Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Утопии, которая обусловливает многообразие его определений
... о временем, под влиянием внешних и внутренних факторов (экономическое положение, политическая ситуация, внешние отношения, экологическое состояние и т.п.), общество неминуемо разделяется на определенное число сторонников и npoTHBiniKOB конкурирующих утопий. Преимущество конкретных утопий, в существенной степени, зависит от тех идеальных целей, которые ставят перед обществом авторы утопических текстов. В этот период, как нам представляется, определяющим свойством авторской утопии как информацнонпой системы выступает свойство, имеющее, по словам В.И1 Карогодина, «кардинальное значение для общей теории информации»^^, - полипотентность. Свойство полипотент1Юсти информации означает, что одна и та же информация может быть использована для решения самых разных задач. Раскрывая содержание этого понятия, В.И. Карогодин подчеркивает: «Невозможно перечислить все ситуации и цели, для достижения которых, с той или иной вероятностью, они могут оказаться пригодными. Множество комбинаций «ситуация-цель» можтю считать бесконечным, как и то подмножество, использовать в пределах для которого осуществления данную цели»^^. В информацию условиях можно социальной^ неустойчивости полипотентность утопии позволяет увеличивать число сторонников той или иной авторской утопии вследствие того, что многозначность смыслов, заложенных в утопическом произведении, способна отразить разнообразие целей, которые ставят перед собой различные группы общества. ... Таким образом, на следующем этапе (в рамках динамической теории информации (ДТИ) - стадия? «паркета») авторская утопия-мечта трансформируется в утопию-видение, отражающую взгляды определенной, наиболее активной части общества. Согласно- динамической теории информации, утопические произведения' уже содержат определенную ценность целей. В свою очередь, цели социокультурной системы, неосознанно присутствующие в обществе и не всегда совпадающие с целями утопий, могут быть усилены именно за счет ценности информации. " Карогодни В.И. Информация и феномен жизни. Пущино, 1991. С. 41. ** Там же. С. 41 заключенной в этих утопиях. Как мы уже отмечали в параграфе 1.1, ценность целей может быть конъюнктурной (ближайшее будущее, измеряемое годами), прогностической (десятилетия) или асимптотической (столетия). На заключительной стадии этого этапа преобладающее влияние будет иметь (это можно предсказать уже с достаточно высокой степенью вероятности) та утопия-видение, с которой будут связаны наибольшие социальные ожидания общества в данный переходный период. Очевидно, что эта утопия будет обладать максимальной, по отношению к другим утопиям, ясностью целей будущего, аттрактивностью в пространстве принятия решений^'. ... Основываясь на характеристиках описанных нами функций утопии, рассмотрим процесс взаимодействия утопии с наиболее восприимчивыми к • воздействию функций утопии формами культуры, которыми оказываются идеология, социальный сценарий, антиутопия (здесь выступающая как форма обратной связи в обществе, оппозиционная основной идее развития) и социальный миф, что поясняется приведенным ниже анализом процесса взаимодействия, при изложении которого будет приведена характеристика указанных форм культуры. ... Проблема взаимовлияния утопии и идеологии! в социальной практике впервые была рассмотрена немецким философом, основателем социологии знания Карлом Манхеймом в 1929 году. В фундаментальном; труде «Идеологая и утопия», рассматривая утопию и идеологию как две стадии в жизни идеи, К. Манхейм отмечает: «Утопия выступает сначала как мечты и чаяния отдельного индивида. Затем, она воспринимается широкими слоями, рождая некий образ»'^^. С помощью идеального образа наиболее радикально Манхейм К. Идеология и утопия. М.,1994. С. 164. •• настроенная часть общества организует духовную энергию существующего общества на борьбу с его недостатками. Затем, во второй фазе, борьба приводит к тому, что старое уступает место новому. Однако в реальности это общество оказывается не таким, каким представлялось создателям утопического проекта. Вследствие этого, одни остаются утопистами и критикуют новое общество с позиции идеалов. Другие, те, кто пришли к власти, выступают апологетами действителыюсти, становятся идеологами t нового строя и их энергая направлена на стабилизацию существующего порядка. Таким образом, утопия, по К. Манхейму превращается в идеологию. Естественно, для превращения утопии в идеологию «апологетам» нового строя необходимо иметь возможность управлять обществом. По утверждению культурного антрополога К. Гиртца, «наилучший способ внедрить в общество какую-то картину мира - это захватить политическую власть и укрепить ее»'^. Последователь К. Манхейма, П. Рикер, также •" рассматривая феномены утопии и идеологии в процессе взаимодействия, показал, что они выполняют различные, но попарно связанные функции. На начальной стадии взаимодействия эти феномены выступают в наиболее позитнв^юй функции, «если наилучшая функция идеолопте - это интеграция, сохранение лич1юст1г и группы, то наилучшая функция утопии - разработка возможного»'^^. На следующей стадии мы получаем совершенно иную картину, «если на первом уровне присутствует корреляция между идеологаей как интеграцией и утопией как другим возможным, то на втором уровне идеолошя выступает как легитимация наличной власти и ее носителей, тогда как утопия бросает вызов этим властям»'^^. П1 Рикер считает, что именно в вопросе о власти утопия и идеологая вступают в противоречие напрямую. Наконец, на заключительной стадии эволюции '*^ Гнртц К. Идеология как культурная система // Новое литературное обозрение. 1998. No 29, С. 10. ""Цит. по ст.: Поляков Л.П. Методолотя исследования российской модернизации // Политические исследования. 1997. No 3. С. 21. "^ Там же. С. 22. процесса взаимодействия, утратив функции интефатора общества и легатимизатора власти, идеология не может не искажать символическую структуру жизни. Соответственно, функции утопии изменяются следующим образом: «На стадии, где идеолопш есть искажение, ее утопический двойник - это фантазия, безумие, бегство, совершенно нереализуемое. Здесь утопия устраняет вопросы о переходе от настоящего к утопическому будущему; она не предлагает никакой помощи в определении или продвижении по трудному пути действия»'^^. В теоретической модели П. Рнкера идеологая и утопия в результате взаимодействия объединяются в некую системную целостность изменения социальной структуры. ... Благодаря взаимодополняющим характеристикам, утопия и миф образуют феномен сощтальной мифологии, обеспечивающий целостность той картины мира, которую создает утопия в обществе. В роли мифолошзированной действительности выступает не современное общество, а действительность, принадлежащая либо идеализированному прошлому, либо идеализированному будущему'*^. Социальная мифология составляет существенную часть обыденного сознания и является его важнейшим элементом. В кризисные периоды в культурах различного типа, на основе принципов традищюнных мифов, складьгеаются социальные мифы — преувеличенные или искаженные представления о действительности, сознательно внедряемые в общественное сознание с целью формирования нужных социальных реакций. Как подчеркивает Э.Я. Баталов, «когда утопическая идея, низведенная в целях пропаганды до популярного лозунга, забрасывается в народ и в итоге становится программой деятельности миллионов людей, она неизбежно обретает черты мифа. Рационально структурированные исключающей идеи становятся возможность предметом критической коллективной рефлексии. Яркое веры, тому подтверждение - судьба марксизма в России, где сначала завершилась его утопизавдш, а потом утопия, ставшая идеологией; обрела мифологические черты»"*. Социальный миф формирует у членов той или иной общности» представление об их судьбе и цели. М. Липовецкий подчеркивает в культуролоп1ческом эссе: «...Тоталитарной власти; нужна не сказка, а миф; как конструкт реальности, ведь то,»гго окружено верой, принимается за реальность. Имешю на тотальности мифологазации и строится могущество ' " Кпабе Г. Основы общей теории культуры. М., 1999. С. 67. "* Баталов ЭЛ. Политическая утопия XX века: вопросы теории и истории. М., 1996. С 2 1. (^ этой власти.... Это отказ от сказочной утопии в пользу идеологических мифологем, якобы репрезентирующих, а на самом деле формирующих реальность»''. [превращаясь в социальный миф, утопия теряет свою социально-критическую функцию!!!] ... Если утопический проект в обществе актуализируется, становится идеологическим социального проектом, мифа. он приобретает Процесс такого форму целеполагающего взаимодействия обеспечивается? компенсаторной функцией утопии. В результате взаимовлияния мифа и утопии содержание мифа как формы культуры трансформируется, вбирая в себя новые черты будущей реальности, моделируемые утопией. В свою очередь, эволюция утопии продолжается в социокультурной среде, раскрывая перед обществом рациональную идею в образах коллективной иррациональной веры. ... Липовецкий М. Утопия свободной марионетки или как сделан архетип // Новое литературное Date: 2015-07-01; view: 408; Нарушение авторских прав |