Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Критические объекты инфраструктуры и угрозы воздействия на них
• психогенные и наркотические вещества; • возбудители опасных инфекций: сибирской язвы, натуральной оспы, туляремии и др.; • природные яды и токсины: стрихнин, рицин, бутулотоксин и др. Перечисленные высокотоксичные химические вещества и биологические агенты могут попасть в руки террористов разными путями: • отравляющие вещества могут быть похищены с военных складов и из арсеналов, где хранится химическое оружие, а также из организаций и предприятий, занятых разработкой и производством средств противохимической защиты; • биологические агенты — из учреждений, осуществляющих производство вакцинных препаратов от особо опасных инфекций; • высокотоксичные вещества: инсектициды, гербициды, фармацевтические препараты, полупродукты органического синтеза могут быть приобретены в сфере производства, хранения, торговли; • раздражающие химические вещества, используемые для индивидуальной защиты (газовые баллончики с хлорацетофеноном, дисульфидом углерода, капсаицином и т.д.) могут быть приобретены в торговой сети в больших количествах. В настоящее время на территории Российской Федерации насчитывается более 3600 химически опасных объектов и более 120 объектов разной ведомственной подчиненности, имеющих в своем распоряжении биологически опасные вещества (возбудители инфекционных заболеваний разных групп патогенное™) и относимые к категории биологически опасных. Около 150 городов с населением более 100 тыс. чел. в каждом расположены в зонах повышенной химической опасности. Террористическая акция на крупном химически опасном объекте, находящемся в большом городе, может привести к очагу поражения площадью до 30 км2, число пострадавших может достигать 60000, а количество погибших — до 5000. В процессе функционирования биологически опасных объектов возможны чрезвычайные ситуации разного происхождения — от преднамеренного злоумышленного вывода из строя технологического оборудования с выходом в атмосферу биологически активных (инфицирующих) материалов до землетрясений, наводнений и т. п. Характерной особенностью террористической акции на биологически опасном объекте является то, что возникшая в результате ее локальная или местная чрезвычайная ситуация может затем трансформироваться в региональную или трансграничную. Такое развитие ситуации возможно при выходе в атмосферу возбудителей контагиозных заболеваний, а также генетически модифицированных штаммов инфекционных заболеваний. Особенно тяжелое положение может сложиться, если в результате террористической акции биологическими агентами будут заражены объекты транспортных коммуникаций (аэропорты, вокзалы, станции метрополитена и др.). Неконтролируемыми пассажиропотоками инфекция в считанные часы и сутки может быть разнесена не только по территории России, но и далеко за ее рубежи. В итоге инфекционный процесс может приобрести характер глобальной пандемии с непредсказуемыми последствиями. Для ликвидации таких последствий террористических акций потребуется привлечение значительных людских ресурсов, специалистов медицинского профиля (от 6 до 20 чел. на одного пораженного), а также колоссальных материальных затрат (до 7,5 тыс. долл. США на одного пораженного). При террористических акциях на радиационно-опасном объекте возможно заражение природной среды радионуклидами на площади до 1200 км2, при этом количество пострадавших может достигать до 10 тыс. чел. В отдельных случаях эти цифры могут быть значительно выше. Проблема ядерного терроризма. С развитием ядерной энергетики в последние годы неоднократно возникали угрозы ядерного терроризма. Так, во Франции, в ходе волны промышленных протестов (декабрь 1995 г.) саботажниками была засыпана соль во второй охлаждающий контур третьего энергоблока АЭС «Блейс». Высказывались угрозы взрыва на Игналинской АЭС после вынесения судом Литвы смертельного приговора одному из лидеров преступной группировки (ноябрь 1994 г.), а также в цехе с реакторами на заводе по ремонту подводных лодок, предпринятое сотрудником предприятия по причине многомесячной задержки зарплаты. Было обнаружено размещение чеченскими экстремистами контейнера с радиоактивным |37С8 в Измайловском парке в Москве (ноябрь 1995 г.). В отличие от России проблема ядерного терроризма в странах Запада была осознана еще в 1970-х гг. К настоящему времени в этих странах сложилась эффективная, эшелонированная система защиты ядерных объектов и материалов. В России, где до начала 1990-х гг. проявления терроризма практически отсутствовали, работа в этом направлении началась сравнительно недавно. Угрозы ядерного терроризма. 1. Подрыв ядерного взрывного устройства. Ядерный взрыв — наиболее страшное проявление терроризма. В силу этого сохранность стратегических ядерных материалов и оружия является жизненно важным вопросом национальной безопасности и должна быть главным в организации защиты ядерного комплекса. Пока еще угроза применения ядерного оружия террористами гипотетична, однако полной гарантии этого в будущем нет. 2. Заражение радиоактивными материалами. Использование радиоактивных материалов (цезия-137, плутония, кобальта-60 и др.) в широкомасштабных терактах подразумевает их распыление в виде аэрозолей или растворение в водоисточниках. Однако в большинстве сценариев радиоактивное заражение останется локальным и не приведет к катастрофическим последствиям. 3. Диверсия на ядерных объектах. В большинстве случаев последствия повреждения установок исследовательских центров или предприятий топливного цикла будут носить локальный характер (в пределах промплощадки). Глобальная катастрофа возможна при диверсии на реакторе АЭС. В России повышенную опасность представляют 25 энергоблоков на восьми АЭС и пять промышленных реакторов. По мнению зарубежных специалистов не исключена возможность сельскохозяйственного терроризма. Уменьшение поставок продовольствия в результате террористической акции с использованием биологического оружия может привести к нормированию продуктов питания, недоеданию и голоду. Даже немасштабное биологическое нападение на отдельную культуру и группу домашнего скота может иметь сильное долговременное воздействие на психику людей и экономику страны. Таким образом, терроризм в начале XXI в. стал реальной угрозой для общества и государства. Апологеты этого метода восстановления «справедливости» способны в своих преступных целях использовать новейшие научно-технические достижения в качестве средств террористического воздействия, при этом возможные последствия террористических акций будут иметь характер крупномасштабных катастроф. По мнению ряда ученых и экспертов в последнее время акции национального и международного терроризма начинают создавать стратегические риски, характеризуемые существенными ущербами. При этом обнаруживается перерастание традиционного терроризма с убийством людей (взрывы, огнестрельные поражения) в технологический, когда террористические акции осуществляются с применением сложных технических объектов (авиационных лайнеров, надводных средств) и против объектов техносферы (небоскребы, государственные учреждения, отели, театры, суда, самолеты, поезда). Опыт последних лет показывает, что террористические акции, в том числе с применением опасных химических и биологических веществ, могут совершаться на крупных объектах инфраструктуры с большим скоплением людей. Например: • взрывы жилых домов, зданий культурно-зрелищного, спортивного, лечебно-профилактического назначения, промышленных предприятий; • взрывы гидротехнических сооружений, объектов транспорта (вокзалы, аэропорты, станции метрополитена) и жилищно-коммунального назначения; • применение отравляющих и радиоактивных веществ, а также биологически активных агентов в местах массового скопления населения как на открытой местности, так и в закрытых помещениях, а также с помощью почтовых отправлений. Последствия таких террористических акций характеризуются значительным количеством жертв и большими объемами аварийно-спасательных и других неотложных работ. С учетом того, что большинство особо опасных объектов находится в черте крупных городов, масштабы ущерба от террористических актов на таких объектах могут иметь значительные негативные последствия для населения и экономики всей страны. Нефтегазопроводы и линии электропередачи большой мощности, расположенные по всей территории страны, могут также стать объектами террористических посягательств, что в период холодного времени года может привести к отсутствию тепло- и электроснабжения значительной части населения и предприятий как в крупных городах, так и в мелких населенных пунктах. К сожалению, состояние антитеррористической защищенности на большинстве объектов промышленности и энергетики находится на уровне 1990-х гг. и неадекватно современным террористическим угрозам. По оценке специалистов Минпромэнерго России уровень антитеррористической защищенности примерно 80 % числа предприятий не отвечает современным требованиям безопасности. Сложившуюся в стране ситуацию обобщенно можно определить тремя основными моментами: • отсутствием единых концептуальных, научно-методических подходов и современной нормативно-правовой базы; • сложностью и многоплановостью проблемы, предопределяющей необходимость поиска обобщенных современных межотраслевых решений на основе специализированного опыта и отдельных внутриотраслевых исследований, а также ограниченно доступных зарубежных разработок; • новизной и значимостью для государства задачи перехода от отдельных оценочных показателей к созданию основ для системного регулирования, единых подходов, общих критериев и показателей для классификации и категорирования объектов по степени их потенциальной опасности, оценке достаточности контроля эффективности мер защиты. Очевидна необходимость разработки и реализации комплекса мер, направленных на исправление ситуации с недостаточным состоянием защищенности опасных объектов, в том числе срочная разработка механизма финансирования указанных работ. Один из вариантов изыскания средств для этих целей — государственная политика отнесения затрат по антитеррористической защищенности объектов на себестоимость продукции предприятий. Ранее в стране проводились работы по определению потенциальной опасности и значимости для экономики страны тех или иных объектов (предприятий промышленности, энергетики, науки и ЖКХ). С целью определения необходимых сил и средств на защиту и охрану опасных производственных объектов и в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации в 2002 г. в Минпромнауки России были разработаны: 1) «Методические рекомендации по категорированию объектов науки, промышленности, энергетики и жизнеобеспечения по степени их потенциальной опасности и диверсионно-террористической уязвимости»; 2) «Методические рекомендации по оценке достаточности мероприятий по физической защите и охране предприятий и организаций от существующих и прогнозируемых диверсионных и террористических угроз внутреннего и внешнего характера». Указанные методические рекомендации позволяют определять необходимые силы и средства для защиты объектов, выявлять недостатки в системе обеспечения их защищенности от диверсионно-террористических угроз. Они являются типовыми, носят рекомендательный характер и служат основой для разработки конкретных методик категорирования объектов и оценки достаточности мероприятий для министерств и ведомств, в ведении которых находятся опасные производственные объекты или критически важные объекты. Анализ уязвимости объектов. Категорирование промышленных объектов и объектов инфраструктуры предполагает не только определение, но и практическую реализацию дифференцированных требований по их защищенности. Поэтому следующей по значимости задачей, обеспечивающей перевод требований в конкретные организационно-технические решения по каждому объекту, является анализ уязвимости объектов, проводимый с целью оценки реально существующей защищенности объектов и выработки обоснованных требований и рекомендаций по ее усилению. Определение категории объектов осуществляется на основе пессимистической концепции, предполагающей, что нарушителю или террористу удалось реализовать наиболее неблагоприятное действие в наиболее уязвимом месте объекта в самое неблагоприятное для пресечения его действий и ликвидации последствий время. Планирование и организация антитеррористической и противодиверсионной зашиты (АТПДЗ) опасных производственных объектов и критически важных объектов инфраструктуры государства сводятся к следующим основным блокам: • анализ уязвимости защищаемых объектов; • определение спектра угроз, действующих в отношении объектов; • разработка и реализация мероприятий по физической защите объектов. Целью анализа уязвимости является выделение критических элементов и уязвимых участков объекта, воздействуя на которые потенциальный нарушитель или террорист может с максимально тяжелыми последствиями для населения, окружающей среды и экономики вывести объект из строя. Анализ уязвимости проводится для прогнозирования сценариев развития аварийных ситуаций на объектах повышенной опасности и жизнеобеспечения, вызываемых злоумышленными воздействиями. Результаты анализа уязвимости используются при планировании и реализации мер физической защиты и охраны объектов. Анализ уязвимости направлен, в первую очередь, на изучение технической специфики аварийности, вызванных теми или иными видами умышленных разрушительных воздействий на важнейшие элементы защищаемого объекта, и на исследование эффективности реагирования технологических систем контроля и блокировок на такие воздействия. С технической точки зрения проблема состоит в том, что процессы возникновения и развития аварий, вызываемых умышленными воздействиями на жизненно важные элементы потенциально опасных объектов, отличаются от аналогичных процессов, протекающих при авариях, вызванных чисто технологическими факторами. Так, в первом случае имеют место кратковременные мощные воздействия не случайным образом выбираемые участки конструкции, а во втором происходит длительное накопление результатов незначительных по мощности воздействий, суммирующихся в виде микроскопических дефектов конструктивных элементов, перерастающих в процессе эксплуатации в дефекты критических размеров, являющиеся причиной разрушения конструкций. С учетом того, что анализ уязвимости имеет, прежде всего, техническую специфику, целесообразно проводить его в три этапа: • выделение критических (жизненно важных) элементов объекта; • оценка устойчивости критических элементов объекта к наиболее вероятным видам разрушительных воздействий (к механическим воздействиям, взрыву, поджогу и др.); • отбор критических элементов, отличающихся повышенной уязвимостью в условиях умышленных разрушительных воздействий. Следует отметить разницу между критическими элементами объекта и его уязвимыми местами. Критический элемент объекта тот, выход, из строя которого однозначно приводит к прекращению функционирования объекта в целом и, в случае потенциально-опасных объектов, — к чрезвычайным ситуациям. Уязвимые места объекта — те его критические элементы, в отношении которых в силу их недостаточной устойчивости или низкого уровня защищенности могут быть успешно реализованы злоумышленные акции. Сказанное касается и систем управления безопасностью объекта, сотрудников и руководителей. Выделение критических элементов возможно по результатам влияния того или иного технологического элемента на устойчивость работы всего объекта. Речь идет об анализе технологической карты объекта, в частности об изучении предусмотренных в конструкции и технологии эксплуатации защит и блокировок от аварийных ситуаций и о выявлении таких точек, воздействие на которые гарантированно прервет процесс технологический или эксплуатации (например, транспортного средства). В дальнейшем исследуется, каковы могут быть последствия разрушительного воздействия на эти элементы с помощью доступных средств и методов. В настоящее время для оценки опасности ЧС в природной и техногенной сферах, в том числе и при совершении террористических актов на объектах промышленных и инфраструктуры, выработки и обоснования эффективности мероприятий по предотвращению или ослаблению негативных последствий чрезвычайной ситуации, широко используется понятие риска — вероятностной меры возникновения опасного техногенного или природного явления и возможного при этом социального, экологического, экономического ущербов. На величину риска в общем случае влияют следующие основные факторы: • вид, частота и сила опасных явлений, воздействующих на объекты и способных создать угрозу возникновения на них чрезвычайной ситуации; • относительное пространственно-временное распределение очагов опасных явлений и объектов воздействия их поражающих факторов; • защищенность объектов; • действующие на объекты нагрузки, вычисляемые с учетом пространственного фактора и защищенности объектов; • устойчивость объектов к действию нагрузок от опасных явлений; • уязвимость объектов в условиях воздействия опасных факторов; • последствия от разрушения объектов (ущербы, оцениваемые экономическими методами и человеческие жертвы; как следствие — социальные и политические ущербы). С учетом данных факторов чрезвычайную ситуацию на промышленных объектах и объектах инфраструктуры можно рассматривать как сложное событие, наступающее при совместной реализации ряда случайных событий (рис. 8): • возникновение опасного явления, характеризуемого интенсивностью (частотой) \я и отражающего наличие потенциальной опасности формирования поражающих факторов, способных в случае воздействия на определенный объект причинить ему ущерб или привести к его разрушению (уничтожению); • попадание определенного объекта в зону действия поражающих факторов опасного явления, характеризуемого условной вероятностью и фиксирующего наличие реальной угрозы причинения ущерба объекту или его разрушения (уничтожению); • разрушение (уничтожение) объектов в результате действия поражающих факторов опасного явления, характеризуемого условной вероятностью и зависящего от устойчивости и защищенности объектов, их способности противостоять опасным воздействиям; причинение ущерба в результате разрушения (уничтожения) объектов. Последствия разрушения объектов зависят от многих факторов: расположения очага опасного явления по отношению к рассматриваемым объектам, их защищенности и уязвимости; числа объектов, подвергшихся воздействию поражающих факторов, возможности формирования в случае разрушения объектов вторичных поражающих факторов для других объектов. Величина ущерба W имеет случайный характер и может быть представлена вероятностью события где wc — граничное значение ущерба для классификации последствий опасного явления как ЧС-го класса. В предположении независимости соответствующих случайных величин оценку интенсивности ЧС-го класса по степени тяжести на рассматриваемой территории можно получить по формуле: Таким образом, каждое из перечисленных случайных событий является независимым1 по отношению к возникновению чрезвычайной ситуации, а оценка характеризующих эти события вероятностных величин представляет структурный элемент общей процедуры оценки риска чрезвычайной ситуации. При этом последовательная совместная реализация нескольких событий, характеризуемая произведением соответствующих вероятностных величин, позволяет выделить следующие структурные категории риска ЧС: • опасность — при реализации первого события; • угроза — при совместной реализации первых двух событий; • уязвимость объекта — при совместной реализации первых трех событий; • собственно риск ЧС — характеризует совместную реализацию всех рассматриваемых событий, включая и развитие негативных последствий. Величина риска чрезвычайной ситуации в значительной степени зависит от способности1 объекта выдерживать создаваемые опасными явлениями нагрузки и противостоять действию поражающих факторов, а оценка этой способности является одним из этапов общей процедуры анализа и оценки риска ЧС. Как известно, практически все системы (технические, экологические, социально-экономические) имеют свои системы безопасности qс6 и системы защиты дс, (рис. 9). В ряде случаев эти две системы представляют единую систему защиты, включающую в качестве подсистемы систему управления безопасностью всего защищаемого комплекса. Отказ каждой из них может происходить одновременно, тогда вероятностные величины наступления этих событий необходимо сложить, а приведенная выше формула запишется так: Хс = Хаи + qnф Ч(qc 6 + qc + qs + qpo + дс) в этом случае вероятностные величины наступления этих событий станут не слагаемыми, а произведениями, и формула преобразуется к виду: Ачс = Хая+ qn(|i+qc6+qc3+qs+qpo+q4C. Отказ основной системы (комплекса) q, обычно происходит по причине отказа любой из вышеназванных систем. По-видимому, логично уязвимость системы (комплекса) связывать с появлением отказов (или пробоя) в системе защиты и управления безопасностью всего защищаемого комплекса. Вероятность полного выхода из строя системы (ее разрушения) характеризуется способностью выживать в чрезвычайных ситуациях, т. е. живучестью системы. Живучесть системы (комплекса) характеризуется важностью (значимостью), а также уязвимостью и живучестью каждого из ее элементов. Если система из 10 элементов при повреждении семи-восьми из них сохраняет свою живучесть, значит остальные три-два ее элемента имеют большую важность (значимость) и не были поражены в чрезвычайной ситуации, что и сохранило систему. Если же другая система из 10 элементов при повреждении одного-двух элементов погибла или разрушена, то эти один-два элемента имели большую значимость, чем все остальные. Однако в отличие от технических систем терпящие поражение социально-экономические системы можно сохранить на некотором уровне работоспособности при внешней помощи аналогичной или какой-то другой системы, быстро восстановить ее нормальное функционирование и жизнедеятельность. Например, если в одном регионе в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера комплексы жизнедеятельности социально-экономической системы оказались полностью разрушены, то они могут быть восстановлены при как физической, так и финансовой помощи другого региона. Анализ угроз. Традиционно угрозы (нарушители) подразделяют на внешние и внутренние. В современных условиях наибольшую угрозу объекту могут представлять внутренние нарушители, поскольку они хорошо знают производственно-технологическую специфику объекта и его наиболее уязвимые участки; кроме того, для них облегчена возможность реализации злоумышленных действий, поскольку они имеют санкционированный доступ на объект. Одной из основных причин, в связи, с которой американские специалисты обосновывали необходимость разработки, и реализации автоматизированной системы мер физической защиты на объектах ядерного комплекса, является противодействие внутреннему нарушителю. В выявлении внутренних нарушителей и предотвращении их действий очень важны организационно-режимные меры, и основная роль здесь должна принадлежать не столько охранным структурам, сколько подразделениям безопасности объектов, которые должны тесно и постоянно взаимодействовать с курирующими органами безопасности и органами внутренних дел. Что касается внешних угроз безопасности объекта, имеющих диверсионно-террористический характер, то их по содержанию воздействия можно классифицировать следующим образом: • внешнее воздействие на объект в целях его разрушения или повреждения с использованием стрелкового и артиллерийского вооружения, транспортных и других подсобных средств; • боевой вариант проникновения внешнего нарушителя с использованием сообщников на объекте или без использования таковых; • небоевой легендированный (или нелегендированный) вариант проникновения на объект с использованием или без использования сообщников на объекте. Содержание и тяжесть угроз объекту в сочетании с потенциальной опасностью и важностью объекта определяют объем, и характер защитных мер, предпринимаемых в отношении объекта его собственником (эксплуатирующей организацией) и государственными органами. Разработка и реализация защитных мер. Поскольку они требуют финансирования, возникает вопрос: из каких источников должны выделяться средства для обеспечения надлежащего уровня безопасности объекта или в компетенцию каких субъектов обеспечения безопасности промышленных предприятий, в том числе антитеррористической и противодиверсионной, входит реагирование на те или иные виды угроз? Однозначного ответа на этот вопрос нет. С одной стороны, практически во всех нормативно-правовых актах закреплено положение, что обеспечение безопасности объекта лежит на его руководстве (собственнике). Так, Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» регламентируется, что руководство объекта должно принимать меры для предотвращения проникновения на территорию объекта посторонних лиц. С другой стороны, всеми признается, что существует ряд угроз безопасности объектов, которые имеют войсковую специфику и противодействовать которым структуры физической защиты и охраны объектов не в состоянии. В качестве возможного варианта решения проблемы в отношении всего круга важных объектов экономики может быть предложен подход, заложенный в действующих Правилах физической защиты ядерно- и радиационно-опасных объектов, согласно которому в отношении этого вида потенциально-опасных объектов с уровня федерального правительства должен вводиться перечень угроз, служащий основанием для планирования и реализации необходимых защитных мер. Отметим, что данная практика принята во всех западных странах, где эксплуатируются ядерные установки. По-видимому, перечень угроз объекту должен состоять, как минимум, из двух частей: • угрозы, реагирование на которые входит в компетенцию государства, его силовых и правоохранительных органов; • угрозы, на которые должен реагировать объект силами создаваемых им подразделений безопасности и охраны. Разделение компетенции реагирования на угрозы — задача весьма сложная. Достаточно просто компетенция распределяется лишь по тем угрозам, которые находятся на краях всего спектра потенциальных угроз. Так, реагирование на нападение с воздуха с использованием тяжелых летательных аппаратов должно, очевидно, находиться в компетенции государственных силовых структур. Но не менее очевидно, что подразделения безопасности и охраны объекта должны быть в состоянии обнаружить и нейтрализовать действия одиночного нарушителя при любой тактике его действий. В отношении угроз из средней части их спектра имеются определенные рекомендации и проводятся дополнительные, детальные исследования. К промышленным объектам по ряду характеристик можно отнести объекты топливно-энергетического комплекса (ТЭК). В настоящее время нефтегазовый комплекс является наиболее важным сектором национальной экономики России. При численности населения России, составляющей около 2,5 % от общей на Земле, страна располагает 45 % потенциальных мировых запасов природного газа, 13 — нефти, 23 — угля и 14% — урана, т.е. в целом почти 30 % всего энергетического природного потенциала планеты. Россия добывает и производит более 10 % всех первичных энергоресурсов в мире. Роль ТЭК в структуре экономики страны характеризуется тем, что в течение последних пяти лет продукция комплекса составляет более четверти всей промышленной продукции страны. Доля налоговых поступлений в федеральный бюджет от деятельности ТЭК превышает 35 % всех налоговых доходов этого бюджета. Любое потенциально возможное нарушение в российском ТЭК моментально повлияет на ситуацию в национальной экономике. Вследствие этого выявление возможных угроз, выработка мер по их локализации и предотвращению имеют первостепенное значение в системе обеспечения энергетической безопасности и определении задач, на решение которых должна быть направлена деятельность служб безопасности. События последних лет свидетельствуют, что совершение диверсионно-террористических актов на объектах ТЭК стало реальностью. Примеров тому множество по всей стране, особенно в Южном федеральном округе. Террористические акты могут проходить не только в виде совершения подрыва объектов ТЭК, но и в таких формах, как кибератаки на компьютерные сети систем управления транспортной инфраструктурой, которые могут нанести значительный ущерб. Успешная кибератака на центр компьютерной системы контроля и мониторинга трубопроводных сетей, систем управления железнодорожным и, особенно, воздушным транспортом может стать причиной серьезных аварий. Анализ статистических данных свидетельствует об увеличении количества деяний террористической направленности в Российской Федерации на жизненно важных объектах инфраструктуры страны, регионов, территорий, в том числе и на объектах транспорта. За период с 1999 по 2004 г. количество терактов на транспорте увеличилось более чем в 10 раз. Беспрецедентными стали жестокость и цинизм таких действий. Увеличилось число жертв от них. Транспорт — весьма уязвимый объект для террористических акций. Имеются в виду сами транспортные средства, транспортные коммуникации, трубопроводный транспорт, нефтегазопроводы, суда с ядерными силовыми установками, гидротехнические сооружения на внутренних водных путях, помещения вокзалов, аэропортов, морских и речных портов, транспортные средства с опасными грузами. Уязвимость транспорта связана с возможностью повреждения средств сигнализации, устройств автоматики и связи, охрана которых с учетом масштабов и протяженности затруднена. Терроризм на транспорте может проявиться в самых разных формах: захватах транспортных средств, угрозах взрывов и т.д. Масштабы террористических акций весьма значительны. Только на авиационном транспорте ежегодно происходит около 20 вооруженных захватов и угонов самолетов, целью которых, как правило, является решение политических проблем, но при этом гибнут люди, наносится значительный материальный ущерб. На автомобильном и железнодорожном транспорте ситуация складывается аналогичным образом. Последний жестокий акт терроризма — серия взрывов в Лондоне 7 июля 2005 г., где было нарушено движение метро и городского наземного транспорта. Жертвами стали мирные жители (британцы и туристы из других стран): около 56 погибло, более 700 ранено, количество получивших психологические травмы и моральный ущерб не определялось. Date: 2015-07-17; view: 2379; Нарушение авторских прав |