Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Терроризм и общественное мнение: роль средств массовой информации





Терроризм во многих случаях рассматривается как акт наси­лия, цель которого привлечь внимание и затем передать некоторое послание общественности (правительству, владельцу больших материальных или финансовых средств и т.д.). Современные СМИ, являясь основным каналом передачи и широкого распростране­ния информации, играют важную роль в расчетах террористов. Распространяя сведения о терроре и насилии с помощью СМИ на большую аудиторию, террористы обеспечивают максимальный политический, финансовый эффект, резко увеличивается вероят­ность достижения основных целей каждого конкретного террори­стического акта.

Классическим примером хорошо срежиссированной террори­стами компании, вошедшим в историю, является освещение аме­риканскими СМИ захвата в июне 1985 г. тремя террористами из группы «Хезболла» рейса 847 «Transworld Air Lines» из Рима в Каир. Террористы требовали освобождения 776 террористов, со­держащихся в израильских тюрьмах. Захваченный самолет был направлен сначала в Бейрут, затем в Алжир и снова в Бейрут. При каждом приземлении пассажиры, не являвшиеся граждана­ми США, отпускались на свободу, пока в самолете не осталось 39 американцев. В Бейруте заложники-американцы были разме­щены в разных его частях, чтобы помешать любой спасательной операции американских спецслужб. За 17 дней кризиса около 500 сообщений были переданы по трем крупнейшим американским сетям: ABC, NBS, CBS. Интенсивное освещение этого происше­ствия осуществлялось большой армией журналистов и съемочных групп (85 человек от трех телеканалов в Бейруте). Наиболее пагуб­ный эффект этого кризиса заключается в признании терроризма выгодной и эффективной тактикой. Администрация президента США Р.Рейгана под воздействием общественности, хорошо об­работанной террористами с помощью американских СМИ, заста­вила правительство Израиля выполнить требования и выпустить из тюрем 756 заключенных там террористов в обмен на 39 амери­канских заложников.

Главный результат активности террористов в этой ситуации — унизительная капитуляция американских СМИ перед точкой зре­ния и жесткой режиссурой террористов.

Еще в XIX в. террористы незамедлительно признали и стали широко использовать возможности новых технологий массовой коммуникации (резкое увеличение количества изданий и тира­жей газет, рост популярности и влиятельности журналистики, телеграф и т.п.). Сложилось взаимовыгодное «партнерство» тер­рористов и СМИ, некий симбиоз: сенсации и соответственно рост тиражей и прибыли для одних и трансляция широким массам читателей требований террористов.

Одна из целей террористов состоит в завоевании известности и привлечении внимания общественности, правительств и между­народных организаций к себе и к своим требованиям. Очевидно,

что террористическая деятельность хорошо приспособлена к име­ющимся в начале XXI в. возможностям ИТ в целом и СМИ в особенности.

Однако вопрос о воздействии СМИ на общественность в про­цессе и после террористических актов не может быть решен одно­значно, как это может показаться на первый взгляд. В США по­следние 20 лет неоднократно исследовалась реакция американ­ских телезрителей (давно занимающих одно из первых мест в мире по объему потребляемой телевизионной информации и по дове­рию к ней) на освещение СМИ действий террористов. Установле­но, что при отсутствии симпатий к террористическим группам, прибегающим к насилию, большинство американцев проявляет неизменный интерес к их действиям.

Отметим две области, где внимание, уделяемое террористам со стороны СМИ, явно негативно отражается на поведении об­щественности и правительства: первая — общественная оценка личного риска пострадать от теракта, обусловливающая нежелание путешествовать (покидать родной дом, город, страну), вторая — жесткие временные рамки, налагаемые действиями СМИ на при­нятие и реализацию решений правительственными структурами по разрешению кризиса, создаваемого террористами.

Искажение в восприятии, которое выразилось в завышенной оценке вероятности пострадать в ходе теракта, является чаще все­го непосредственным прямым следствием несоразмерного осве­щения действий террористов американскими СМИ. В 1990-х гг. более 80 % американцев отменяли поездки за рубеж, продуцированные же сенсационной подачей материалов в СМИ страхи, существен­но превосходили реальную угрозу терактов.

Большое влияние имеет «симбиоз» работы СМИ и «деятель­ность» террористов на принятие правительственных решений.

Непосредственный контакт с широкими кругами населения США и правительственными структурами в течение всего дня (те­левизоры установлены не только дома, но и в кабинетах почти каждого чиновника или политика, в том числе в Вашингтоне) является основой того, что телевидение не только формирует об­щественное мнение, но и становится «политическим двигателем». На экране телевизора можно видеть, как аналитики наперегонки пытаются определить для правительства несколько возможных ва­риантов действия в кризисной ситуации или пытаются предска­зать возможную реакцию общественности на то или иное реше­ние правительства, а также последствия этой реакции. Если в но­востях появляется информация о трагическом событии за рубе­жом, президент и его советники чувствуют необходимость сделать ответное заявление в срок до следующих вечерних новостей. Как правило поспешные решения, особенно связанные с военными операциями за рубежом, не являются достаточно адекватными

реальной обстановке, так как принимаются в условиях недостат­ка информации и давления общественности или давления из-за рубежа (например, решение Б.Клинтона об американском воен­ном вмешательстве в конфликт в Сомали 1993 г., приведшее к потере сотен солдат армии США в первые же дни «урегулирова­ния»).

Вопросы, связанные с взаимоотношениями в триаде «обще­ственность — СМИ — террористы» ждут своего разрешения. Оче­видно, что государственный контроль СМИ особенно необходим в периоды кризисных и критических ситуаций, обусловленных в том числе и террористическими действиями.







Date: 2015-07-17; view: 684; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию