Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные недостатки системы налогообложения в сельском хозяйстве Беларуси
Сельское хозяйство не функционирует в изоляции от всей остальной экономики. Налогообложение в сельском хозяйстве оказывает влияние на макроэкономическую ситуацию в стране посредством множества неявных механизмов. Очень часто сельское хозяйство становится заложником спровоцированных им самим искажений, так как общая макроэкономическая стабилизация затрагивает и этот сектор. Одним из наиболее очевидных эффектов применения той или иной системы налогообложения в сельском хозяйстве является влияние на бюджет страны. Хотя данный эффект может быть незначительным, его роль возрастает при анализе боле длительного временного периода. Также система налогообложения в сельском хозяйстве оказывает косвенное воздействие на другие секторы экономики и макроэкономическое равновесие. 1. Система налогообложения в сельском хозяйстве оказывает прямое воздействие на величину поступлений в бюджет Беларуси. Сумма налоговых льгот, предоставляемых сельскому хозяйству Беларуси, является значительной и превышает USD 200 млн в годовом исчислении. В ходе переговоров о вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО), заявленная белорусской стороной величина налоговых льгот сельскому хозяйству равнялась USD 282.76 млн (средний показатель за 1995-1997 гг.). Сумма налоговых и других поступлений от сельскохозяйственных предприятий Беларуси составила в 2003 г. BYR 364 млн, что равнялось всего 3% доходной части бюджета, в то время как доля сельского хозяйства в ВВП находилась на уровне 7.7%. Это означает, что сельское хозяйство пользуется обширными налоговыми льготами, в конечном итоге покрываемыми предприятиями других секторов экономики. В будущем сельское хозяйство должно будет выполнять свои обязательства перед государственным бюджетом наравне с другими секторами экономики. По крайней мере, субсидии сельскому хозяйству в виде налоговых льгот следует сделать более прозрачными, чтобы налогоплательщики имели возможность самостоятельно оценить их необходимость и эффективность. 2. Система налогообложения в сельском хозяйстве оказывает воздействие на другие секторы экономики. Сельскохозяйственные предприятия в Беларуси в основном являются достаточно крупными производственными единицами. Как правило, их работники вовлечены не только в производство продукции сельского хозяйства, но и во множество других производств, таких как ремонт машин и оборудования, строительство зданий и сооружений, переработка и транспортировка продукции. Кроме того, при предприятиях существуют объекты социальной сферы – магазины, столовые, детские сады и т. д. Льготное налогообложение сельскохозяйственных предприятий является основной преградой для углубления разделения труда в сельской местности и развития предприятий смежных секторов. Низкая налоговая нагрузка на сельскохозяйственные предприятия делает аутсорсинг экономически невыгодным, ведь значительно дешевле выполнять различные работы на самом предприятии. Предприятия, стоящие в производственной цепочке перед производителями сельскохозяйственной продукции (строительные фирмы, предприятия по аренде и ремонту машин), платят почти такие же налоги, как и любые другие промышленные или торговые предприятия. Предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции также облагаются более высокими налогами, чем сельскохозяйственные предприятия. В результате применения системы льготного налогообложения стала интенсивно развиваться переработка продукции в самих сельскохозяйственных предприятиях. Данный процесс можно хорошо проследить на примере переработки молока, закупочные цены на которое регулируются государством и находятся на уровне, не позволяющем покрывать затраты на его производство. Если ферма самостоятельно перерабатывает молоко и поставляет его напрямую в розничную сеть, выручка от продажи примерно в два раза превышает выручку от реализации не переработанного молока, что позволяет данному предприятию иметь некоторую прибыль. Практика показывает, что наиболее прибыльными среди сельскохозяйственных предприятий являются те, которые сумели организовать собственную переработку продукции. Данный пример является иллюстрацией того, как система льготного налогообложения сельского хозяйства может препятствовать развитию смежных отраслей – в данном случае перерабатывающей отрасли. 3. Искажения, связанные с льготами по уплате НДС. Проблема, описанная выше интернализация всех стадий производства и переработки на фермах с целью ухода от налогов – не являлась бы таковой в случае правильного применения НДС. Выплачивая НДС, сельскохозяйственное предприятие принимает к зачету НДС, уплаченный поставщиками продукции (работ, услуг) на предшествующих стадиях производства. Таким образом, не имеет значения, где произведена данная работа или услуга – на ферме или вне ее. Но как было сказано ранее, сельскохозяйственные предприятия не обязаны уплачивать НДС на реализованную сельскохозяйственную продукцию. НДС всего лишь рассчитывается и остается на предприятия с условием расходования только на развитие производства. Кроме того, ставка налога уменьшена в два раза – с 18% до 9%. На практике сложно проконтролировать, на какие именно цели расходуются начисленные суммы, т.к. это потребовало бы постоянных проверок местными и отраслевыми органами управления. Но даже если эти суммы используются на инвестиции в производство, предприятие имеет больше свободных средств для увеличения зарплаты. Поэтому в Беларуси НДС не является нейтральным налогом и оказывает воздействие на вертикальную интеграцию производства.
4. ЕСН взимается в независимости от финансового потенциала предприятия. Чем больше прибыли имеет предприятие, тем меньше становится относительная налоговая нагрузка. Системы налогообложения обычно основываются на принципе прогрессивности, когда индивиды и субъекты хозяйствования платят больше налогов пропорционально росту их доходов. ЕСН не отвечает данному требованию, т.к. он уплачивается в независимости от уровня прибыльности предприятия. На конец 2003 г. около 60% сельскохозяйственных предприятий в Беларуси были убыточными. Тем не менее, они были обязаны отчислять в бюджет такую же долю валового выпуска, как и прибыльные предприятия. Аргументом в пользу применения ЕСН является простота его исчисления. Однако издержки ведения налоговой отчетности на сельскохозяйственных предприятиях в значительной степени являются фиксированными – по крайней мере, до тех пор, пока существует необходимость расчета НДС. Именно расчет НДС является наиболее сложным и требует работы специализированного бухгалтерского отдела. В основной своей массе белорусские сельскохозяйственные предприятия являются достаточно крупными и имеют подобные отделы. Также, если предприятие намеревается получить кредит, ему необходимо вести детальный учет поступлений и расходов. Если предприятие не в состоянии обеспечить подобный учет, необходимый для расчета НДС, оно вряд ли сможет претендовать на получение коммерческого кредита. Таким образом, простота расчета налога не играет важной роли в нынешних белорусских условиях, в то время как его регрессивность действительно является серьезной проблемой. Date: 2015-06-11; view: 683; Нарушение авторских прав |