Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Жанры симфонической музыки
СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА - музыка, предназначенная для исполнения симфоническим оркестром. СИМФОНИЯ (от греч. - созвучие, благозвучное сочетание тонов; итал. sinfonia; англ. symphony; франц. symphonic; нем. Symphonic) - ведущий жанр оркестровой музыки, сформировавшийся в сер. 18 в. Термин, возникший в Др. Греции, обозначал в Зап. Европе до появления жанра симфонии разнообразные вокально-инструментальные композиции. С 17 в. так называли инструментальные интермедии и вступления к опере. Свой классический облик симфония приобретает у представителей венской классической школы - Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена. В их творчестве откристаллизовался 4-частный сонатно-симфонический цикл, включающий Allegro в сонатной форме, медленную часть, менуэт (позже скерцо) и финал. В эпоху романтизма - Ф. Шуберт, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Ф. Мендельсон, Р. Шуман, И. Брамс. Расцвет русской симфонии приходится на 2-ю пол. 19 в. и связан прежде всего с творчеством А. П. Бородина и П. И. Чайковского. К выдающимся образцам принадлежат Симфонии - С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна, и особенно Д. Д. Шостаковича, 15 симфоний которого стали своеобразной "летописью" эпохи. СИМФОНИЕТТА - появились в 19 в. (итал. sinfonietta, уменьшит. от sinfonia) - жанр симфонической музыки, отличающийся от симфонии меньшим масштабом цикла и оркестровым составом (малый симфонический или камерный оркестр). Для С. характерна светлая, нередко народно-жанровая образность. СИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА (нем. symphonische Dichtung, sinfonische Poem, Tondichtung; франц. роете symphonique; итал. роста sinfoniса) - жанр симфонической музыки, созданный Ф. Листом и выражающий романтическую идею синтеза искусств, представляет собой одночастное оркестровое произведение, допускающее разнообразные источники программы. Свойственно свободное развитие материала. После Листа в этом жанре работали К. Сен-Сане, С. Франк, Б. Сметана, А. Дворжак; в 20 в. - Р. Штраус, Я. Сибелиус, Ф. Дилиус, М. Регер, А. Шёнберг, Б. Барток, О. Респиги и др. Большую популярность жанр симфонической поэмы приобрёл в творчестве русских и советских композиторов (М. А. Балакирев, А. К. Глазунов, А. Н. Скрябин, А. И. Хачатурян, К. Караев, Г. Г. Галынин, О. В. Тактакишвили и др.). Влиянию подверглись в своём развитии и др. жанры - симфония, концерт, соната. СИМФОНИЧЕСКАЯ КАРТИНА - жанр симфонической музыки. Обычно представляет собой одночастное программное произведение, характеризующееся свободной формой, созерцательностью или неторопливой повествовательностью, обилием живописных деталей. Образы часто связаны с пейзажем или жанрово-бытовыми, сказочно-фантастическими и батальными сценами. Тематизм нередко обладает яркой характеристичностью и чертами изобразительности (напр., "Баба-Яга", "Волшебное озеро" и "Кикимора" Лядова). Наибольшее распространение получила в русской и советской музыке: у А. Г. Рубинштейна ("Иван Грозный" и др.), М. П. Мусоргского ("Ночь на Лысой горе"), Н. А. Римского-Корсакова ("Садко"), А. П. Бородина ("В Средней Азии"), А. К. Глазунова ("Кремль", "Весна"), А. К. Лядова, Встречаются как относительно самостоятельные оркестровые фрагменты в операх или балетах ("Полтавский бой" в опере "Мазепа", "Три чуда" в опере "Сказка о царе Салтане", "Сеча при Керженце" в опере "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" и др.). С. В. Рахманинов создал жанр фортепианной картины ("Этюды-картины"). СИМФОНИЧЕСКАЯ ФАНТАЗИЯ (нем. symphonische Fantasie; франц. fantasie simphonique; англ. symphonic fantasia) - жанр симф. музыки, отличающийся (как и любая муз. фантазия) свободой развития, яркими контрастами, сочетанием принципов формообразования. Как правило, одночастное сочинение, имеющее к.-л. программу или основанное на разработке народных, песенно-танцевальных тем. В русской музыке приобрела более широкое распространение (соч. П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, С. В. Рахманинова, И. Ф. Стравинского и др.), чем в западно-европейской ("Дочь Севера" Сибелиуса). КОНЦЕРТ (нем. Konzert, итал. concerto, букв.- согласие, от лат. concerto - состязаюсь) - 1) произведение, в основе которого лежит контраст звучания полного исполнит. состава и отдельных групп или соло либо контраст групп инструментов, вокального или вокально-инструментального состава. 3-частную структуру К. (соотношение частей: быстро-медленно - быстро) установил А. Вивальди. Структура окончательно утвердилась в творчестве композиторов венской классической школы (концерты Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена).Обычно рассчитан на одного солиста (существуют также двойные, тройные К.). В 19 в. появились одночастные (Ф. Лист) и 4-частные (И. Брамс) Концерты. В 20 в. к жанру К. обращались крупнейшие композиторы - М. Равель, Б. Барток, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. Шёнберг, А. Берг, А. Веберн и др. Получил распространение для оркестра. СЮИТА (франц. suite, букв. - ряд, последовательность) - 1) циклическое инструментальное произведение из нескольких самостоятельных пьес, для которого характерны свобода в количестве, порядке и способе объединения частей, наличие жанрово-бытовой основы или программного замысла. Термин возник в 16 в. во Франции и проник в др. страны в 17-18 вв., но до 2-й пол. 19 в. большого распространения не получил. Ныне термин является родовым жанровым понятием, имеющим исторически различное содержание. Старинной сюитой 17-18 вв. называли циклы лютневых, а позднее клавирных и оркестровых танцевальных пьес, которые контрастировали по темпу, метру, ритмическому рисунку и объединялись общей тональностью, реже - интонационным родством. В творчестве Ж. Б. Люлли, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, распространены чаще называвшиеся увертюрами, для композиторов Ж. Шамбоньер, Ж. А. д'Англебер, Л. К. Дакен, Ж. Ф. Дандриё, Л. и Ф. Куперены, Ж. Ф. Рамо представляют собой собрания жанрово-пейзажных музыкальных зарисовок (до 20 пьес и более в С.). Й. Гайдном и В. А. Моцартом созданы высокохудожественные образцы этих жанров, зачастую приближающиеся к симфонии ("Хафнер-серенада" Моцарта). Распространение получили, составленные из переложений пьес др. композитора (одна из первых - "Моцартиана" Чайковского) или из нар. песен и танцев (или их обработок) и навеянные нац. мотивами (А. Дворжак - "Чешская С."; К. Дебюсси - "Бергамасская С."; Я. Сибелиус - "Карелия"; Б. Барток - "Танцевальная С." и 2 орк. С.; Д. Мийо - "Провансальская" и "Французская" С.;). Прочно утвердилась С. в виде ряда пьес и фрагментов из музыки к драм. спектаклям (Э. Григ-"Пер Гюнт"; Ж. Бизе - "Арлезианка"), реже из опер (Римский-Корсаков - "Сказка о царе Салтане"), особенно часто - балетов (балетные сюиты Чайковского, Прокофьева, Стравинского), в 20 в. - к кинофильмам (сюиты Прокофьева, Шостаковича; "Время, вперёд!" Свиридова). Нередко сюита обозначается более общим и нейтральным термином "цикл", напр. сюитные черты свойственны мн. фп. циклам Р. Шумана ("Венский карнавал", "Лесные сцены"), позднее - Грига, Дебюсси, Равеля, Прокофьева. С др. стороны, некоторые сюиты близки к др. жанрам - вок. циклу (Шостакович - вок. сюиты "6 стихотворений Марины Цветаевой", "Сонеты Микеланджело Буонарроти") или кантате (Прокофьев - вок.-симф. С. "Зимний костёр"), 2) Музыкально-хореографическая композиция из нескольких, как правило, характерных танцев, которая представляет собой целостный фрагмент или картину балета (дивертисмент).
Date: 2015-07-01; view: 3257; Нарушение авторских прав |