Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социометрические индексы





Различают персональные социометрические индексы (ПСИ) и групповые социометрические индексы (ПСИ). Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения. Основными ПСИ являются: индекс социометрического статуса i-члена; эмоциональной экспансивности j-члена, объема, интенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена. Символы i и j обозначают одно и то же лицо, но в разных ролях: i — выбираемый, j — он же выбирающий, ij — совмещение ролей.

Индекс социометрического статуса i-члена группы определяется по формуле (14):

, (14)

 

где Сi — социометрический статус i-члена, R+ и R- — полученные i-членом выборы, Z — знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-члена, N— число членов группы.

Социометрический статус — это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т.е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом — индексом социометрического статуса.

Элементы социометрической структуры — это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией и т. д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко — либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицательном статусе. Статус тоже измеряет потенциальную способность человека к лидерству. Чтобы высчитать социометрический статус, необходимо воспользоваться данными социоматрицы.

Возможен также расчет С-положительного и С-отрицательного статуса в группах малой численности (N).

Индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы высчитывается по формуле (15):

, (15)

 

где Ej — эмоциональная экспансивность j-члена, Rj — сделанные /членом выборы (+, -). С психологической точки зрения показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении.

Из ПСИ наиболее важными являются: индекс эмоциональной экспансивности группы и индекс психологической взаимности.

Индекс эмоциональной экспансивности группы высчитывается по формуле (16):

(16)

 

где Ag — экспансивность группы, N — число членов группы, Rj (+,-) — сделанные j-членом выборы. Индекс показывает среднюю активность группы при решении задачи социометрического теста (в расчете на каждого члена группы).

Индекс психологической взаимности («сплоченности группы») в группе высчитывается по формуле (17):

(17)

 

где Gg — взаимность в группе по результатам положительных выборов, Аij+ — число положительных взаимных связей в группе, N — число членов группы.

 

 

заключение

Активное применение психологических знаний в прак­тической деятельности людей всякий раз возрождает к жизни давний вопрос о формах, методах и собственно тех­нологии работы практического психолога. При этом попыт­ки описать психологический инструментарий и составить некоторое руководство к его применению постоянно вызы­вали и вызывают острую и часто обоснованную критику. Поэтому деятельность психолога-практика рассматривается более как искусство, нежели как профессионально выверенные пра­вила и алгоритмы организации соответствующих процедур. Смысл и цель этих процедур в большинстве случаев состо­ит в извлечении, систематизации и упорядочении специ­альной информации о конкретном человеке и соотнесении ее с системой психологических категорий, теорий, концеп­ций и моделей.

В процессе обучения у студента должны быть сформированы прочные умения и навыки проведения психологических экспериментов, анализа результатов, конструирования психологических средств, проведения статистической и математической обработки полученных результатов, умения обобщать, интерпретировать данные, выносить профессиональные суждения и делать объективные выводы.

В практической работе психолог должен уметь теоретически обосновать и практически реализовать технологию профессионально грамотного психологического исследования личности; раскрыть смысл и дать описание батареи исследовательских методов, направленных на изучение многогранных аспектов личности, межличностных отношений и профессиональных ориентаций; познакомиться с методами и приемами работы в различных социальных сферах и научить решать поставленные социумом профессиональные задачи.


Составление психологического и поведенческого портретов, написание заключения – особая форма работы, включающая в себя поэтапный, широкоформатный и индивидуально ориентированный процесс. Для этого студенту необходимы хорошо развитые умения анализировать, обобщать и синтезировать полученные данные; высказывать гипотезы и строить прогнозы; интерпретировать психологические профили и создавать коррекционные программы.

Литература

1. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 2003.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2008. – 512 с.

3. Методики социально-психологической диагностики личности и группы. — М., 1990.

4. Немов Р.С. Практическа психология: Познание себя: Влияние на людей: Пособие для уч-ся. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 320 с.

5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб., 1998.

6. Стадниченко Л.И. Практические занятия по психологии. – Воронеж, 2001. – 40 с.

7. Татарникова Н.С. Подготовка и проведение тестового контроля в учебном процессе в вузе. – Н. Новгород: ВГИПА, 2004. – 56 с.

8. Тихонов А.П. Личность и межличностные отношения: психологическое исследование соционического подхода // СМиПЛ. – 2000. – № 6. – С. 26 – 32.

9. Шапарь В.Б. Практическая психология. Инструментарий. – Росто н/Дону: Феникс, 2005. – 768 с.

10. Шафикова Г.Р. и др. Общая психология. Программа и методические рекомендации. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. – 91 с.

 

 

Приложение







Date: 2015-06-11; view: 2386; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию