Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Жанры хоровой музыки





ХОРОВАЯ МУЗЫКА - музыка, предназначенная для исполнения хором. Один из наиболее демократичных видов искусства. Различают Xоровую музыку народную и профессиональную, светскую и культовую. В муыкальном фольклоре хоровое пение бытует в виде народной песни, жанровые подразделения которой национально специфичны. Ее различают также по исполнительскому составу.

Источники указывают на богатые традиции народно-обрядовой и профессионально-культовой музыки в древних государствах Вавилона, Индии, Египта, Др. Греции, позднее - Византии. Разделение христианства на католичество и православие, обособившее культурные регионы Восточной и Западной Европы, сказалось на эволюции как культовой, так и светской хоровой музыки. Для культовой музыки Зап. Европы решающим этапом стало упорядочение принципов церковного пения в 4 - 6 вв. (григорианского пения).

МЕССА (позднелат. missa, от лат. mitto - посылаю, отпускаю; итал. messa; франц. messe; нем. Messe; англ, mass) - центральный обряд суточного богослужебного цикла католической церкви, в котором, как правило, важная роль отводится музыке. Текст обычно поётся (Missa solemms, или cantata, высокая, торжественная), но в некоторых случаях читается (Missa bassa, или lecta, - низкая). Одна из разновидностей мессы – реквием (Моцарт).

В дальнейшем месса претерпела эволюцию, общую для всех церковных жанров; в искусстве барокко - в сторону концертности (сближение с оперой, "Высокая месса" h-moll Баха), во 2-й пол. 18 - нач. 19 вв. - в сторону симфонизации жанра (мессы Й. Гайдна, В. А. Моцарта, "Торжественная месса" Бетховена). В 19 в. месса испытала влияние эстетики романтизма.

МОТЕТ (франц. motet, от mot - слово; лат. motetus, также motellus, mutetus, motecta и др.; англ. motet; итал. motetto; нем. Motette) - род вокальной или вокально-инструментальной музыки. Появился в 12 веке. Важнейшее отличие - многотекстовость (со временем - многоязычная).

СТРАСТИ (пассионы)- жанр известен с 4 века как месса, исполняемая на страстной неделе. В 17 веке в жанр включались арии, вокальные ансамбли, инструментальное сопровождение. Вершина такого жанра – в немецкой музыке 18 века (Гендель, Бах - Страсти по Иоанну, Страсти по Матфею). В это время появилась и страстная оратория - она заменяла в Вене оперные спектакли на страстной неделе. В творчестве Бетховена (Христос на Масленичной горе), Листа, в 20 веке- К.Пендерецкий – Старсти по Луке.

МАДРИГАЛ [франц. madrigal; итал. madrigale, от ср.-век. лат. matricale (лат. mater - мать) - песня на родном (материнском) языке] - светский муыкально-поэтический жанр эпохи Возрождения. Истоки - в итальянском народном творчестве (пастушеская песня). С 14 в. известен как вид песенной лирики. Мадригалы в 14 в. создавались для 2-3 голосов (иногда с участием инструментом) с ведущим верхним голосом.

ШАНСОН – франузская многоголосная песня 15-16 века, обобщившая национальные песенные традиции - один из значительных жанров европейской музыки этого периода.

В 17-18 веках под воздействием оперы сформировались жанры кантаты и оратории (Италия, Германия).

КАНТАТА (итал. cantata, от cantare - петь: франц. cantate; нем. Kantate) - один из жанров вокальной музыки, произведение, исполняемое певцами-солистами и (или) хором в сопровождении инструментов, в большинстве случаев многочастное. Первонач. термин относимый к вокальной музыке, противопоставлялся термину "sonata" (т. е. инструментальной музыке). В 17 в. сольная Кантата получила распространение в Риме; В отличие от итальянской кантаты, преимущественно светской, немецкая развивалась как церковная. Среди текстовых источников – Библия. По образному богатству и разнообразию композиционных решений кантаты Баха - вершинные достижения жанра. Ко времени В. А. Моцарта и Л. Бетховена этот жанр стал восприниматься как анахронизм. В России первые Кантаты были созданы в 18 в. В 19 в. к этому жанру обращались П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, М. А. Балакирев, А. К. Глазунов, однако она не играла первостепенной роли в их творчестве. К жанру обращались также С. С. Прокофьев, Г. В. Свиридов, Р. К. Щедрин.

ОРАТОРИЯ (итал. oratorio, от позднелат. oratorium - молельня, лат. oro - говорю, молю) - крупное музыкальное сочинение для певцов-солистов, хора и оркестра, имеющее драматический сюжет и предназначенное для концертного исполнения. Зародилась практически одновременно с оперой и кантатой и имеет некоторое сходство с ними. В отличие от оперы, большее значение имеет не само действие, а рассказ о нём. По сравнению с кантатой Оратория крупнее по масштабу, отличается более развитым сюжетом. Появилась В 1-й пол. 17 в. Основные источники сюжетов - Библия, житийная литература. Преобладают героические и мистически-отрешённые, аскетические образы. К высшим достижениям принадлежат оратории Генделя ("Саул", "Израиль в Египте", "Мессия", "Самсон" и др.), отличающиеся широтой образного и смыслового содержания, богатством композиционных и жанровых решений. Они оказали заметное воздействие на произведения Гайдна (его оратории "Сотворение мира" и "Времена года" также являются вершинами в развитии жанра). В 19 в. отходит на второй план: в ней утрачиваются героика и монументальность, преобладает лирический образный строй ("Легенда о святой Елизавете", "Христос" Листа, оратории Ф. Мендельсона, Р. Шумана). Жанр О. возрождается в творчестве композиторов 20 в. Характерно сближение с др. жанрами: оперой ("Царь Эдип" Стравинского, "Царь Давид" Онеггер"), античной драмой (Э, Элгар, К. Орф), мистерией ("Жанна д'Арк на костре" Онеггера). Исторически сложившаяся традиция православного пения a cappella и хоровой характер русского музыкального фольклора обусловили исключительное значение в русской культуре.

КАНТ (от лат. cantus - пение, песня) - род бытовой многоголосной песни, распространённый в России, на Украине и в Белоруссии в 17-18 вв.; первоначально создавались на религиозные тексты (псальмы). Они стали излюбленной формой музицирования средних слоев городского населения. Период расцвета - сер. 18 в., однако развитие его продолжалось и позже. Некоторые в изменённом виде вошли в устную народную традицию.

Хоровой концерт относится к высшим достижениям доклассического периода (произведения Д. С. Бортнянского, М. С. Березовского, С. А. Дегтярёва, А. Л. Веделя).

Хоровое творчество М. И. Глинки открыло новую страницу в русской музыке, послужив истоком развития хоровой музыки русских композиторов-классиков. Велико значение хоров в русской опере (А. С. Даргомыжский, Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Мусоргский). Интенсивно развивался жанр кантаты (А. С. Даргомыжский, А. Н. Серов, П. И. Чайковский, М. М. Ипполитов-Иванов). Циклы литургии и всенощной создали М. А. Балакирев, Э. Ф. Направник, П. И. Чайковский, А. Д. Кастальский, С. В. Рахманинов, П. Г. Чесноков. значит. этапом в развитии явилось творчество С. И. Танеева (кантаты, хор. циклы, оперные хоры).

ПЕСНЯ. В годы первой рус. революции 1905 - 07, а также Октябрьской революции 1917 огромное значение приобрёл жанр революционной песни. В 20-х гг. начал формироваться жанр советской массовой хоровой песни (хоры А. А. Давиденко, В. А. Белого, Б. С. Шехтера, М. В. Коваля и др. композиторов - членов "Яроколла", Н. А. Рославца, Дм. Я. Покрасса, позднее - Д. Д. Шостаковича, И. О. Дунаевского). Кантатно-ораториальные жанры становятся типичными для советской хоровой музыки с 30-х гг. (С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Ю. А. Шапорин, В. Я. Шебалин). В годы Великой Отечеств, войны 1941 - 45 военная и патриотическая песня была могучим духовным оружием на фронте и в тылу. С 1950-х гг. обогатили Г. В. Свиридов ("Патетич. оратория", кантаты на сл. Н. А. Некрасова, С. А. Есенина и др. поэтов, "Курские песни", "Пушкинский венок" и др.).

 

Date: 2015-07-01; view: 3939; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию