Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дети неверующих
Одна из глав свода аль-Бухари называется «О том, что было сказано о (покойных) детях многобожников». В ней приводится следующий хадис Ибн ‘Аббаса: «Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили о детях многобожников, и он сказал: [ اللَّهُ إِذْ خَلَقَهُمْ أَعْلَمُ بِمَا كَانُوا عَامِلِينَ ] “Создавая их, Аллах знал о том, что они будут совершать”». В другом хадисе, рассказанном Абу Хурейрой, сообщается, что Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили о детях многобожников, и он сказал: [ اللَّهُ أَعْلَمُ بِمَا كَانُوا عَامِلِينَ ] «Аллах лучше знает, что бы они совершили». С его же слов передан хадис о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ] كُلُّ مَوْلُودٍ يُولَدُ عَلَى الْفِطْرَةِ ، فَأَبَوَاهُ يُهَوِّدَانِهِ أَوْ يُنَصِّرَانِهِ أَوْ يُمَجِّسَانِهِ ، كَمَثَلِ الْبَهِيمَةِ تُنْتَجُ الْبَهِيمَةَ ، هَلْ تَرَى فِيهَا جَدْعَاءَ [ «Каждый младенец рождается с природной склонностью [к единобожию], а его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника. Ведь и животное рожает только животное: разве ты видишь среди них кого-нибудь с отрезанным носом?!» Фатх аль-Бари (3/246). Как подметил Ибн Хаджар, на основании этих хадисов можно предположить, что имам аль-Бухари воздерживался от окончательного суждения по поводу детей многобожников, но в главе, посвященной толкованию суры «ар-Рум», он недвусмысленно показал, что склоняется к мнению о том, что они попадут в Рай. На это указывает и порядок расположения хадисов в данной главе. Вначале упоминается хадис, указывающий на то, что в данном вопросе следует воздержаться от окончательного суждения. Потом приводятся хадисы, позволяющие предположить, что они, скорее всего, попадут в Рай. В конце же приводится предание, ясно указывающее на это. В нем, в частности, говорится: «Дети вокруг него — это дети людей». В версии, переданной аль-Бухари в разделе «Книга толкования снов», говорится: ] وَأَمَّا الْوِلْدَانُ الَّذِينَ حَوْلَهُ فَكُلُّ مَوْلُودٍ مَاتَ عَلَى الْفِطْرَةِ [. فَقَالَ بَعْضُ الْمُسْلِمِينَ: وَأَوْلاَدُ الْمُشْرِكِينَ فَقَالَ: ] وَأَوْلاَدُ الْمُشْرِكِينَ [ «А что касается детей, которые были вокруг него, то ведь каждый младенец рождается с природной склонностью [к единобожию]». Кто-то из мусульман спросил его: «И дети многобожников?» Он ответил: «И дети многобожников». Фатх аль-Бари (3/246). Ибн Хаджар отметил, что это суждение подтверждается восходящим хадисом, переданным Абу Йа‘лой со слов Анаса. В нем говорится: «Я попросил моего Господа не наказывать и подарить мне детей из числа потомков человека». Его иснад хороший. В нем использовано слово «лахин», означающее «дети». Такой комментарий основан на восходящем хадисе, переданном аль-Баззаром со слов Ибн ‘Аббаса. Ахмад передал хадис Хансы бинт Му‘авии, что ее дядя рассказывал: «Я спросил: “Посланник Аллаха, кто попадет в Рай?” Он сказал: “Пророк будет в Раю, павший мученик будет в Раю, младенец будет в Раю”». Его иснад хороший. Фатх аль-Бари (3/246). В пользу этого суждения также свидетельствуют слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: ] أَطْفَالُ الْمُشْرِكِينَ خَدَمُ أَهْلِ الْجَنَّةِ [ «Дети многобожников будут прислуживать обитателям Рая». Хадис передали Ибн Манда в «Марифе», Абу Ну‘ейм в «Хилья аль-аулийа» и Абу Йа‘ла в «Муснаде». О том, что дети многобожников попадут в Рай, говорило немало ученых. Этому мнению отдал предпочтение Абу аль-Фарадж Ибн аль-Джаузи. Маджму‘ аль-фатава (4/303), (24/372). Ан-Навави сказал, что это суждение достоверно, и ему отдавали предпочтение многие исследователи, потому что Всевышний сказал: «Мы никогда не наказывали [людей], не отправив к ним посланника» (Аль-Исра, 15). Потом он сослался на хадисы, переданные аль-Бухари и др. Фатх аль-Бари (3/247). Этому мнению также отдал предпочтение аль-Куртуби. Исследуя тексты на эту тему, между которыми, на первый взгляд, есть противоречия, он писал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вначале сказал, что они попадут в Ад вместе со своими родителями. Потом он предпочел воздержаться от окончательного суждения и сказал: «Аллах лучше знает, что бы они совершили». Потом ему было открыто, что никто не будет наказан за чужой грех: «Ни одна душа не понесет чужого бремени» (Аль-Исра, 15). И тогда Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, заключил, что они попадут в Рай. Тазкират фи ахвал аль-маута. С. 515. В подтверждение этого суждения он привел хадис, переданный ‘Абд ар-Раззаком, но Ибн Хаджар аль-‘Аскалани назвал его слабым Фатх аль-Бари (3/247). Неоднозначность этих размышлений, переданных Ибн Хаджаром, заключается в том, что самостоятельное суждение в таких вопросах недопустимо. Этот вопрос связан с сокровенным знанием, и судить о нем можно только на основании откровения. А лучше всего об этом известно Аллаху. Утверждение о том, что в Рай попадут дети и верующих, и многобожников, трудно совместить с хадисами о том, что Аллах изначально знал о том, кто попадет в Рай и Ад. Его трудно совместить и с хадисами о том, что ангел записывает удел и жизненный срок человека, а также его принадлежность к счастливым или несчастным, когда плод еще находится в утробе матери. Но на это можно возразить: если человек умер ребенком, не достигнув совершеннолетия, то в утробе матери он был записан одним из счастливых рабов. А лучше всего об этом известно Аллаху. Некоторые ученые считали, что судьба таких детей зависит от воли Аллаха. Такие суждения высказывали Хаммад бин Зейд, Хаммад бин Салама, Ибн аль-Мубарак, Исхак. Аль-Бейхаки в «И‘тикаде» отметил, что имам аш-Шафи‘и высказал это мнение в отношении именно детей неверующих. Ибн ‘Абд аль-Барр сказал: «Так считал Малик, хотя у него не было текстов, подтверждающих это мнение. Но его ученики недвусмысленно заявляли, что дети мусульман попадут в Рай, а судьба детей неверующих зависит от воли Аллаха. При этом они опирались на хадис: “Аллах лучше знает о том, что бы они совершили”». Там же (3/246). Это же мнение передал Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари от имени приверженцев сунны и единой общины, Маджму‘ аль-фатава (4/281-404), (24/372). и ему отдал предпочтение Ибн Теймийя. Ссылаясь на авторитет Абу аль-Хасана аль-Аш‘ари и имама Ахмада, он говорил, что судьба детей многобожников зависит от воли Аллаха, и им предстоит пройти испытание в день воскресения. Он писал: «По этому поводу правильно говорить: “Аллах лучше знает о том, что бы они совершили”. Нельзя говорить, что кто-либо из них попадет в Рай или Ад. В нескольких хадисах сообщается, что в день воскресения они будут испытаны повелениями и запретами, и тот из них, кто покорится Аллаху, попадет в Рай, а тот, кто ослушается Его, войдет в Ад. Об этом сообщил Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари, сославшись на приверженцев сунны и единой общины». Там же (4/303), (24/372). В другом месте он писал: «Дети многобожников, которые не достигли совершеннолетия в этом мире, будут нести ответственность за свои деяния в Последней жизни, о чем говорится во многих хадисах. Это мнение о детях многобожников высказал Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари. В обоих “Сахихах” сообщается, что Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили о них, и он сказал: “Аллах лучше знает о том, что бы они совершили”» Там же (4/281). Ибн Хаджар, описывая испытания в Последней жизни, сказал, что людям будет приказано войти в огонь, и для тех, кто войдет туда, он обернется прохладой и спасением. Те же, кто откажется, получат наказание. Об этом сообщается в хадисах, переданных аль-Баззаром со слов Анаса и Абу Са‘ида, а также ат-Табарани — со слов Му‘аза бин Джабала. Достоверно известно, что испытанию подвергнут умалишенных и тех, кто жил в то время, когда не было истинного знания. Аль-Бейхаки в «И‘тикаде» назвал эту точку зрения правильной. Фатх аль-Бари (3/246). Это подтверждается ясными аятами Корана, в которых описывается встреча пророка Мусы с праведным рабом у места слияния двух морей. Разъясняя причину убийства ребенка, этот праведник сказал: «Что касается мальчика, то его родители — верующие, и мы опасались, что он будет притеснять их по причине [своего] беззакония и неверия» (Аль-Кахф, 80). В «Сахихе» Муслима передан хадис Ибн ‘Аббаса о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о мальчике, которого убил аль-Хадир: «Он был запечатан неверующим, и если бы его оставили в живых, то он обижал бы своих родителей по причине своего беззакония и неверия». Комментируя этот хадис, Ибн Теймийя сказал: «Это значит, что Аллах запечатал его в Матери писания, т.е. предписал ему быть неверующим, и если бы он остался в живых, то стал бы неверующим». Аль-Куртуби назвал эту точку зрения слабой, потому что последняя обитель предназначена для воздаяния, а не для испытания. В своей «Тазкире» он писал: «Это утверждение является неверным по смыслу, так как последняя обитель не предназначена для выполнения обязанностей. Это — обитель воздаяния: вознаграждения и наказания. Аль-Хулейми сказал: “Этот хадис слабый и противоречит основополагающим принципам мусульман, так как последняя обитель не является обителью испытания. Познание Аллаха там неизбежно, а испытание несовместимо с неизбежностью». Ат-тазкира фи ахвал аль-маута. С. 514. Возражение, основанное на том, что обязанности прекращаются со смертью, несправедливо. Опровергая его, Ибн Теймийя сказал: Люди освобождаются от обязанностей только после попадания в обитель воздаяния, т.е. в Рай или Ад. Но они подвергаются испытаниям и на месте сбора дня воскресения, и в барзахе. Их спрашивают: «Кто твой Господь? Что у тебя за религия? Кто твой пророк?» Всевышний сказал: «В тот день, когда обнажится Голень [Аллаха], их призовут пасть ниц, но они не смогут сделать [этого]» (Аль-Калам, 42). В «Сахихе» приводятся несколько версий хадиса о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах явит Себя рабам на месте стояния, когда каждому народу будет велено последовать за тем, чему они поклонялись. Тогда многобожники последуют за своими божествами, и останутся верующие. Господь явит им Себя не в том образе, который им известен, и они не узнают Его. Тогда Он явит им Себя в том образе, который им известен, и верующие падут ниц перед Ним. А спины лицемеров станут, будто коровьи рога: они захотят совершить земной поклон, но не сумеют сделать этого. Об этом сказано: «В тот день, когда обнажится Голень…» (Аль-Калам, 42) Маджму‘ аль-фатава (17/309), (24/372). Следовательно, испытание завершается только после попадания в Рай или Ад. Однако утверждение аль-Куртуби о том, что познание Аллаха в тот день будет неизбежно, справедливо. Но это не имеет отношения к испытанию, ибо люди будут испытаны повелениями и запретами. В некоторых хадисах даже сообщается, что Аллах прикажет им войти в огонь, и если они покорятся Ему, то окажутся среди счастливых рабов, но если ослушаются, то попадут в число несчастных мучеников. Сколько людей из общины Мухаммада попадет в Рай? Великое множество людей из этой общины войдет в Рай, и точное число их известно одному Аллаху. Аль-Бухари передал в «Сахихе» со слов Са‘ида бин Джубейра, что Ибн ‘Аббас рассказывал, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ] عُرِضَتْ عَلَيَّ الأُمَمُ، فَأَخَذَ النَّبِيُّ يَمُرُّ مَعَهُ الأُمَّةُ، وَالنَّبِيُّ يَمُرُّ مَعَهُ النَّفَرُ، وَالنَّبِيُّ يَمُرُّ مَعَهُ الْعَشَرَةُ، وَالنَّبِيُّ يَمُرُّ مَعَهُ الْخَمْسَةُ، وَالنَّبِيُّ يَمُرُّ وَحْدَهُ، فَنَظَرْتُ فَإِذَا سَوَادٌ كَثِيرٌ قُلْتُ: يَا جِبْرِيلُ هَؤُلاءِ أُمَّتِي؟ قَالَ: لا، وَلَكِنْ انْظُرْ إِلَى الأُفُقِ، فَنَظَرْتُ فَإِذَا سَوَادٌ كَثِيرٌ، قَالَ: هَؤُلاءِ أُمَّتُكَ، وَهَؤُلاءِ سَبْعُونَ أَلْفًا قُدَّامَهُمْ لا حِسَابَ عَلَيْهِمْ وَلا عَذَابَ [ «Мне были показаны общины. Среди них был пророк, за которым шло [много] последователей, и пророк, за которым шла группа людей. И был пророк, за которым шел десяток человек, и пророк, за которым шли пять человек. Был и такой пророк, который шел в одиночестве. И тут я увидел множество людей, и я сказал: “Джибрил, это — мои последователи?” Он ответил: “Нет, но посмотри на горизонт”. Я взглянул и снова увидел множество людей. Он сказал: “Это и есть твоя община. Семьдесят тысяч из них, идущих впереди, не будут призваны к отчету и не познают мучений”» Фатх аль-Бари (11/406). Первое большое скопление людей, которое Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, принял за свою общину, — это сыны Исраила. Об этом сообщается в некоторых версиях, также приведенных в «Сахихе». В них, в частности, говорится: ] فَرَجَوْتُ أَنْ تَكُونَ أُمَّتِي فَقِيلَ هَذَا مُوسَى وَقَوْمُهُ [ «Я пожелал, чтобы это была моя община, но мне сказали, что это — Муса и его народ» Там же (11/407). Несомненно, община Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, будет многочисленнее, чем сыны Исраила. Ибн Хаджар сообщил, что в версии Са‘ида бин Мансура вместо слов «множество людей» сказано «великое множество людей». В ней говорится: «Мне сказали: “Посмотри на горизонт”, — и я увидел там великое множество людей. Потом мне сказали: “Теперь посмотри на другой горизонт”, — и там я увидел то же самое». В версии Ибн Фудейла говорится: «Я увидел множество людей, закрывших весь небосклон. Мне сказали: “Посмотри сюда и вот сюда — смотри на небосклон кругом”». В хадисе Ибн Мас‘уда говорится: «Горизонт был скрыт за лицами людей». В версии Ахмада сказано: «Я увидел мою общину: она покрывала все равнины и возвышенности. Мне понравились их многочисленность и внешний вид. Мне было сказано: “Ты доволен, Мухаммад?” Я ответил: “Да, Господи”». Там же (11/408). В некоторых хадисах сообщается, что с каждой тысячью из вышеупомянутых семидесяти тысяч в Рай войдут еще семьдесят тысяч мусульман и еще столько, сколько уместится в трех пригоршнях Аллаха. В «Муснаде» Ахмада и «Сунанах» ат-Тирмизи и Ибн Маджи приводится рассказ Абу Умамы о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ] وَعَدَنِي رَبِّي سُبْحَانَهُ أَنْ يُدْخِلَ الْجَنَّةَ مِنْ أُمَّتِي سَبْعِينَ أَلْفًا لا حِسَابَ عَلَيْهِمْ وَلا عَذَابَ، مَعَ كُلِّ أَلْفٍ سَبْعُونَ أَلْفًا، وَثَلاثُ حَثَيَاتٍ مِنْ حَثَيَاتِ رَبِّي عَزَّ وَجَلَّ [ «Мой Пречистый Господь обещал мне ввести в Рай семьдесят тысяч моих последователей без отчета и мучений, а с каждой тысячью — еще семьдесят тысяч и три пригоршни моего Господа» Мишкат аль-масабих (5556). Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим, а аль-Албани — достоверным. Date: 2015-06-11; view: 822; Нарушение авторских прав |