Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Задание b8
Формулировка задания: восстановите пропущенные в тексте рецензии термины, с помощью которых охарактеризованы языковые особенности данного текста.
Что требуется от учащихся при выполнении этого задания: зная, какими бывают изобразительно - выразительные средства языка, восстановить пропущенные в тексте рецензии термины, с помощью которых охарактеризованы языковые особенности данного текста.
Что следует знать учащимся для правильного выполнения этого задания: изобразительно - выразительные средства русского языка.
1. Тропы - слова и выражения, используемые автором текста в переносном значении
Название тропа
| Что понимается под этим тропом
| Пример употребления этого тропа в художественном тексте
| ЭПИТЕТ
| Это образное определение, отвечающее на вопрос какой? какая? какое? какие? и обычно выраженное именем прилагательным.
| Сквозьволнистые туманы пробирается луна, напечальные пол льет печально свет она. (А. С. Пушкин)
| ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
| Приписывание качеств, действий, эмоций человека предметам, природе, абстрактным понятиям.
| Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя: то как зверь завоет, тозаплачет, как дитя (А. С. Пушкин)
Спит земля в сиянье голубом. (М.Ю. Лермонтов)
| СРАВНЕНИЕ
| Сопоставление в тексте двух предметов или явлений, для того чтобы пояснить один из них при помощи другого.
Чаще всего сравнения вводятся в предложение с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО.
| Лед неокрепший на речке студёной,словно как тающий сахар лежит. (Н.А. Некрасов)
| МЕТАФОРА
| Перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства.
В основе метафоры лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов, поэтому метафору называют скрытым сравнением. Метафору легко переделать в сравнение с помощью слов КАК, ВРОДЕ, ПОДОБНО.
| Пустых небес прозрачное стекло; Багровый костер заката. (И Бунин)
(Небеса прозрачны как стекла = небес прозрачное стекло;
Закат подобно костру багрового цвета = багровый костер заката)
| МЕТОНИМИЯ
| Иносказательное обозначение предмета речи, «переименование», замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь:
| Все флаги в гости будут к нам (А. С. Пушкин), то есть город - порт будет принимать корабли с флагами всех стран мира.
|
| А) название сосуда используется в значении того, что содержится в этом сосуде;
| Я три тарелки съел (И. А. Крылов) Выпил всю бутылку.
|
| Б) имя автора заменяет название его произведения;
| Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А.С. Пушкин). Я прочитал всего Тургенева.
|
| В) название места действия заменяет название людей, находящихся в этом месте;
| Ликует буйный Рим. (М.Ю. Лермонтов)
|
| Г) деталь внешности или одежды употребляется вместо наименования человека.
| Серые шлемы с красной звездою белой ораве крикнули: «Стой!» (В.В. Маяковский)
| СИНЕКДОХА
| Разновидность метонимии, когда название части употребляется вместо названия целого или наоборот:
|
|
| А) единственное число употребляется вместо множественного числа;
| И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю. Лермонтов)
|
| Б) множественное число употребляется вместо единственного числа;
| Мы все глядим в Наполеоны. (А.С. Пушкин)
|
| В) родовое понятие вместо видового;
| Ну что ж, садись, светило (т.е. солнце). (В. Маяковский)
|
| Г) видовое понятие вместо родового.
| Пуще всего береги копейку (т.е. деньги). (Н.В. Гоголь)
| ГИПЕРБОЛА
| Излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета.
| Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива. (В.В. Маяковский)
В сто тысяч солнц закат пылал. (В.В. Маяковский).
| ЛИТОТА
| Чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления.
| Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка! (А.С. Грибоедов)
| ИРОНИЯ
| Скрытая насмешка; употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному.
| Отколе, умная, бредешь ты, голова? (обращение к ослу в басне И. Крылова)
| ПЕРИФРАЗА
| Замена названия предмета или явления описанием их отличительных признаков или указанием на характерные черты. Используется для того, чтобы избежать речевого повтора.
| Царь зверей (вместо лев).
Братья наши меньшие (вместо
животные).
Автор «Героя нашего времени» (вместо М.Ю. Лермонтов).
| 2. Фигуры речи - особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность
| АНТИТЕЗА
| Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. Антитеза часто создается с помощью антонимов.
| Ты и убогая, Ты и обильная, Ты могучая, Ты и бессильная, Матушка - Русь! (Н. Некрасов)
| ИНВЕРСИЯ
| Обратный порядок слов.
| Досадно было, боя ждали. (М.Ю. Лермонтов)
| ГРАДАЦИЯ
| Расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию их значения (смыслового или эмоционального).
| Светились, горели, сияли огромные голубые глаза.
| А) ВОСХОДЯЩАЯ
| Цепь понятий или определений с постепенным возрастанием значимости.
| Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагаются из света и тени. (Л. Толстой)
| Б) НИСХОДЯЩАЯ
| Цепь понятий или определений с постепенным возрастанием значимости.
Цепь понятий или определений с постепенным убыванием значимости.
| Все грани чувств, все грани правды
Стёртыв мирах, в годах, в часах (А. Белый)
| ОКСЮМОРОН
| Контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу.
| Мертвые души, живой труп, грустная радость, сладкая горечь воспоминаний.
| ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ
| Намеренное нарушение границ предложения; разделение одного предложения с помощью точек на несколько частей - две и более.
| А все Кузнецкий мост и вечные французы....
Губители карманов и сердец!
Когда избавит нас творец
От шляпок их! Чепцов! И шпилек! И булавок! (А.С. Грибоедов)
Случилось это давно. Очень давно. У Анны беда стряслась. Большая.
| АНАФОРА
| Единоначатие, повторение сходных слов в начале строф или близко расположенных фраз.
| Жди меня, и я вернусь. Только очень жди.Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут,Жди, когда жара,Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. (К. Симонов)
| ЭПИФОРА
| Повторение одних и тех же слов или фраз в конце нескольких рядом стоящих конструкций.
| Я не знаю,где граница Между Севером и Югом, Я не знаю,где граница Меж товарищем и другом (М. Светлов)
Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именнотитулярный советник
(Н. Гоголь)
| РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС
| Вопрос, который ставится не с целью получения ответа, а для того, чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению. Вопрос, на который не ожидается ответа.
| Что день грядущий нам готовит?
| РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ
| Эмоциональное обращение к людям, непосредственно не участвующим в общении, или к неодушевленным объектам.
| Люди мира, бережно относитесь к природе!
Звездочки ясные, звезды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете! (С. Есенин)
| ЭЛЛИПСИС
| Пропуск сказуемого, придающий речи динамизм.
| Мы села - в пепел, грады - в прах. (В. Жуковский)
| ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР
| Намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности, выразительности высказывания.
| Казалось, все в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака!
| ВОПРОСНО- ОТВЕТНАЯ ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ
| Форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы.
| Что делать? Не знаю. У кого спросить совета? Неизвестно.
| СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ
| Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения.
| Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской.
(М. Ю. Лермонтов) В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут.
(А.С. Пушкин)
| ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
| Перечисляемые действия, предметы, признаки.
| Были это веселые, сильные и смелые люди! (М. Горький)
|
3. Звукопись – игра звуками для усиления выразительности.
АССОНАНС
| Повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков.
| Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою. (Н. Некрасов)
| АЛЛИТЕРАЦИЯ
| Повторение в стихотворной речи одинаковых согласных.
| Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь. (И. Северянин)
| Примечание:
1)Следует отличать лексические и синтаксические средства выразительности. Лексические средства – это тропы, а синтаксические – фигуры речи.
2)В широком смысле к средствам выразительности также относятся:
Синонимы – близкие по значению слова: Мой ласковый и нежный зверь.
Контекстные (= индивидуально-авторские) синонимы - слова, сходные по значению только в данном тексте (вне текста они не имеют сходства в лексическом значении): Грузное тело его исполнено гибкой, звериной грации (М. Шолохов).
Антонимы - слова с противоположным значением: Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка - Русь! (Н. А. Некрасов)
Контекстные (= индивидуально-авторские) антонимы - слова, которые противопоставлены по значению только в данном тексте: Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и (А. Блок). Для вас - века, для нас - единый час. (А. Блок).
Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов, понимаемые не буквально, а в переносном смысле: за тридевять земель, работать спустя рукава.
Диалектизмы - слова, употребляемые только жителями той или иной местности (диалект в переводе с греческого означает «местный говор»): в некоторых российских деревнях полотенце по-другому называютрушником, белку -векшей, зайца -ушканом, волка –бирюком.
Алгоритм выполнения задания В8:
1.Внимательно прочитайте список изобразительно-выразительных средств языка, представленных в выборке ответов.
2.Вспомните, что означает каждый из этих терминов.
3.Прочитайте текст рецензии еще раз и подумайте, какие средства выразительности пропущены в нем.
4.В случае затруднения можно воспользоваться приемом исключения (вычеркивания) из списка тех терминов, которые по смыслу не могут быть на месте пропусков в рецензии («Это точно не эпитет, не риторический вопрос...»).
5.Перенесите ваш ответ в бланк ответов № 1:
• каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными на бланке образцами;
• цифры при перечислении отделяйте запятыми;
• каждую запятую ставьте в отдельную клеточку;
• при записи ответов пробелы не используются.
|