Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание В6





Формулировка задания:

Среди предложений 15-23 (текста № 1) найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Надеемся, наши ответы совпали: предложение № 16: «Оказалось, что люди от природы энергичные, энтузиасты и оптимисты имеют высокую активность определенной коры головного мозга — левой префронтальной зоны, которая ассоциируется с положительными эмоциями».

Перед нами сложноподчиненное предложение, состоящее из трех частей. Главное предложение представлено только сказуемым «оказалось». Это предложение односоставное, безличное, нераспространенное. От него мы задаем вопрос ЧТО? к придаточному предложению первой степени. Вопрос ЧТО? показывает: перед нами придаточное изъяснительное. Оно двусоставное, осложнено однородными членами. От этого придаточного к следующему придаточному предложению второй степени можно задать вопрос КАКАЯ?, значит, второе придаточное предложение является определительным и присоединяется к предыдущему при помощи союзного слова КОТОРЫЙ.

Такое соподчинение придаточных, при котором мы последовательно задаем вопрос от главного предложения к первой придаточной части, а от первой придаточной части ко второй, называется последовательным.

Что требуется от учеников: знать тему «Виды сложных предложений. Виды соподчинения придаточных предложений». В этом задании необходимо не только определить вид со­подчинения придаточных (последовательное, параллельное, однородное), но и найти сложноподчиненное предложение определенного значения.

Сложноподчиненное предложение предполагает присутствие главной и придаточной и Обнаружить, какое предложение является главным, а какое придаточным, позволяет подчинительный союз или союзное слово, которое может быть помещено только в придаточном предложении. От главного предложения задается вопрос к придаточному. Именно по характеру вопроса мы и определяем вид придаточного предложения.

Установить границу придаточного и главного предложения достаточно легко: прида­точная часть начинается с подчинительного союза или союзного слова (эту тему мы рассматривали в комментарии к заданию А10): Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели, выгоды и «умного результата» (Д.С. Лихачев).

Как видим, это повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное предложение состоит из главного предложения и придаточного причины, которое присоединяется к главному при помощи подчинительного союза ИБО. Вид придаточного мы определили по вопросу: почему? по какой причине?

Ученикам сложнее всего увидеть придаточное предложение, если оно расположено впереди главного: «Если вы с самого начала ведете спор вежливо и спокойно, без заносчивости, тем самым вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством» (Д. С. Лихачев). Придаточное УСЛОВИЯ начинает предложение, затем следует главное.

Правильно определить вид придаточного предложения вам поможет приведенная ниже таблица. Помните, что при определении вида придаточных мы опираемся на вопрос, который задаем от главной части к придаточной.

№ п/п Вид придаточного предложения Вопрос Средство связи Значение придаточного предложения Пример
1. Определительное какой? какое? какая? какие? Союзные сло­ва:который, какой, чей, кто, что, где, куда, откуда, когда   Является опреде­лением по отно­шению к имени существительному или местоимению в главной части   «Не надо утомлять соседей беспрерывными шутками, остротами и анекдотами,которыеуже были кем-то рассказаны вашим слушателям» (По Д.С. Лихачеву). «Воспитанный человек – это тот,кто хочет и умеет считаться с другими (Д.С. Лихачев)  
2. Изъяснительное вопросы косвенных падежей Союзы:что, как, ли, будто, чтобы, как бы не Союзные сло­ва: что, как, кто, где, ка­кой, откуда, зачем, сколь­ко   Относится к глаго­лу в главном предложении и выра­жает добавочное разъяснение Я убежден, чтонастоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в отношениях со своим родными». (По Д.С. Лихачеву).  
3. Образа действия, степени как? каким образом? в какой степени? Союзы:чтобы, как, словно, точно, будто, как будтоСоюзные сло­ва: как, сколько   Относится к глаго­лу, наречию, при­лагательному, су­ществительному в главном и выража­ет значение образа действия, степени   «Ведите себя так, чтобыскромность и умение помолчать выдвигалось на первое место» (По Д. С. Лихачеву).  
4. Места где? куда? откуда? Союзные сло­ва: где, куда, откуда... Уточнение места Интеллигент­ность присутствует там, где проявляется уважение к другим, миру, природе» (По Д. С. Лихачеву).  
5. Времени когда? как долго? с каких пор? Союзы:когда, пока, едва, лишь, с тех пор как, до тех пор как, в то время как, прежде чем, По мере того как...   Уточнение време­ни действия   По мере того как культура человечества движется впе­ред, новые цен­ности присое­диняются к ста­рым, увеличивая их ценность для сегодняшнего дня (По Д.С. Лихачеву).  
6. Условия при каком условии? Союзы:если, ежели, если бы, коли, коль, раз, ко­гда кабы, коль скоро…   Указание на усло­вие, при котором происходит дейст­вие, названное гла­голом сказуемым «Если со зна­комыми он веж­лив, а с домаш­ними раздража­ется по каждому поводу, - он не­воспитанный человек» (Д.С. Лихачев).  
7. Причины почему? отчего? Союзы:пото­му что, оттого что, из-за того, что, благодаря тому, что, ибо, так как...   Разъяснение при­чины «...я обращаюсь главным обра­зом к мужчине, к главе семьи, потому чтоженщине дейст­вительно нужно уступать доро­гу…не только в дверях» (По Д.С. Лихачеву).
8. Цели зачем? для чего? с какой целью? Союзы:чтобы, для того что­бы, с тем что­бы, лишь бы, только бы.   Назначение дейст­вия, названного глаголом - сказуемым   «..не надо звонко класть вилку на тарел­ку, с шумом втягивать в себя суп, громко го­ворить за обе­дом или гово­рить с набитым ртом,чтобы у соседей не было опасений» (Д.С. Лихачев).
9. Сравнительное как? Союзы: как, словно, точно, будто, как будто, подоб­но, подобно тому как, что, чем, нежели…   Сравнение двух действий, состоя­ний «Уметь изви­ниться, призна­вать перед дру­гими ошибку лучше,чемюлить, врать, обманывая тем самым прежде всего самого себя» (По Д.С. Лихачеву).
10. Уступительное несмотря на что? вопреки чему? Союзы: хотя, хоть, пусть, пускай, даром что, несмотря на то что.Союзные сло­ва:что НИ, кто НИ, как НИ, где НИ, когда НИ Указание на то, вопреки чему со­вершается дейст­вие   «Несмотря на то что нас одолевают мелочные заботы и суета будничной жизни, надо уметь быть открытым и терпимым к людям». (По Д. С. Лихачеву).  
11. Следствия   Союз: так что Следствие, вывод, заключение   «Именно в юности ум человека наиболее восприимчив к усвоению знаний, так что не теряйте времени на пустяки, «отдых» (По Д.С. Лихачеву)
12. Присоединительное   Союзные сло­ва: что (в име­нительном и косвенных па­дежах:чему, чем, чего), по­чему, зачем, отчего Дополнительная информация, заме­чания, ко всему главному   «Человек приносит людям добро, облегчая их страдания при болезнях, что дарит ему возможность получать настоящую радость» (По Д.С Лихачеву). Мы уже в коридоре пошли на цыпочках, Чему сестра очень удивилась.  

Для выполнения задания В 6 используйте следующий алгоритм:


1.Найдите грамматическую основу предложения.


2.Установите границы главного предложения и придаточного.

3.Задайте вопрос от главного предложения к придаточному и по вопросу определите вид придаточного.

4.Помните, что в некоторых случаях при определении вида придаточной части можно ориентироваться на союз, при помощи которого придаточная часть присоединяется к главной: ТАК ЧТО - союз, используемый в придаточных предложениях со зна­нием следствия.

В задании В6 часто нужно также определить вид соподчинения придаточных предложений.

Существует три вида соподчинения придаточных предложений к главному: последовательное, однородное, параллельное.

 

При ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ подчинении первое придаточное относится к главному (придаточное первой степени), второе - к этому придаточному (придаточное второй степени) и так далее.

1) «Люди, к сожалению, мало черпают из книг «о хороших манерах» потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры» (По Д. С. Лихачеву). К главному предложению (оно первое) присоединяется первое придаточное причины, к нему, в свою очередь, - придаточное изъяснительное.

2) «Когда человек настолько уязвлен, что не в силах проявить великодушие, в эти минуты особенно нуждается в сочувствии и поддержке» (Джордж Бернард Шоу). Во втором предложении к придаточному определительному присоединяется придаточное степени.

При последовательном подчинении иногда союзы оказываются рядом, о пунктуации на стыке союзов мы рассказывали в комментарии к заданию А25.

 

При ОДНОРОДНОМ подчинении придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению - однородными, отвечают на и тот же вопрос и относятся к одному виду:

1)«Если человек не умеет понять другого, приписывая ему только злые намерения, и если он вечно обижается на других, это человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим». (По Д.С. Лихачеву).

Как видим, два придаточных условия относятся к одному главному, оба придаточных отвечают на один вопрос: ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ? Кстати, если бы необособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, то запятая перед союзом И, соединяющим два однородных придаточных, отсутствовала бы. Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятые ставятся так же, как при однородных членах.

2) «В своей книге «Письма о добром и прекрасном», предназначенной для детей, я пытался объяснить, что следование путем добра естественно для человека и что он полезен и человеку, и всему обществу в целом» (По Д. С. Лихачеву).

Во втором предложении два придаточных изъяснительных являются однородными, отвечая на один и тот же вопрос, который мы задаем от одного слова в главном предложении (объяснить ЧТО?), их соединяет одиночный союз И, поэтому запятую перед ним не ставим. Так же можно прокомментировать и предложение № 3, приводимое ниже.


3)«Больше всего превосходим мы животных только одним: что говорим между собою и мы можем словами выражать свои чувства» (Цицерон).

4)«В своих письмах я не пытаюсь объяснить, что такое добро и почему добрый человек внутренне красив...» (Д.С. Лихачев).

В четвертом предложении мы видим, что при однородном подчинении (два придаточных изъяснительных) могут быть использованы разные союзные слова: ЧТО и ПОЧЕМУ.

5)«Когда-то считалось неприличным показывать всем своим, что с вами произошло несчастье и у вас горе» (Д.С. Лихачев).

В пятом предложении мы видим более сложный случай, когда второй союз при однородном подчинении опущен.

 

Сложноподчиненные предложения с ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ подчинением относятся к одному главному, но являются разными по значению: «Если стремиться к высокой цели низкими средствами, то неизбежно потерпишь крах, так что поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна» (По Д.С. Лихачеву).

Главное предложение - второе, первое придаточное присоединяется к нему при помощи подчинительного союза ЕСЛИ, являясь придаточным условия (с него и начинается предложение), второе придаточное (по порядку - третье) присоединяется к главному при помощи подчинительного союза ТАК ЧТО и является придаточным следствия. Оба придаточных относятся к одному главному, но являются разными по значению, т.е. мы видим параллельное подчинение.

«Тот, кто дожидается удачи, никогда не знает, будет ли он сегодня ужинать» (Франклин).

Оба придаточных предложения относятся к одному главному, отвечают на разные вопросы, являются придаточными разного вида, поэтому перед нами сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением придаточных.

Если при выполнении данного задания вы ищете в тексте какой-либо вид соподчинения придаточных, помните, что вас должны интересовать лишь сложноподчиненные предложения с ДВУМЯ и более придаточными. Если в сложноподчиненном предложении только одно придаточное, оно не должно быть в поле вашего внимания.








Date: 2015-07-17; view: 617; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.019 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию