Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендации по работе с населением в целях предупреждения террористических актов





Взрывоопасные предметы и взрывчатые вещества. Методы за­щиты от угроз терроризма и применения взрывных устройств дол­жен знать любой рядовой сотрудник объектовой охраны и соот­ветственно руководители подразделений безопасности, формиро­ваний гражданской обороны.

Необходимо знать основные принципы устройства и действия, внешние признаки, возможные последствия применения взрыв­ных устройств, последовательность действий при их обнаруже­нии, чтобы эффектно локализовать угрозу, управлять ею и мини­мизировать возможные негативные последствия.

Взрывоопасный предмет — устройство или вещество, способное при определенных условиях (наличие источника инициирования, возбуждения и т.п.) быстро выделять химическую, внутриядерную, электромагнитную, механическую и другие виды энергии.

К основным видам взрывоопасных предметов относятся: авиа­ционные бомбы (авиационные кассеты, бомбовые связки, зажи­гательные баки и др.); ракеты (ракетные боеголовки); снаряды систем залпового огня; выстрелы и снаряды полевой, самоход­ной, танковой и зенитной артиллерии; минометные выстрелы и мины; боеприпасы противотанковых ракетных комплексов и про­тивотанковых гранатометов; патроны авиационных пулеметов, пушек и стрелкового оружия; гранаты; морские боеприпасы (сна­ряды боевой и корабельной артиллерии, торпеды, морские мины и пр.); инженерные боеприпасы; взрывчатые вещества; табельные самодельные и другие устройства, содержащие взрывчатые мате­риалы; химические и специальные боеприпасы.

Все взрывоопасные предметы подразделяются на четыре сте­пени опасности.

1-я степень опасности:

• авиационные бомбы; ракеты; реактивные снаряды систем зал­пового огня; выстрелы и снаряды долевой, самоходной и зенит­ной артиллерии, минометные выстрелы и мины; боеприпасы про­тивотанковых ракетных комплексов и противотанковых гранато­метов; инженерные и другие боеприпасы без взрывателей или со взрывателями, но без следов прохождения через канал ствола, направляющую или пусковое устройство (без нарезов на ведущих поясках или наколов капсюлей-воспламенителей, со сложенным оперением);

• инженерные боеприпасы и ручные гранаты без взрывателей
или со взрывателями с предохранительными чеками;

• взрывчатые материалы без средств взрывания (инициирования).
2-я степень опасности:

• боеприпасы всех типов со следами прохождения через канал
ствола, направляющую или пусковое устройство (с нарезами на
ведущих поясках, со следами накола капсюля-воспламителя или
с раскрытым оперением); авиационные бомбы; боеприпасы, «за­висшие» (не вышедшие из канала ствола, не сошедшие с направ­ляющей и т.д.) при боевом применении;

• инженерные боеприпасы и ручные гранаты со взрывателями
без предохранительных чек;

• самодельные взрывные устройства (управляемые и неуправ­ляемые) без элементов неизвлекаемости и необезвреживаемости,
взрывные сети со вставленными в заряды средствами иницииро­вания;

• боеприпасы всех типов с магнитными, акустическими, сейсмическими и другими неконтактными взрывателями с источни­ками питания, не переведенными в боевое положение;

• боеприпасы со следами механического, химического, термического и других видов воздействия.

3-я степень опасности:

• боеприпасы и взрывные устройства всех типов, установлен­ные в неизвлекаемое или необезвреживаемое положение;

• боеприпасы всех типов с магнитными, акустическими, сей­смическими и другими неконтактными взрывателями с источни­ками питания и переведения в боевое положение;

• самодельные взрывные устройства (управляемые и неуправ­ляемые) с элементами необезвреживаемости и неизвлекаемости;

• взрывоопасные предметы, не поддающиеся диагностике.
4-я степень опасности:

• химические и специальные (в том числе на основе объемно-
детонирующих систем) боеприпасы (боеголовки) в любом состоя­нии.

Все обнаруженные взрывоопасные предметы до диагностики относят к 3-й степени опасности.

Внимание! Практически все взрывчатые вещества ядовиты, чув­ствительны к механическим воздействиям и нагреванию. Обраще­ние с ними требует предельного внимания и осторожности!

При воздействии на взрывное устройство срабатывают натяж­ные, обрывные, разгрузочные, вибрационные и прочие элемен­ты, приводящие взрыватели в действие.

Кроме того, во взрывном устройстве могут находиться еще взры­ватели, срабатывающие от изменения магнитного поля Земли, аку­стического сигнала в определенном диапазоне частот, характерно­го запаха, а также все типы взрывателей замедленного действия.

Демаскирующие признаки взрывных устройств. Основными при­знаками взрывных устройств являются: наличие взрывчатого ве­щества в конструкции взрывного устройства, антенны с радио­приемным устройством у радиоуправляемого взрывного устрой­ства, часового механизма или электронного таймера (временного взрывателя), проводной линии управления; локально расположен­ной массы металла, неоднородности вмещающей среды (наруше­ние поверхности грунта, дорожного покрытия, стены здания, на­рушение цвета растительности или снежного покрова и т.д.), теп­ловой контраст между местом установки и окружающим фоном, характерная форма взрывчатого вещества. Часто объектом подры­ва является личный или служебный автомобиль.

Основные места для минирования в машине: сиденье водителя, днище под передними сиденьями, бензобак, под капотом. Мина большой мощности может устанавливаться неподалеку от авто­мобиля или в соседней машине. Но в этом случае требуется ее радио- или электроподрыв.

Настораживающие признаки: появление какой-либо новой де­тали; остатки упаковочных материалов, изоляционной ленты, обрезков проводов рядом с автомобилем или внутри него, натя­нутые леска, проволока, провод, шнур, веревка; чужая сумка, коробка, чемодан, пакет, сверток внутри салона или в багажни­ке; появившиеся уже после парковки машины пакеты из-под со­ков, молока, консервные банки, свертки, коробки недалеко от автомобиля.

Для покушения может использоваться и почтовый канал. Взрыв­ные устройства, которые закладывают в конверты, бандероли и посылки, могут быть как мгновенного, так и замедленного дей­ствия. Взрыватели мгновенного действия вызывают срабатывание взрывного устройства при нажатии, ударе, прокалывании, сня­тии нагрузки, разрушении элементов конструкции, просвечива­нии ярким светом и т.д. Например, взрывные устройства в банде­ролях срабатывают либо при открывании, либо при попытке из­влечь книгу или коробку из упаковки. Взрывные устройства в по­сылках обычно срабатывают при вскрытии крышки посылочного ящика.

Взрыватели замедленного действия по истечении заранее уста­новленного срока (от нескольких часов до нескольких суток) либо вызывают взрыв, либо приводят взрывное устройство в боевое положение, после чего срабатывание взрывного устройства проис­ходит мгновенно в случае внешнего воздействия на него.

Однако письма, бандероли и посылки со «взрывной» начин­кой можно отличить по ряду признаков от обычных почтовых от­правлений. К основным из них относят следующие: толщина письма от 3 мм и более, при этом в нем есть отдельные утолщения; сме­щение центра тяжести письма (пакета) к одной из его сторон;

наличие в конверте перемещающихся предметов или порошкооб­разных материалов; наличие во вложении металлических либо пластмассовых предметов; наличие на конверте масляных пятен, проколов, металлических кнопок, полосок и т.д.; необычный за­пах (миндаля, марципана, жженой пластмассы и др.); «тикание» в бандеролях и посылках; шорох пересыпающегося порошка в конвертах и пакетах, в посылочных ящиках при их переворачи­вании.

Вспомогательные признаки: особо тщательная заделка пись­ма, бандероли, посылки, в том числе липкой лентой, бумажны­ми полосами и т.д.; наличие надписей типа «лично в руки», «вскрыть только лично», «вручить лично», «секретно», «только директору (владельцу, председателю)» и т.д.; отсутствие обратно­го адреса или фамилии отправителя, неразборчивое их написа­ние, явно вымышленный адрес; самодельная нестандартная упа­ковка.

Средства обнаружения взрывных устройств. Взрывное устрой­ство содержит, как правило, от нескольких десятков граммов до нескольких килограммов взрывного вещества (ВВ). Поэтому его в принципе можно обнаружить регистрацией газообразных испаре­ний химическим, спектрометрическим и другими способами.

К специальным средствам, реагирующим на присутствие ВВ, относятся газоанализаторы — семейство приборов, сходных по своему устройству и принципу действия с войсковым прибором химической разведки (ВПХР), который применяется для обна­ружения отравляющих веществ. Газоанализаторы позволяют в за­висимости от вида применяемых ВВ достаточно успешно выяв­лять их на местности, в помещениях, в скрытых объемах по сле­дам паров этих ВВ в воздухе. Имеются стационарные модели с автономным пробоотборником и портативные автономные мо­дели.

На современном рынке представлены отечественные портатив­ные газоанализаторы взрывчатых веществ М-01, М-02.

Из последних достижений в области непосредственного обна­ружения ВВ можно отметить нейтронные дефектоскопы — прин­цип их работы основан на том, что ВВ выявляется как объект с повышенным содержанием атомов водорода. Нейтроны от слабо­го источника дефектоскопа, попадая на ВВ, рассеиваются на ато­мах водорода и фиксируются приемным устройством. К подобным устройствам относится нейтронный дефектоскоп отечественного производства «Исток-Н» в портативном варианте.

Однако лучший детектор ВВ в настоящее время — собачий нос. Специально обученные собаки миннорозыскной службы способ­ны избирательно обнаруживать весьма малые количества ВВ в фун­те, багаже пассажиров, кейсе, автомобиле и т.д. К сожалению, эффективность поиска зависит от психофизиологического состояния собаки. Собак следует постоянно тренировать. Пропуски в работе или тренировке более 1 — 2 мес. недопустимы.

Общие положения по работе с населением. В целях предупрежде­ния проведения террористических актов изучите реальное состоя­ние среды вашего систематического обитания, для чего потребуйте от ответственных лиц организовать обход с жильцами (работника­ми) дома вашего проживания (работы).

Знание реального проектного состояния объектов вашего сис­тематического обитания необходимо для предотвращения возмож­ности проведения теракта.

Изучите, какие помещения, узлы, агрегаты установлены (по­строены) в здании или вблизи его и по всему периметру, кем они обслуживаются (заняты), кто несет ответственность за их эксплуа­тацию и содержание.

Узнайте телефонные номера съемщиков и владельцев помеще­ний и оборудования, вышестоящих организаций. Внимательно изучите подъезд и этаж обитания. Изберите старшего по дому, подъезду, этажу.

Изучите места возможного заложения взрывных устройств, складирования взрывоопасных веществ или создания взрывоопас­ных воздушных или сыпучих смесей. Знайте в лицо работников коммунальной службы, обслуживающей ваш дом.

Не оставляйте без внимания появление у дома и проявляющих к нему интерес посторонних лиц, их стремление обследовать, рас­спросить об укромных местах (подходящих для заложения взрыв­чатых веществ).

Особое внимание следует обратить на постановку на стоянку возле дома незнакомых, безнадзорных автомобилей, загруженных или закрытых контейнеров и других подозрительных предметов.

При угрозе проведения теракта:

• при возможности отправьтесь с детьми и престарелыми на
несколько дней на дачу, в деревню, к родственникам или друзьям;

• обезопасьте свое жилище, уберите пожароопасные предме­ты — старые запасы красок, растворителей, лаков, бензина и т.п.;

• уберите с окон горшки с цветами (поставьте их на пол);

• уберите все предметы, стоящие на шкафах, сервантах, полках;

• проверьте, плотно ли у вас закреплены полки и навесные
картины (предметы);

• задерните шторы на окнах — это защитит вас от поврежде­ний осколками стекла;

• сложите в сумку необходимые вам документы, не громоздкие носильные вещи, деньги, ценности на случай экстренной эвакуации;

• отложите посещение общественных мест. Окажите психологическую поддержку старым, больным, детям.

Внимание! Держите включенной локальную (квартирную) си­стему оповещения и взаимной информации.

Если вы обнаружили взрывоопасный предмет:

• не подходите близко к нему;

• немедленно сообщите о находке в милицию;

• не позволяйте случайным людям прикасаться к подозритель­ному предмету, пытаться его обезвредить, проверить.

Меры защиты при проведении террористических актов.

1. Постарайтесь успокоиться и уточнить обстановку.

2. В разрушенном или поврежденном помещении из-за опасности взрыва скопившихся газов нельзя пользоваться скрытым пла­менем (спичками, зажигалкой, свечами, факелами и т.д.).

3. Продвигайтесь осторожно, не трогайте поврежденные конст­рукции или оголившиеся провода.

4. При задымлении защитите органы дыхания смоченным плат­
ком (лоскутом ткани, полотенцем).

5. Включите локальную (квартирную) систему оповещения и
проверьте возможность взаимного общения (теле-, радио-, теле­фонной связью, голосом).

6. В случае срочной эвакуации возьмите личные документы, не
громоздкие и самые необходимые носильные вещи, деньги, цен­ности. Изолируйте квартиру (закройте все окна и двери). Опове­стите соседей об эвакуации. Помогите престарелым и инвалидам
покинуть помещение. Возьмите на учет лиц, оставшихся в поме­щении. Сообщите о случившемся по телефону в соответствующую
службу по месту жительства. Входную дверь плотно прикройте, не
закрывая на замок.

7. При невозможности эвакуации из помещения необходимо
принять меры, чтобы о вас знали, выйти на балкон или открыть
окно и взывать о помощи.

8. С выходом из дома отойдите на безопасное расстояние от
него и не предпринимайте самостоятельных решений об отъезде
с места происшествия.

9. Если вас завалило обломками, постарайтесь не падать духом,
наберитесь терпения, старайтесь дышать глубоко, ровно, не торопясь. Голосом и стуком привлекайте внимание людей. Если вы находитесь глубоко от поверхности земли, перемещайте влево- вправо любой металлический предмет (кольцо, ключи и т.п.) для обнаружения вас металлодетектором. Если пространство около вас относительно свободно, не зажигайте спички, свечи, берегите кислород. Продвигайтесь осторожно, стараясь не вызвать нового обвала, ориентируйтесь по движению воздуха, поступающего сна­ружи. Если у вас есть возможность, с помощью подручных пред­метов (доски, кирпича и т.д.) укрепите обвисающие балки, по­толок от обрушения и дожидайтесь помощи. При сильной жажде положите в рот небольшой лоскут ткани (гладкий камушек) и сосите его, дыша носом. При появлении признаков присутствия вблизи людей — стуком и голосом сигнализируйте о себе.

10. Действуйте в строгом соответствии с указаниями должност­ных лиц.

Обучение населения является одним из важнейших мероприя­тий в системе противодействия терроризму.

Программа подготовки населения г, Москвы

к действиям по предупреждению проведения, при угрозе

проведения и проведении террористических актов

(утверждена ГУГОЧС г. Москвы)

I. Организационные указания

Программа является обязательной для организации периоди­ческого ежегодного проведения обучения и тренировок всех кате­горий населения города по указанной тематике и методике. Вве­сти ее в качестве дополнения во все программы подготовки насе­ления к защите от чрезвычайных ситуаций природного и техно­генного характера, в том числе для подготовки учащихся по дис­циплинам «Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)», «Безопасность жизнедеятельности (БЖ, БЖД)». До конца 1999 г. организовать подготовку в городе инструкторов-учителей для обу­чения малочисленных групп населения по месту жительства и ра­боты (подъезд, этаж, малоквартирные дома, небольшие подраз­деления предприятий, организаций, учреждений). В короткие сроки в дополнение к системе учебно-методических центров г. Москвы и административных округов создать при управах районов, ди­рекциях единого заказчика, жилищно-эксплуатационных органах, учебных заведениях и объектах народного хозяйства консультацион­ные пункты.

Организовать выпуск управами городских районов и префекту­рами административных округов для каждой квартиры кратких памяток (буклетов) с информацией о действиях при угрозе и при проведении терактов.

В подъездах и на этажах домов иметь малогабаритные, по еди­ному образцу, доски документации по вопросам программы.

В каждом доме, подъезде и этаже иметь избранных жильцами (работниками) ответственных, прошедших инструктаж и обуче­ние. Постановлениями (распоряжениями) префектур, управ райо­нов, администрации предприятий разработать положение для них, установить права, обязанности, систему поощрений/Широко про­водить разъяснительную работу среди населения с использовани­ем СМИ г. Москвы. Руководителям отдельных СМИ согласовать эту деятельность с Комиссией по чрезвычайным ситуациям пра­вительства г. Москвы.

 

//. Темы программы и их содержание

Тема 1. Изучение реального состояния среды систематическо­го обитания (по месту жительства и работы).

Практическое занятие с каждым жителем — 1 ч.

Группа обучаемых — от одного до десяти человек.

Содержание занятия:

практический обход с обучаемыми всего дома проживания или работы по его внешнему периметру, показ помещений по пери­метру, уточнение кем они заняты, кто несет ответственность за их содержании; телефонные номера вышестоящей организации съемщиков помещений; подробное изучение подъезда и 1-го эта­жа дома. Списки и количество жильцов на этаже, наличие доски для объявлений и документации; обзор мест возможного зало­жения взрывных устройств (складирования взрывоопасных ве­ществ или создания взрывоопасных смесей); порядок взаимной информации среди жильцов (работников) подъездов (этажей) при получении сигналов об угрозах о возможных чрезвычайных ситуациях.

Тема 2. Характерные признаки проведения террористами раз­ведки (осмотра) и подготовки к заложению или размещению вблизи дома взрывных устройств, складированию взрывоопасных веществ, проведения диверсий на газоэнергетических сетях, взрыво-, хими­чески-, пожароопасных объектах.

Практическое занятие — 1 ч с привлечением каждого жильца (работника).

Группа обучаемых — от одного до десяти человек.

Содержание занятия: характерное, вызывающее подозрение, поведение посторонних или временно проживающих (аренду­ющих помещения) людей у дома. Их стремление обследовать места, подходящие для заложения (складирования) зарядов или взрывоопасных веществ, газотрубопроводов в подвальных поме­щениях; установка на стоянку возле дома незнакомых загружен­ных и безнадзорных автомобилей или разгрузка и оставление без охраны контейнеров; проявление несвойственного для посторон­них интереса к принадлежности, состоянию охраны элементов здания и пр.

Тема 3. Действия при получении информации о наличии при­знаков возможных намерений по подготовке терактов, диверсий.

Практическое занятие — 1 ч с привлечением каждого жильца (работника).

Группа обучаемых — от трех до десяти человек.

Содержание занятий: обучаемым выдается на руки условный список телефонных абонентов из числа участников данного заня­тия (учения), которых необходимо проинформировать об угрозе проведения теракта или иной чрезвычайной ситуации; от участников занятия (учения) требуется добиться адекватной реакции на полученную учебную информацию; обучаемым разъясняются признаки взрывоопасных предметов, возможные способы их об­наружения, а также действия при подозрениях на наличие взрыво­опасных предметов.

Тема 4. Поведение и действия людей при угрозе террористи­ческих актов и возможных диверсий.

Практическое занятие — 1 ч с семьей, группой малозаселен­ного этажа.

Содержание занятия: вручение каждому памятки (буклета) по действиям при получении информации об угрозе проведения тер­акта в доме проживания (работы) или вблизи его; уточнение со­держания памятки о последовательности действий по предотв­ращению акции, своевременной эвакуации, готовности к эвакуа­ции; разъясняются порядок оставления жилища и действия по указанию развернутых вблизи дома органов управления, действия при обнаружении взрывоопасных предметов.

Тема 5. Поведение (действия) людей при совершении терро­ристических актов.

Практическое занятие — 1 ч с семьей, группой малозаселен­ного этажа.

Содержание занятия: вручение памятки (буклета) по действи­ям не получивших поражений, легко пораженных и с поражени­ями средней тяжести; проверяется готовность обучаемых к прак­тическим действиям, расписанным в памятке; разъясняется, как будут проводиться поисково-спасательные работы, размещение и обустройство пострадавших, и оказание им помощи; излагается второй раздел памятки (буклета) о поведении людей в случае, если их завалило обломками стен, но они способны действовать в ожидании спасения.

Типовая инструкция для инструкторов-учителей

по организации обучения населения защите

от террористических актов

Инструктор-учитель (руководитель занятия) по вопросам за­щиты населения при угрозе и проведении экстремистами терро­ристических актов (далее — инструктор) назначается старшим по жилому дому (руководителем образовательного учреждения). Для проведения занятий за ним закрепляются малочисленные группы жильцов (работников) подъезда, этажа, малоквартирного дома, структурного подразделения образовательного учреждения, орга­низации, учреждения.

В своей деятельности он руководствуется «Программой под­готовки населения г. Москвы к действиям по предупреждению

при угрозе и проведении террористических актов», настоящей Инструкцией и указаниями руководителей, назначивших его в качестве инструктора. Инструктор проходит предварительную подготовку (обучение) в одном из консультационных пунктов, определенных для него указаниями главы управы городского района.

По окончании учебы инструктору выдается удостоверение уста­новленного образца, которое определяет его право на организа­цию и проведение занятий. Инструктор отвечает за своевремен­ную и качественную подготовку закрепленных за ним Граждан (жильцов, работников), отчитывается о проводимых занятиях и тренировках перед старшим по дому (руководителем образователь­ного учреждения).

Материалы и пособия для подготовки и проведения занятия инструктор получает в отделе по делам ГО и ЧС управы городско­го района.

В своей деятельности он тесно взаимодействует с органами местного самоуправления, занимающимися защитой населения от угрозы и проведения террористических актов.

Система консультационных пунктов с указанием адреса, воз­можностей, регламента их функционирования для подготовки инструкторов и старших по дому определяется главой управы го­родского района. Им же устанавливаются права, обязанности, способы и средства поощрения деятельности общественных орга­нов подготовки объектов (домов), жильцов (работников) и насе­ления к защите от террористических актов.

Date: 2015-07-17; view: 758; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию