Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Терроризм и общественное мнение: роль средств массовой информации
Терроризм во многих случаях рассматривается как акт насилия, цель которого привлечь внимание и затем передать некоторое послание общественности (правительству, владельцу больших материальных или финансовых средств и т.д.). Современные СМИ, являясь основным каналом передачи и широкого распространения информации, играют важную роль в расчетах террористов. Распространяя сведения о терроре и насилии с помощью СМИ на большую аудиторию, террористы обеспечивают максимальный политический, финансовый эффект, резко увеличивается вероятность достижения основных целей каждого конкретного террористического акта. Классическим примером хорошо срежиссированной террористами компании, вошедшим в историю, является освещение американскими СМИ захвата в июне 1985 г. тремя террористами из группы «Хезболла» рейса 847 «Transworld Air Lines» из Рима в Каир. Террористы требовали освобождения 776 террористов, содержащихся в израильских тюрьмах. Захваченный самолет был направлен сначала в Бейрут, затем в Алжир и снова в Бейрут. При каждом приземлении пассажиры, не являвшиеся гражданами США, отпускались на свободу, пока в самолете не осталось 39 американцев. В Бейруте заложники-американцы были размещены в разных его частях, чтобы помешать любой спасательной операции американских спецслужб. За 17 дней кризиса около 500 сообщений были переданы по трем крупнейшим американским сетям: ABC, NBS, CBS. Интенсивное освещение этого происшествия осуществлялось большой армией журналистов и съемочных групп (85 человек от трех телеканалов в Бейруте). Наиболее пагубный эффект этого кризиса заключается в признании терроризма выгодной и эффективной тактикой. Администрация президента США Р.Рейгана под воздействием общественности, хорошо обработанной террористами с помощью американских СМИ, заставила правительство Израиля выполнить требования и выпустить из тюрем 756 заключенных там террористов в обмен на 39 американских заложников. Главный результат активности террористов в этой ситуации — унизительная капитуляция американских СМИ перед точкой зрения и жесткой режиссурой террористов. Еще в XIX в. террористы незамедлительно признали и стали широко использовать возможности новых технологий массовой коммуникации (резкое увеличение количества изданий и тиражей газет, рост популярности и влиятельности журналистики, телеграф и т.п.). Сложилось взаимовыгодное «партнерство» террористов и СМИ, некий симбиоз: сенсации и соответственно рост тиражей и прибыли для одних и трансляция широким массам читателей требований террористов. Одна из целей террористов состоит в завоевании известности и привлечении внимания общественности, правительств и международных организаций к себе и к своим требованиям. Очевидно, что террористическая деятельность хорошо приспособлена к имеющимся в начале XXI в. возможностям ИТ в целом и СМИ в особенности. Однако вопрос о воздействии СМИ на общественность в процессе и после террористических актов не может быть решен однозначно, как это может показаться на первый взгляд. В США последние 20 лет неоднократно исследовалась реакция американских телезрителей (давно занимающих одно из первых мест в мире по объему потребляемой телевизионной информации и по доверию к ней) на освещение СМИ действий террористов. Установлено, что при отсутствии симпатий к террористическим группам, прибегающим к насилию, большинство американцев проявляет неизменный интерес к их действиям. Отметим две области, где внимание, уделяемое террористам со стороны СМИ, явно негативно отражается на поведении общественности и правительства: первая — общественная оценка личного риска пострадать от теракта, обусловливающая нежелание путешествовать (покидать родной дом, город, страну), вторая — жесткие временные рамки, налагаемые действиями СМИ на принятие и реализацию решений правительственными структурами по разрешению кризиса, создаваемого террористами. Искажение в восприятии, которое выразилось в завышенной оценке вероятности пострадать в ходе теракта, является чаще всего непосредственным прямым следствием несоразмерного освещения действий террористов американскими СМИ. В 1990-х гг. более 80 % американцев отменяли поездки за рубеж, продуцированные же сенсационной подачей материалов в СМИ страхи, существенно превосходили реальную угрозу терактов. Большое влияние имеет «симбиоз» работы СМИ и «деятельность» террористов на принятие правительственных решений. Непосредственный контакт с широкими кругами населения США и правительственными структурами в течение всего дня (телевизоры установлены не только дома, но и в кабинетах почти каждого чиновника или политика, в том числе в Вашингтоне) является основой того, что телевидение не только формирует общественное мнение, но и становится «политическим двигателем». На экране телевизора можно видеть, как аналитики наперегонки пытаются определить для правительства несколько возможных вариантов действия в кризисной ситуации или пытаются предсказать возможную реакцию общественности на то или иное решение правительства, а также последствия этой реакции. Если в новостях появляется информация о трагическом событии за рубежом, президент и его советники чувствуют необходимость сделать ответное заявление в срок до следующих вечерних новостей. Как правило поспешные решения, особенно связанные с военными операциями за рубежом, не являются достаточно адекватными реальной обстановке, так как принимаются в условиях недостатка информации и давления общественности или давления из-за рубежа (например, решение Б.Клинтона об американском военном вмешательстве в конфликт в Сомали 1993 г., приведшее к потере сотен солдат армии США в первые же дни «урегулирования»). Вопросы, связанные с взаимоотношениями в триаде «общественность — СМИ — террористы» ждут своего разрешения. Очевидно, что государственный контроль СМИ особенно необходим в периоды кризисных и критических ситуаций, обусловленных в том числе и террористическими действиями. Date: 2015-07-17; view: 684; Нарушение авторских прав |