Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАКЛЮЧЕНИЕ 5 page





1. Вектор характеризует психологическую направленность поведения, влечении и т. д.

Томкинс рассматривает 10 векторов, согласно имеющимся в английском языке предлогам, например, вектор toward обозначает направленность на получение положительной ценности от объекта; вектор against обозначает готовность к отрицательной оценке объекта.

2. Уровень характеризует “плоскость”, в которой разворачивается действие рассказа: описание объекта, события или поведения персонажа; воображение; память; чувства и т. д. Например, события могут развертываться в действенном плане, но также о них можно мечтать или вспоминать.

3. Условия — это любые психические, физические состояния разной валентности, которые сами по себе не выражают никакого желания пли побуждения. Например, герой несчастен (—) или герой разбогател (+).

4. Квалификаторы используются для указания на временные, пространственные и силовые характеристики предыдущих категорий.

По сравнению со схемой Меррея существенно новым являются категории уровня и квалификаторы. Уровневый анализ позволяет определить преимущественный тип активности героя. Например, возможны два крайних случая:

1) во всех рассказах представлен только уровень поведения героя. Это характерно для крайне экстравертированной личности, у которой желания не знают “задержки” и непосредственно разряжаются во внешнем поведении;

2) герой не столько действует, сколько чувствует, вспоминает или размышляет. Это характерно для интравертированной личности, для которой весь мир заключен в ее собственных переживаниях.

Томкинс рассматривает последовательность, частоту, вариативность различных уровней. Здоровой адаптированной личности, по его мнению, присуще наличие всех уровней, причем в определенной последовательности: хочет — обдумывает — действует. Существенным для оценки характерологии или патологических симптомов может быть доминирующая фиксация на одном из уровней.

В системе Томкинса уделяется большое внимание психологическому смыслу квалификатора “отдаленности”. Степень отдаленности во времени или пространстве характеризует степень подавления потребности. Например, в рассказе выраженная агрессия против отца указывает на отсутствие подавления и большую вероятность непосредственной разрядки агрессивного влечения в поведении. Если же агрессия выступает, например, в форме борьбы с инквизицией, а действие рассказа переносится, скажем, в средние века, можно говорить о значительной степени подавления. Чем фантастичнее рассказ, чем более отдалено от реальности время и место действия, тем сильнее данная потребность испытывает подавление со стороны “супер-Эго”. Этот вывод согласуется с общим тезисом психоанализа о компенсаторной роли фантазии: потребности, которые вследствие культурных запретов не могут быть удовлетворены в поведении, усиливаются в фантазии.

Среди других, разработанных Томкинсом методических приемов, укажем на требование целостного контекстуального анализа протоколов ТАТ. Это означает, в частности, что “тема” не выводима, как полагал Меррей, из рассказа на каждую изолированную таблицу; ее можно определить только в контексте всей совокупности рассказов, путем выделения некоторых инвариантных формальных структур. Применим этот методический прием и рассмотрим гипотетический рассказ, в котором герой, работавший всю жизнь, внезапно теряет работу, становится пессимистом и кончает жизнь самоубийством. Такой рассказ сам по себе не дает оснований для каких бы то ни было выводов о его смысле для личности испытуемого. Иное дело, если в других рассказах мы будем иметь дело с аналогичной или изменяющейся структурой формальных факторов. Например, данный рассказ может указывать на труд как на главную ценность, если в остальных рассказах угроза другим ценностям — любви, социальному положению — не приведет к серьезному неблагополучию с точки зрения героя, а угроза труду в любом рассказе приведет к такому неблагополучию. Рассказ может также интерпретироваться как повышенная чувствительность личности к угрозе любой потерн. В этом случае и в других рассказах должны встречаться потери — объектов, друзей, родителей, любви, которые приводят к пессимизму и суициду, в то время как в рассказах, не содержащих потери, герой будет оптимистичен, а исход благополучен. Или, например, можно предположить, что этот рассказ выражает общую неуверенную позицию личности и ожидание неуспеха во всех начинаниях. Тогда все рассказы, содержащие желания или намерения героя, должны иметь неудачный исход. Окончательная гипотеза о смысле этого рассказа складывается, следовательно, в результате анализа всей совокупности рассказов. Последующее заключение о личности испытуемого составляется в терминах психоанализа и так называемой динамической психологии. Особое внимание уделяется изучению материалов ТАТ, относящихся к переживаниям раннего детства, что в целом согласуется с положением психоанализа о решающем значении этого периода жизни для развития личности. М. Арнольд строит свою систему анализа на отказе от некоторых постулатов “глубинной психологии”. Так, Арнольд отказывается от обязательных для системы Меррея постулатов об идентификации и о нереализованных глубинных влечениях как основном содержании рассказов. Материал рассказов отражает не столько эти тенденции, сколько социальные установки личности (аттитюды), т. е. представления о себе и своем социальном окружении, сложившиеся на основе индивидуальных или групповых систем ценностей. Эти установки детерминируют сюжет и исход рассказа, или его значение. Значение представляет собой как бы “мораль” рассказа, в которой обнаруживаются привычные ценности, мотивы и способы достижения целей. Мораль может быть “хорошей”, если поступки героя согласуются с общепринятыми нормами, и “плохой”, если герой действует наперекор им.

В результате анализа значений выводится так называемый мотивационный индекс (М. И.); он может быть положительным или отрицательным. Люди с адекватными жизненными установками, конструктивным подходом к решению собственных проблем, опирающиеся на сотрудничество с другими людьми, получают положительный М. И.; напротив, люди, склонные к импульсивным, деструктивным или непродуктивным действиям, — отрицательный М. И. В зависимости от знака М. И. прогнозируется возможность успеха в том или ином виде деятельности. Так, обнаруживается позитивная корреляция между положительным М. И. и успехом в обществе.

Подход М. Арнольд, несмотря на несколько наивное и прагматическое понимание условий преуспевания человека в обществе, содержит ряд моментов, в значительной степени игнорировавшихся другими авторами. Это в первую очередь относится к требованию контекстуального анализа рассказов ТАТ. В отличие от Меррея, она рассматривает рассказ не как агрегат тем, а как целостный продукт реорганизации впечатлений прошлого опыта, имеющий свой смысл, не раскрывающийся при анализе отдельных тем. Интерпретацию должен определять контекст, поэтому анализировать необходимо все рассказы как единое целое [38]. Так же чрезвычайно интересным представляется указание М. Арнольд на роль социальных установок в детерминации сюжета рассказов. Как бы ни подчеркивали сторонники психоанализа направленность ТАТ на выявление неконвенциональных, якобы присущих самой личности способов апперцепции внешнего мира, трудно предположить, что эта апперцепция свободна от влияния усвоенных личностью систем ценностей и нормативов. Подход М. Арнольд, при всех его несовершенствах, указывает путь для более адекватной разработки подхода к анализу и интерпретации ТАТ.

Для решения каких же практических задач используется ТАТ? Как и другие проективные методики, наибольшее применение ТАТ находит в клинике неврозов и пограничных состояний. Как известно, невроз развивается в результате столкновения личности с обстоятельствами, препятствующими или угрожающими удовлетворению наиболее важных, значимых для нее потребностей. В клинической картине невроза существенное место занимает аффективный конфликт и спонтанно складывающиеся у больного способы его разрешения, не всегда осознаваемые самой личностью. В этих случаях ТАТ может дать информацию о ряде моментов, существенных как для диагностики невроза, так и для последующей психотерапии. Этими конкретными задачами определится и направление анализа проективного материала. В частности, для клинициста будут представлять особый интерес следующие особенности аффективной сферы личности и мотивации, диагностируемые ТАТ:

1. Ведущие мотивы, отношения, ценности.

2. Аффективные конфликты; их сферы.

3. Способы разрешения конфликтов: позиция в конфликтной ситуации, использование специфических механизмов защиты и т. д.

4. Индивидуальные особенности аффективной жизни личности: импульсивность — подконтрольность, эмоциональная устойчивость — лабильность; эмоциональная зрелость — инфантильность.

5. Самооценка; соотношение представлений о Я — реальном и Я — идеальном; степень принятия себя.

Понятия “конфликт”, “защита” не имеют для нас специфически психоаналитического значения. Вслед за Ф. В. Бассиным, мы рассматриваем психологическую защиту как явление преобразования “значений”, направленное на предотвращение конфликта “значащих переживаний”. Сам же конфликт может быть порожден столкновением любых аффективно окрашенных переживаний, а не только борьбой “сознательного” и “бессознательного”. Психологическая защита выступает в виде перестройки психической деятельности, смены психологических установок [3, 4].

Говоря о диагностической ценности ТАТ, необходимо подчеркнуть, что все выявляемые этой методикой закономерности и явления — не более чем потенциальные возможности, тенденции, установки личности. Поэтому неправомерен прямой перенос данных ТАТ на характеристику личности и самого поведения без учета клинического материала и объективных условий жизни испытуемого. Категоризованный протокол ТАТ — не зеркальное отражение личности пациента, а материал для гипотез исследователя.

В настоящее время классический вариант ТАТ широко используется в клинике неврозов. Наряду с ним, в социальной детской, профессиональной и других областях прикладной психологии популяры разнообразные модификации ТАТ (вариант Мак-Клеланда и Аткинсона для исследования мотива достижения, детский ТАТ Беллака и другие). С классическим вариантом ТАТ их объединяет ряд формальны признаков:

1) аффективная насыщенность изображений;

2) их релевантность изучаемым переменным личности;

3) неопределенность тестовых условий;

4) инструкция, требующая придумать рассказ.

 

ГЛАВА IV

Методика чернильных пятен Г. Роршаха

 

Тест чернильных пятен — одна из наиболее популярных проективных методик — создан швейцарским психиатром Германом Роршахом в 1921 г. Есть сведения, что чернильные пятна использовались еще Леонардо да Винчи и Ботичелли для “возбуждения фантазии”; в психологию их ввел А. Бине, исследуя с их помощью некоторые особенности интеллекта. Роршах одним из первых отметил связь между фантазио-подобной продукцией и типом личности. В ходе клинического и экспериментального исследования групп здоровых и психически больных испытуемых, путем сопоставления клинических характеристик и особенностей ответов Роршах выделил два типа восприятия: “B-тип” и “Fb-тип”, т. е. “двигательный” и “цветовой” тип [73]. Оказалось, что одни испытуемые склонны воспринимать пятна в движении, в продуцируемых ими образах людей, животных или предметов акцентируется прежде всего динамический аспект; другие испытуемые, напротив, фиксируют в своих ответах цветовой аспект. Тип восприятия или “тип переживания”, по Роршаху, характеризует преимущественно интраверсивные или экстратенсивные тенденции личности. Проводя аналогию с типологией Юнга, Роршах подчеркивает тем не менее и отличие соответствующих терминов. Согласно его воззрениям, экстра- и интраверсия — не противоположные и взаимоисключающие свойства личности, а тенденции, в большей или меньшей степени присущие любому человеку. Они указывают не столько на степень эффективности адаптации, сколько на реализующие ее индивидуальные механизмы. Неправомерно также противопоставление интра- и экстраверта как “мыслительного” и “чувствующего” типа личности, поскольку адекватная адаптация предполагает участие как аффективных, так и познавательных процессов. Если нормально интраверсивный тип характеризуется лишь преобладанием кинестических ответов над цветовыми, то патологически интраверсивный тип — полным отсутствием цветовых. Точно так же различают нормально и патологически экстратенсивный тип. Кроме перечисленных двух типов личности Роршах выделяет еще “суженный”, для которого характерно малое количество ответов, связанных с движением и цветом или полное их отсутствие, и “амбиэквальный”, связанный с большим, но равным количеством и цветовых и кинестетических ответов. Указанные типы переживаний коррелируют с определенными компонентами интеллекта, аффективной динамикой, чертами характера и видом психической патологии.

Роршах разработал основные принципы анализа и интерпретации ответов, в последующие годы работа велась главным образом в направлении уточнения значения тех или иных показателей, разработки все более тонких способов шифровки, поиска патогномоничных показателей, а также попыток теоретического обоснования методики. В настоящее время наиболее популярным является подход, сформировавшийся под влиянием исследований “Эго-психологии” и экспериментов New Look. Перцептивный ответ рассматривается как продукт взаимодействия двух факторов: объективных свойств пятна и субъективных потребностей, конфликтов и механизмов их регуляции. В свете этого подхода тест Роршаха направлен на диагностику, главным образом, экспрессивного аспекта поведения или присущего личности индивидуального стиля {42; 44; 57; 77].

 

§ 1.ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ И СХЕМА ЭКСПЕРИМЕНТА’

 

‘ Здесь и далее использовались руководства по тесту Клопфера, Бома, Лузли-Устери, Рапапорта (57; 7; 63; 71).

 

Материал теста состоит из 10 стандартных таблиц, выполненных в черно-белых, черно-красных и пастельных тонах. Каждая таблица представляет собой копию с оригинала, полученного при складывании пополам листа бумаги с нанесенным на нее чернильным пятном. Хотя рисунок пятна произволен и не поддается однозначной интерпретации, опыт работы с методикой показывает, что отдельные таблицы неравнозначны в отношении эмоционального воздействия на человека. Например, таблицы 1, 4, 6 чаще всего ассоциируются со страхом и тревогой, а таблицы 9, 10, напротив, вызывают ощущения радости, праздника. Красные плоскости таблиц, напоминая кровь или огонь, вызывают беспокойство; это относится и к восприятию мелких деталей, расположенных вокруг вертикальной оси, часто ассоциирующихся с образами сексуального содержания.

Никаких предварительных сведений о цели эксперимента сообщать не рекомендуется, вместе с тем важно, чтобы испытуемый чувствовал себя как можно более непринужденно. Иногда это достигается рассказом о том, как получено изображение таблиц; можно связать это объяснение с известной детской игрой “в кляксы” и тем самым несколько разрядить обстановку. Целесообразно также подчеркнуть, что при выполнении задания испытуемый может давать любые ответы, ни один из которых не будет оцениваться как правильный или ошибочный. Таблицы предъявляются последовательно с 1 по 10 в стандартном положении, указанном на обороте таблицы. Предъявление первой таблицы сопровождается инструкцией: “Что это такое, на что это может быть похоже? В дальнейшем инструкция не повторяется, и испытуемому предоставляется полная самостоятельность. После окончания спонтанных высказываний испытуемому можно задавать стимулирующие вопросы типа “Что Вы можете добавить?”, “Это все?” и т. д. У робких испытуемых и невротиков возможны значительные расхождения между объемом спонтанной и дополнительной продукции. Ответы, полученные во время опроса, не включаются в расчетные формулы или подсчитываются с учетом коэффициентов.

Как правило, исследование включает собственно выполнение теста и опрос;

Клопфер считает необходимым в ряде случаев дополнять процедуру эксперимента фазой “определения границ чувствительности”.

 

Опрос

 

В этой фазе исследования выясняется, как субъект пришел к формулировке того или иного ответа, т. е. опрос всегда ориентирован на уточнение локализации образа и его детерминант. Экспериментатор обязан избегать прямых или наводящих вопросов и вместе с тем его задача — получить подробные сведения, облегчающие последующую шифровку ответов. Для выявления локализации ответа на таблице можно задать вопросы типа: “Где находится...?” или “Покажите мне...”. Во многих руководствах по тесту Роршаха для облегчения этой части опроса используют специальные карты, с нанесенными на них и обозначенными наиболее часто интерпретируемыми участками пятна. В отдельных случаях испытуемому предлагают сделать зарисовку фигуры на отдельном листе бумаги. Для уточнения детерминант ответа иногда бывает достаточно простых вопросов: “Что Вас заставляет думать о...?”, “Опишите подробнее то, как Вы видите...” и т. д. Полезно использовать следующий методический прием: субъекту предлагается альтернативный образ, отличающийся от фактически выбранного по одной или нескольким невыясненным детерминантам. Например, если испытуемый видит бабочку, но указывает лишь на характеристики, связанные с формой (усы, крылья), то можно спросить, может ли он это место пятна интерпретировать как мотылек. Если испытуемый действительно не ориентировался на цвет, то он не увидит никакой разницы между этими ответами.

 

Определение пределов чувствительности

 

В отличие от предыдущих фаз здесь экспериментатор сознательно оказывает давление на испытуемого, чтобы вызвать те реакции, которых тот избегает. С этой целью обычно используют различные приемы: просят выбрать самую приятную таблицу, затем самую неприятную; привлекают внимание испытуемого к тем особенностям пятна, которые игнорировались им при спонтанных высказываниях; наконец, предлагают образцы возможных интерпретаций, отличных от тех, которые дает сам испытуемый, и т. д.

 

§ 2. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ШИФРОВКИ ОТВЕТОВ

 

Шифровкой называют обозначение и классификацию ответов с учетом пяти основных категорий: локализации, детерминанты, содержания, популярности/оригинальности, качества формы.

Основная цель шифровки — установление связи между ответом и элементом пятна, а также формализация ответа для последующих операций анализа и интерпретации.

Ответом считают высказывание, соответствующее целой кляксе или ее частям. Различают основные ответы (спонтанные) и дополнительные (полученные во время опроса); последние подсчитываются отдельно и в расчетных формулах учитываются со специальными коэффициентами.

 

Обозначение локализации ответа

 

Локализация ответа характеризует тип восприятия или “ментальный подход” по Клопферу. Локализация ответа определяется путем соотнесения образа с той или иной частью пятна.

1. Целостный ответ — W (Whole) обозначается в том случае, когда испытуемый фиксирует внимание на пятне в целом и продуцируемый им образ охватывает всю кляксу.

Таблица V2. Летучая мышь — W.

2 Примеры взяты из сборника упражнений по тесту Роршаха [41].

Таблица VI. Растеленная шкура — W. Д. Рапапорт предлагает рассматривать целостный ответ с точки зрения степени дифференцированности и интегрированности составляющих его частей:

1) ясно выраженное, хорошо артикулированное единство — W+,

2) удовлетворительное единство — Wo,

3) плохо артикулированное единство, синкретическое впечатление от всего пятна — Wv.

Эти дополнительные показатели позволяют в ряде случаев отдифференцировать целостные ответы, строящиеся на основе четкого анализа элементов пятна с их последующей интеграцией (хорошая артикуляция) от целостных ответов, возникших в результате глобального, синкретического восприятия пятна (плохая артикуляция).

2. Почти целостный ответ (W) — когда испытуемый интерпретирует примерно 2/3 кляксы.

Таблица III. Двое мужчин с бородами в костюмах — W.

Таблица II. Два человека на корточках, танцующие какой-то танец, — W.

3. Конфабуляторный целостный ответ (DW) обозначается в том случае, когда целостный ответ строится на основании интерпретации какого-то изолированного фрагмента, без учета остальной части пятна.

Таблица V. Нога, наверное, идущее животное — DW.

4. Ответы на крупные обычные детали

(D). К этой категории относятся интерпретации относительно крупной части пятна, которая легко отграничивается промежуточным пространством, оттенком или цветом от остальной части пятна.

Таблица VII. Ребенок показывает язык — D.

Таблица IV. Нога в громадном сапоге—D.

5. Ответы на мелкие обычные детали (а). Критерии выделения этой группы ответов те же, что и для (4). Отметим, что такой признак, как “обычность”, определяется эмпирически, как правило, используются таблицы Э. Бома с обозначенной на них локализацией ответов.

Таблица III. Голова птицы (d). Таблица VI. Голова с усами, напоминающая кошачью (d).

6. Ответы на необычные мелкие детали. Необычные детали (обобщенно обозначаются Dd) отличаются прежде всего редкостью их актуализации. Выделяют детали, относящиеся к внутренней части пятна, бордюру и некоторые другие виды Dd.

7. Ответы на промежуточное белое пространство (S) регистрируются, если само белое пространство становится “фигурой” на темном “фоне”. Когда испытуемый использует белое пространство в комбинации с темной частью таблицы, ответ обозначается как WS или DS.

Таблица II. Репа или лампа — 5. Занавеси, раздвинутые в сторону, в середине сцена — WS.

Основные детерминанты ответов

 

Детерминантами называют такие характеристики ответа, как форма, движение, цвет, оттенки. Одни из них обусловлены свойствами пятна, другие (движение) являются сугубо субъективным дополнением, проекцией испытуемого. Детерминанты, так же как и локализация, раскрывают способ “видения” человека, его избирательность в отношении тех или иных аспектов окружающей среды и собственного внутреннего мира.

Форма (F)

 

Детерминанта F показывает, что толчком к возникновению того или иного образа служила форма пятна, его контуры.

Таблица V. Летучая мышь, распростертые крылья, уши — WF.

Таблица III. Голова птицы — dF.

Ответы категории F могут различаться по качеству формы (“хорошая” или “плохая”). При “хорошей” форме образ соответствует конфигурации пятна, видимого четко во взаимоотношении отдельных своих частей (близко к W+}. Некоторые авторы предлагают статистический критерий — “хорошими формами” считаются те, которые интерпретируются наиболее часто. Однако статистический критерий на практике применяется редко; для определения качества формы в ряде случаев можно полагаться на список “хороших форм” (Бек, Лузли-Устери). Клопфер считает, что ответы типа “географическая карта”, “дым”, “облако”, “след” всегда шифруются как F~, так как не предполагают четкой определенной формы. Категория формы часто выступает в комбинациях с другими детерминантами ответа; некоторые из наиболее значимых “паттернов” будут рассмотрены ниже.

 

Движение (М, FM, m)

 

Это одна из наиболее важных детерминант образа, непосредственно не вытекающая из свойств самого пятна. Вместе с тем установлено, что конфигурация пятна, расположение светлых и темных промежутков на некоторых таблицах как бы провоцирует динамические образы. Так, например, по Роршаху ответы “две человеческие головы” (таблицы I и II), “два человека” (таблица III) всегда включают элементы кинестезии, даже если испытуемый не дает ясного вербального указания. Воспринимает ли субъект пятна в статике или динамике, часто выявляется во время опроса, при этом считается, что диагностировать М можно только при наличии переживания движения, т. е. своеобразной идентификации с движущимся объектом. Роршах полагал, что зрелая адаптированная личность может идентифицировать себя только с движущимися человеческими фигурами, поэтому он рассматривал только одну категорию ответов движения — М. В настоящее время большинство авторов считают необходимым учитывать все виды движения, охватывающие виды деятельности, позы, экспрессию независимо от того, приписываются ли они целым человеческим фигурам, ее частям, животным или статуям. В эту же категорию входят ответы с проекцией абстрактных сил, природных или механических воздействий, а также движение неодушевленных предметов.

Шифр М обозначает ответы, в которых наличествует человеческая деятельность, даже если она приписывается животным, статуям или карикатурам.

Таблица VII. Это напоминает двух спорящих людей — WM.

Таблица I. Женщина с отрезанной головой и два джентльмена по бокам, похожие на привидения, — WM.

Таблица V. Мефистофель с рогами и копытами, укрытый ниспадающим плащом, — WM.

Таблица X. Два сверчка, ссорящиеся друг с другом, — DM.

Следует заметить, что знак М включает в себя обозначение формы, т. е. форма имплицитно присутствует в детерминанте М, даже если форма неопределенная или неадекватная; последний случай обозначается как М~.

Шифр FM обозначает ответы, в которых фигурируют животные (или карикатуры, рисунки) в свойственной им деятельности. Этим же знаком обозначают поведение дрессированных животных.

Таблица V. Насекомое с усиками летит к нам, длинные ноги — WFM.

Таблица II. Танцующие медведи — DFM.

Шифр т обозначает движения предметов, действие механических, абстрактных, символических сил. Знак Fm показывает, что движущийся объект обладает четкой формой, mF характеризует объекты с менее определенной формой и, наконец, т указывает на действие каких-то сил. Таким образом, различие между ответами, шифрующимися Fm, mF и т, определяется степенью выраженности и четкости формы.

Таблица IX. Эти штуки в середине похожи на палящие пушки — dFm.

Таблица X. Листья, падающие на землю (целое), — WmF.

Таблица X. Праздничная суматоха и беспорядок — Wm.

 

Оттенки (с, К, к)

 

Оттеночные детерминанты характеризуют ответы, в которых используются хроматические или ахроматические светотени. Использование эффектов светотени придает образам новые тонконюансированные качества: передает качества поверхности или структуры, глубину или перспективу, а также обусловливает восприятие трехмерных объектов на плоскости.

1. Поверхность или качества структуры в зависимости от степени выраженности формы шифруются как Fc, cF, с.

Таблица I. Женщина в прозрачной юбке — DFc.

Таблица VI. Чешуйчатая поверхность— DcF.

Таблица IV. Комья грязи — We.

2. Глубина, перспектива, дистанция, в зависимости от степени выраженности формы, шифруются как FK, KF, К.

Таблица VII. Оклахома, нефтяные вышки, одни дальше, другие ближе — DFK.

Таблица VII. Это облака, похожие на людей, — DKF.

Таблица V. Сплошная темнота — WK.

Ответы типа “изморозь”, “туман”, “дымка”, “дым” шифруются как K.F или К.

3. Проекция объектов на плоскость шифруется как Fk, kF, k. Под эту категорию попадают две группы — ответов — рентгеновские снимки н топографические карты.

Таблица I. Позвоночник DFk.

Таблица X. Похоже на карту рельефов — DkF.

Таблица IV. Здесь тени, чем-то напоминающие рентгеновский снимок, — Wk.

 

Цвет (С и С')

 

Детерминантой “цвет” охватываются ответы, в которых обращается внимание на цвет пятна. Различают детерминанты двух видов — хроматические (красный, Коричневый, зеленый, желтый) и ахроматические (черный, белый, серый). | 1. Хроматический цвет может выступать в комбинации с формой (FC, CF) или в чистом виде (С). Место детерминанты указывает на относительное преобладание в ответе цвета или формы.

Категорией FC обозначаются ответы, в которых ведущую роль играет форма или форма и цвет уравновешены.

Таблица II. Красные носки — FC.

Таблица IX. Красивое бальное зеленое платье — FC.

Категорией CF обозначаются ответы, где ведущую роль играет цвет, но наличествуют элементы формы.

Таблица IX. Очень много цвета, может герб или афиша — CF.

Таблица VIII. Водоросли или подводное цветущее растение — CF.

Категорией С обозначаются ответы четырех ТИПОВ — С, Cn, Cdes, Cgym.

С — чистый цвет; в ответах этого типа естественный цвет объектов (красный для крови, голубой для неба) используется не опосредуясь формой, например, “кровь”.

Сц—называние цвета, при отсутствии его содержательных толкований, например:

“Какое множество цветов — розовое, желтое, голубое, зеленое” (таблица X).

Cdes — описание цвета, обычно сочетается с восприятием таблицы как художественного произведения, например: “Наверное, это акварельный этюд” (таблица IX).

Csym — символическая интерпретация цвета: “Какая радостная картина, цвет весны и возрождения” (таблица X).

2. Ахроматический цвет, так же как хроматический, может выступать в комбинациях с формой (FC’, C’F) и иметь под-;

варианты в виде называния, описания и” символической интерпретации (Cn, Cues, Csym).

 

Шифровка содержания ответов

 

Этот этап работы с экспериментальным материалом не представляет особых трудностей и заключается в отнесении ответа к одной из категорий классификации. Нет нужды перечислять их все, ниже приводятся условные обозначения для наиболее распространенных категорий.

Н — человеческие целые или почти целые фигуры;

(Я) — человеческие фигуры, которые истолковываются в рисунках, карикатурах или фантастические фигуры духов, ведьм и проч.;

Date: 2015-06-11; view: 321; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию