Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание b8





Формулировка задания: восстановите пропущенные в тексте рецензии термины, с помощью которых охарактеризованы языковые особенности данного текста.

Что требуется от учащихся при выполнении этого задания: зная, какими бывают изобразительно - выразительные средства языка, восстановить пропущенные в тексте рецензии термины, с помощью которых охарактеризованы языковые особенности данного текста.

Что следует знать учащимся для правильного выполнения этого задания: изобразительно - выразительные средства русского языка.

1. Тропы - слова и выражения, используемые автором текста в переносном значении

 

Название тропа Что понимается под этим тропом Пример употребления этого тропа в художественном тексте
ЭПИТЕТ Это образное определение, отвечающее на вопрос какой? какая? какое? какие? и обычно выраженное именем прилагательным. Сквозьволнистые туманы пробирается луна, напечальные пол льет печально свет она. (А. С. Пушкин)
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ Приписывание качеств, действий, эмоций человека предметам, природе, абстрактным понятиям.   Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя: то как зверь завоет, тозаплачет, как дитя (А. С. Пушкин) Спит земля в сиянье голубом. (М.Ю. Лермонтов)
СРАВНЕНИЕ Сопоставление в тексте двух предметов или явлений, для того чтобы пояснить один из них при помощи другого. Чаще всего сравнения вводятся в предложение с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО. Лед неокрепший на речке студёной,словно как тающий сахар лежит. (Н.А. Некрасов)  
МЕТАФОРА Перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства. В основе метафоры лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов, поэтому метафору называют скрытым сравнением. Метафору легко переделать в сравнение с помощью слов КАК, ВРОДЕ, ПОДОБНО. Пустых небес прозрачное стекло; Багровый костер заката. (И Бунин) (Небеса прозрачны как стекла = небес прозрачное стекло; Закат подобно костру багрового цвета = багровый костер заката)
МЕТОНИМИЯ Иносказательное обозначение предмета речи, «переименование», замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь: Все флаги в гости будут к нам (А. С. Пушкин), то есть город - порт будет принимать корабли с флагами всех стран мира.
  А) название сосуда используется в значении того, что содержится в этом сосуде; Я три тарелки съел (И. А. Крылов) Выпил всю бутылку.  
  Б) имя автора заменяет название его произведения;   Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А.С. Пушкин). Я прочи­тал всего Тургенева.
  В) название места действия заменяет название людей, находящихся в этом месте; Ликует буйный Рим. (М.Ю. Лер­монтов)  
  Г) деталь внешности или одежды употребляется вместо наименования человека. Серые шлемы с красной звездою белой ораве крикнули: «Стой!» (В.В. Маяковский)
СИНЕКДОХА Разновидность метонимии, когда название части употребляется вместо названия целого или наоборот:  
  А) единственное число употребляется вместо множественного числа;   И слышно было до рассвета, как ли­ковал француз. (М.Ю. Лермонтов)
  Б) множественное число употребляется вместо единственного числа; Мы все глядим в Наполеоны. (А.С. Пушкин)
  В) родовое понятие вместо видового;   Ну что ж, садись, светило (т.е. солнце). (В. Маяковский)
  Г) видовое понятие вместо родового.   Пуще всего береги копейку (т.е. деньги). (Н.В. Гоголь)
ГИПЕРБОЛА Излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета.   Раздирает рот зевота шире Мекси­канского залива. (В.В. Маяковский) В сто тысяч солнц закат пылал. (В.В. Маяковский).
ЛИТОТА Чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка! (А.С. Грибоедов)
ИРОНИЯ Скрытая насмешка; употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному. Отколе, умная, бредешь ты, голо­ва? (обращение к ослу в басне И. Крылова)
ПЕРИФРАЗА Замена названия предмета или явления описанием их отличительных признаков или указанием на характерные черты. Используется для того, чтобы избежать речевого повтора. Царь зверей (вместо лев). Братья наши меньшие (вместо животные). Автор «Героя нашего времени» (вместо М.Ю. Лермонтов).
2. Фигуры речи - особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность
АНТИТЕЗА Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. Антитеза часто создается с помощью антонимов. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты могучая, Ты и бессильная, Матушка - Русь! (Н. Некрасов)
ИНВЕРСИЯ Обратный порядок слов. Досадно было, боя ждали. (М.Ю. Лермонтов)
ГРАДАЦИЯ Расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию их значения (смыслового или эмоционального). Светились, горели, сияли огромные голубые глаза.  
А) ВОСХОДЯЩАЯ Цепь понятий или определений с постепенным возрастанием значимости.   Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагаются из света и тени. (Л. Толстой)
Б) НИСХОДЯЩАЯ Цепь понятий или определений с постепенным возрастанием значимости. Цепь понятий или определений с постепенным убыванием значимости. Все грани чувств, все грани правды Стёртыв мирах, в годах, в часах (А. Белый)  
ОКСЮМОРОН Контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу. Мертвые души, живой труп, грустная радость, сладкая горечь воспоминаний.
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ Намеренное нарушение границ предложения; разделение одного предложения с помощью точек на несколько частей - две и более. А все Кузнецкий мост и вечные французы.... Губители карманов и сердец! Когда избавит нас творец От шляпок их! Чепцов! И шпилек! И булавок! (А.С. Грибоедов) Случилось это давно. Очень давно. У Анны беда стряслась. Большая.
АНАФОРА Единоначатие, повторение сходных слов в начале строф или близко расположенных фраз.   Жди меня, и я вернусь. Только очень жди.Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, ко­гда снега метут,Жди, когда жа­ра,Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. (К. Симонов)
ЭПИФОРА Повторение одних и тех же слов или фраз в конце нескольких рядом стоящих конструкций.   Я не знаю,где граница Между Се­вером и Югом, Я не знаю,где гра­ница Меж товарищем и другом (М. Светлов) Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именнотитулярный советник (Н. Гоголь)
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС Вопрос, который ставится не с целью получения ответа, а для того, чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению. Вопрос, на который не ожидается ответа. Что день грядущий нам готовит?
РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ Эмоциональное обращение к людям, непосредственно не участвующим в общении, или к неодушевленным объектам. Люди мира, бережно относитесь к природе! Звездочки ясные, звезды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете! (С. Есенин)
ЭЛЛИПСИС Пропуск сказуемого, придающий речи динамизм. Мы села - в пепел, грады - в прах. (В. Жуковский)
ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР Намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности, выразительности высказывания. Казалось, все в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака!
ВОПРОСНО- ОТВЕТНАЯ ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ Форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы.   Что делать? Не знаю. У кого спросить совета? Неизвестно.  
СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения.   Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской. (М. Ю. Лермонтов) В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут. (А.С. Пушкин)
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Перечисляемые действия, предметы, признаки.   Были это веселые, сильные и смелые люди! (М. Горький)

 

3. Звукопись – игра звуками для усиления выразительности.

АССОНАНС Повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков.   Быстро лечу я по рельсам чугун­ным. Думаю думу свою. (Н. Не­красов)
АЛЛИТЕРАЦИЯ Повторение в стихотворной речи одинаковых согласных.   Морозом выпитые лужи хру­стят и хрупки, как хрусталь. (И. Северянин)

Примечание:

1)Следует отличать лексические и синтаксические средства выразительности. Лексические средства – это тропы, а синтаксическиефигуры речи.

2)В широком смысле к средствам выразительности также относятся:

Синонимы – близкие по значению слова: Мой ласковый и нежный зверь.

Контекстные (= индивидуально-авторские) синонимы - слова, сходные по значению только в данном тексте (вне текста они не имеют сходства в лексическом значении): Грузное тело его исполнено гибкой, звериной грации (М. Шолохов).

Антонимы - слова с противоположным значением: Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка - Русь! (Н. А. Некрасов)

Контекстные (= индивидуально-авторские) антонимы - слова, которые противопоставлены по значению только в данном тексте: Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и (А. Блок). Для вас - века, для нас - единый час. (А. Блок).

Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов, понимаемые не буквально, а в переносном смысле: за тридевять земель, работать спустя рукава.

Диалектизмы - слова, употребляемые только жителями той или иной местности (диалект в переводе с греческого означает «местный говор»): в некоторых российских деревнях полотенце по-другому называютрушником, белку -векшей, зайца -ушканом, волка –бирюком.

Алгоритм выполнения задания В8:

1.Внимательно прочитайте список изобразительно-выразительных средств языка, представленных в выборке ответов.

2.Вспомните, что означает каждый из этих терминов.

3.Прочитайте текст рецензии еще раз и подумайте, какие средства выразительности пропущены в нем.

4.В случае затруднения можно воспользоваться приемом исключения (вычеркивания) из списка тех терминов, которые по смыслу не могут быть на месте пропусков в рецензии («Это точно не эпитет, не риторический вопрос...»).

5.Перенесите ваш ответ в бланк ответов № 1:

• каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными на бланке образцами;

• цифры при перечислении отделяйте запятыми;

• каждую запятую ставьте в отдельную клеточку;

• при записи ответов пробелы не используются.

 

Date: 2015-07-17; view: 855; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию