Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Компетентностная модель принимающего родителя





Компетентность принимающего родителя - это интеграция собственного родительского опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств, обусловливающая его готовность к реализации воспитательной функции.

Компетентность принимающего родителя выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению родительской деятельности. Компетентность основывается на ряде компетенций, проявляющихся в знаниях и опыте в определенной области. Совокупность компетенций, обеспечивающих готовность к реализации воспитательной функции, составляет основу родительской компетентности.

Быть компетентным приемным родителем - значит уметь мобилизовать в конкретной ситуации воспитания приемного ребенка имеющиеся воспитательные компетенции.

Компетенция - готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации, в ситуации неопределенности.

Родительская компетентность базируется на ключевых и специальных компетенциях.

К ключевым компетенциям относятся те, которые имеют универсальное значение и могут быть использованы в различных видах деятельности при решении множества воспитательных задач.

Специальные компетенции - те, которые являются дополнительными, позволяющими углубленно решать отдельные задачи личностного развития, отражающие индивидуальные интересы и пристрастия принимающих родителей, индивидуальные возможности приемных детей.

Становление родительской компетентности - сложный и динамичный процесс, осуществляемый как в ходе семейного самообразования, так и при непосредственном содействии специалистов разного профиля (психологов, социальных педагогов, специалистов по социальной работе).

К ключевым компетенциям принимающего родителя относятся:

1) информационная компетенция (знания по основам анатомии, физиологии, психологии, педагогики, способность активно обогащать собственное информационное поле по вопросам воспитания детей; конкретные представления о нормативных и концептуальных документах, ориентирующих родителей на участие в воспитании своих детей);

2) мотивационная компетенция (устойчивая потребность к реализации воспитательной функции; развитый интерес принимающих родителей как воспитателей детей к грамотной организации семейного воспитания, к созданию развивающей предметной пространственной и социальной среды, к изучению личности ребенка и прогнозированию перспектив его развития; сформированная ответственность за результаты семейного воспитания, конкретные представления об общественно-значимых мотивах реализации собственной воспитательной функции);

3) технологическая компетенция (активное и осознанное овладение принимающими родителями умениями организации разных видов деятельности, способствующих личностному развитию ребенка в условиях семейного воспитания; сформированные навыки оказания ребенку педагогически целесообразной и развивающей помощи по разным направлениям личностного развития (познавательно-речевого, художественно-эстетического, физического, экологического, социального); сформированные умения, связанные с организацией свободной деятельности и семейного досуга ребенка, создания необходимого развивающего пространства);

4) коммуникативная компетенция (умение воспринимать ребенка как равноправного партнера в межличностном диалоге; умение использовать способы бесконфликтного взаимодействия и обогащать межличностные отношения);

5) рефлексивная компетенция (осознанное отношение к необходимости анализа семейного воспитания; проявление устойчивого интереса к оценке собственных воспитательных достижений; способность обогащать опыт рефлексии).

 

К специальным компетенциям принимающего родителя относятся следующие:

1) социально-психологическая компетентность (знания в области возрастной психологии, о формировании привязанности, об эмоциональных потребностях детей, эмоциональной депривации, о влиянии прошлого опыта ребенка на его психофизическое развитие и поведение, об особенностях адаптации детей в принимающей семье, этапах «работы» горя, знание возможностей оказания помощи ребенку на разных этапах переживания горя и др.);

2) социально-педагогическая (знание условий формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития; понимание причин «трудного» поведения ребенка и способов его преодоления; знание способов оказания помощи в обучении; методов и приемов педагогической коррекции, адаптации ребенка в социуме);


3) социально-медицинская (знание санитарно-гигиенических правил и норм воспитания детей в семье, методов и приемов формирования и поддержания здорового образа жизни, этапов психосексуального развития и их содержания; условий и методов гендерного воспитания детей; научное понимание влияния генетической наследственности на здоровье и поведение приёмного ребенка, особенностей нервно-психического развития детей, воспитывающихся в государственных учреждениях);

4) социально-правовая (знание прав и обязанностей детей, приемных родителей, форм семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; порядка передачи детей на воспитание в семью, перечня документов, необходимых для оформления различных форм семейного жизнеустройства детей; системы денежных выплат, пособий, льгот принимающим родителям; законодательства в сфере защиты прав и интересов детей, принимающих семей).

Принимающие родители должны быть готовы:

- использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;

- видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;

- рассматривать «трудное» поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;

- выбирать способы реагирования на «трудное» поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;

- осознать природу своих чувств по поводу «трудного» поведения ребенка;

- оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;

- предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;

- оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;

- преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;

- прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

- понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;

- оценивать воспитательский ресурс своей семьи;

- к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;

- ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей и приемным родителям;

- заботиться о здоровье ребенка;

- соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка;

- понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.







Date: 2015-06-11; view: 549; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию