представляется только вечной сменой конечных явлений, только

не имеющим конца потоком событий; тогда исторический процесс по существу

остается вне сопричастия с положительной бесконечностью, в смысле

законченной и вечной полноты абсолютного совершенства... прогресс

относительных явлений бесконечен, но в каждой ступени этого относительного

прогресса осуществляется Абсолютное≫ [77.С.61]. По мнению Новгородцева,

процесс самосовершенствования общества предполагает наличие внутреннего

источника движения и развития, позволяющий совершенному обществу

бесконечно совершенствоваться благодаря бесконечному совершенствованию

общественных отношений. Опровергая представления Сетницкого о конечном

идеале, Новгородцев пишет: ≪Следование утопическим схемам неизбежно

107

приводит к ложной ориентации общественного' целого, которое предпочитает

жертвовать настоящим ради неведомого* ≪прекрасного далека≫ и смотрит на

личность как на средство...≫[77.С. 175]. Общественный идеал, по мнению*

Новгородцева≫. может рассматриваться только как вечное, бесконечное

совершенствование. Он пишет: ≪...основным определением идеала в* его

отношении к миру эмпирической действительности является понятие о нем как

о требовании вечного совершенствования≫[77.С65].__

Русский философ А. Н. Радищев, следуя аристотелевскому принципу

совершенства, продолжает развертывать мысль о совершенстве человека,

определяющего совершенство* общества посредствам совершенствования

общественных отношений. В рамках изучения русского общества Радищев

закладывает такой критерий самосовершенствования как добродетель. В

качестве добродетелей у него выступают честолюбие, благонравие,

благородство, руководствуясь которыми человек, по мнению философа,

раскрывает своё деятельное совершенство. Радищев развивает мысль о том, что

жизнь человеку дана для совершенствования: ≪...что цель, что мечта человече-

ства есть совершенствование и блаженство, которое есть следствие добродетели

единыя от совершенств≫ [93.С.284]. Человек в своём совершенствовании

делает совершенным и общество, в котором он реализует свои добродетели по

принципу всеобщей связи явлений. В свою очередь, общество, государство

своим совершенством по принципу единого и много определят совершенство

человека, ≪...словом, чтобы каждый столько был благополучен, сколько то

дозволит существо и совершенство целого государства≫ [94.С.512].

Совершенство личности раскрывается через возможность совершенствования

общественных отношений, что придаёт оформлению совершенства полноту

и законченность и свидетельствует о гармонии человека и общества.

Данное положение определяет характер самосовершенствования общества и

выводит социальные противоречия на уровень своего разрешения.

Добродетель как критерий совершенствования человека исследует в

т

своих трудах Г. Г. Шпет. По мнению философа: ≪Нужно большее развитие

человечества, проникновение в вечные истины большего числа людей, чтобы

научиться напряженно, жить и легче осуществлять добродетель. Высшая

нравственная истина - любовь к ближнему, а "ближний не есть только друг наш

или родственник, но человек вообще". Все люди - одно существо; всякий

особенный человек - особенная идея в общей душе человеческой. Индивиды

сами по себе, "неделимые", "имеют только призрак души; живет истинно

только род. В' чувстве любви мы возвышаемся до сознания рода, и

совершенствование человека в том и состоит, чтоб люди научились постепенно

обезличиваться≫ [147.С.310].

Другой выдающийся русский философ XIX века М.В. Петрашевский

важное значение в процессе совершенствования общественных отношений

придавал совершенствования каждого члена общества, каждого человека. По

мнению философа: ≪...общество существует для человека, а не человек

собственно для общества... Если же общество существует для человека, то для

какой же цели существует сам человек, может быть, захотят нас спросить? —

для совершенствования, как доказал Кант, но мы переиначим несколько это

выражение и скажем, что он существует для наслаждения через

совершенствование≫ [126.С.113]. Петрашевский исключает мысль о том, что

истинное наслаждение и совершенство может выступать лишь в качестве

ориентира, общественного идеала. По его мнению, процесс совершенствования

бесконечен и благодаря этому бесконечному совершенствованию человек

получает истинное удовлетворение от своих поступков и действий. В данном

отношении идеей совершенствования должен быть проникнут каждый человек,

являющийся источником развития общественных отношений. В этой связи

исследователь отмечает: ≪...одна истина, присовокупленная к массе

общественных сведений, и один истинный взгляд, переданный во всеузнание,

на образ общественной деятельности есть торжество человека над

заблуждением и приближение его к всесовершеннейшему началу всех

совершенств и выполнение окончательной и достойной задачи его бытия -—

совершенствования≫ [126.С.120].

Следование и исполнение объективных законов природы не исключает и

не приуменьшает значения самого общества в совершенствовании человеческих

отношений. Об этом, в частности, писал Белинский: ≪Создает человека природа,

но развивает и образует его общество. Никакие обстоятельства жизни не спасут

и не защитят человека от влияния общества, нигде не скрыться, никуда не уйти

ему от него. Самое усилие развиться самостоятельно, вне влияния общества,

сообщает человеку какую-то странность, придает ему что-то уродливое, в чем

опять видна печать общества же≫ [16.С.109]. По мнению философа, сама суть

человека заключается в его взаимоотношениях в обществе. Совершенство

данных взаимоотношений есть путь к совершенству, как личности, так и всего

общества, образуемого совершенными личностями. Концепция ≪совершенное

общество≫ представляет собой качественно-целостное социальное образование,

включающие устойчивые связи людей, выражающихся в единстве их

объективных и субъективных характеристик, в определенном единстве образа

жизни, тенденций и перспектив развития.

Диссертация: «Уровень перфекционизма и содержание идеалов личности»

 

Актуальность темы исследования определяется

необходимостью изучать и учитывать те изменения, которые

претерпевают базовые характеристики личности в условиях

современных общественных и социальных трансформаций. К таким

базовым характеристикам относятся стремление к

самосовершенствованию и идеалы, принятые личностью. От того, какой

идеал, какой образец для подражания выбирает человек, во многом

зависят его судьба и жизненный путь (К.А. Абульханова, Л.И. Божович,

А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн). Содержание идеалов может

меняться, но на определенном этапе оно задает направление

личностного развития.

В отечественной психологии проблеме идеалов личности (прежде

всего - нравственных идеалов) традиционно уделялось большое

внимание (работы Л.И. Божович, Б.Д. Эльконина, С.Г. Якобсон, Э.В.

Чудновского, Б.С. Братуся, Н.И. Судакова, Т.А. Флоренской и др.). В

западной психологической традиции эта тема также нашла свое

отражение. ≪Перфекционизм≫ одно из понятий, которые используются

для описания стремления личности к самосовершенствованию.

Перфекционизм - сложное явление, его влияние может охватывать все

сферы жизни человека. Как отмечают западные исследователи, такие как

П. Хьюитт, Г. Флетт, С. Ингрем (P.nweitt, G.Flett 1998, 1999, 2001;

Ingrem 2000) и другие, при неправильном соотношении

перфекционистских тенденций, непропорциональном их развитии

возникает риск формирования невротического перфекционизма. При так

называемом ≪нормальном≫ перфекционизме человек получает

удовлетворение от усердной работы, стремится к саморазвитию и

улучшению результатов, оставаясь при этом способным принять факт

наличия предела, личностного или ситуативного своего совершенства.

При невротическом перфекционизме, человеку ничто не кажется

достаточно совершенным. Глубоко укоренившееся чувство

неполноценности и уязвимости ввергают его в круг

саморазрушительных сверхусилий, и всякое дело или задача

преврап];аются в очередной угрожающий вызов. В работах П. Хьюитта,

г. Флетта, С. Блатт, Б. Керра, С. Петерса, К. Дебровского, Т.

Пиечовского, Дж. де Лиза, Р. Фримана, Д. Барнса, М. Аддерхолта-

Эллиота, Б. Кларка, С. Конартона (P.Hweitt, G.Flett 1998, 1999, 2001,

S.Blatt 1987, B.Kerr 2000, S.Peters 2001, K.Debrovsky, T.Piechovsky 1972,

1976, 1997, J.de Lise 1986, R. Freeman 1989, D.Bums 1980, M.Adderholt-

Elliot 1989, B.Clark 1992, S.Conarton 1993) описаны такие последствия

формирования невротического перфекционизма как депрессии,

тревожность, низкое самоуважение, алкоголизация, наркотизация и др.__

Теоретическая гипотеза - Содержание идеалов личностей

каждого из трех уровней перфекционизма обладает своей спецификой.

Предмет исследования - содержание идеалов испытуемых с

разным уровнем перфекционизма.

Содержание идеалов личностей с разным уровнем

нерфекционизма различны по сложности, дифференцированности,

продуманности, отрефлексированности и но характеру отраженных в

них жизненных ценностей.

3. Соотнести уровень перфекционизма с содержанием идеалов

испытуемых.

основные положения по проблеме идеала,

сформулированные в работах С.Л.Рубинштейна (1976), Л.И.Божович

(1968), А.В.Брушлинского (1991), и основополагающие работы по

проблеме перфекционизма Д. Хамачека, К. Дабровского, Л.

Сильвермана, П. Хьюитта и Г. Флетта (Hamachek D.E. 1991; Debrovski

К., Piechovsky Т. 1997; Silverman L. 1993, 1995; Hewitt P. & Flett G.

2001).

Впервые особенности содержания идеалов личности

рассматриваются в связи с различиями в уровне перфекционизма.

В будущем представляется целесообразным изучение динамики сферы

идеалов испытуемых с разным уровнем перфекционизма.

Положения, выносимые на защиту:

1) В содержании идеалов личностей с разным уровнем

нерфекционизма существует как сходство, так и различия. Сходство

состоит в утверждении ценности таких качеств как интеллектуальность,

академическая и профессиональная успещность; различия, связаны с

подразумеваемыми возможностями частичного или полного

воплощения этих идеалов в жизни.

2) Нредставления об идеале личностей с разным уровнем

перфекционизма различаются по сложности, дифференцированности,

продуманности, отрефлексированности.

3) Различаются главные жизненные ценности, отраженные в

представлениях об идеале, наиболее значимые атрибуты идеала: для

личностей со средним уровнем перфекционизма это индивидуальная

успещность, самореализация, материальное благополучие, комфорт; для

личностей с высоким уровнем перфекционизма (≪перфекционистов≫) -

радость жизни, отнощения с людьми.

В диссертационной работе термин ≪нерфекционизм≫

используется в значении, соответствующем определепию, данному

Хьюиттом и Флетром, создателями трехмерной теории перфекционизма

и разработчиками MPS: Перфекционизм - это стремление быть

совершенным, безупречным во всем. Хьюитт и Флетт выявили,

исследовали и описали следующие составляющие перфекционизма:







Date: 2015-07-01; view: 567; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.147 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию