Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткая характеристика основных музыкальных стилей





Средневековая музыка. В эпоху средневековья в Европе складывается музыкальная культура, объединяющая в себе профессиональное искусство, любительское музицирование и фольклор. Поскольку церковь господствует во всех областях духовной жизни, основу профессионального музыкального искусства составляет деятельность музыкантов в храмах и монастырях. Светское профессиональное искусство представлено поначалу лишь певцами, создающими и исполняющими эпические сказания при дворе, в домах знати, среди воинов и т. д. (барды, скальды и др.). Со временем развиваются любительские и полупрофессиональные формы музицирования рыцарства: во Франции — искусство трубадуров и труверов (Адам де ла Аль, XIII век), в Германии — миннезингеров (Вольфрам фон Эшенбах, Вальтер фон дер Фогельвейде, XII-XIII века), а также городских ремесленников. В феодальных замках и в городах культивируются всевозможные роды, жанры и формы песен (эпические, «рассветные», рондо, ле, виреле, баллады, канцоны, лауды и др.).

Во всём царят строгая традиционность и каноничность. Закреплению, сохранению и распространению традиций и эталонов (но также и их постепенному обновлению) способствовал переход от невм, лишь приблизительно указывавших характер мелодического движения, к линейной нотации (Гвидо д'Ареццо, XI век), позволившей точно фиксировать высоту тонов, а затем и их длительность.

Постепенно, хотя и медленно, обогащаются содержание музыки, её жанры, формы, средства выразительности. В Западной Европе с VI-VII веков. складывается строго регламентированная система одноголосной (монодической) церковной музыки (григорианское пение), объединяющая речитацию (псалмодия) и пение (гимны). На рубеже 1-го и 2-го тысячелетий зарождается многоголосие. Формируются новые вокальные (хоровые) и вокально-инструментальные (хор и орган) жанры: органум, мотет, кондукт, затем месса. Во Франции в XII веке образуется первая композиторская (творческая) школа при Соборе Парижской богоматери (Леонин, Перотин). На рубеже Возрождения (стиль ars nova во Франции и Италии, XIV века) в профессиональной музыке одноголосие вытесняется многоголосием, музыка начинает понемногу освобождаться от сугубо практической функций (обслуживание церковных обрядов), в ней усиливается значение светских жанров, в том числе песенных (Гильом де Машо).

Музыка эпохи Возрождения. Ренессанс - эпоха в истории европейской культуры, характеризующаяся крупнейшими экономическими и социально-политическими преобразованиями, расцветом светской гуманистической мысли, великими научными и географическими открытиями, возрождением античного культурного наследия. В Италии - 14-16 вв., в других странах Западной и Центральной Европы - сер. 15-16 вв. Существуют различные точки зрения на исторические границы музыкального Возрождения. Наиболее устоявшимся является представление о 1 -й пол. 15 в. как о собственно начале эпохи Возрождения в музыке и 2-й пол. 16 в. как его завершающей стадии (творчество Палестрины, О. Лассо, композиторов венецианской школы, поздних итальянских мадригалистов, первых оперных композиторов). В связи с переходом от средневековой теоцентрической культуры к антропоцентрической произошли сущностные изменения в музыкальном искусстве. Как и в других видах искусства, необычайно усилилась тенденция к отражению многообразия мира, которая сочеталась со стремлением к совершенному согласованию, гармонии, соразмерности всех элементов целого. Начало нотопечатания, новые условия бытования музыки (появление демократической публики, расцвет любительского музицирования) вели к переосмыслению её социального статуса. Возросла роль светских жанров (фроттола, вилланелла, вильянсико, шансон, Lied, мадригал, мадригальная комедия, в конце16 века - опера, балет), самостоятельной стала инструментальная музыка (хоральные обработки, ричеркары, канцоны, импровизационные пьесы - прелюдии, токкаты, фантазии), возродился интерес к танцевальному искусству (появление многочисленных танцевальных жанров, нотных танцевальных собраний, специальных руководств и первых профессиональных танцмейстеров). Изменилось также интонационное наполнение традиционных церковных жанров - мессы и мотета.

Музыка барокко. Барокко (итал. barocco, букв. - причудливый, вычурный, странный; существуют разные версии происхождения этого термина: 1) от португ. perola barocca - жемчужина неправильной формы; 2) от лат. bаroco - обозначение одного из видов силлогизма в схоластической логике; 3) от имени итал. художника Ф. Бароччи, F. Barocci, (15287-1612) - художественный стиль в европейском искусстве и литературе конца 16-1-й пол. 18 вв. На исходе 16 в. оптимистич. гуманизм эпохи Возрождения сменяется трагическим мироощущением, связанным с отражением в сознании людей обострившихся противоречий экономической, политической и общественной жизни, приведших в 17 в. к началу буржуазной революций. С возникновением стиля Барокко музыка впервые полно продемонстрировала свои возможности углублённого и многостороннего воплощения мира душевных переживаний человека. На ведущее положение выдвинулись музыкально-театральные жанры (прежде всего опера), что определялось характерным для Барокко стремлением к драматической экспрессии и синтезу различных видов искусства, проявлявшемуся и в сфере культовой музыки (духовная оратория, кантата, пассивны). Одновременно обнаружилась тенденция к обособлению музыки от слова - к интенсивному развитию многочисленных инструментальных жанров, в значительной мере связанных с эстетикой Барокко. Наиболее ярко стиль Барокко, проявился в Италии. В нач. 18 в. в Германии, в исторической судьбе которой с особой силой сказались трагические противоречия эпохи, выдвинулись два великих композитора - И. С. Бах и Г. Ф. Гендель, творчество которых тесно было связано со стилем Барокко. Однако, подытоживая и углубляя достижения прошлого и предвещая будущее европейской музыки, оно не вмещается в рамки какого-либо одного стиля.

Рококо (франц. rococo, от rocaille - орнаментальный мотив, букв. - осколки камней, раковины для отделки построек) - стиль в европейском искусстве 1-й пол. 18 в., получивший развитие прежде всего во Франции. Ярче всего Рококо сказалось в изобразительном искусстве (Ф. Буше, А. Ватто) и декоративном оформлении дворцовых интерьеров (манерная вычурность и прихотливость линий в предметах обстановки, изощрённость, обилие орнаментальных рисунков в настенных росписях и т. д.). Рококо в музыке проявилось в творчестве французских клавесинистов (Л. К. Дакен, Франсуа. Куперен, Жан-Филлип Рамо и др.). Для них характерны камерность и миниатюрность форм, господство хрупких, грациозно-кокетливых и игривых образов, обилие изысканной мелизматики и т. д.

Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - стиль в литературе и искусстве 17 - нач. 19 вв. Сложился под влиянием идей философского рационализма, а также эстетики Возрождения с его ориентацией на античное искусство как на непревзойдённый художественный образец. Ведущий тезис эстетики Классицизма заключается в убеждении, что суть бытия глубоко разумна и гармонична, в утверждении единого, всеобщего порядка, управляющего миром. С этим связаны и требования классицистов к искусству как к одному из созданий могучего человеческого интеллекта, в основе которого лежат принципы логичности, обоснованности, внутренней гармонии, строгой регламентации жанров, типизации и обобщённости выразительных средств. Основоположником Классицизма в музыкальном театре стал Ж. Б. Люлли, создатель оперного жанра лирической трагедии. Для опер Люлли характерны античная и мифологическая сюжестика, высокая героика, приподнятость стиля, в построении опер - логическая ясность, соответствие строгим правилам, нормативность, ориентация на драматически гибкий речитатив и оркестровое развитие. Однако лишь К. В. Глюку, осуществившему реформу оперы, удалось создать произведения, отличающиеся благородной простотой и возвышенностью.

Вершинная, качественна новая стадия в развитии музыки Классицизма - искусство венской классической школы (творчество И. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. Бетховена). Венский Классицизм впитал в себя наиболее прогрессивные идеи своего времени, во многом перекликаясь с веймарским классицизмом И. В. Гёте и Ф. Шиллера в литературе. С творчеством венских классиков связан блестящий расцвет ведущих инструментальных жанров - симфонии, сонаты, струнного квартета, формирование сонатно-симфонического цикла и симфонического оркестра. Они создали симфонизм - метод действенного раскрытия жизненных противоречий, созвучный диалектическим идеям немецкой классической философии. На рубеже 18-19 вв. Классицизм обрёл новые формы в сочинении композиторов Великой французской Революции. Кульминационное выражение эти идеалы нашли в творениях Бетховена, поздние произведения которого, однако, уже были отмечены чертами романтизма. Сочетаясь с элементами других художественных направлений, черты Классицизма преломились и в русской музыкальной культуре (М. С. Березовский, Д. С. Бортнянский, В. А. Пашкевич, Е. И. Фомин, И. Е. Хандошкин).

Романтизм (франц. romantisme) - идейно-эстетическое и художественное, направление, сложившееся в европейском искусстве на рубеже 18-19 вв. Возникновение Романтизма, формировавшегося в борьбе с просветительско-классицистской идеологией, было обусловлено глубоким разочарованием художников в политических результатах Великой французской революции. Характерное для романтического метода острое столкновение образных антитез (реальное - идеальное, шутовское - возвышенное, комическое - трагическое и т. д.) опосредованно выражало резкое неприятие буржуазной действительности, протест против возобладавшего в ней практицизма и рационализма. Противопоставление мира прекрасных, недостижимых идеалов и пронизанной духом мещанства повседневности породило в творчестве романтиков, с одной стороны, драматическая конфликтность, господство трагических мотивов одиночества, скитальчества и т. п., с другой - идеализацию и поэтизацию далёкого прошлого, народного быта, природы. По сравнению с классицизмом в Романтизме. акцентировалось не объединяющее, типическое, обобщённое начало, а ярко индивидуальное, оригинальное. Это объясняет интерес к исключительному, возвышающемуся над своим окружением и отвергнутому обществом герою. В эпоху Романтизма музыка заняла ведущее место в системе искусств, т. к. в наибольшей степени соответствовала устремлениям романтиков в отображении эмоциональной жизни человека. Начальный этап музыка Романтизма представлен творчеством Ф. Шуберта, Н. Паганини, Дж. Россини, и др., последующий этап (1830-50-е гг.) - творчеством Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, В. Беллини, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. Верди. Поздний этап Романтизма простирается до кон. 19 в. (И. Брамс, позднее творчество Ф. Листа и Р. Вагнера, ранние соч. Г. Малера, Р. Штрауса и др.). В некоторых национальных композиторских школах расцвет Романтизма пришёлся на последнюю треть 19 в. и нач. 20 в. (Э. Григ, Я. Сибелиус, И. Альбенис и др.). Руссская музыка, опиравшаяся в основном на эстетику реализма, в ряде явлений тесно соприкасалась с Романтизмом, - творчество П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова.

Важнейшим моментом эстетики музыки Романтизма была идея синтеза искусств, которая нашла наиболее яркое выражение в оперном творчестве Вагнера и в программной музыке (Лист, Шуман, Берлиоз), отличавшейся большим разнообразием источников программы (литература, живопись, скульптура и др.). Разнообразно трактуется романтиками сфера фантастики - от изящной скерцозности, народной сказочности ("Сон в летнюю ночь" Мендельсона, "Вольный стрелок" Вебера) до гротеска ("Фантастическая симфония" Берлиоза, "Фауст-симфония" Листа), причудливых, порождённых изощрённой фантазией художника видений ("Фантастические пьесы" Шумана). Интерес к народному творчеству, в особенности к его национально-самобытным формам, в значительной мере стимулировал возникновение в русле Романтизма новых композиторских школ - польской, чешской, венгерской, позднее норвежской, испанской, финской и др. Бытовые, народно-жанровые эпизоды, локальный и национальный колорит пронизывают всё музыкальное искусство эпохи Романтизма. По-новому, с невиданной до того конкретностью, живописностью и одухотворённостью, воссоздают романтики образы природы. С этой образной сферой тесно связано развитие жанрового и лирико-эпического симфонизма (одно из первых сочинений - "большая" симфония C-dur Шуберта). Новые темы и образы потребовали от романтиков разработки новых средств музыкального языка и принципов формообразования, индивидуализации мелодики и внедрения речевых интонаций, расширения тембровой и гармонической палитры музыки (натуральные лады, красочные сопоставления мажора и минора и т. д.). Внимание к образной характерности, портретности, психологической детализации обусловило расцвет у романтиков жанра вокальной и фортепианной миниатюры (песня и романс, музыкальный момент, экспромт, песня без слов, ноктюрн и др.). Бесконечная изменчивость и контрастность жизненных впечатлений воплощается в вокальных и фортепианных циклах Шуберта, Шумана, Листа, Брамса и др. Психологическая и лирико-драматическая трактовка присуща в эпоху Романтизма и крупным жанрам - симфонии, сонате, квартету, опере. Тяга к свободному самовыражению, постепенной трансформации образов, сквозному драматургическому развитию породила свободные и смешанные формы, свойственные романтическим сочинениям в таких жанрах, как баллада, фантазия, рапсодия, симфоническая поэма и др. Музыка Романтизма, являясь ведущим направлением в искусстве 19 в., на позднем своём этапе породил новые направления и течения в музыкальном искусстве - веризм, импрессионизм, экспрессионизм. Музыкальное искусство 20 в. во многом развивается под знаком отрицания идей Романтизма, однако его традиции живут в рамках неоромантизма.

Реализм (от позднелат. realis - вещественный, действительный) - творческий метод в искусстве, подразумевающий правдивое и многостороннее отражение действительности специфическими средствами, присущими определенному виду искусства. Наиболее полное раскрытие специфических черт Реализма в прошлом усматривается в искусстве 19 в. Некоторые теоретики не считают возможным говорить о Реализме в музыке, т. к. для музыкального искусства неспецифично отражение жизни в формах самой жизни. Однако с того момента, когда термин "Реализм" вошёл в эстетику и критику (1860-е гг.), он применялся и по отношению к музыке (впервые - В. В. Стасовым). Наиболее широкая и фундаментальная концепция Реализма в музыке дана Б. В. Асафьевым, который пришёл к выводу об историческом законе "вбирания" в интонацию смысла тех конкретных социальных ситуаций, в которых создаётся, бытует и воспринимается музыка. Этот смысл, закрепляясь за определенными звукосоотношениями, становится их эмоционально-психологическим содержанием. Т. о., формируется "интонационный фонд эпохи", который отражает свойственные данному времени и культуре умонастроения и психологические установки. В европейской профессиональной музыке реалистические черты проявились в различных художественных направлениях. Начиная с 17 в. тенденция реалистической типизации в наследии К. Монтеверди, Г. Шютца нашла претворение в речевых интонациях их произведений. В 1-й пол. 18 в. гигантская мощь обобщения в музыке И. С. Баха воплощала реалистическую тенденцию, связанную с опорой интонационное мышления на народный и хоральный мелос, тесно сопряжённый с этическими и идейно-эмоциональными. установками человека той эпохи. В 18 в. в русле просветительской идеологии создаётся теория Реализма (Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, А. Э. М. Гретри). Практической параллелью этим теоретическим взглядам стала комическая опера. Сильная реалистическая тенденция присутствует в творчестве композиторов венской классической школы, давших образцы высоких обобщений психологического строя человека, гуманистических ценностей и идеалов. У крупнейших композиторов-романтиков элементы собственно романтической эстетики тесно переплетались с реалистическими. Обратившись к внутреннему миру человека, романтики достигли правдивой типизация эмоциональной жизни в её динамизме, конфликтности, целостности. Так формировался основной принцип музыки Реализма: постижение действительности через эмоционально-психологическое состояние человека, а внутренней психологической жизни - через драматизм внешней истории, с которой неразрывно связана человеческая личность. Мятежная страстность музыки П. И. Чайковского, сила и острота выражения в ней напряженных драм конфликтов осознаются и как обобщение внутреннего строя человеческой эмоциональности, и как типизация социальных конфликтов, и, наконец, как выражение противоречивых соотношений между личностью и внешним миром. Основоположник реалистической школы в русской музыке - М. И. Глинка, чьи традиции получили развитие в творчестве крупнейших русских композиторов 19 - нач. 20 вв. "Родоначальником реализма в музыке", по определению В. В. Стасова, был и А. С. Даргомыжский. Стасов отмечал также выдающийся вклад в музыкальный реализм М. П. Мусоргского. В классической русской музыке Реализм получил яркое, неповторимое выражение в эпических операх А. П. Бородина и Н. А. Римского-Корсакова, в лирико-драматических сочинениях П. И. Чайковского, в музыке М. А. Балакирева, С. И. Танеева, А. К. Глазунова, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина др. русские композиторы обогатили реалистическое направление новым кругом образов, связанных как с повседневной жизнью народа, так и с история, движениями масс, как с гармоничным самоощущениемличности, так и с её внутренней конфликтностью, с коллизиями столкновении личности и социальных условий, препятствующих её развитию и самоутверждению. Критический элемент в музыке Реализма русской школы представал подчас в виде реалистического гротеска ("Золотой петушок" Римского-Корсакова, "Раёк" Мусоргского, позднее - "Нос" Шостаковича). В творчестве западно-европейских композиторов 2-й пол. 19 в. также прослеживаются реалистические тенденции (Р. Вагнер, Ж. Бизе, Дж. Верди, И. Брамс, А. Брукнер и др.). В кон. 19 - нач. 20 вв. музыкальный Реализм испытал влияние натурализма, эстетики модернизма. Сохраняя свои основные, определяющие признаки, Реализм в музыке 20 в. обретает новые, более сложные формы. Круг типичных интонаций расширяется, вбирая, с одной стороны, глубинные интонационные пласты народных культур (3. Кодай, Б. Барток, К. Шимановский, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Г. В. Свиридов, А. И. Хачатурян, К. Караев, Р. К. Щедрин и др.), с другой стороны - влияния звуковой среды современности, включая моторику, связанную с миром техники, массовыми шествиями, образами городской жизни и т. п. Сложно отношение к Реализму музыки таких композиторов, как А. Шёнберг, А. Берг, А. Веберн, глубоко отразивших противоречивое сознание современного человека в условиях острой конфликтности исторической действительности. Расширившийся круг типизированных интонаций и жанрово-драматургических моделей предопределил многообразие реалистической музыки 20 в.

Импрессионазм в музыке (франц. impressionnisme, от impression - впечатление) - художественное направление, сложившееся в Западной Европе в последней четв. 19 - нач. 20 вв., прежде всего в творчестве Клода Дебюсси. Имеет общие корни с Импрессионизмом во франц. живописи. Музыкальный Импрессионизм сближают с Импрессионизмом в живописи красочность, стремление к воплощению мимолётных впечатлений, к одухотворённой пейзажности ("Прелюдия к "Послеполуденному отдыху фавна"", "Ноктюрны", "Море" для оркестра, "Остров радости" для фортепиано Дебюсси, "Игра воды", "Отражения" Равеля и др.), к созданию колоритных жанровых зарисовок и музыкальных портретов ("Прерванная серенада", "Менестрели", "Девушка с волосами цвета льна" Дебюсси). Применение термина "Импрессионизм" к музыке, однако, в большой мере условно, и прямые аналогии между живописным и музыкальным Импрессионизмом вряд ли возможны. Окружающий мир раскрывается в музыкальном Импрессионизме сквозь призму тончайших психологических, рефлексов, едва уловимых ощущений, рождённых его созерцанием. Эти черты сближают Импрессионизм с другим художественным течением - литературным символизмом, с творчеством П. Верлена, С. Малларме, П. Луиса, М. Метерлинка, сочинения которых нашли претворение в музыке К. Дебюсси и его последователей. При всей новизне музыкального языка в Импрессионизм нередко воссоздаются некоторые приёмы, характерные для искусства предшествующего времени, в частности музыки французских клавесинистов 18 в. В сфере красочной живописности, фантастики и экзотики (интерес к Испании, странам Востока) импрессионисты продолжили традиции романтизма, отказавшись при этом от острых драматических коллизий, социальных тем. Сильное влияние на музыку Дебюсси и М. Равеля оказало творчество М. П. Мусоргского (не мировоззренческий его аспект, а ряд особенностей музыкального языка), Импрессионисты создали произведения искусства, утончённые и ясные по выразительным средствам, эмоционально сдержанные и строгие по стилю, При этом значительно изменилась трактовка музыкальных жанров. В области симфонической и фортепианной музыки создавались программные миниатюры, сюитные циклы, в которых господствовало красочно-живописное начало. Обогатилось гармоническое и тембровое музыкальное мышление. Импрессионистская гармония характеризуется повышением колористичности, в т. ч. под воздействием французского музыкального фольклора и новых для европейца 19 в. систем музыкального мышления (влияние русской музыки, григорианского хорала и ренессансной полифонии, музыки стран Востока, негритянского менестрельного театра США). Это проявилось, в частности, в использовании натуральных и ангемитонных ладов, элементов модальной гармонии, в аккордовых параллелизмах. Инструментовке импрессионистов присущи дифференцированность оркестрового звучания, детализация фактуры, использование чистых тембров. Помимо Франции, где последователями Дебюсси были М. Равель, П. Дюка, Ф. Шмитт и др., на рубеже 19-20 вв. элементы Импрессионизма получили развитие и в других композиторских школах, своеобразно сплетаясь с их национальными особенностями (М. де Фалья в Испании, О. Респиги, отчасти А. Казелла и Ф. Малипьеро в Италии, Ф. Дилиус и С. Скотт в Великобритании, К. Шимановский в Польше, раннее творчество И. Ф. Стравинского, Н. Н. Черепнин и др. в России).

Экспрессионизм (от лат. expressio, род. падеж expressionis - выражение) - направление в европейском искусстве и литературе 1-й четв. 20 в. В Экспрессионизме отразилось трагическое мироощущение европейской интеллигенции в преддверии 1-й мировой войны 1914 – 18 гг., в военнные и послевоенные годы. Экспрессионализм стал одной из форм бунта против абсурдности современного мира, позитивного выхода из которой художник не видел. Отсюда резко критическое отношение экспрессионистов к идеалам классического и романтического искусства, которые перед лицом реального социального зла воспринимались как благодушные иллюзии. В центре внимания искусства Экспрессионализм оказываются болезненные, иррациональные состояния души, порождённые страхом и отчаянием. Беспощадный показ негативных сторон действительности, гуманистическая идея сострадания к "униженным и оскорблённым" внесли в искусство Экспрессионализма остро обличительную струю ("Воццек" Берга). Экспрессионализм наиболее ярко представлен в искусстве и литературе Австрии и Германии (художники О. Кокошка, М. Бекман, Ж. Грос и др.; писатели И. Бехер, Л. Франк, драматурги Э. Толлер, Г. Кайзер и др.). В музыке чертами Экспрессионализма были отмечены некоторые позднеромантические произведения (последние симфонии Г. Малера, оперы "Саломея" и "Электра" Р. Штрауса); полное и законченное выражение музыка Экспрессионализма нашла в творчестве Арнольда Шёнберга ("Лунный Пьеро", оперы "Ожидание", "Счастливая рука", пьесы ор. 11, 16, 19), Альбан Берга (все сочинения) и их последователей. Экспрессионистским музыкальным сочинениям обычно свойственны отказ от мажора и минора, разорванность мелодики, предельная диссонантность гармонии, в вокальной партии - полупение-полуговор (Sprechstimme). Крайняя напряжённость эмоционального строя обнаруживается в предельно заострённых контрастах настроений - от сгущённо-мрачных, бредовых до инфантильно-просветлённых.

Неоклассицизм (от греч. - новый и классицизм) - направление в музыке 20-30-х гг. 20 в., для которого характерно обращение к принципам музыкального мышления и жанрам, типичным для барокко (реже - раннего классицизма и позднего Возрождения). В той или иной степени Неоклассицизм отразился в музыке композиторов 20 в., но наиболее законченное выражение получил в творчестве И. Ф. Стравинского, П. Хиндемита. Его представители обращались прежде всего к возрождению национальных музыкальных традиций: в Германии - к инструментальному наследию И. С. Баха: в Италии - к традициям инструментальных концертов А. Вивальди, старинной итальянской оперы и др.; во Франции - к старинным французским сонатам, опере Ж. Б. Люлли, аллегорическому придворному балету, традиции театрализованных представлений эпохи Великой французской революции (в последнем случае были найдены точки соприкосновения с ораториями Г. Ф. Генделя) и т. д. Свойственное Неоклассицизму свободное использование старинных стилей и жанров стало одной из существенных черт музыки 2-й пол. 20 в., в частности советской музыки 60-80-х гг.

Неорамантизм (от греч. - новый и романтизм) - понятие, обычно обозначающее поздний романтизм, главным образом творчество Ф. Листа и Р. Вагнера. К неоромантикам иногда условно причисляют И. Брамса, А. Брукнера, X. Вольфа, Г. Малера, Р. Штрауса. Термин "Неоромантизм" применяют также к творчеству композиторов, продолжавших некоторые традиции романтической музыки в нач. 20 века. Во 2-й пол. 20 в. многие композиторы сознательно обращаются к стилистике романтизма. Начало 70-80-х гг. связано с протестом против крайностей "второго авангарда", с требованием открытой выразительности и возвратом к "новой простоте".

Неофольклоризм (от греч.- новый и фольклор) - термин, иногда применяемый к европейской музыке 1-й трети 20 в., в которой обновление средств письма органически связано с опорой на фольклор. Наиболее яркие и последовательные представители неофольклоризма - Б. Барток и И.Ф. Стравинский. Для музыки неофольлклоризма характерны концентрация тех или иных особенностей фольклора, например, метрической нерегулярности, идущей от старинной русской песенности ("Байка" Стравинского), "сгущение" ладоинтонационных особенностей фольклора тех народов, музыкальное мышление которых отличается от традиционного общеевропейского ("15 венгерских танцев", "2 румынских танца", арабский фольклор в 3-й части фортепианной сюиты ор. 14 Бартока). Типичны активность, энергичность ритмики ("Allegro bаrbаrо" Бартока, 1911; "Весна священная" Стравинского, 1913). В музыкальных сочинениях этого направления, кроме воспроизведения внешней красочности народной жизни ("Провансальская сюита" Мийо), получают обобщённое воплощение национальный характер ("7 испанских песен" де Фальи), язык, мышление ("Свадебка" Стравинского, "Енуфа" Яначека) и этика ("Венгерский псалом" Кодая). Обогащение языка в связи с обращением к древним пластам фольклора - явление, типичное для русской музыки. В советсткой музыке 60-80-x гг. яркие образцы твореского преломления фольклорных источников создали Г. В. Свиридов, В. А. Гаврилин, композиторы союзных республик. Их сочинения не принято обозначать термином "Н еофольклоризм", в музыкальной критике получило распространение название "новая фольклорная волна".

 

Date: 2015-07-01; view: 1766; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию