Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словарь терминов. Абсолютный порог ощущений — минимальная ве­личина раздражителя любой модальности (светового, звукового и ДР. )





АБСОЛЮТНЫЙ ПОРОГ ОЩУЩЕНИЙ — минимальная ве­личина раздражителя любой модальности (светового, звукового и др.), способного вызвать едва заметное ощущение.

АБСТРАКЦИЯ — мысленное выделение какого-либо при­знака или свойства предмета, явления с целью его более деталь­ного изучения.

АВТОРИТАРНЫЙ (властный, директивный) — характери­стика человека как личности или его поведения в отношении других людей, подчеркивающая склонность пользоваться пре­имущественно недемократическими методами воздействия на них: давление, приказы, распоряжения и т.п.

АГГЛЮТИНАЦИЯ — элементарный механизм преобразования имеющихся у человека представлений в процессе воображения; заключается в синтезе, комбинировании («склеивании») разнородных элементов, в результате чего создаются образы объектов, не встречающихся в действительности (например, образы кентавра, русалки и т.п.).

АГРЕССИВНОСТЬ (враждебность) — поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением при­чинить им неприятности, нанести вред.

АДАПТАЦИЯ — приспособление органов чувств к особенно­стям действующих на них стимулов с целью их наилучшего вос­приятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки.

АКТИВНОСТЬ — понятие, указывающее на способность жи­вых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей.

АКЦЕНТУАЦИЯ — выделение какого-либо свойства или при­знака на фоне других, его особенное развитие.

АЛЬТРУИЗМ — черта характера, побуждающая человека бес­корыстно приходить на помощь людям и животным.

АМНЕЗИИ — нарушения памяти.

АНАЛИЗАТОР — понятие, предложенное И.П.Павловым. Обозначает совокупность афферентных и эфферентных нервных структур, участвующих в восприятии, переработке и реагирова­нии на раздражители.

АПАТИЯ — состояние эмоционального равнодушия, безраз­личия и бездеятельности.

АППЕРЦЕПЦИЯ — психические процессы, обеспечивающие зависимость восприятия предметов и явлений от прошлого опыта данного субъекта, от содержания и направленности (целей и мотивов) его текущей деятельности, от личностных особенностей (чувств, установок и т. д.).

АССОЦИАЦИЯ — соединение, связь психических явлений друг с другом.

АФФЕКТ — кратковременное, бурно протекающее состоя­ние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации или какой-либо иной сильно действую­щей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворе­нием очень важных для человека потребностей.

АФФЕРЕНТНЫЙ — понятие, характеризующее ход процес­са нервного возбуждения по нервной системе в направлении от периферии тела к головному мозгу.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сфе­ры его сознания, но оказывающих такое же влияние на его по­ведение, как и сознание.

БИХЕВИОРИЗМ — учение, в котором в качестве предмета психологических исследований рассматривается только поведе­ние человека и изучается его зависимость от внешних и внут­ренних материальных стимулов. Б. отрицает необходимость и возможность научного исследования сознания. Основателем Б. считается американский ученый Д.Уотсон.

ВЕРБАЛЬНЫЙ — относящийся к звуковой человеческой речи.

ВЛЕЧЕНИЕ — непосредственное эмоциональное переживание потребности (нужды) в чем-либо; побуждение, еще не опосредствованное сознательным целеполаганием.

— тяга, непосредственное побуждение делать то или иное. Тяга изнутри и постоянная.

ВНИМАНИЕ — избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления.

ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ — особенный вид человеческой рече­вой деятельности, непосредственно связанный с бессознатель­ными, автоматически протекающими процессами перевода мысли в слово и обратно.

— беззвучная речь, скрытая вербализация, возникающая, например, в процессе мышления. Является производной формой внешней (звуковой) речи, специально приспособленной к выполнению мыслительных операций в уме.

ВНУШАЕМОСТЬ — податливость человека действию вну­шения.

ВОЗБУДИМОСТЬ — свойство живой материи приходить в состояние возбуждения под влиянием раздражителей и сохра­нять его следы в течение некоторого времени.

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — область психологии, изу­чающая психологические особенности людей разного возраста, их развитие и переходы из одного возраста в другой.

ВОЛЯ — психический процесс, проявляющийся в способности сознательно управлять психикой и поведением. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели.


ВООБРАЖЕНИЕ — способность представлять отсутствую­щий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.

ВОСПОМИНАНИЕ (припоминание) — воспроизведение по памяти какой-либо ранее воспринятой информации.

ВОСПРИЯТИЕ — познавательный психический процесс, который заключается в отражении предметов и явлений в целостном сочетании их свойств в момент их воздействия на органы чувств.

ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА — система речевых зна­ков, символов, вызывающих у человека такие же реакции, как и реальные объекты, которые этими символами обозначены.

ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ — преобразован­ные под влиянием жизни в обществе, обучения и воспитания психические процессы человека. Понятие введено Л.С. Выготским в рамках культурно-исторической теории развития В.п.ф.

— сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, семиотически опосредствованные по психологическому строению и произвольные (сознательно выполняемые) по способу своего осуществления.

ВЫТЕСНЕНИЕ — один из защитных механизмов в пси­хоаналитической теории личности (см. психоанализ). Под дей­ствием В. из памяти человека выводятся из сознания в сферу бессознательного сведения, вызывающие у него сильные непри­ятные эмоциональные переживания.

ГАЛЛЮЦИНАЦИИ — нереальные, фантастические образы, возникающие у человека во время болезней, влияющих на со­стояние его психики (см. также аутизм, бред).

ГЕНИАЛЬНОСТЬ — высший уровень развития у человека каких-либо способностей, делающий его выдающейся личностью в соответствующей области или сфере деятельности.

ГЕШТАЛЬТ — структура, целое, система.

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ — направление психологических исследований, возникшее в Германии в начале XX в. в период открытого кризиса психологической науки. В противоположность ассоциационизму гештальтпсихология утверждала приоритет структуры, или целостности (см. гешталът), в организации пси­хических процессов, законах и динамике их протекания.

ГИПНОЗ — вызванное внушающим воздействием времен­ное отключение сознания человека или снятие сознательного контроля над собственным поведением.

ГРЕЗЫ — фантазии, мечты человека, рисующие в его вооб­ражении приятные, желаемые картины будущей жизни.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, в которой человек рассматривается как высшее духовное существо, ставящее перед собой цель самосовершенствования и стремящееся к ее достижению. Г.П. возникла в первой половине XX в. Основоположниками считаются американские уче­ные Г. Оллпорт, Л. Маслоу и К. Роджерс.

Действие — относительно за­вершенный элемент дея­тельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознавае­мой цели. Д. может быть как внешним, выполняемым в развернутой форме с участием двигательного ап­парата и органов чувств, так и внутренним, выполняе­мым в уме.

ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ (обезличивание) — временная ут­рата человеком психологических и поведенческих особенностей, характеризующих его как личность.

ДЕПРЕССИЯ — состояние душевного расстройства, подавлен­ности, характеризующееся упадком сил и снижением активности.

ДЕТЕРМИНАЦИЯ — причинное обусловливание (см. детер­минизм).


ДЕТЕРМИНИЗМ — философско-гносеологическое учение, утверждающее наличие и возможность установления объектив­ных причин всех явлений, существующих в мире.

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль возрастной психологии, в которой изучается психология детей разного возраста, от рож­дения до окончания школы.

Деятельность — специфический вид человеческой активности, регулируемый сознанием, по­рождаемый потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психо­логической науки, изучающая и объясняющая психологические и поведенческие различия людей.

ЗАДАТКИ — предпосылки к развитию способностей.

— анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей.

— врожденные, устойчивые психофизиологические особенности человека, оказывающие существенное влияние на развитие его способностей.

ЗООПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологической науки, изу­чающая поведение и психологию животных.

ИЛЛЮЗИИ — феномены восприятия, воображения и памя­ти, существующие только в голове человека и не соответствую­щие какому-либо реальному явлению или объекту.

ИМПУЛЬСИВНОСТЬ — характерологическая черта челове­ка, проявляющаяся в его склонности к быстротечным, непро­думанным действиям и поступкам.

ИНДИВИД — отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — своеобразное сочетание индивидных (см. индивид) свойств человека, отличающее его от дру­гих людей.

ИНСАЙТ (озарение, догадка) — неожиданное для самого че­ловека, внезапное нахождение решения какой-либо проблемы, над которой он долго и настойчиво думал.

ИНСТИНКТ — врожденная, мало изменяемая форма пове­дения, обеспечивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни.

ИНТЕЛЛЕКТ — совокупность умственных способностей че­ловека и некоторых высших животных, например, человекооб­разных обезьян.

ИНТЕРЕС — эмоционально окрашенное, повышенное вни­мание человека к какому-либо объекту или явлению.

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ — переход из внешней для организма среды во внутреннюю. Применительно к человеку И. означает превращение внешних действий с материальными предметами во внутренние, умственные, оперирующие символами. Соглас­но культурно-исторической теории формирования высших психи­ческих функций И. является основным механизмом их развития.

ИНТРОСПЕКЦИЯ — метод познания психических явлений путем самонаблюдения человека, т.е. внимательного изучения самим человеком того, что происходит в его сознании при ре­шении разного рода задач.

ИНТУИЦИЯ — способность быстро находить верное реше­ние задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуаци­ях, а также предвидеть ход событий.

КАТАРСИС — очищение. Психоаналитический (см. психоа­нализ) термин, обозначающий душевное облегчение, наступаю­щее у человека после сильных эмоциональных переживаний типа аффекта или стресса.


КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — одно из современных направлений исследований в психологии, объясняющее пове­дение человека на основе знаний и изучающее процесс и дина­мику их формирования.

КОММУНИКАЦИИ — контакты, общение, обмен информа­цией и взаимодействие людей друг с другом.

КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ — сложная сенсорно-двигатель­ная реакция младенца (около 2—3 месяцев), возникающая при восприятии близкого человека, в первую очередь своей матери.

КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ — свойство восприни­мать объекты и видеть их относительно постоянными по вели­чине, форме и цвету в изменяющихся физических условиях вос­приятия.

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ — метод психологического изучения раз­личных текстов, позволяющий по их содержанию судить о пси­хологии создателей этих текстов.

КРИЗИС — состояние душевного расстройства, вызванное дли­тельной неудовлетворенностью человека собой и своими взаимо­отношениями с окружающим миром. К. возрастной нередко возни­кает при переходе человека из одной возрастной группы в другую.

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЫ­СШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ — теория, объясняющая процесс формирования и развития высших психических функций человека на основе культурных и общественно-исторических условий существования людей. Разработана Л.С. Выготским.

ЛАБИЛЬНОСТЬ — свойство нервных процессов (нервной системы), проявляющееся в способности проводить определен­ное количество нервных импульсов за единицу времени. Л. так­же характеризует скорость возникновения и прекращения нер­вного процесса.

ЛИЧНОСТЬ — понятие, обозначающее совокупность устой­чивых психологических качеств человека, составляющих его ин­дивидуальность.

ЛОКАЛИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ (свойств и состояний человека) — представленность в структурах головно­го мозга человека места расположения там основных психиче­ских функций, состояний и свойств, их связь с конкретными анатомо-физиологическими отделами и структурами мозга.

ЛОКАЛЬНЫЙ — ограниченный, местный.

МГНОВЕННАЯ ПАМЯТЬ — память, рассчитанная на очень короткое по времени сохранение в голове человека следов воспринятого материала. М.п. действует, как правило, только во время самого процесса восприятия.

МЕЛАНХОЛИК — человек, чье поведение характеризуется замедленностью реакций на действующие стимулы, а также ре­чевых, мыслительных и двигательных процессов.

МЕЧТЫ — планы человека на будущее, представленные в его воображении и реализующие наиболее важные для него по­требности и интересы.

МИМИКА — совокупность движений частей лица человека, выражающих его состояние или отношение к тому, что он вос­принимает (представляет, обдумывает, припоминает и т.п.).

МОДАЛЬНОСТЬ — понятие, обозначающее качество ощуще­ний, возникающих под действием определенных раздражителей.

МОТИВ — внутренняя устойчивая психологическая причи­на поведения или поступка человека.

МОТИВАЦИЯ — динамический процесс внутреннего, психо­логического и физиологического управления поведением, вклю­чающий его инициацию, направление, организацию, поддержку.

МЫШЛЕНИЕ — психологический процесс познания, свя­занный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности.

НАБЛЮДЕНИЕ — метод психологического исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной инфор­мации через органы чувств.

НАВЫК — сформированное, автоматически осуществляемое движение, не требующее сознательного контроля и специаль­ных волевых усилий для его выполнения.

НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ — способ прак­тического решения задач, предполагающий зрительное изуче­ние ситуации и практические действия в ней с материальными предметами.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ — понятие, обозначаю­щее совокупность потребностей и мотивов личности, определя­ющих главное направление ее поведения.

НАСТРОЕНИЕ — эмоциональное состояние человека, свя­занное со слабо выраженными положительными или отрицательными эмоциями и существующее в течение длительного времени.

НАУЧЕНИЕ — приобретение знаний, умений и навыков в результате жизненного опыта.

НЕГАТИВИЗМ — демонстративное противодействие чело­века другим людям, непринятие им разумных советов со сторо­ны других людей. Часто встречается у детей в период возрастных кризисов.

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологической науки, изучающая связь психических процессов, свойств и состояний с работой мозга.

ОБОБЩЕНИЕ — (см. абстракция) — выделение общего из множества частных явлений. Перенос однажды сформирован­ных знаний, умений и навыков на новые задачи и ситуации.

ОБРАЗ — обобщенная картина мира (предметов, явлений), складывающаяся в результате переработки информации о нем, поступающей через органы чувств.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ — область психологической науки, изучающая общие закономерности психики и поведения чело­века, разрабатывающая основные понятия и представляющая главные законы, на основе которых формируется, развивается и функционирует психика человека.

ОБЩЕНИЕ — обмен информацией между людьми, их взаи­модействие.

ОДАРЕННОСТЬ — наличие у человека задатков к развитию способностей.

ОНТОГЕНЕЗ — процесс индивидуального развития организ­ма или личности.

ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ — вид памяти, рассчитанный на сохранение информации в течение определенного времени, не­обходимого для выполнения некоторого действия или операции.

ОПЕРАЦИЯ — система движений, связанных с выполнени­ем конкретного действия, направленных на достижение его цели.

ОПРОС — метод психологического изучения, в процессе при­менения которого людям задаются вопросы и на основе отве­тов на них судят о психологии этих людей.

ОРГАНЫ ЧУВСТВ — телесные органы, специально пред­назначенные для восприятия, переработки и хранения инфор­мации. О.ч. включают рецепторы, нервные пути, проводящие возбуждения в мозг и обратно, а также центральные отделы нервной системы человека, перерабатывающие эти возбуждения.

ОСМЫСЛЕННОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ — свойство человече­ского восприятия приписывать воспринимаемому объекту или явлению определенный смысл, обозначать его словом, отно­сить к определенной языковой категории.

ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ПОРОГ ОЩУЩЕНИЯ — величина, на которую должен измениться раздражитель, действующий на ор­ганы чувств, чтобы одновременно изменилось и вызываемое им ощущение.

ОТРАЖЕНИЕ — всеобщее свойство материи, состоящее в способности объектов воспроизводить (с различной степенью адекватности) признаки, структурные характеристики и отношения других объектов.

ОЩУЩЕНИЕ — элементарный психический процесс, пред­ставляющий собой субъективное отражение живым существом в виде психических явлений простейших свойств окружающего мира.

ПАМЯТЬ — процессы запоминания, сохранения, воспроиз­водства и переработки человеком разнообразной информации.

ПАМЯТЬ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ — память, рассчитанная на длительное хранение и многократное воспроизведение инфор­мации при условии ее сохранения.

ПАМЯТЬ КРАТКОВРЕМЕННАЯ — память, рассчитанная на хранение информации в течение небольшого промежутка вре­мени, от нескольких до десятков секунд, до тех пор, пока со­держащаяся в ней информация не будет использована или пе­реведена в долговременную память.

ПАТОПСИХОЛОГИЯ — область психологических исследо­ваний, связанная с изучением отклонений в психике и поведе­нии человека при различных заболеваниях.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — область психологи­ческой науки, изучающая психологические основы обучения, воспитания и педагогической деятельности.

ПЕРВИЧНЫЕ ЭМОЦИИ — генотипически (см. генотип) обусловленные простейшие эмоциональные переживания: удо­вольствие, неудовольствие, боль, страх, гнев и др.

ПЕРЦЕПТИВНЫЙ — относящийся к восприятию.

ПЕРЦЕПЦИЯ — восприятие, непосредственное отражение действительности органами чувств.

ПОВЕДЕНИЕ — присущее живым существам взаимодействие со средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью; целеориентированная активность живого организма, служащая для осуществления контакта с внешним миром.

ПОДКРЕПЛЕНИЕ — средство, способное удовлетворить воз­никшую потребность, снять вызванную ею напряженность. П. — также средство, подтверждающее правильность или оши­бочность совершенного поступка, действия.

ПОРОГ ОЩУЩЕНИЯ — значение стимула, воздействую­щего на органы чувств, которое вызывает минимальное ощуще­ние (нижний абсолютный порог ощущений), максимально воз­можное по силе ощущение соответствующей модальности (верх­ний абсолютный порог ощущения) или изменение параметров уже имеющегося ощущения (см. относительный порог ощущения).

ПОТРЕБНОСТЬ — состояние нужды организма, индивида, личности в чем-то, необходимом для их нормального сущест­вования.

ПРАКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ — вид мышления, направ­ленного на решение практических задач.

ПРЕДМЕТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ — свойство восприятия представлять мир не в виде отдельных ощущений, а в форме целостных образов, относящихся к воспринимаемым предметам.

ПРЕДСОЗНАНИЕ — психическое состояние человека, за­нимающее промежуточное место между сознанием и бессозна­тельным. Характеризуется наличием смутного осознания пере­живаемого, но отсутствием волевого контроля или способности им управлять.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — процесс и результат воспроизводства в виде образа какого-либо объекта, события, явления.

ПСИХИКА — общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых в психологии.

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ — процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяю­щихся психических явлениях: ощущениях, восприятии, вообра­жении, памяти, мышлении, речи и др.

ПСИХОАНАЛИЗ — учение, созданное З.Фрейдом. Содер­жит систему идей и методов интерпретации сновидений и дру­гих бессознательных психических явлений, а также диагности­ки и лечения различных душевных заболеваний.

ПСИХОГЕНЕТИКА — область исследований, изучающая на­следственный характер некоторых психических и поведенче­ских явлений, их зависимость от генотипа.

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА — область науки, изучающая психо­логические аспекты трудовой деятельности людей, включая их профессиональную ориентацию, профессиональное консульти­рование, профессиональное обучение и организацию труда.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ — область исследований, погранич­ная между психологией и физиологией. Занимается изучением связей, существующих между психологическими явлениями и физиологическими процессами в организме.

РАЗДРАЖИМОСТЬ — способность живых организмов био­логически целесообразно (с целью самосохранения и развития) реагировать на значимые для их жизни воздействия среды.

РАЗДРАЖИТЕЛЬ — любой фактор, воздействующий на ор­ганизм и способный вызвать в нем какую-либо реакцию.

РАССЕЯННОСТЬ — неспособность внимания сконцентри­роваться на объекте.

РЕАКЦИЯ — комплексный ответ организма на какой-нибудь раздражитель.

РЕФЛЕКС — автоматическая ответная реакция организма на действие какого-либо внутреннего или внешнего раздражи­теля.

РЕФЛЕКС БЕЗУСЛОВНЫЙ — врожденная автоматическая реакция организма на специфическое воздействие.

РЕФЛЕКС УСЛОВНЫЙ — приобретенная реакция организ­ма на определенный раздражитель, возникшая в результате со­четания воздействия этого раздражителя с положительным под­креплением со стороны актуальной потребности.

РЕФЛЕКСИЯ — способность сознания человека сосредото­читься на самом себе.

РЕЦЕПТОР — специализированное органическое устройст­во, расположенное на поверхности тела или внутри него и пред­назначенное для восприятия различных по своей природе раз­дражителей: физических, химических, механических и т.д. — и их преобразования в нервные электрические импульсы.

РЕЧЬ — система используемых человеком звуковых сигна­лов, письменных знаков и символов для представления, перера­ботки, хранения и передачи информации.

РИГИДНОСТЬ — заторможенность мышления, проявляю­щаяся в трудности отказа человека от однажды принятого ре­шения, способа мышления и действий.

РОЛЬ — понятие, обозначающее поведение человека в оп­ределенной жизненной ситуации, соответствующей занимаемому им положению (например, роль руководителя, подчиненного, отца, матери и т.п.).

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ — использование и развитие чело­веком имеющихся у него задатков, их превращение в способно­сти. Стремление к личностному самосовершенствованию. С. как понятие введена в гуманистической психологии.

САМОВОСПИТАНИЕ — сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности, выработка человеком у себя таких личностных качеств, которые представляются желательными. Базируясь на активизации механизмов саморегуляции, оно предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, смыслов личностных.

САМОКОНТРОЛЬ — осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Его появление и развитие определяется требованиями общества к поведению человека.

САМОНАБЛЮДЕНИЕ — (см. интроспекция).

САМООЦЕНКА — оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков.

САМОПОЗНАНИЕ — сведения о себе человек получает не только (часто — и не столько) от самонаблюдения, но и от внешних источников — объективных результатов своих действий, отношения других людей и пр.

САМОРЕГУЛЯЦИЯ — процесс управления человеком соб­ственными психологическими и физиологическими состояния­ми, а также поступками.

САМОСОЗНАНИЕ — осознание человеком самого себя, своих собственных качеств.

САНГВИНИК — тип темперамента, характеризующийся энер­гичностью, повышенной работоспособностью и быстротой ре­акций.

СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА — комп­лекс физических характеристик нервной системы, определяю­щих процессы возникновения, проведения, переключения и прекращения нервных импульсов в различных отделах и частях цент­ральной нервной системы.

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ — период в жизни человека, обеспечивающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.

СЕНСОРНЫЙ — связанный с работой органов чувств.

СИЛА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ — свойство нервной системы выдерживать длительные и большие нагрузки.

СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ — вид мышле­ния человека, где в качестве средства решения задачи выступа­ют словесное абстрагирование и логические рассуждения.

СОЗНАНИЕ — высший уровень психического отражения че­ловеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс и результат усвоения ребен­ком социального опыта. В результате С. ребенок становится культурным, образованным и воспитанным человеком.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологической науки, изучающая психологические явления, возникающие во взаимодействии и общении людей.

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ — совокупность норм, правил и форм поведения, характеризующих типичные действия человека, за­нимающего определенное положение в обществе.

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ — система соци­альных условий, определяющих психологическое развитие че­ловека.

СПОСОБНОСТИ — индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности.

СТАТУС — положение человека в системе внутригрупповых отношений, определяющее степень его авторитета в глазах ос­тальных участников группы.

СТИМУЛ — то, что воздействует на органы чувств человека (см. также раздражитель).

СТРАСТЬ — сильно выраженная увлеченность человека кем-либо или чем-либо, сопровождающаяся глубокими эмоциональ­ными переживаниями, связанными с соответствующим объ­ектом.

СТРЕСС — состояние душевного (эмоционального) и по­веденческого расстройства, связанное с неспособностью че­ловека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.

СУБЪЕКТИВНЫЙ — относящийся к человеку — субъекту.

ТАЛАНТ — высокий уровень развития способностей челове­ка, обеспечивающий достижение выдающихся успехов в том или ином виде деятельности.

ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ — вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового.

ТЕМПЕРАМЕНТ — динамическая характеристика психиче­ских процессов и поведения человека, проявляющаяся в их ско­рости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках.

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ (см. культурно-исто­рическая теория развития высших психических функций).

ТЕОРИЯ НАУЧЕНИЯ — общее понятие, обозначающее со­вокупность психологических и физиологических концепций, объ­ясняющих, каким образом человеком и животными приобрета­ется жизненный опыт.

ТЕСТ — стандартизированная психологическая методика, предназначенная для сравнительной количественной оценки у человека изучаемого психологического качества.

ТЕСТИРОВАНИЕ — процедура применения тестов на практике.

УМЕНИЕ — способность выполнять определенные дейст­вия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельно­стью, включающей эти действия.

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ — максимальный успех, которого рассчитывает добиться человек в том или ином виде деятельности.

ФЛЕГМАТИК — тип темперамента человека, характеризую­щийся пониженной реактивностью, слабо развитыми, замед­ленными выразительными движениями.

ХАРАКТЕР — совокупность свойств личности, определяю­щих типичные способы ее реагирования на жизненные обстоя­тельства.

ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ — сенсорная, мысленная достройка совокупности некоторых воспринимаемых элемен­тов объекта до его целостного образа.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА —часть нервной си­стемы, включающая головной, промежуточный и спинной мозг.

ЧЕРТА ЛИЧНОСТИ — устойчивое свойство личности, оп­ределяющее характерное для нее поведение и мышление.

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ — способность организма запоми­нать и реагировать на воздействия среды, не имеющие непос­редственного биологического значения, но вызывающие пси­хологическую реакцию в форме ощущений.

ЧУВСТВО — высшая, культурно обусловленная эмоция че­ловека, связанная с некоторым социальным объектом.

ЭМОЦИИ — элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода про­цесса удовлетворения актуальных потребностей.

ЭФФЕРЕНТНЫЙ — процесс, направленный изнутри нару­жу, от центральной нервной системы к периферии тела.







Date: 2015-06-11; view: 580; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.047 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию