Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мужские и женские фигуры





 

По рисункам, на которых изображены мужчины или женщины, можно судить о том, какие чувства испытуемый имеет но отношению к мужчинам и женщинам. Было установлено, что 87 процентов нормальных здоровых людей с учетом возра­ста, пола, супружеского статуса, первой рисуют фигуру оди­накового с собой пола. В противном случае, можно говорить о проблемах, связанных с половой идентификацией. Если у фи­гур абсолютно отсутствуют признаки половой принадлежности, можно говорить о наличии сексуальных проблем.

У детей, как правило, женские фигуры рисуются большего размера, если же подобное имеет место в рисунках взрослых мужчин, то это указывает на некоторую пассивность или чувство неадекватности. Большие по размеру женские фигуры в рисунках женщин свидетельствует о маскулинности и враж­дебных чувствах по отношению к мужчинам.

Когда фигура своего пола рисуется в профиль, а противоположного — в фас, это указывает на наличие проблем. На­пример, если мужчина изображает мужскую фигуру в про­филь, а женскую — в фас, это указывает на то, что он испытывает потребность в защите самого себя и в то же время уделяет пристальное внимание женщинам, в которых ищет источник для решения своих проблем.

Когда фигура человека содержит явные детали или приз­раки, присущие противоположному полу (например изображе­ние женщины с мужским галстуком, орлиным носом, тяжелым мужским подбородком, или женские плечи в фигуре мужчины и т. п.), это может свидетельствовать о нарушениях полоролевой идентификации, гомосексуальных тенденциях, о переживаниях своей неадекватности и повышенной тревоге. Возраст человека, изображаемого на рисунке, может рассматриваться как желательный или приписываемый себе психологический возраст. “Омолаживание” может быть связано, например, со стремлением вернуться в более ранний период жизни, эмоциональной фиксацией на данном периоде, а также эмоциональ­ной незрелостью, инфантилизмом. “Увеличение возраста”, на­против, отражает потребность придать себе большую значи­мость, стремление выглядеть более опытным, более зрелым, мудрым. В ряде случаев люди, которые чувствуют себя психо­логически истощенными, изображают на рисунках дряхлых стариков.

При анализе рисунка очень важно учитывать то эмоцио­нальное состояние, настроение, которое возникает при непо­средственном восприятии и только после этого постепенно пере­ходить к анализу деталей.

Голова

 

Голова человека — это орган интеллектуальной активности, центр локализации ЭГО, центр рационального начала.

Голова - это первое изображение, которое рисуют дети, часть человеческой фигуры, которой они приписывают исклю­чительную важность, та часть, с которой в наибольшей степени идентифицируется человек. Большинство взрослых, людей также уделяют пристальное внимание изображению имен­но этой части человека.

Изображение головы в рисунке человека может рассматриваться как символическое отражение сферы интеллектуального, рационального контроля, воображения, фантазирования и ЭГО человека.

Большая голова довольно часто встречается в рисунках прекрасно адаптированных людей с высоком интеллектуальным уровнем, которые ценят интеллектуальное начало в людях. Установлено, что творческие одаренные люди, и особенно дети, склонны к изображению большой головы на рисунке “чело­век”. Кроме того, большую голову обычно рисуют люди, ори­ентированные на фантазирование как главный источник удов­летворения. Большую голову также рисуют люди неадаптированные или плохо адаптированные к действительности, но воспринимающие интеллект как сверхценность, подчеркивающие значение интеллектуальной сферы, а также те люди, ко­торые склонны к грандиозным тенденциям (“раздувание ЭГО”). В ряде случаев большая голова встречается в рисунках людей часто испытывающих боль в области головы и имеющих какие-либо органические поражения.

Маленькая голова в рисунке “человек” чаще всего встречается у людей, испытывающих чувства неадекватности в соци­альной, интеллектуальной или сексуальной сферах. Такие го­ловы изображают люди, стремящиеся преодолеть рациональный контроль для удовлетворения телесных влечений и уйти от болезненных переживаний или чувства вины, и проявляю­щих повышенную импульсивность в своем поведении.

Необычная форма головы встречается в рисунках людей, имеющих психические расстройства или органические пораже­ния (часто в таких случаях голова рисуется в последнюю очередь).

Голова, оторванная от шеи, отражает страх наказания.


 

Волосы

 

Волосы — символ величия для мужчины и красоты, изя­щества, грации, привлекательности для женщин, символ здо­ровья,силы, обаяния.

Выделение волос в рисунке может быть связано со стрем­лением казаться активным, решительным, мужественный, чув­ственным, сладострастным или с компенсацией чувства сек­суальной озабоченности или импотенции. Иногда такое изобра­жение волос встречается у людей нарциссического склада. Это особенно проявляется в тех случаях, когда изображается ори­гинальная прическа с необычным косметическим оформлением, или волосы рисуются очень тщательно.

Волосы длинные, незакрашенные (как бы накладные) рисуют люди, испыты­вающие противоречивые чувства по отно­шению к сексуальной тематике и склонные к фантазированию в этой области.

Волосы, сильно заштрихованные, часто изображают люди, испытывающие беспокойство и тревогу по поводу собственных фантазий и мыслей. Сильная штриховка, как правило, присут­ствует в рисунках людей, испытывающих тревогу по поводу сильных и страстных желаний, которые их одолевают.

Редкие волосы, дыбом, обычно рассматриваются как про­явление недостаточной мужественности и силы.

Взлохмаченные волосы обозначают подверженность влече­ниям, слабый самоконтроль в отношении сексуальных импуль­сов.

Отсутствие волос (лысая голова) чаще встречается при изо­бражении мужчин и отражает переживания человека по пово­ду недостатка мужественности.

Лицо

 

Лицо человека рассматривается как индикатор социально­го приспособления, как “зеркало” отношений к другим людям.

Прорисовка черт лица связана с выраженностью социаль­ных потребностей, экспрессивностью и коммуникативными спо­собностями человека. Лучше всего черты лица прорисованы в рисунках девочек по сравнению с рисунками мальчиков. Ко­гда девочки уделяют большое внимание прорисовке черт лица, это свидетельствует о хорошей половой идентификации, о стре­мления поддерживав положительные социальные установки. Тщательная прорисовка лица в рисунках мальчиков, как правило, обнаруживается в случаях озабоченности своим внешним видом, при выраженном стремлении компенсировать свои не­достатки, а также в случаях формирования женского поведения под влиянием доминантной мамы. В рисунках взрослых людей могут быть обнаружены те же тенденции.

Отсутствие черт лица у нарисованного человека связано, по-видимому, с наличием у испытуемого каких-либо ложных межперсональных отношений, уклончивостью, враждебностью и выраженной настороженностью. В этом случае психологи­ческий прогноз не очень благоприятный в связи с тем, что предрасположенность, к социальному взаимодействию и восприимчивость минимальна.

Слабо прорисованные черты лица указывают па застенчивость, робость, постоянное самосознание в персональных вза­имоотношениях и ощущение собственной неадекватности.

Сильно прорисованные черты лица могут означать и отра­жать чувства сильной озабоченности отношениями с другими людьми, тем, какое впечатление производится на других, кроме того, ощущение беспомощности, неадекватности, которые часто компенсируются агрессивным и доминантным поведением.

“Разорванное” лицо, контур которого прерывается или не замкнут, обычно встречается в рисунках людей, испытываю­щих страх, неадекватность, воспринимающих действительность в искаженном свете, а также у людей, имеющих органическое или психологические нарушения.


Заштрихованное лицо часто изображают люди, испытывающие серьезные психические расстройства и чувства беспокой­ства и отличающиеся слабой “Я—концепцией” — плохим самопониманием. “Детское лицо” в рисунке взрослого человека указывает на наличие инфантильных тенденций в поведении.

 

Глаза

 

Глаза— одна из важнейших частей лица, они позволяют че­ловеку получать информацию о мире, о других людях.

Большие глаза рисуют люди, испытывающие потребность в зрительном контроле межперсональных связей и в отношении их физического окружения. Такие глаза рисуют и те, кому свойственно чувство беспокойства, подозрительность, вуаяризм и потребность в самозащите. Это характерно и для тех, кто переживает чувство опасности, ощущает собственную неуве­ренность в контактах и страх.

Большие орбиты глаз в сочетании с маленькими глазами или зрачками указывают на устойчивое визуальное любопыт­ство, чувство вины в связи с пристрастием подсматривать за другими с избыточным любопытством.

Большие глаза без зрачков указывают на некоторые эго­центрические тенденции, незрелость и чувство вины в связи с вуаяризмом.

Выпученные глаза характерны для рисунков грубых, чер­ствых людей, проявляющих свою агрессию во вне.

Большие глаза с длинными ресницами также указывают на эгоцентризм, стремление обратить на себя внимание и, возможно, гомосексуальные тенденции.

Глаза с выделенной внешней линией встречаются в рисун­ках людей, испытывающих чувства опасности, подозрительно­сти, то есть обнаруживающих некоторые паранойяльные тен­денции.

Маленькие глаза (маленькие кружочки для глаз) могут встречаться в рисунках людей, погруженных в себя, желающих видеть как можно меньше. Хотя в детских рисунках подобная прорисовка глаз может встречаться довольно часто.

Глаза как точки указывают на подозрительность, наруше­ние межличностных отношений, в отдельных случаях на симптоматику “бреда отношений”.

Закрытые глаза символизируют сильное стремление к из­беганию неприятных визуальных стимулов, некоторую враж­дебность. Это справедливо и для тех случаев, когда глаза скры­ваются под полями шляпы.

Отсутствие глаз отмечается в рисунках людей, испытываю­щих зрительные галлюцинации и стремящихся к избеганию визуальной стимуляции.

Глаза, как бы смотрящие в сторону, (взгляд в сторону) — такое изображение обычно свойственно людям с параноидальными тенденциями или высоким уровнем подозрительности.

Уши

 

Довольно часто в рисунках детей, а иногда и в рисунках взрослых уши не изображаются. Однако необычное их изоб­ражение может свидетельствовать о некоторых психологичес­ких проблемах.

Известно, что если какая-либо часть тела в рисунке выделена, то с этой частью обычно связана какая-то проблема — физическая или психологическая. В этом смысле необычное изображение ушей может отражать физическую проблему (на­рушение слуха), а также навязчивое стремление постоянно прислушиваться, повышенную чувствительность к социальной критике или подверженность к слуховым галлюцинациям. Такого рода психологические проблемы могут быть обнаружены, если уши необычны по форме, сверх подчеркнуты или акцен­тированы, преувеличены в горизонтальном или вертикальном направлении.


Маленькие или слабопрорисованные уши характерны для рисунков людей, желающих закрыться от критики, заглушить ее, стремящихся избирательно воспринимать информацию.

В ряде случаев при детальной прорисовке всех частей тела человека, но при отсутствии ушей, можно предположить на­личие слуховых галлюцинаций.

Нос

 

Hoc рассматривается как сексуальный символ, и принято считать его наиболее видным “фаллическим заменителем”.

Необычное изображение носа часто указывает на сексуаль­ные затруднения, страх, чувство неполноценности или импо­тенцию.

Нос большой, выделенный, длинный в рисунках символизи­рует желание продемонстрировать мужественность или страх перед импотенцией, чувства неадекватности в мужской роли и стремление к ней (в рисунках подростков).

Курносый нос, выделенный, акцентированный, отражает высокую степень сексуальной неприспособленности, затрудне­ния адаптации.

Прорисованные ноздри указывают на стремление человека к чувственным удовольствиям, на повышенную обонятельную чувствительность или ее нарушения.

Рот

 

Рот — самый первый рецептор приятных ощущений для ребенка, а также “орудие” агрессии орган познания мира и кон­тактов с другими.

Выделение рта в рисунках может свидетельствовать о повышенной вербальной активности, возможно, об оральных кон­фликтах, например, проблемы приема пищи, речевые проблемы, алкоголизм, словесное недержание. В отдельных случаях выделенный и преувеличенный рот рассматривается как сим­вол орального эротизма.

Когда рот отсутствует, это может быть связано с чувством вины в связи с оральными конфликтами, проблемами вербаль­ной коммуникации с другими людьми.

Рот, изображенный одной линией, отражает напряжение, и, возможно, тенденцию к гиперкритичности, критиканству, агрессивности.

Широкий оскал улыбки нормален для детских рисунков и является своеобразным штампом для изображения человека, но может выражать подавленную конгениальность или несоот­ветствующий эффект у взрослого, а также вынужденную при­ветливость.

Изображение зубов, особенно в рисунках взрослых людей, как правило, связано с детскими агрессивными тенденциями, гневом, враждебностью, оральной агрессией.







Date: 2015-06-11; view: 464; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию