Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Задание В6
Формулировка задания: Среди предложений 15-23 (текста № 1) найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. Надеемся, наши ответы совпали: предложение № 16: «Оказалось, что люди от природы энергичные, энтузиасты и оптимисты имеют высокую активность определенной коры головного мозга — левой префронтальной зоны, которая ассоциируется с положительными эмоциями». Перед нами сложноподчиненное предложение, состоящее из трех частей. Главное предложение представлено только сказуемым «оказалось». Это предложение односоставное, безличное, нераспространенное. От него мы задаем вопрос ЧТО? к придаточному предложению первой степени. Вопрос ЧТО? показывает: перед нами придаточное изъяснительное. Оно двусоставное, осложнено однородными членами. От этого придаточного к следующему придаточному предложению второй степени можно задать вопрос КАКАЯ?, значит, второе придаточное предложение является определительным и присоединяется к предыдущему при помощи союзного слова КОТОРЫЙ. Такое соподчинение придаточных, при котором мы последовательно задаем вопрос от главного предложения к первой придаточной части, а от первой придаточной части ко второй, называется последовательным. Что требуется от учеников: знать тему «Виды сложных предложений. Виды соподчинения придаточных предложений». В этом задании необходимо не только определить вид соподчинения придаточных (последовательное, параллельное, однородное), но и найти сложноподчиненное предложение определенного значения. Сложноподчиненное предложение предполагает присутствие главной и придаточной и Обнаружить, какое предложение является главным, а какое придаточным, позволяет подчинительный союз или союзное слово, которое может быть помещено только в придаточном предложении. От главного предложения задается вопрос к придаточному. Именно по характеру вопроса мы и определяем вид придаточного предложения. Установить границу придаточного и главного предложения достаточно легко: придаточная часть начинается с подчинительного союза или союзного слова (эту тему мы рассматривали в комментарии к заданию А10): Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели, выгоды и «умного результата» (Д.С. Лихачев). Как видим, это повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное предложение состоит из главного предложения и придаточного причины, которое присоединяется к главному при помощи подчинительного союза ИБО. Вид придаточного мы определили по вопросу: почему? по какой причине? Ученикам сложнее всего увидеть придаточное предложение, если оно расположено впереди главного: «Если вы с самого начала ведете спор вежливо и спокойно, без заносчивости, тем самым вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством» (Д. С. Лихачев). Придаточное УСЛОВИЯ начинает предложение, затем следует главное. Правильно определить вид придаточного предложения вам поможет приведенная ниже таблица. Помните, что при определении вида придаточных мы опираемся на вопрос, который задаем от главной части к придаточной.
Для выполнения задания В 6 используйте следующий алгоритм: 1.Найдите грамматическую основу предложения. 2.Установите границы главного предложения и придаточного. 3.Задайте вопрос от главного предложения к придаточному и по вопросу определите вид придаточного. 4.Помните, что в некоторых случаях при определении вида придаточной части можно ориентироваться на союз, при помощи которого придаточная часть присоединяется к главной: ТАК ЧТО - союз, используемый в придаточных предложениях со знанием следствия. В задании В6 часто нужно также определить вид соподчинения придаточных предложений. Существует три вида соподчинения придаточных предложений к главному: последовательное, однородное, параллельное.
При ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ подчинении первое придаточное относится к главному (придаточное первой степени), второе - к этому придаточному (придаточное второй степени) и так далее. 1) «Люди, к сожалению, мало черпают из книг «о хороших манерах» потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры» (По Д. С. Лихачеву). К главному предложению (оно первое) присоединяется первое придаточное причины, к нему, в свою очередь, - придаточное изъяснительное. 2) «Когда человек настолько уязвлен, что не в силах проявить великодушие, в эти минуты особенно нуждается в сочувствии и поддержке» (Джордж Бернард Шоу). Во втором предложении к придаточному определительному присоединяется придаточное степени. При последовательном подчинении иногда союзы оказываются рядом, о пунктуации на стыке союзов мы рассказывали в комментарии к заданию А25.
При ОДНОРОДНОМ подчинении придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению - однородными, отвечают на и тот же вопрос и относятся к одному виду: 1)«Если человек не умеет понять другого, приписывая ему только злые намерения, и если он вечно обижается на других, это человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим». (По Д.С. Лихачеву). Как видим, два придаточных условия относятся к одному главному, оба придаточных отвечают на один вопрос: ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ? Кстати, если бы необособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, то запятая перед союзом И, соединяющим два однородных придаточных, отсутствовала бы. Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятые ставятся так же, как при однородных членах. 2) «В своей книге «Письма о добром и прекрасном», предназначенной для детей, я пытался объяснить, что следование путем добра естественно для человека и что он полезен и человеку, и всему обществу в целом» (По Д. С. Лихачеву). Во втором предложении два придаточных изъяснительных являются однородными, отвечая на один и тот же вопрос, который мы задаем от одного слова в главном предложении (объяснить ЧТО?), их соединяет одиночный союз И, поэтому запятую перед ним не ставим. Так же можно прокомментировать и предложение № 3, приводимое ниже. 3)«Больше всего превосходим мы животных только одним: что говорим между собою и мы можем словами выражать свои чувства» (Цицерон). 4)«В своих письмах я не пытаюсь объяснить, что такое добро и почему добрый человек внутренне красив...» (Д.С. Лихачев). В четвертом предложении мы видим, что при однородном подчинении (два придаточных изъяснительных) могут быть использованы разные союзные слова: ЧТО и ПОЧЕМУ. 5)«Когда-то считалось неприличным показывать всем своим, что с вами произошло несчастье и у вас горе» (Д.С. Лихачев). В пятом предложении мы видим более сложный случай, когда второй союз при однородном подчинении опущен.
Сложноподчиненные предложения с ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ подчинением относятся к одному главному, но являются разными по значению: «Если стремиться к высокой цели низкими средствами, то неизбежно потерпишь крах, так что поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна» (По Д.С. Лихачеву). Главное предложение - второе, первое придаточное присоединяется к нему при помощи подчинительного союза ЕСЛИ, являясь придаточным условия (с него и начинается предложение), второе придаточное (по порядку - третье) присоединяется к главному при помощи подчинительного союза ТАК ЧТО и является придаточным следствия. Оба придаточных относятся к одному главному, но являются разными по значению, т.е. мы видим параллельное подчинение. «Тот, кто дожидается удачи, никогда не знает, будет ли он сегодня ужинать» (Франклин). Оба придаточных предложения относятся к одному главному, отвечают на разные вопросы, являются придаточными разного вида, поэтому перед нами сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением придаточных. Если при выполнении данного задания вы ищете в тексте какой-либо вид соподчинения придаточных, помните, что вас должны интересовать лишь сложноподчиненные предложения с ДВУМЯ и более придаточными. Если в сложноподчиненном предложении только одно придаточное, оно не должно быть в поле вашего внимания. Date: 2015-07-17; view: 617; Нарушение авторских прав |