Если он реагирует первым образом, мы имеем представление о
≪нарциссическом≫ человеке... во втором случае мы имеем
перфекциониста с особым типом Супер-Эго ≫ [52, с.38]. Хорни
рассматривает и вариант, при котором ≪...человек кажется не
отвечающим ни перед кем и ни перед чем; он становится склонным к
сумасбродству, безответственности и негативизму≫.
…
Петере пишет: ≪То, что хорошо и
необходимо для максимальных достижений, максимального развития,
например, склонность ставить перед собой большие, требующих труда и
упорства цели, может оказывать как позитивное так и негативное
воздействие на жизнь человека≫ [102, с.68].
…
Если Паркер и Адкинс [101]
предлагают расценивать стремление быть совершенным невротическим
тогда, когда стандарты, установленные человеком для себя,
≪нереалистично высоки≫, то Петере, полемизируя с этими авторами,
спрашивает ≪что можно считать нереалистично - высоким для
талантливых людей? Кто может объективно судить о допустимом
уровне притязаний для тех, кто одарен и жаждет развить свои
способности в полной мере?≫
…
Если Паркер и Адкинс [101]
предлагают расценивать стремление быть совершенным невротическим
тогда, когда стандарты, установленные человеком для себя,
≪нереалистично высоки≫, то Петере, полемизируя с этими авторами,
спрашивает ≪что можно считать нереалистично - высоким для
талантливых людей? Кто может объективно судить о допустимом
уровне притязаний для тех, кто одарен и жаждет развить свои
способности в полной мере?≫
…
Петере напоминает о том, что, рассматриваем ли мы
перфекционизм как аутодеструктивную тенденцию или нет, мы не
можем не признавать, что одаренные люди, как правило, стремятся быть
совершенными, для них этот аспект существования по - настоящему
значим.
…
Шмитц и Гэлбрэйт [ПО] утверждают, что перфекционизм
проистекает из ≪понимания качества и способности одаренных людей
чувствовать разницу между экстраординарным и посредственным.
Поскольку человек понимает, что может достигнуть некоего
совершенного результата и то, каким этот результат должен быть,
стремление достигнуть его у такого человека усиливается. Одаренный
человек чувствует себя неполноценным, когда не соответствует
стандартам, установленным для себя и неудовлетворенным, если не
делает всего возможного для того, чтобы достичь всего на что, как он
знает, он способен≫.
…
Психолог
Сидни Блат [63] в статье ≪Разрушительная сила нерфекционизма:
значение для лечения денрессии≫ нишет о том, что ≪невротический≫
нерфекционизм возникает из стремления избежать неуспеха.
Перфекционисту ничто не кажется достаточно совершенным, и он не
снособен получать удовлетворение от сделанной работы, которая
другим людям кажется превосходно выполненной. Глубоко
укоренившиеся чувства неполноценности и уязвимости ввергают
человека в бесконечный круг саморазрушительных сверхусилий, и
всякое дело или задача нревращается в очередной угрожающий вызов.
…
Одно из отличий
невротического перфекционизма от так называемого ≪нормального≫
многие исследователи видят не в степени выраженности этой черты, но
в том, стремится ли человек быть как можно более совершенным ≪для
себя≫, руководствуясь собственными убеждениями, представлениями о
своих способностях и возможностях или же его стремление обусловлено
страхом быть отвергнутым, несоответствовать требованиям других
(прежде всего близких) людей.
…
Роделл [104] описывает как позитивные, так и негативные
аспекты перфекционизма: в позитивной форме перфекционизм может
обеспечить побуждающей силой, ведущей к большим достижениям,
≪Скрупулезность, внимание к деталям, зачастую свойственное
перфекционистам, необходимо для ученого; обязательность,
ответственность, добросовестность, умение сосредоточиться могут быть
полезны в любой сфере деятельности≫. Роделл приводит примеры людей
искусства, которые стремятся улучшить результат своей работы,
неоднократно возвращаясь к уже, казалось бы, завершенному и,
усовершенствуя это, стремясь максимально приблизить к своему
представлению об ≪идеальном результате≫, ≪мысленному образцу≫,
который им хотелось бы воплотить в реальность или находясь в
процессе творчества в поиске этого ≪идеального результата≫ [104,
с. 127]. Так, композитор упорно продолжает работу, пока музыка,
которую он записывает, и которую могут услышать другие, ≪не станет
соответствовать чудесным звукам, рождающимся в его воображении, не
превратится в целостное, сопоставимое с представлением сочинителя о
совершенстве, произведение≫Настойчивость,
требовательность к себе, с которой многие творческие люди стремятся
как можно точнее, полнее, воплотить свои замыслы, по мнению Роделла,
являются позитивными проявлениями перфекционизма. Устанавливать
для себя высокие стандарты, стремиться к труднодостижимым целям -
не плохо. Опасно, когда перфекционистские тенденции сочетаются с
≪наказывающей≫ позицией окружающих или самого человека. Такое
отношение или самоотношение (а тем более их сочетание), могут
≪подавлять, ограничивать воображение, убивать жажду жизни,
препятствовать самовыражению настолько, что человек становится
неспособным реализовать, проявить свой талант. Иногда так случается с
одаренными детьми, которые подавали большие надежды в раннем
возрасте...≫
…
Рассматривая перфекционизм как негативное явление, Варне [66,
С.34] описывает перфекционистов как ≪людей, которые демонстрируют
навязчивое, неослабеваемое стремление к невозможным, недосягаемым
целям и оценивают себя в зависимости от своих достижений, ≪измеряя≫,
определяя свою ценность продуктивностью, успешностью...≫
…
Исследования Аддерхолта-Элиота [59, 60] позволили выявить тот
факт, что перфекционистам свойственны: медлительность, боязнь
неудачи, склонность руководствоваться принципом ≪все или ничего≫,
нерешительность, боязнь действия, трудоголизм. Боязнь
перфекционистов быть несовершенными хоть в чем-то, боязнь
допустить промах, сопряжена с различными негативными
переживаниями и усиливает медлительность. Откладывание завершения
работы до последнего момента - описывается Аддерхолтом-Элиотом как
≪болезненная (причиняющая человеку страдания) тактика избегания,
которая часто наблюдается у перфекционистов≫ [59,с.19].
Медлительность перфекционистов, по мнению этого автора, зачастую
обусловлена боязнью неудачи. Апатия, избегание действия могут быть
результатом перфекционизма: человек представляет себе, как что-то
должно быть сделано, каким он должен быть в идеале (здесь автор имеет
в виду поступки в конкретных ситуациях) и при этом знает, что ему
никогда не выполнить этого, не соответствовать этому представлению
≪на сто процентов≫. Поэтому человек предпочитает бездействие
[60,с.50].
[например, я боялся начать писать диплом. Или боишься гтовиться к экзамену по билетам, т.к. даже беглый взгляд на билеты обнаруживает для тебя твое незнание. Лучше просто читать в свое удовольствие. Встреча с собой страшнее встречи со смертью. Степной волк и зеркало]
…
Сильверман убежден, что
перфекционизм должен рассматриваться как ≪палка о двух концах≫. Он
содержит в себе потенциал, способный побуждать ≪двигаться к
вершинам развития, возвышать дух человека и вести его к
несравненным успехам≫. Но перфекционизм может также ≪низвергнуть
в пучину безысходности и отчаяния≫
[человек гибнет от того, ради чего живет]
…
Основываясь на
результатах собственных исследований и исследований своих коллег
[65, 68, 105, 106, 108, 111], Сильверман приводит ряд примеров связи
перфекционизма и одаренности, как в позитивных, так и внегативных
проявлениях: ≪Неотъемлеммая часть интеллектуальности - способность
оперировать, и, тем более, руководствоваться в своем поведении
сознательно выбранными или сформулированными абстрактными
идеями. Представление о совершенстве как раз относится к разряду
таких идей.
…
Перфекционизм - во многом результат асинхронии.
Интеллектуальное развитие ребенка опережает развитие его
сверстников. Ни родители одаренного ребенка, ни он сам, не сравнивают
его с ≪обычными≫ ровесниками. Задачи, которые ставят перед таким
ребенком воспитателями и им самим, сложнее, чем задачи, которые
достаточно выполнять его сверстникам (если ребенок с самого раннего
возраста не обучается в специализированных заведениях для
одаренных). Таким образом, ребенок привыкает к тому, что к нему
предъявляются особые требования, не соотносимые с требованиями,
соответствию которым могут ограничиваться другие дети≫ [114, с.ЗО].
Если продолжить мысль Сильвермана, можно придти к следующей
формулировке: если для других детей достаточно быть ≪хорошими≫, то
одаренный ребенок ≪обязан≫ быть совершенным в своих собственных
глазах и глазах тех, кто возлагает на него надежды. Возможно, именно с
этим связаны многие трудности в общении, которые испытывают
одаренные дети. Согласно наблюдениям, сделенным Сильверманом в
процессе исследования проблем перфекционизма и одаренности,
одаренные дети-перфекционисты часто чувствуют, понимают свою
≪особенность≫, устанавливают для себя не по возрасту высокие
стандарты и при этом не могут обиваться с менее развитыми
сверстниками. Одаренные девочки и мальчики, о которых пишет
Сильверман, тянутся к детям постарше или ип];ут подходяш;их
собеседников, партнеров для обп1;ения среди взрослых.__
…
Перфекционизм в концепции Сильвермана - форма выражения
потребности самосовершенствования, которая является полезной для
эволюции человека и человечества в целом побудительной силой. Она
проявляется в недовольстве человека ≪тем, что он есть≫, и страстным
стремлением ≪стать тем, кем он должен быть≫
…
Возвращаясь
к концепции Сильвермана, следует также нояснить, что, по мнению
этого ученого, представление перфекциониста о том, каким он
≪должен≫ быть - его ≪внутреннее убеждение, имманентно присущее
знание, понимание, касающееся чего-то большего, чем суетное,
материальное. Оно (понимание) связано со стремлением созидать
смысл собственной жизни, делая как можно лучше то, к чему способен,
или делая лучшее, на что способен ≫ [114].
[а вот и экзистенциальный аспект перфекционизма: идеал как смысл жизни. Идеализированная «Я-концепция» как одно из проявлений невротического перфекционизма]
…
в концепции Дебровского была предпринята попытка применить,
переосмыслив, рассмотрев в свете исследоваений, посвященных
изучению перфекционизма, положения концепции Маслоу [31],
касающиеся как можно более полного развития и нроявления талантов.
Дебровский нишет: ≪... Перфекционизм предполагает внутреннюю
мотивацию полного использования своих способностей и стремление
делать лучшее, что человек имеет возможность сделать в каждой
конкретной ситуации, в каждой попытке≫ [71]. Дебровский считал, что
формирование, осознание этого стремления происходит изначально под
влиянием социального окружения. Развиваясь, перфекционистские
тенденции фокусируются уже не на демонстрации совершенного
поведения, прилежапия, выполнения заданий другим людям, а на
собственном развитии. Появляются ≪чувство миссии≫, представления о
жизненной цели, смысле существования. Перфекционизм, по мнению
Дебровского способствует самоактуализации
…
Рупер [108] считает нужным уточнить, что перфекционисты
стремятся быть совершенными даже тогда, когда окружающие не видят
в этом необходимости, не попимают их. ≪Одаренные - перфекционисты
в том, к чему относятся их собственные стандарты, собственные
ожидания и далеко не всегда - в том, чего от них ожидают и требуют
окружающие≫ [108, с.22]. Взрослые перфекционисты, по заключению
этого автора - как правило, люди определенных убеждений, принципов,
люди с выраженной направленностью личности. [т.е. люди с твердыми, даже ригористичными устоями. Например, Брандт у Ибсена] ≪Они чувтвуют себя
виноватыми, если хоть в чем-то не соответствуют собственным строгим
требованиям, не реализовывают в полной мере своих принципов.
Некоторые перфекционисты совершенно не могут смириться с
несправедливостью и вынуждены постоянно отстаивать свои убеждения,
представления о справедливости, какими бы они ни были, постоянно
бороться и противостоять окружаюш;ему миру≫ [Дон-Кихотизм. «А все-таки она вертится» Галилея. «На том стою и не могу иначе» Лютера].
…
Психологи [68, 90, 113, 114, 120] советуют перфекционистам
научиться определяться с приоритетами, не тратить чрезмерных усилий
на незначительное, не быть придирчивыми к себе в мелочах, применив
стремление быть соверщенными к значимым сферам своей жизни, к
тому, к чему у них лежит душа, к чему они чувствуют в себе
способности. Энергия перфекционизма, направленная в ту сферу,
которая наполняет жизнь человека смыслом, может приносить
блестящие результаты, важные не только для самого перфекциониста,
но и для других людей. Кларк [68, с. 18] отмечает, что страстное
стремление человека быть совершенным может воодушевлять
окружающих; ≪...упорство в отстаивании убеждений и принципов
может поколебать конформистские установки окружающих, побуждать
перемены к лучшему≫. Сильверман пищет о том, что идеализм
перфекционистов не следует подавлять, что люди, ставящие перед собой
больщие цели, стремящиеся быть соверщенными, готовые трудиться и
бороться за свой идеал, могут приносить огромную пользу обществу.
…
≪...- Перфекционисты, как правило, ставят перед собой большие,
глобальные цели, связанные не только с внешними достижениями, но и
с саморазвитием, личностными достижениями.
- Перфекционисты упорны в своем стремлении к совершенству,
продолжают бороться тогда, когда другие бы уже сдались, и тогда, когда
окружаюш;ие пытаются им помешать. Они демонстрируют
удивительную способность к самоконтролю, самоограничениям, когда
дело касается того, что для них важно, во что они верят. Однако
перфекционизм может стать и страшной разрушительной силой,
оказывать деструктивное влияние на личность и нести зло
окружающему миру. Все зависит от того, к чему будут применены
перфекционистские усилия.
- Следование перфекционистским принципам, стремление к
совершенству требует от человека многих жертв, большого труда, и, к
сожалению, всегда сопряжено с напряжением, которое не каждый
человек выдерживает без ущерба для физического и психического
здоровья, Перфекционист живет, пытаясь во всем преодолеть разрыв
между тем, какой он есть и тем, каким он должен быть (курсив мой).
Страстное стремление к самосовершенствованию доставляет человеку
немало беспокойств, порой - причиняет боль, является причиной
постоянных внутренних конфликтов и противоречий, которые не
каждый в состоянии самостоятельно решить.,.≫__
[для утописта характерен перфекционизм, направленный на других, шире – на внешний мир. Остальное – постольку-поскольку. Чехов – в человеке все должно быть прекрасно. Блок – человек должен предъявлять безмерные требования к жизни]
…
Наиболее хорошо изучены, чаш;е описываются внешние
проявления перфекционизма. В то же время собственно личностные
Date: 2015-07-01; view: 562; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|