Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процедура проведения





В оригинальном варианте Д. М. Сакса тест предъявлялся в форме печатного бланка с началами предложений, куда испытуемый должен был вписать их завершения[5].

Но при такой процедуре проведения теряется важный диагностический показатель – латентное время ответов и не может быть проконтролировано отношение к обследованию.

В предлагаемом в нашем руководстве варианте процедура состоит в следующем: психолог по очереди зачитывает начала предложений, а испытуемый придумывает к ним окончания и произносит их вслух, чтобы экспериментатор мог их запротоколировать.

Для того чтобы помочь испытуемому освоиться с процедурой исследования, вначале ему предлагают 20 произвольно подобранных слов в режиме простого ассоциативного эксперимента.

Так как НП – проективный тест, испытуемый не должен догадываться об истинной цели исследования. При проведении следует неукоснительно соблюдать все правила проведения проективных методов.

Сначала дается маскирующая инструкция. Вы говорите, что «хотели бы проверить скорость его словесных реакций в ситуации повышенного эмоционального напряжения как меру стрессоустойчивости интеллекта». Упоминание о повышенном эмоциональном напряжении должно снять избыток эмоционального напряжения и ослабить психологические защиты. Если в ходе обследования у испытуемого возникнут дополнительные вопросы, постарайтесь убедить испытуемого, что предложения намеренно обращены к эмоционально-значимым темам, чтобы повысить эмоциональное напряжение в интересах исследования, поскольку это позволит измерить влияние волнения на скорость ответов.

После дачи маскирующей инструкции приступают к исследованию. Проведение методики проходит в три этапа.

Первый этап. Вы даете 20 произвольно подобранных слов, предваряя это инструкцией: «Сейчас вам нужно будет как можно быстрее отвечать первой пришедшей вам в голову ассоциацией на то слово, которое я буду говорить»[6].

После 20 слов вы даете следующую инструкцию: «Сейчас, вместо отдельных слов, я буду зачитывать начала предложений, которые вам нужно осмысленно завершить как можно быстрее». Экспериментатор сам зачитывает начала фраз и сам записывает ответы и фиксирует их латентный период. Латентный период начинается с момента, когда вы закончили читать, и оканчивается, когда испытуемый начинает осмысленно завершать предложение. На этом оканчивается первый этап проведения теста.

Перед вторым этапом[7] вы должны заранее приготовить 15 бумажных карточек, на которых написаны 15 сфер (указаны в ключе).

 

В инструкции к этому этапу психолог просит испытуемого проран-жироватъ эти карточки по двум инструкциям:

1) степень неблагополучия сферы;

2) степень значимости сферы.

Например, самая неблагополучная, по мнению испытуемого, сфера располагается на первом месте (она имеет 1-й ранг), далее, по мере убывания неблагополучия, – остальные. Соответственно, самая благополучная сфера располагается на последнем месте и имеет 15-й ранг. Аналогично ранжируется субъективная значимость. Результаты ранжировок заносятся в протокол.

Третий этап – беседа с испытуемым с целью уточнения неясных ответов. Вы проходите по всем предложениям или только по тем, ответы на который вас заинтересовали. Далее психолог расспрашивает испытуемого, почему он именно так, а не иначе завершил предложение. Иногда просто уточняете смысл завершения, если он неясен или завершение «закрытое». На этом этапе имеется возможность значительно повысить валидность интерпретации неблагополучных сфер отношений, специально обращая внимание при расспросе на наличие формальных признаков такового неблагополучия. Особенное внимание следует обратить на модальность (+/-) эмоционального содержания завершений, которое не всегда ясно из даваемых высказываний. Например, при завершении типа «В детстве мои родители мало занимались моим воспитанием» желательно узнать, положительно или отрицательно оценивает это испытуемый. Вполне может случиться, что он расценит это как благо, но, может быть, он этим высказывает недовольство отсутствием их внимания к нему в детстве. Если испытуемый действительно обратился за помощью, он будет достаточно откровенен, и это поможет прояснить содержание и источники его проблем, пусть даже и неосознаваемых самим испытуемым.

На этом работа с испытуемым заканчивается.







Date: 2015-06-11; view: 422; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию