Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Компетентностная модель принимающего родителя
Компетентность принимающего родителя - это интеграция собственного родительского опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств, обусловливающая его готовность к реализации воспитательной функции. Компетентность принимающего родителя выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению родительской деятельности. Компетентность основывается на ряде компетенций, проявляющихся в знаниях и опыте в определенной области. Совокупность компетенций, обеспечивающих готовность к реализации воспитательной функции, составляет основу родительской компетентности. Быть компетентным приемным родителем - значит уметь мобилизовать в конкретной ситуации воспитания приемного ребенка имеющиеся воспитательные компетенции. Компетенция - готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации, в ситуации неопределенности. Родительская компетентность базируется на ключевых и специальных компетенциях. К ключевым компетенциям относятся те, которые имеют универсальное значение и могут быть использованы в различных видах деятельности при решении множества воспитательных задач. Специальные компетенции - те, которые являются дополнительными, позволяющими углубленно решать отдельные задачи личностного развития, отражающие индивидуальные интересы и пристрастия принимающих родителей, индивидуальные возможности приемных детей. Становление родительской компетентности - сложный и динамичный процесс, осуществляемый как в ходе семейного самообразования, так и при непосредственном содействии специалистов разного профиля (психологов, социальных педагогов, специалистов по социальной работе). К ключевым компетенциям принимающего родителя относятся: 1) информационная компетенция (знания по основам анатомии, физиологии, психологии, педагогики, способность активно обогащать собственное информационное поле по вопросам воспитания детей; конкретные представления о нормативных и концептуальных документах, ориентирующих родителей на участие в воспитании своих детей); 2) мотивационная компетенция (устойчивая потребность к реализации воспитательной функции; развитый интерес принимающих родителей как воспитателей детей к грамотной организации семейного воспитания, к созданию развивающей предметной пространственной и социальной среды, к изучению личности ребенка и прогнозированию перспектив его развития; сформированная ответственность за результаты семейного воспитания, конкретные представления об общественно-значимых мотивах реализации собственной воспитательной функции); 3) технологическая компетенция (активное и осознанное овладение принимающими родителями умениями организации разных видов деятельности, способствующих личностному развитию ребенка в условиях семейного воспитания; сформированные навыки оказания ребенку педагогически целесообразной и развивающей помощи по разным направлениям личностного развития (познавательно-речевого, художественно-эстетического, физического, экологического, социального); сформированные умения, связанные с организацией свободной деятельности и семейного досуга ребенка, создания необходимого развивающего пространства); 4) коммуникативная компетенция (умение воспринимать ребенка как равноправного партнера в межличностном диалоге; умение использовать способы бесконфликтного взаимодействия и обогащать межличностные отношения); 5) рефлексивная компетенция (осознанное отношение к необходимости анализа семейного воспитания; проявление устойчивого интереса к оценке собственных воспитательных достижений; способность обогащать опыт рефлексии).
К специальным компетенциям принимающего родителя относятся следующие: 1) социально-психологическая компетентность (знания в области возрастной психологии, о формировании привязанности, об эмоциональных потребностях детей, эмоциональной депривации, о влиянии прошлого опыта ребенка на его психофизическое развитие и поведение, об особенностях адаптации детей в принимающей семье, этапах «работы» горя, знание возможностей оказания помощи ребенку на разных этапах переживания горя и др.); 2) социально-педагогическая (знание условий формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития; понимание причин «трудного» поведения ребенка и способов его преодоления; знание способов оказания помощи в обучении; методов и приемов педагогической коррекции, адаптации ребенка в социуме); 3) социально-медицинская (знание санитарно-гигиенических правил и норм воспитания детей в семье, методов и приемов формирования и поддержания здорового образа жизни, этапов психосексуального развития и их содержания; условий и методов гендерного воспитания детей; научное понимание влияния генетической наследственности на здоровье и поведение приёмного ребенка, особенностей нервно-психического развития детей, воспитывающихся в государственных учреждениях); 4) социально-правовая (знание прав и обязанностей детей, приемных родителей, форм семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; порядка передачи детей на воспитание в семью, перечня документов, необходимых для оформления различных форм семейного жизнеустройства детей; системы денежных выплат, пособий, льгот принимающим родителям; законодательства в сфере защиты прав и интересов детей, принимающих семей). Принимающие родители должны быть готовы: - использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания; - видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка; - рассматривать «трудное» поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта; - выбирать способы реагирования на «трудное» поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации; - осознать природу своих чувств по поводу «трудного» поведения ребенка; - оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю; - предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье; - оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм; - преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка; - прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей; - понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи; - оценивать воспитательский ресурс своей семьи; - к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка; - ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей и приемным родителям; - заботиться о здоровье ребенка; - соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка; - понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения. Date: 2015-06-11; view: 549; Нарушение авторских прав |