Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Модель толерантности
Как уже было сказано, чрезвычайно важно, чтобы педагог своим Поведением демонстрировал готовность к мирному решению проблем, к диалогу и сотрудничеству. Однако данное утверждение не Означает, что учитель должен быть беспринципным конформистом. Будучи толерантным, он должен уметь отстаивать свои позицию, принципы, уважать права и взгляды других людей. Такое Поведение предполагает гибкость внешних поведенческих реакций при неизменности и твердости внутренних убеждений. Говоря о гибкости поведения, необходимо коснуться вопроса о типах поведения в ситуациях конфликта и спора, о том, как именно в этих ситуациях проявляется толерантность. Поведение в ситуации спора. Вообще поведение человека в ситуации спора свидетельствует о том, какие цели в межличностном взаимодействии он ставит перед собой: любой ценой доказать свою правоту, удовлетворив потребность в доминировании над партнером, или же попытаться понять точку зрения другой стороны. Последнее умение вырабатывается с помощью поведенческих техник. Одна из них - «конструктивный спор» - была предложена С. Кратохвилом. Он сформулировал следующие рекомендации по ведению конструктивного спора: - при вступлении в спор необходимо очень четко представлять цель, которую необходимо достичь (например, прояснить мнение другого человека по определенному вопросу, стимулировать его к высказыванию своей позиции и г.д.). Крайне нежелательно стремиться к победе в словесном поединке с другой стороной; в этом случае диалогичные отношения сменяются отношениями завись, мости или конфронтации; - спор должен касаться только предмета обсуждения, недопустимы обобщения типа: «Ты всегда хочешь быть правым», «ты никогда не принимаешь самостоятельных решений» и т. п. В противном случае происходит выяснение отношений с использованием нецивилизованных приемов общения; такой спор никогда не заканчивается конструктивно; - нельзя использовать приемы, которые могут ранить, обидеть, оскорбить человека. К примеру: «Ты вообще некомпетентен, что с тобой говорить...». Выделяют следующие показатели конструктивного спора: - информативность: каждая сторона в ходе спора узнала что-то новое для себя, лучше поняла точку зрения и интересы другой стороны (в противном случае противоположные стороны, обменявшись взаимными оскорблениями, ничего нового друг о друге не узнают); - отреагированность (открытая их демонстрация) эмоций: в ходе спора исчезли взаимная неудовлетворенность и напряженность (в противном случае после спора взаимная озлобленность только усиливается); - сближение позиций: после спора усилилось взаимопонимание (в противном случае растет недопонимание); - устранение проблемы: в результате спора противоположные стороны пришли к общему решению и проблема, вызвавшая спор, разрешается (в противном случае проблема не решается, а откладывается на неопределенное время). Итак, важнейшим показателем толерантного поведения является нацеленность на решение проблемы, а не на доминирование в общении. Однако и при такой установке проблема может остаться не решенной из-за неверных представлений друг о друге взаимодействующих сторон. Так как в паре «учитель-ученик» ведущим, демонстрирующим образцы должного поведения является учитель, именно он должен стать инициатором процесса взаимопонимания между собой и своими учениками. Для реализации данной задачи педагог должен, во-первых, распознавать ситуации, когда его представление об ученике неполно или искажено, а во-вторых, уметь это состояние корректировать. Последнее обстоятельство затрагивает такой важный аспект общения, как адекватность межличностных представлений. Нарушение межличностных представлений в процессе общения и их коррекция. Любой педагог, рассказывая о своем ученике, передает свое представление о конкретной личности. Это представление может быть достаточно объективным, а может быть субъективным, в чем-то ошибочным или неполным. Проблема формирования как можно более полного и объективного представления о человеке, с которым мы общаемся, является очень важной. От того, насколько мы точно воспроизводим внутренний мир другого человека, зависит взаимопонимание с ним. К тому же нарушение межличностных представлений нередко является причиной возникновения самых разных проблем, поэтому их коррекция необходима. Представления людей о том, как необходимо вести себя в определенных типичных ситуациях (ситуационные сценарии поведения), также в значительной степени определяют то, как сложатся взаимоотношения между конкретными людьми. К примеру, если сформировавшийся в сознании педагога типовой сценарий поведения ученика в конкретной ситуации противоречит реальности, контакта, скорее всего, не будет. Наконец, интерпретируя поведение друг друга, люди, как правило, неосознанно при меняют определенные правила и приемы (так называемые процессы «казуальной атрибуции»), усвоенные в ходе индивидуального опыта. От того, насколько верны эти правила, зависит то, как люди будут решать межличностные проблемы. Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие основные задачи, которые стоят перед педагогом, настроенным на конструктивное сотрудничество с учеником: - формирование наиболее полного и максимально адекватного представления о личности ученика; - уменьшение роли ситуационных сценариев в выборе поведенческой стратегии по отношению к ученику. Первая задача в какой-то степени решается с помощью развития навыков версионного мышления, предполагающего умение видеть причины того или иного поведения человека. К примеру, прежде чем реагировать на определенный поступок ученика, педагог должен попытаться выявить мотивы, его обусловившие. Навыки версионного мышления способствуют коррекции нарушений представлений о другом человеке. Чтобы решить вторую задачу - уменьшить роль привычных (ситуационных) сценариев при выборе поведенческой стратегии по отношению к определенному ученику, - можно воспользоваться методикой, предложенной Э. Г. Эйдемиллером. Ее суть состоит в том, что для уменьшения влияния ситуационных сценариев на процесс принятия решения человеку предлагается представить последствия того или иного выбора. Например, решая, стоит ли в очередной раз разрешить ученику пропустить занятие, можно представить реакцию его одноклассников или сокурсников, отношение ученика к предмету после «поблажки», к преподавателю, который согласился исполнить данную просьбу, и т.д. Без этого мысленного эксперимента педагог будет действовать по шаблону - так, как действовал раньше. К примеру, он не разрешит ученику про пускать занятия, так как никому никогда этого не позволял. Таким образом, умение представлять будущие обстоятельства, чувства и мысли своих учеников помогает педагогу выстраивать более гибкую систему взаимоотношений с ними, что способствует созданию отношений сотрудничества и, что не менее важно, задает ту модель поведения, которая будет ими усвоена и воспроизведена. Поведение в ситуации ошибки. Еще один важный показатель толерантного поведения - умение исправлять собственные педагогические ошибки. Великий Педагог и Человек Я. Корчак считал, что хороший воспитатель отличается от плохого количеством сделанных ошибок и причиненного воспитанникам вреда. Он писал: «Есть ошибки, которые хороший воспитатель делает только раз и, критически оценив, больше не повторяет, долго помня свою ошибку. Если хороший воспитатель от усталости поступит бестактно или несправедливо, он приложит все усилия, чтобы как-то механизировать мелкие надоедливые обязанности, ведь он знает, что все неладное от нехватки у него времени. Плохой воспитатель все свои ошибки сваливает на детей. Хороший воспитатель знает, что стоит подумать и над пустяшным эпизодом, за ним может стоять целая проблема, - не пренебрегает ничем... Хороший воспитатель знает, что он делает по требованию торжествующих властей, господствующей церкви, в силу укоренившейся традиции, принятого обычая, под железным диктатом существующих условий. И он знает, что диктат этот имеет в виду добро детей лишь постольку, поскольку учит гнуть спины, подчиняться, рассчитывать, приучает к будущим компромиссам. Плохой воспитатель полагает, что дети и в самом деле должны не шуметь, и не пачкать платья, и добросовестно зубрить грамматические правила. Умный воспитатель не куксится, когда он не понимает детей, а размышляет, ищет, спрашивает их самих. И они его научат не задевать их слишком чувствительно - было б желание научиться. Чтобы лучше понять своих воспитанников и их проблемы, Я. Корчак ввел в интернате, где он работал, обычай - учащиеся писали воспитателю письма и записки, складывая их в специальный почтовый ящик. «…Часто легче написать, чем сказать. Нет воспитателя, который не получал бы писем с вопросами, просьбами, жалобами, извинениями и признаниями. Так всегда велось, почтовый ящик только закрепляет разумный обычай... "Ко мне ребята пристают... " "Я на вас сержусь... " "Я хотел бы с вами поговорить об одном очень важном деле... " Письма бывают обычные, изо дня в день одни и те же, и крайне редкие, необыкновенные. О том, что повторяется изо дня в день, ты успеешь еще подумать не сегодня, так завтра. Над содержанием необыкновенного письма думаешь дольше... Я лично утверждаю, что почтовый ящик... облегчает словесное общение с детьми. Я выбираю детей, с которыми необходимо поговорить по-товарищески, по душам или со всей серьезностью, и могу выбрать подходящий для себя и для ребенка момент... Бесспорно, бывают дети, которые не любят писать, но, пожалуй, это исключительно те, кто рассчитывает на свое обаяние... - на особое расположение, удачный момент. Эти дети желают заставлять, а не просить. Тот, кто уверен в своей правоте и полагается лишь на нее, подает заявление и спокойно ждет решения».
Date: 2015-07-17; view: 246; Нарушение авторских прав |