Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Расположение рисунка на листе





ДЕРЕВО

 

Дерево — древнейший символ, символ жизни и познания.

Также как на рисунке дома, изображения деревьев могут рассматриваться как самостоятельно, так и в качестве сущест­венного компонента теста “Дом—Дерево—Человек”.

Многие исследователи полагают, что в рисунке дерева от­ражаются различные аспекты индивидуальности или переживания человека по отношению к окружающему миру.

Распространена также точка зрения на то, что рисунок де­рева отражает очень глубокие и в большой степени бессозна­тельные чувства к самому себе. Изображение человека в ри­сунке “Человек” в большей мере подвержено сознательному контролю, а при изображении дерева внутренние чувства могут проявляться в полной мере, и они не подвергаются сильному, воздействию цензуры.

Рисунок дерева также часто рассматривается с позиций аттитюдов и позволяет установить характер взаимоотношений субъекта с отцом, особенно когда этот рисунок выполнен в те­сте “Дом—Дерево—Человек”.

Кроме того, существует представление о тем, что по рисун­ку дерева можно судить о физическом, соматическом состоянии человека, его здоровье или болезни.

Таким образом, анализ изображения дерева позволяет вы­явить отношение субъекта к самому себе, к уровню собствен­ного развития, определить степень психологической зрелости, особенности психосексуального развития, характер взаимодей­ствия субъекта с реальностью.

При использовании теста, “дерево”, испытуемому предлагают стандартный лист белой бумаги вертикально ориентиро­ванный, остроотточенный мягкий карандаш (или набор цветных карандашей или мелков) и просят его изобразить дерево.

Для экспериментатора весьма важным является наблюде­ние за ходом рисования дерева, а также фиксирование всех спонтанных высказываний испытуемого. Рисунок дерева должен содержать ствол и, как минимум, одну ветвь. Кроме того, как правило, дерево изображается либо последовательно снизу вверх от корней к вершине, либо в обратном порядке от вершины к корням. Нарушение последовательности рисования, проявляющееся в хаотичности и переходу от одной части ри­сунка к другой, многочисленные возвраты, стирания, пропуски, наличие несвязанных между собой элементов и т. д., указывают экспериментатору на наличие серьезной психологической проб­лематики испытуемого.

При интерпретации дерева следует прежде всего основы­ваться на целостном первом впечатлении; определить, какие чувства передает испытуемый своим рисунком: следует обратить внимание на размер, форму, положение на листе, и лишь затем последовательно проанализировать все детали, содержа­щиеся в рисунке.

РАСПОЛОЖЕНИЕ РИСУНКА НА ЛИСТЕ

 

Дерево более или менее центрированное, то есть расположенное в центральной части листа, указывает на достаточно хорошую сбалансированность материального и духовного в человеке, на адекватную восприимчивость к воздействиям людей как своего, так и другого пола и умение взаимодействовать с ними.

Дерево, смещенное к левому краю листа, свидетельствует об эмоциональном дисбалансе, фиксации или ориентации на прош­лое и характеризует человека, который вырос под влиянием доминантной матери или испытывает сильную эмоциональную привязанность к ней. Понятно, что такое материнское влияние или эмоциональная зависимость от нее отрицательно сказыва­ется на развитии человека.

Дерево, помещенное в правую часть листа, показывает сильную эмоциональную связь или идентификацию с отцом или ли­цом, его заменяющим, а также обнаруживает стремление че­ловека ориентироваться на будущее, на перспективу, желании утвердить себя в социальной сфере.

Дерево, помещенное в верхней части листа, указывает на недостаточную “заземленность” в реальной жизни, стремление уйти от реальности в сферу фантазий, иллюзорное восприятие действительности, нереалистично высокие потребности в дос­тижении.

Дерево, нарисованное в нижней части листа, указывает нa чувства неадекватности, осторожность или некоторую депрессивность, подавленность. Иногда такое расположение встречается у людей, ориентированных на материальные ценности. стремящихся получать удовольствие от физического комфорта, реалистично относящихся к жизни.

 

РАЗМЕР ДЕРЕВА

 

Чрезмерно большое дерево, занимающее пространство листа или даже не помещающееся на листе, рисуют люди, имеющие высокую чувствительность к влиянию среды или испыты­вающие к ней агрессивные чувства.

Маленькое дерево, как правило, рисуют люди, испытывающие чувства неполноценности, малозначимости, стремящиеся как бы отрешиться от себя и занимающие позицию подчинения.

 

ЭКСПОЗИЦИЯ РИСУНКА

 

Дерево, представленное как бы с “высоты птичьего полета”, указывает на депрессивное состояние, а также на наличие пси­хосоматических проблем.

Дерево, изображенное таким образом, что зритель ощущает себя маленьким и ничтожным, смотрящим на него снизу вверх (“с позиции червя”), может свидетельствовать о чувстве отверженности, приниженности, которое компенсируется стрем­лением к превосходству.

Дерево на холме связано со стремлением к достижению, также может отражать потребность в защите и безопасности. Дерево, находящееся на вершине холма, как правило, рисует­ся людьми, испытывающими или чувство превосходства, или чувство изоляции, сопутствующее борьбе за самостоятельность.

Дерево, наклоненное влево (больше чем на 15 градусов от вертикальной линии), часто изображается людьми, проявляю­щими импульсивность и поведении, у которых эмоции в зна­чительной мере доминируют над рассудком.

Дерево, наклоненное вправо (более чем на 15 градусов), встречается у людей, испытывающих безотчетный страх перед выражением сильных эмоций.

Дерево “в движении” (искаженное положение под действием ветра или других внешних сил), как правило, встречается у людей, ощущающих потребность сохранить целостность своей личности, испытывающих серьезные психологические проблемы, а также чувствующих разрушительное воздействие и по­давление со стороны окружения.

 

ТИПЫ ДЕРЕВЬЕВ

 

Довольно часто на рисунках испытуемых изображаются различные типы деревьев, такие как конкретные (хвойные, лиственные, фруктовые, экзотические), среди которых чаще всего встречаются ель, сосна, береза, дуб, ива, яблоня, вишня, пальма. Кроме того, многие люди рисуют лиственное дерево, тип которого трудно определить, а также могут встречаться и абстрактные фантастические деревья, не существующие в ре­альности. Очень важно определить, является ли изображенное дерево живым или мертвым, больным или здоровым, летним или зимним.

Лиственное дерево указывает на хороший контакт с окружением, чувство защищенности, адекватность приспособлении к среде, определенный уровень интеллектуального развития, способность контролировать внутренние импульсы.

Дерево без листьев (зимнее) может указывать на повышенную чувствительность, ощущение незащищенности, подверженность влиянию со стороны других людей.

Мертвое дерево чаще всего рисуют люди, испытывающие чувства бессилия, беспомощности, безнадежности, подавлен­ности, беззащитности, те, которые ощущают себя жертвой вне­шних сил и чувствующие невозможность изменить ситуацию, неспособность воздействовать на окружающих. Кроме того люди, испытывающие физическую неполноценность, неадекват­ность и чувство вины, также рисуют его. Такой тип деревьев может встречаться у людей с суицидальной направленностью.

Мертвое дерево с паразитами чаще всего изображают люди, испытывающие негативные переживания и обвиняющие в них окружающую среду.

Дерево, погибающее из-за лишения корней, может ука­зывать на ощущение внутренней опустошенности, неприятие самого себя и чувство разрушенности.

При интерпретации рисунков следует быть очень внимательным, так как довольно часто зимние деревья могут быть вос­приняты как мертвые, а мертвые как зимние. Следует также помнить, что деревья без листьев чаще появляются в зимнее время года и встречаются у вполне здоровых людей.

Фруктовое дерево может свидетельствовать о чувство удовлетворения, о знании своих креативных способностей, об определенном уровне зрелости личности. Кроме того, может указывать на стремление (желание) иметь детей. В детских рисунках изображение яблок на дереве связано с выражен­ностью их потребности в зависимости, а упавшие яблоки отра­жают их чувство отвержения и эмоционального неприятия. У взрослых людей также упавшие плоды могут указывать на эмоциональные затруднения, а также на чувство вины, возни­кающее в связи с собственным поведением в эмоционально зна­чимых ситуациях, в частности в связи с сексуальным поведе­нием.

Хвойные деревья. Сосна часто встречается у людей целе­устремленных, испытывающих высокую потребность в дости­жениях и сдерживающих открытое проявлениесвоих чувств.

Ель, как правило, изображают люди, испытывающие эмоцио­нальную неудовлетворенность, переживающие чувство отвер­женности, сдерживающие свои эмоциональные проявления и производящие впечатление холодных, дистанци­рованных, закрытых.

Пальма обычно рисуется людьми, стремящимися пока­зать себя в авантюрной роли, то есть выглядеть перед другими рискующими, открытыми всему новому, жаждущими неизвест­ности и неожиданных поворотов, но в то же время не способ­ными к гибкому раскованному поведению в новой ситуации, обнаруживающими тревогу и демонстрирующими защитные реакции при столкновении с новым. Такого типа людям свойственно стремление поддаться эмоциональным, сексуальном влечениям, нo не способным на это по причине мощного сопротивления со стороны рациональной сферы.

Плакучая ива встречается у людей, неудовлетворенных своей жизненной ситуацией и испытывающих склонность к “yxoдy” от решения конфликтных ситуаций, обнаруживающих депрессивные тенденции, кроме того у тех, кто пристрастен к алкоголю.

Береза может встречаться у людей, обладающих эстетическим восприятием действительности, романтических натур, но также и у людей, подверженных влиянию со стороны окружения и ориентирующихся на общепринятое мнение.

Обобщенные деревья, за которыми скрываются кон­кретные, реалистические, упрощенны и расплывчаты. Люди, изображающие подобный тип деревьев, стремятся быть на определенной дистанции от проблем, с которыми они могут встретиться нос к носу, то есть они избегают прямого столкновения с действительностью ил боятся посмотреть действительности “в глаза”. Часто такие деревья, образованные двумя линиями ствола и петлеобразной кроной, рисуют люди импульсивные, отличающиеся непостоянством характера.

Фантастические деревья, то есть не существующие в реальности, отражают стремление человека отойти от дейст­вительности с помощью фантазии, юмора, сатиры и нежелание четко воспринимать окружающий мир.

Date: 2015-06-11; view: 501; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию