Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






История методов обучения грамоте





При этом данные дидактики о методах могут быть взяты в любой из трак­товок и классификаций методов, вплоть до новейшей из них, вы­двинутой академиками М.Н.Скаткиным и И.Л.Лернером. Все это открывает широкие возможности по совершенствованию и даль­нейшему развитию различных систем обучения грамоте.

Попутно заметим, что еще в начале XIX в., когда создавался Царскосельский, или Александровский (или Пушкинский), лицей, В.А. Жуковский подготовил «Постановление о Царскосельском Лицее», где в главе IV «Способ учения» в § 36 писал следующее: «Главное правило доброй методы или способа учения состоит в том, чтобы не затемнять ум детей пространными изъяснениями, но возбуждать собственное его действие».

В противном случае, когда система занятий толкуется как метод обучения, многое из установленного дидактикой отсекается и отбра­сывается от «метода обучения грамоте», а это суживает сферу обра­зовательно-развивающего воздействия последнего на учеников.

К общедидактическим методам могут присоединяться узко­специфические, присущие только определенной учебной дисциплине, например: работа с разрезной азбукой, проведение звукобуквенного и слогового анализа и других методов при обучении грамоте.

Буквослагательный метод

Итак, самым древним методом (т.е. системой занятий) обуче­ния грамоте, зародившимся еще в странах - прародительницах письменных знаков - букв, был буквослагательный. Он от­личался невероятной живучестью и долгожительством. Забелин замечал, что первоначально эта система имела целью обучение церковнослужителей и потому ограничивалась затвер-жением букваря и необходимых в церковной службе часослова и псалтыря; со временем эта же система обучения в том же «первобытном составе от духовенства стала постепенно перехо­дить в народ, в круг образования гражданского», где она «возводилась с тем же характером догматизма, непреложности и как нечто неприкосновенное».

Все обучение грамоте по буквослагательной методе предпола­гало прохождение ученика по четырем ступеням.

Первая из них заключалась в заучивании всех букв алфави­та. Для этого в учебниках - букваре или азбуке первые страницы отводились для всех строчных и заглавных (печатных) букв ки­рилловского алфавита в их строгой алфавитной последовательно­сти. После них следовало «впятословие» - так русские книжники и грамотеи называли алфавит, в котором буквы располагались в обратном порядке - с последней по первую, начальную «Аз».



Ученики обязаны были твердо заучить наизусть название каждой буквы и уметь безошибочно произносить его сначала строго в алфавитной последовательности, потом в обратном порядке и, наконец, в разбивку.

Выучивание слогов сменялось новой, третьей, ступенью обучения по буквослагательному методу - обучением чтению от­дельных слов. Попутно отметим, что в роли учителя (раньше слу­чалось его называли букварем или чаще - мастером грамоты) зачастую выступал какой-нибудь отставной солдат, постигший грамоту за годы своей воинской службы, или кто-либо из священ­нослужителей местного храма и т.д.

Отдельные слова прочитывались по складам. Выглядело это так: в предъявленном, т.е. выбранном для чтения, слове надо бы­ло выделить первый слог и буква за буквой называть каждую из них в слоге, а затем произнести весь слог сразу, далее нужно было переходить к следующему слогу и проделать с ним ту же опера­цию, что и при чтении столбиков слогов. Так, к примеру, слово грамотеи читалось следующим образом: «глаголь», «рцы», «аз» = гра\ «мыслете», «он» = мо — грамо; «твердо», «есть» = те = гра­моте; «иже» = грамотеи.

Четвертая ступень состояла в чтении «по верхам», т.е. ко­гда слова прочитывались сразу, целиком, без какого-либо выде­ления отдельных букв и слогов, т.е. так, как читает и современный человек, хорошо владеющий навыком чтения.

Обучение письму проводилось только с лучшими учениками.

Переход к звуковым методам

Обществу нужны были системы обучения грамоте, которые были бы рассчитаны на многочисленные по ученическому составу классы, и, конечно, такие пути формирования навыков чтения, которые способны были органически соединять в единое целое смысловую и техническую стороны этого процесса, требовали охвата обучением грамоте письма, улучшения качества начально­го обучения за счет подключения новых учебных предметов и по­вышения профессиональной подготовки учителей.

Существенное улучшение было связано с включением обучения письму в качестве полноправного компонента системы обучения грамоте.

Заметной попыткой усовершенствовать БССОГ стал переход в обучении сразу к чтению и запоминанию слогов. В результате стараний многочисленных сторонников подобного подхода из этой системы выделилась отдельная, особая слоговая сис­тема обучения грамоте. Она была представлена в нескольких вариантах.

Определенное влияние на методику обучения грамоте по буквослагательной системе оказала первая реформа русской графи­ки, предпринятая в 1710 г. Петром I. Тогда был создан граждан­ский шрифт, упрощавший начертания отдельных церковно­славянских букв, исключены некоторые буквы кириллицы - «фита», «кси», «тек», «омега», «ижица». Была введена новая бу­ква э (оборотное), чтобы отличать ее от йотированной е («есть»). Впервые были установлены прописные (большие) и строчные (малые) буквы. Попутно заметим, что в 1735 г. Академией наук была введена буква й (и краткое), а в 1797 г. знаменитый писатель и историк Н.М.Карамзин изобрел букву с и употребил ее при пе­чатании своих сочинений.



В обучении одна из ведущих ролей отводилась громкому про­изнесению, чтению, т.е. приводились в активное состояние речедвижения, зрение и слух, что вкупе помогало лучше усваивать букварные материалы и в какой-то степени ослаблять действие недостатков, органически присущих буквослагательной системе.

Однако в тех вариантах системы, в каких она дошла до конца XIX - начала XX в., испытав на себе и приняв немалое число усо­вершенствований, с которыми использовалась во многих русских, особенно сельских, школах, а также в семейном обучении, когда обучение письму стало неотъемлемой частью обучения грамоте, детальная и, в известной мере, дотошная отработка чтения и громкого произнесения слогов, слов и текста благотворно сказы­валась на грамотности письма и в определенной степени - на раз­витии памяти. Правда, в последнем случае большую роль играло и то обстоятельство, что в начальной школе конца XIX - первых двух десятилетий XX в. особое внимание уделялось заучиванию наизусть большого числа стихотворных и даже прозаических произведений.

В недрах БСМОГ зарождались зерна звуковых систем обучения. Появление в букваре (азбуке) картинок к каждой букве неизбежно наталкивало более-менее соображающего учителя на понимание того, что первая буква в слове - названии картинки обозначает со­ответствующий начальный звук этого слова.

В России разработчиком звуковой методики стал В.Золотое, но более все­го - К.Д.Ушинский, назвав ее методом историческим: дети сами как бы «изобретали» буквы: письмо шло впереди чтения.

24.

Естественной ступенью в развитии методики на звуковой основе стало появ­ление аналитико-синтетической деятельности учащихся: слова и текст расчле­нялись на слоги и звуки, а в произношении и на письме из них опять строили слова и их сочетания. Аналитико-синтетическому методу суждено было занять магистральную позицию в совершенствовании методики обучения грамоте в трудах Н.А.Корфа, В.И.Водовозова, И.И.Паульсона и других, а в XX в. - С.П.Редозубова, А.И.Воскресенской, Л.К.Назаровой, В.А.Кирюшкина и др.

Все эти и другие (например, система целых слов) системы не были отгорожены друг от друга непроницаемыми барьерами. Между ними происходили прямые или скрытые взаимосвязи, взаимовлияния, взаимопроникновения отдельных подходов и элементов, заимствования и т.д. Время от времени между сто­ронниками различных систем разгорались жаркие дискуссии. В их ходе уточнялись, оттачивались принципиальные основы той или иной системы обучения грамоте, иногда выявлялись новые ори­гинальные системы обучения грамоте.

(анализ программ)

 

25. назначение подготовительного периода в обучении чтению и письму

Задачами подготовительного периода обучения грамоте являются:

§ формирование произвольной стороны речи,

§ развитие слухового внимания и речеслуховой памяти,

§ формирование фонематического восприятия,

§ нормализация оптико-пространственного гнозиса,

§ подготовка мелкой моторики руки к процессу письма,

§ формирование психологической базы речи,

§ формирование мыслительных операций.

Обучение осуществляется аналитико-синтетическим методом и слагается из двух взаимосвязанных процессов — обучения чтению и письму.

 






Date: 2015-06-11; view: 2825; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию