Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4 page
ГЛАВА III Тематический апперцептивный тест (ТАТ) § 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ Г. МЕРРЕЯ Теория личности Г. Меррея создавалась в процессе многолетних исследований по апробации ТАТ и была призвана служить его теоретическим обоснованием. Ее ключевое положение составляет принцип “диадического взаимодействия” [69], согласно которому изучение личности возможно лишь в системе отношений организм—среда. Поскольку личность не существует вне социального окружения, Меррей полагает, что объектом психологического анализа должна стать некоторая единица их взаимодействия — система потребность — давление или “тема” [67; 68]. Потребность понимается как динамическое образование, которое организует и направляет познавательные процессы, воображение и поведение. Благодаря потребности деятельность приобретает целенаправленный характер, в результате чего, либо достигается удовлетворение потребности, либо предотвращается неприятное столкновение со средой. Давление отличается от потребности лишь по своей векторной направленности: потребность представляет собой динамическую силу, исходящую от организма, в то время как давление — силу, действующую на организм. Ни то, ни другое не существует изолированно: удовлетворение потребности предполагает взаимодействие с социальными ситуациями, их преобразование в целях достижения адаптации; в то же время сами ситуации, а также потребности других людей могут выступать и в качестве побуждения (потребности) и в качестве препятствия (давление). Термином “потребность” Меррей обозначает некоторую гипотетическую переменную, которая в зависимости от обстоятельств проявляет себя то в виде мотива, то в виде черты. В последнем случае потребности приобретают стабильность и становятся качествами характера. Задача психолога состоит в выявлении специфических для данного человека комплексов черт (интегратов), их взаимосвязи и иерархии. Большинство комплексов, однако, не обнаруживают себя в наблюдаемом поведении, субъект не имеет о них ни малейшего представления, иначе говоря, они существуют в скрытом, латентном состоянии. Только специальными методами — проективными и психоаналитическими — можно постичь природу характера индивида, понять не только актуальный статус личности, но и историю возникновения тех или иных комплексов. В вопросе генеза черт Меррей придерживается в основном психоаналитических взглядов: все потребности и их интеграты, определяющие направленность личности, берут свое начало из бессознательных либидозных влечений. Черты характера являются их сублимированной трансформацией под воздействием социальных факторов. В силу неповторимости своего жизненного пути каждый человек обладает индивидуальным набором черт, что придает уникальность его поведению и характеру. Меррею принадлежит одна из наиболее популярных на Западе классификаций потребностей. Последние делятся прежде всего на первичные и вторичные. Первичные или висцерогенные относятся к естественным нуждам человека как живого организма. Это потребности в кислороде, пище, воде, избегании боли, сексуальном удовлетворении. В отличие от 3. Фрейда, Меррей, однако, уделяет наибольшее внимание вторичным потребностям, характеризующим человека как социальное существо и вытекающим из факта общения людей. Важнейшими из них являются потребности в любви, сотрудничестве, автономии, агрессии, творчестве и т. д. Меррей различает также потребности явные и латентные. Явные свободно проявляются вовне, находя удовлетворение в физических актах (еда, подзатыльник, ласка), речи (восклицания, постановка вопроса, похвала, осуждение), в сложных формах поведения (служение какому-то делу, приверженность идеям) и т. д. Их диагностика не требует никакой специальной техники, кроме наблюдения. Латентные потребности; напротив, никогда не проявляются в адаптивных поведенческих актах, а лишь в фантазии, сновидениях и играх. В восприятии латентная потребность обнаруживает себя “апперцептивно” или, что то же самое, аутистически — в искажении воспринимаемого материала, в тенденции воспринимать все “так, как хочется”. Содержание латентных потребностей составляют бессознательные асоциальные влечения агрессии и секса. Изучение их возможно лишь в ходе психоаналитической терапии или экспериментально, путем создания неопределенных стимульных условий. Под воздействием неопределенной стимуляции активизируются образы фантазии, ассоциативно связанные с латентными потребностями, и, следовательно, сами продукты фантазии могут рассматриваться как их непосредственное выражение. Таким образом, понятие апперцепции оказывается близким идее 3. Фрейда о компенсаторных функциях фантазии. Меррей дает подробную характеристику основных потребностей, их социальных функций и форм проявления. Так, потребности могут быть интра- или экстравертными: например, агрессия, направленная на других (причинение травмы, словесное оскорбление) или на себя (чувство вины или самоубийство); потребность может проявляться на действенном или вербальном уровне; она может быть эгоцентрической или социоцентрической. Явная или латентная форма существования потребности определяется способом ее удовлетворения. Так, агрессия, удовлетворяемая в социально-приемлемых видах деятельности, например в спорте, квалифицируется как явная; агрессия, находящая удовлетворение в садистических или мазохистических актах, — как латентная; то же относится, например, к потребности в помощи, если из тенденции к сотрудничеству она превращается в аутистическую пассивную установку “делайте все за меня и без меня”. В приложении I прилагается список потребностей по Меррею и их краткое описание (по рассказам ТАТ). В понимании природы фантазии (апперцепции), а также структуры личности Меррей придерживается положений классического психоанализа. Вслед за 3. Фрейдом, он различает три “слоя” личности: внутренний (“Ид”), средний (“Эго”) и внешний (“супер-Эго”). Внутренний слой составляют бессознательные латентные влечения, никогда необъективирующиеся на уровне реального поведения. Средний слой представлен социально-приемлемыми, явными потребностями, которые при благоприятных жизненных обстоятельствах могут быть удовлетворены в поведении. То же относится и к внешнему слою личности. Согласно Меррею, диагностически значимые рассказы ТАТ являются проекцией главным образом внутреннего слоя личности. Иначе говоря, чем менее потребность находит удовлетворение в реальной жизни, тем большее место она займет в фантазиях. Меррей, почти без изменений принимает основные постулаты психоанализа о доминирующей роли бессознательного и его влияния на психическую жизнь и поведение человека; о компенсаторной, аутистической функции фантазии (апперцепции); о структуре личности и многообразных формах проявления либидозных влечений; о решающей роли переживаний раннего детства в генезе мотивов и характера и т. д. Впрочем, влияние психоанализа на концептуальную систему Меррея столь очевидно, что, как он сам указывает, не нуждается в доказательстве [69]. Вместе с тем, отдельные положения его теории, такие, как, например, принцип диадического взаимодействия или приписывание векторных характеристик потребностям заимствованы из структурной психологии К. Левина.
§ 2. TAT: ПРОЦЕДУРА ЭКСПЕРИМЕНТА, СХЕМА АНАЛИЗА И ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПО Г. МЕРРЕЮ
Тематический апперцептивный тест был впервые описан Г. Мерреем в 1935 г. в качестве методики экспериментального изучения фантазии. Итогом работы последующих лет явилось теоретическое обоснование ТАТ как метода исследования личности, разработка инструкции к применению методики, схемы анализа и интерпретации результатов [65; 67; 68]. Использующийся в настоящее время вариант ТАТ состоит из стандартного набора таблиц с изображением относительно неопределенных ситуаций. Каждая из таблиц допускает возможность неоднозначной интерпретации, в то же время специально выделяют таблицы, провоцирующие депрессию и суицид [3, 14, 15], агрессию и сексуальные перверзии [13, 18], доминирование — подчинение (12 М), сексуальные и семейные конфликты (4, 6)* и т. д. Часть таблиц предъявляется мужчинам и женщинам, часть — только мужчинам или женщинам; имеются также таблицы для подростков. Каждому испытуемому предъявляется набор из 20 таблиц. *Подробное описание таблиц и диагностически значимых сюжетов дается в приложении II. Схема эксперимента Исследование проводится в два сеанса с интервалом не более чем в один день. Как и в любом проективном эксперименте, при исследовании ТАТ важно создать спокойную, дружелюбную атмосферу. Начинать работу с испытуемым рекомендуется с беседы или какой-либо простои проективной методики, например рисование на заданную тему, свободные ассоциации или игры (с детьми). Приступая к исследованию, психолог должен иметь об испытуемом основные сведения: семейное и социальное положение, образование, профессия. Более специальные сведения, необходимые для сопоставления с материалом ТАТ, можно получить во время опроса после окончания исследования. Таблицы ТАТ обычно предъявляются индивидуально: с 1 по 10 — в первый день исследования и с 11 по 20 — во второй. Во время первого сеанса дается стандартная инструкция, допускающая незначительные вариации в зависимости от культурного уровня и возраста испытуемого. Инструкция “Вам будут показаны картины, по каждой из них Вы должны придумать рассказ. Расскажите, что происходит в данный момент, какие события привели к этой ситуации, каков будет ее исход. Опишите также мысли и чувства персонажей. Помните, что Вам надо придумать рассказ, а не описывать картину”. В начале второго сеанса испытуемому напоминается содержание инструкции со следующим добавлением: “В прошлый раз Вы придумали очень хорошие рассказы; сегодня Вы будете делать то же самое, только Ваши рассказы должны быть более драматичными. Дайте волю своей фантазии, пусть Ваши рассказы будут похожи на сказку, сон или миф”. Инструкция на 16-ю таблицу (пустой бланк): “Посмотрите на этот пустой бланк, представьте (вообразите) себе какую угодно картину и опишите ее в деталях”. После того, как испытуемый проделал это, экспериментатор добавляет: “А теперь придумайте по ней рассказ”. При исследовании отмечается время, как от момента предъявления таблицы до начала рассказа, так н общее время, затраченное на каждую таблицу. Длительные паузы фиксируются определенными значками (удобнее всего точками). Записываются все оговорки, аграмматизмы, своеобразные выражения и т. д. В процедуре предъявления теста из технических трудностей чаще всего встречаются следующие: 1. Испытуемый забывает один из пунктов инструкции, например, начинает описывать картину, а не придумывать рассказ. Как правило, инструкция повторяется после рассказа на 1-ю таблицу, в дальнейшем экспериментатор задает лишь вопросы типа “где”, “когда”, “почему” и т. д. В дальнейшем вмешательство экспериментатора нежелательно. 2. Испытуемый говорит слишком быстро; в этом случае иногда помогает, если экспериментатор повторяет за испытуемым все то, что он говорит, тем самым сдерживая слишком быстрый темп его речи. 3. Испытуемый вместо самостоятельно придуманной истории излагает литературный или киносюжет. Экспериментатор прерывает рассказ и вновь разъясняет инструкцию. 4. Испытуемый придумывает не один, а несколько рассказов по каждой таблице. Экспериментатор записывает их все, затем просит выбрать самый значительный из них. Меррей считает необходимым прервать испытуемого и попросить его сосредоточиться на каком-то одном рассказе. После исследования проводится опрос. Основная цель опроса — получение дополнительных сведений об испытуемом. Иногда, если опрос проводится с небольшим интервалом после эксперимента, целесообразно, попросить испытуемого самому изложить основные факты биографии, а затем обсудить их совместно. Во время опроса также выясняются источники тех или иных сюжетов: взяты ли за основу события собственной жизни, истории, происшедшие с близкими и друзьями или заимствованные из литературных источников и т. д. Если в рассказах имеются логические неувязки, оговорки, аграмматизмы, ошибки восприятия, экспериментатор должен вернуться к материалам исследования и напомнить то или иное место рассказа с тем, чтобы выяснить возможные причины нарушений. Схема анализа рассказов по Меррею Согласно Меррею, ТАТ является средством выявления доминирующих потребностей, конфликтов и актуальных эмоциональных состояний невротической личности. Указанными задачами определяются и выбор категорий анализа и интерпретации экспериментальных данных. Можно выделить следующие этапы обработки рассказов ТАТ. 1. Анализ содержания рассказа начинается с нахождения “героя”, т. е. персонажа, с которым испытуемый идентифицирует себя. Обычно это то действующее лицо, в котором автор наиболее заинтересован, чьи чувства и мысли изображены наиболее подробно; часто это персонаж того же пола, возраста и социального положения, что и сам испытуемый. Как правило, формальными признаками идентификации с героем считаются: эмоциональная насыщенность повествования, прямое обращение к собственному опыту, употребление прямой речи, привнесение в рассказ моментов, не вытекающих непосредственно из данной таблицы, необычные сюжеты и некоторое другое. При определении “героя” экспериментатор может столкнуться также со следующими трудностями: а) идентификация смещается с одного персонажа на другой, что может рассматриваться как неустойчивость представлений испытуемого о себе; б) испытуемый идентифицирует себя одновременно с двумя персонажами, например “отрицательным” и “положительным”, тем самым выявляя существование в самом себе противоположных тенденций; в) объектом идентификации является персонаж противоположного пола, что может указывать на сексуальные перверзии; г) идентификация может отсутствовать; в этом случае “герои” могут рассматриваться как антиподы самого испытуемого.
2. Следующий этап анализа рассказа состоит в определении важнейших характеристик героя — его стремлений, желаний, чувств, черт характера, т. е. потребностей в терминологии Меррея. Для облегчения этой задачи прилагается список потребностей и их описание в той форме, в какой они могут выступать в тексте рассказа (см. приложение 1). 3. С целью нахождения доминирующих потребностей и их итегратов Meppeй вводит ранжирование силы потребности в зависимости от ее интенсивности, длительности, частоты и значения в развитии сюжета. Таким образом, по пятибалльной системе получают оценку все “переменные” каждого рассказа, т. е. все “потребности” героя и все “давления” среды. Например, агрессия, выступающая как склонность к раздражительности, получает 1 балл, гнев — 2 балла, ссора — 3, драка — 4, война — 5 баллов. 4. После того, как подобным образом проанализированы все рассказы, составляется список потребностей и соответствующих им давлений. Как уже говорилось, комбинация потребность—давление составляет, по Меррею, “тему”. Тема указывает на основной характер взаимоотношений личности и среды: находят ли удовлетворение доминирующие потребности или среда препятствует их удовлетворению и результатом их взаимодействия является конфликт, добивается ли герой успеха или терпит неудачу и т. д. Наиболее распространенные “темы” касаются проблем достижения, соперничества, любви, доминирования—подчинения и т. д. Интерпретация При интерпретации данных ТАТ Мер-рей исходит из предположения о прямой идентификации испытуемого с героем, и, следовательно, черты героя (потребности, эмоции) представляют те или иные тенденции самого испытуемого. Они могут обусловливаться его прошлым или являться антиципацией будущего; могут быть актуальны в настоящий момент или, напротив, заторможены. Согласно Меррею, содержание “тем” составляет: 1) то, что испытуемый реально совершает; 2) то, к чему он стремится; 3) то, что им никогда не осознается, и проявляется только в фантазиях и сновидениях; 4) то, что он испытывает в данный момент; 5) то, каким он представляет себе будущее. Во всех случаях, однако, в рассказах ТАТ отражаются не объективные жизненные обстоятельства, а то, как они воспринимаются самим испытуемым. Результатом интерпретации становится своеобразный портрет героя; мы узнаем, каковы его доминирующие желания, потребности, чувства; каким воздействиям среды он подвергается, активен или пассивен во взаимоотношениях с предметным и социальным миром, возможно ли удовлетворение его потребностей, или они вступают в противоречие с требованиями среды или другими тенденциями героя; добивается ли он успеха или фрустрируем; совершает антисоциальные поступки или действует в соответствии с общепринятыми нормами; каковы его ценности и что составляет его мировоззрение и т. д. Для иллюстрации дадим пример интерпретации одного из рассказов ТАТ по схеме “потребность—давление”. Таблица 14. “Молодой человек, задумавшись, стоит у открытого окна и смотрит в ночное небо. Он одинок, и ночь еще более усиливает ощущение тоски... Ему не хватает близкого человека, который мог бы понять его, с кем он мог бы поделиться своими радостями и печалями. Но у него никого нет. Когда-то у него были друзья, любимая девушка, но все покинули его. Зачем тогда жить? Я думаю, что он бросится из окна”. В рассказе отчетливо видна потребность в дружеских связях, удовлетворение которой блокировано внешними обстоятельствами, тема (конфликт) — одиночество. Герой испытывает чувства тоски, безысходности; возможна аутоагрессия.
§ 3. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ АНАЛИЗА РАССКАЗОВ ТАТ ПО Д. РАПАПОРТУ
Разработанный Мерреем принцип интерпретации ТАТ в качестве самой общей схемы используется представителями разных теоретических ориентации. В ходе теоретических дискуссий и экспериментальных исследований, развернувшихся после 1943 г. (дата выхода руководства по ТАТ), стали очевидны и слабые стороны этого подхода. Многочисленные модификации и дополнения мерреевской схемы возникали из более углубленного изучения двух вопросов: что искать в рассказах ТАТ, какие личностные особенности в них проецируются, и как это делать, т. е. на основе каких характеристик текста. Так, например, сам Меррей рассматривал “потребность” и в качестве конституирующего образования личности, и в качестве основной категории анализа рассказа. Это вытекало, во-первых, из допущения прямой идентификации испытуемого с “героем” и, во-вторых, отождествления психической активности субъекта в ситуации проективного исследования со свободным фантазированием в понимании Фрейда. Как оказалось, оба допущения Меррея далеко не всегда находят подтверждение на практике и отнюдь не бесспорны чисто теоретически. Так, Лаза-рус, проанализировав эксперименты New Look, доказал, что непосредственное выражение потребности обнаруживается только в случае социальной приемлемости и умеренной интенсивности последней; в противном случае проекция потребностей опосредована механизмами защиты. Следовательно, ограничившись только этой категорией интерпретации, исследователь рискует либо обнаружить то, что известно и без ТАТ, либо пропустить нечто неулавливаемое категорией “потребность”. К тому же ситуация эксперимента, требование инструкции, неоднозначные, но в какой-то мере заданные сюжеты рассказов делают невозможным свободное, абсолютно недетерминированное реальностью фантазирование. Д. Рапапорт подчеркивает, что чистое фантазирование в ТАТ — случай патологический, связанный с ослаблением контролирующих функций “Эго” (71). Более оправданным, с его точки зрения, является представление о рассказе как продукте познавательной деятельности, когда неопределенный стимульный материал допускает трансформацию со стороны мотивационных или индивидуально-личностных факторов, но в пределах и формах, контролируемых “Эго”. Рассмотрим более подробно подход Рапапорта, поскольку, на наш взгляд, в нем наиболее очевидно влияние психологии “Эго” и “Нового взгляда”. Для более ясного понимания конкретных методических приемов, предложенных Рапапортом, уместно указать здесь на некоторые вводимые им теоретические различения. Прежде всего это касается разведения в тексте рассказа содержания, имеющего непосредственное отношение к стремлениям и чувствам личности (ideational content) и сюжетов-клише, полностью являющимися продуктом защитных механизмов [71]. Однако и в той части текста, которая наиболее тесно связана с центральными стремлениями личности, эти последние выражаются не столь непосредственно и прямо, как в мечтах и фантазиях, а также опосредованы механизмами зашиты. Следовательно, рассказ всегда, за исключением грубой патологии, оказывается смесью фантазиоподобнoй продукции и сюжетов-клише. В качестве клише может выступать все, что реально не пережито индивидом и не является, таким образом, его аффективным опытом: литературные и кино-сюжеты, анекдотические истории, а также наиболее распространенные сюжеты, провоцируемые таблицами ТАТ. Существуют определенные трудности при отграничении клише от неклише. Дело в том, что любой “штамп” может быть преобразован в значимое для личности содержание с помощью особой интонации, использования необычного, только данному испытуемому присущего лексикона, введением в рассказ дополнительных персонажей и тому подобных апперцептивных искажений. К тому же, замечает Рапапорт, нередко литературные произведения или жизненные перипетии других людей настолько затрагивают наши чувства, что мы поистине начинаем жить в них и ими, и тогда они перестают быть просто усвоенными клише. С другой стороны, когда-то реально пережитое со временем теряет свою значимость и аффективную окрашенность, превращаясь в смутные воспоминания, едва отличные от клише. Все это заставляет экспериментатора быть особо чувствительным к любым проявлениям индивидуального стиля испытуемого. В плане диагностики личности наиболее информативными Рапапорт считает отклонения от клише, в которых наиболее отчетливо проявляются реально существующие (или созданные фантазией) отношения, чувства и поступки, чрезвычайно значимые для внутреннего мира испытуемого. Подобное заключение выводится из понимания ideational content как продукта аффективной памяти, и его влияния на актуальные мыслительные процессы. Вместе с тем поскольку последние относятся к вторичным процессам “Эго” и, следовательно, находятся под его контролем, то н в них личностью значимая информация может маскироваться защитными механизмами. Выявить ее помогает анализ формальных характеристик построения рассказа, прежде всего любых отклонений от его стандартного построения; а также индивидуальные особенности речи, экспрессии испытуемого, необычные темы или даже едва заметные модификации сюжетов-клише2. Формальные характеристики содержания рассказа представляют собой некоторую абстракцию от текста и отвечают на вопрос, что обследующий ищет в рассказе ТАТ, каким образованиям личности релевантно его содержание. Рапапорт выделяет следующие категории: 1. Чувства, переживания, возникающие у испытуемого в процессе эксперимента (эмоциональный фон рассказа). Например, сочувствие к персонажу, солидарность с его поступками или, напротив, холодность, осуждение. Эта категория в какой-то мере сопоставима с идентификацией, но предполагает кроме отождествления и возможность более сложных отношений между испытуемым и героями его рассказов, например солидаризация, оппозиция и т. п.; 2. Персонажи рассказа. Ими могут быть либо представители самого испытуемого (в случае идентификации), либо значимые другие его “жизненного пространства”: родители, братья или сестры, супруг(а), дети, друзья; 3. Стремления и установки. Понимаются Рапапортом, как динамические тенденции, показатели основных мотивов личности [71]. Определяются по характеристике персонажей, с которыми идентифицирует себя испытуемый. 4. Препятствия или барьеры. Обнаруживаются в рассказе в виде мыслей и чувств основного персонажа или окружающих его лиц, в виде реальных действий других или социальных норм, препятствующих реализации стремлений испытуемого. Последние две категории аналогичны Мерреевским “потребности” и “давлению”. Перечисленные категории и их взаимоотношения дают представление о содержании внутреннего мира испытуемого. Теперь мы возвратимся к обсуждению роли формальных характеристик построения рассказа. Их специальное вычленение в качестве проективных показателей связано с более общими представлениями Рапапорта о мотивации и ее проекции в ТАТ. Так в структуру мотивации наряду с установками, стремлениями личности Рапапорт включает и ее индивидуальный стиль, т. е. ту особую “манеру”, с которой эти тенденции реализуются. Поэтому диагностически важно знать не только, что побуждает субъекта, но и то, каким образом он достигает желаемого. Тематический апперцептивный тест предоставляет сведения об обоих аспектах мотивации. Так, стиль построения рассказа косвенно указывает на некоторые важные личностные особенности испытуемого, например, по тому, как последний обращается со стимульным материалом, как строит сюжет, в какой мере его рассказ отличается от обычно продуцируемого на данную таблицу, можно судить не только о “зонах” его аффективных затруднений (конфликтах), но самое главное — о способах их разрешения (механизмах защиты). Для выделения тех или иных формальных характеристик автор предлагает применять метод сопоставления текста рассказа с пунктами инструкции и объективным значением таблиц. При этом строго ригидное следование объективным требованиям теста, так же как и грубые отступления от них, дают материал для построения гипотез относительно значимости их для диагностики личности. Ниже приведены некоторые формальные показатели и их интерпретация Рапапортом [71]. Формальное следование инструкции В этом случае испытуемый соблюдает все пункты инструкции, но связный и развитый сюжет в рассказе фактически отсутствует. Например: “Женщина стоит в дверях комнаты. Ей надо туда войти. Она откроет дверь и войдет. Она думает о том, что 'ей надо войти в комнату” (таблица №5). Если испытуемый интеллектуально сохранен, такой рассказ может отражать действие психологической защиты — уход от тем, связанных с конфликтными переживаниями.
Строго ригидное соблюдение инструкции
Испытуемый строит рассказ в строгом соответствии с пунктами инструкции, как бы дробя рассказ на соответствующие части. Такая стратегия ведения рассказа свидетельствует о повышенной ригидности, часто являющейся следствием тревожности, и показывает свойственный испытуемому способ ее преодоления.
Излишняя детализация рассказа
Рассказ испытуемого насыщен малосущественными деталями, порой граничит с простым описанием отдельных элементов картины. Так же как в предыдущем примере, указывает на повышенную тревожность; встречается у истероидных личностей. Опускание тех или иных пунктов инструкции а) отсутствие “прошлого” или “будущего”. В рассказе может отсутствовать указание на причины возникновения описываемой ситуации (прошлого) или ее исход (будущее). Это может служить признаком существования каких-то конфликтных переживаний в прошлом и затрудненности планирования ввиду ожидания неблагополучия в будущем. б) отсутствие упоминания о мыслях или' чувствах персонажей. Степень разработанности рассказа в этом направлении отражает развитие рефлексии испытуемого, его способности к самоанализу и умения вчувствоваться во внутренний мир других людей. Представленность категории “мысли персонажей” при наличии в рассказе конфликтной ситуации свидетельствует о сохранном контроле над аффективностью, напротив, се отсутствие указывает на чрезвычайную силу аффекта, опасность дезорганизации активности в стрессовой ситуации.
Отказ
Отказы в начале эксперимента встречаются, если испытуемый не понял инструкцию или отсутствует контакт с экспериментатором. Отказы на определенные картины свидетельствуют об особой значимости провоцируемых ими сюжетов.
Неупоминание отдельных частей или деталей картины.
Например, в рассказах на таблицу 3 ВМ может не упоминаться револьвер. Как правило, это указывает на то, что ассоциации, возникающие в отношении этих деталей, вызывают тревогу.
Введение в рассказ дополнительных деталей или персонажей
Практически всегда такие дополнения говорят об особой значимости разработанной темы, ее близости переживаниям испытуемого.
Перцептивные искажения
Испытуемый неправильно определяет пол персонажа (например, па таблицах ЗВМ, 10, 12), возраст или искаженно воспринимает какие-то детали картины. Например, на таблице 1 некоторые видят мальчика слепым, скрипку сломанной и т. д. Даже если исключить символическое значение подобных искажений, они, как правило, являются следствием глубоких конфликтов.
Восприятие картины, как рисунка, фотографии, кадра из кинофильма
Иногда может рассматриваться как своеобразное “отстранение” от травматогенной тематики рассказа.
§ 4. О НЕКОТОРЫХ ПОДХОДАХ К ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТАТ: СХЕМЫ С. ТОМКИНСА и М. АРНОЛЬД
В настоящее время существует около 20 схем интерпретации ТАТ, различающихся как категориями анализа рассказов, так и теми параметрами личности, исследовать которые предполагается с помощью ТАТ. В клинико-диагностических, а не экспериментальных целях используются лишь некоторые из них, а нередко психолог-практик заимствует какие-то пункты из нескольких систем одновременно. Ниже мы укажем еще две системы, в которых получили разработку некоторые важные в методическом отношении принципы ТАТ. Подход, развитый С. Томкинсом, в частности некоторые категории анализа рассказов, широко используется при работе с методикой в самых разных психологических системах. С. Томкинс развил систему анализа рассказов ТАТ, предложенную Мерреем, введя ряд новых категорий, повышающих, по его мнению, достоверность методики [80]. Date: 2015-06-11; view: 368; Нарушение авторских прав |