Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
История методов обучения грамоте
При этом данные дидактики о методах могут быть взяты в любой из трактовок и классификаций методов, вплоть до новейшей из них, выдвинутой академиками М.Н.Скаткиным и И.Л.Лернером. Все это открывает широкие возможности по совершенствованию и дальнейшему развитию различных систем обучения грамоте. Попутно заметим, что еще в начале XIX в., когда создавался Царскосельский, или Александровский (или Пушкинский), лицей, В.А. Жуковский подготовил «Постановление о Царскосельском Лицее», где в главе IV «Способ учения» в § 36 писал следующее: «Главное правило доброй методы или способа учения состоит в том, чтобы не затемнять ум детей пространными изъяснениями, но возбуждать собственное его действие». В противном случае, когда система занятий толкуется как метод обучения, многое из установленного дидактикой отсекается и отбрасывается от «метода обучения грамоте», а это суживает сферу образовательно-развивающего воздействия последнего на учеников. К общедидактическим методам могут присоединяться узкоспецифические, присущие только определенной учебной дисциплине, например: работа с разрезной азбукой, проведение звукобуквенного и слогового анализа и других методов при обучении грамоте. Буквослагательный метод Итак, самым древним методом (т.е. системой занятий) обучения грамоте, зародившимся еще в странах - прародительницах письменных знаков - букв, был буквослагательный. Он отличался невероятной живучестью и долгожительством. Забелин замечал, что первоначально эта система имела целью обучение церковнослужителей и потому ограничивалась затвер-жением букваря и необходимых в церковной службе часослова и псалтыря; со временем эта же система обучения в том же «первобытном составе от духовенства стала постепенно переходить в народ, в круг образования гражданского», где она «возводилась с тем же характером догматизма, непреложности и как нечто неприкосновенное». Все обучение грамоте по буквослагательной методе предполагало прохождение ученика по четырем ступеням. Первая из них заключалась в заучивании всех букв алфавита. Для этого в учебниках - букваре или азбуке первые страницы отводились для всех строчных и заглавных (печатных) букв кирилловского алфавита в их строгой алфавитной последовательности. После них следовало «впятословие» - так русские книжники и грамотеи называли алфавит, в котором буквы располагались в обратном порядке - с последней по первую, начальную «Аз». Ученики обязаны были твердо заучить наизусть название каждой буквы и уметь безошибочно произносить его сначала строго в алфавитной последовательности, потом в обратном порядке и, наконец, в разбивку. Выучивание слогов сменялось новой, третьей, ступенью обучения по буквослагательному методу - обучением чтению отдельных слов. Попутно отметим, что в роли учителя (раньше случалось его называли букварем или чаще - мастером грамоты) зачастую выступал какой-нибудь отставной солдат, постигший грамоту за годы своей воинской службы, или кто-либо из священнослужителей местного храма и т.д. Отдельные слова прочитывались по складам. Выглядело это так: в предъявленном, т.е. выбранном для чтения, слове надо было выделить первый слог и буква за буквой называть каждую из них в слоге, а затем произнести весь слог сразу, далее нужно было переходить к следующему слогу и проделать с ним ту же операцию, что и при чтении столбиков слогов. Так, к примеру, слово грамотеи читалось следующим образом: «глаголь», «рцы», «аз» = гра\ «мыслете», «он» = мо — грамо; «твердо», «есть» = те = грамоте; «иже» = грамотеи. Четвертая ступень состояла в чтении «по верхам», т.е. когда слова прочитывались сразу, целиком, без какого-либо выделения отдельных букв и слогов, т.е. так, как читает и современный человек, хорошо владеющий навыком чтения. Обучение письму проводилось только с лучшими учениками. Переход к звуковым методам Обществу нужны были системы обучения грамоте, которые были бы рассчитаны на многочисленные по ученическому составу классы, и, конечно, такие пути формирования навыков чтения, которые способны были органически соединять в единое целое смысловую и техническую стороны этого процесса, требовали охвата обучением грамоте письма, улучшения качества начального обучения за счет подключения новых учебных предметов и повышения профессиональной подготовки учителей. Существенное улучшение было связано с включением обучения письму в качестве полноправного компонента системы обучения грамоте. Заметной попыткой усовершенствовать БССОГ стал переход в обучении сразу к чтению и запоминанию слогов. В результате стараний многочисленных сторонников подобного подхода из этой системы выделилась отдельная, особая слоговая система обучения грамоте. Она была представлена в нескольких вариантах. Определенное влияние на методику обучения грамоте по буквослагательной системе оказала первая реформа русской графики, предпринятая в 1710 г. Петром I. Тогда был создан гражданский шрифт, упрощавший начертания отдельных церковнославянских букв, исключены некоторые буквы кириллицы - «фита», «кси», «тек», «омега», «ижица». Была введена новая буква э (оборотное), чтобы отличать ее от йотированной е («есть»). Впервые были установлены прописные (большие) и строчные (малые) буквы. Попутно заметим, что в 1735 г. Академией наук была введена буква й (и краткое), а в 1797 г. знаменитый писатель и историк Н.М.Карамзин изобрел букву с и употребил ее при печатании своих сочинений. В обучении одна из ведущих ролей отводилась громкому произнесению, чтению, т.е. приводились в активное состояние речедвижения, зрение и слух, что вкупе помогало лучше усваивать букварные материалы и в какой-то степени ослаблять действие недостатков, органически присущих буквослагательной системе. Однако в тех вариантах системы, в каких она дошла до конца XIX - начала XX в., испытав на себе и приняв немалое число усовершенствований, с которыми использовалась во многих русских, особенно сельских, школах, а также в семейном обучении, когда обучение письму стало неотъемлемой частью обучения грамоте, детальная и, в известной мере, дотошная отработка чтения и громкого произнесения слогов, слов и текста благотворно сказывалась на грамотности письма и в определенной степени - на развитии памяти. Правда, в последнем случае большую роль играло и то обстоятельство, что в начальной школе конца XIX - первых двух десятилетий XX в. особое внимание уделялось заучиванию наизусть большого числа стихотворных и даже прозаических произведений. В недрах БСМОГ зарождались зерна звуковых систем обучения. Появление в букваре (азбуке) картинок к каждой букве неизбежно наталкивало более-менее соображающего учителя на понимание того, что первая буква в слове - названии картинки обозначает соответствующий начальный звук этого слова. В России разработчиком звуковой методики стал В.Золотое, но более всего - К.Д.Ушинский, назвав ее методом историческим: дети сами как бы «изобретали» буквы: письмо шло впереди чтения. 24. Естественной ступенью в развитии методики на звуковой основе стало появление аналитико-синтетической деятельности учащихся: слова и текст расчленялись на слоги и звуки, а в произношении и на письме из них опять строили слова и их сочетания. Аналитико-синтетическому методу суждено было занять магистральную позицию в совершенствовании методики обучения грамоте в трудах Н.А.Корфа, В.И.Водовозова, И.И.Паульсона и других, а в XX в. - С.П.Редозубова, А.И.Воскресенской, Л.К.Назаровой, В.А.Кирюшкина и др. Все эти и другие (например, система целых слов) системы не были отгорожены друг от друга непроницаемыми барьерами. Между ними происходили прямые или скрытые взаимосвязи, взаимовлияния, взаимопроникновения отдельных подходов и элементов, заимствования и т.д. Время от времени между сторонниками различных систем разгорались жаркие дискуссии. В их ходе уточнялись, оттачивались принципиальные основы той или иной системы обучения грамоте, иногда выявлялись новые оригинальные системы обучения грамоте. (анализ программ)
25. назначение подготовительного периода в обучении чтению и письму Задачами подготовительного периода обучения грамоте являются: § формирование произвольной стороны речи, § развитие слухового внимания и речеслуховой памяти, § формирование фонематического восприятия, § нормализация оптико-пространственного гнозиса, § подготовка мелкой моторики руки к процессу письма, § формирование психологической базы речи, § формирование мыслительных операций. Обучение осуществляется аналитико-синтетическим методом и слагается из двух взаимосвязанных процессов — обучения чтению и письму.
Date: 2015-06-11; view: 6047; Нарушение авторских прав |