Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Партнерство государственных органов и НПО, опыт и формат взаимодействия
Эффективное партнерство неправительственного сектора и государства есть залог успешного развития страны. На сегодняшний день в Казахстане наблюдается тенденция углубления партнерских отношений между властью и НПО. Общественные советы играют роль «нейтральной территории» для носителей различных групп интересов и гражданских инициатив и создают благоприятные условия для сотрудничества в таких сферах, как проблемы экологии, прозрачность бюджетных доходов/расходов, трудовые и социальные конфликты и других. Свидетельством того, что общественные советы как форма сотрудничества состоялась и приемлема для всех секторов общества, являются многочисленные уже существующие примеры. На сегодняшний день почти при каждом центральном государственном органе и региональных акиматах созданы различного рода общественные советы по взаимодействию, в которых принимают участие представители неправительственных организаций. К взаимодействию на уровне центральных государственных органов можно отнести инициативу Министерства здравоохранения Республики Казахстан, которое после III Гражданского форума, восприняв критику, озвученную на нем, подписало меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве с НПО, работающими в сфере здравоохранения в лице Президента Ассоциации врачей и провизоров Казахстана, Президента «Гражданского альянса Казахстана», Председателя Национальной экономической палаты Казахстана «Союз «Атамекен». Реальным подтверждением этого намерения явился приказ министра здравоохранения от 7 марта 2008 года № 126 о создании Совета по взаимодействию с неправительственными организациями. Впервые в истории правоохранительной системы республики создан Общественный совет по контролю за деятельностью полиции при министре внутренних дел. Эта инициатива является свидетельством готовности МВД к диалогу с обществом в вопросах совершенствования работы полиции и прозрачности органов внутренних дел. Главной задачей этого общественного института является достижение совместными усилиями неукоснительного соблюдения прав и свобод граждан, в том числе в местах предварительного заключения. Приоритетным направлением обозначено совершенствование предпринятых мер и построение новой модели взаимоотношений с общественностью. В частности, усиление работы со СМИ и НПО, создание собственных общественных объединений, повышение профессионального уровня ньюс-мейкеров, увеличение и расширение собственных медиа-ресурсов.При Общественном совете по контролю за деятельностью полиции, в апреле т.г. создана Комиссия по мониторингу специальных учреждений полиции. Общественные мониторы из правозащитных организаций провели внезапные посещения изоляторов временного содержания, а также ряда полицейских участков ДВД г. Алматы. По результатам мониторинга принимаются меры по улучшению условий содержания временно задержанных граждан, соблюдению их конституционных прав. Результаты пилотного проекта по мониторингу спецучреждений и полицейских участков МВД рассмотрены в ходе проведения 6 заседаний Общественного совета при министре внутренних дел в октябре 2009 года. В целях привлечения представителейНПО к разработке нормативных правовых актов, в том числе и социальных программ, приказом министра индустрии и торговли Республики Казахстан от 10 июня 2008 года № 356 создан Экспертный совет по вопросам частного предпринимательства, а также в соответствии с п. 5 статьи 26 Закона Республики Казахстан «О частном предпринимательстве», приказом министра индустрии и торговли Республики Казахстан от 29 июня 2007 года № 172 создан Координационный совет по вопросам частного предпринимательства, в состав которого вошли представители НПО, заместители руководителей центральных государственных и местных исполнительных органов. В марте 2008 года Агентство РК по информатизации и связи подписало с несколькими НПО меморандум о сотрудничестве в сфере реализации Программы снижения информационного неравенства. В состав участников соглашения помимо АИС РК вошли Ассоциация IT-компаний, «Международная академия информатизации», «Гражданский альянс Казахстана», а также корпоративный фонд «Информационная инициатива». Важно отметить, что АИС РК стал рассматривать НПО как партнеров, ощущать востребованность в их опыте и возможностях. Агентство по информатизации и связи стало одним из первых государственных органов, который реализовал на практике Послание Президента страны Нурсултана Назарбаева в части повышения результативности государственного управления, прозрачности и подотчетности обществу. Подобное взаимодействие и подписание меморандума с НПО стало реакцией АИС на проведенный общественный мониторинг программы снижения информационного неравенства фондом «Правовая инициатива» при поддержке фонда «Сорос-Казахстан». Совместная работа в рамках подписанного меморандума позволила в 2008 году провести общественный мониторинг программы СИН уже при поддержке АИС. К интересным и принципиально новым подходам можно отнести пример взаимодействия коалиции НПО и Министерства энергетики и минеральных ресурсов, уполномоченного органа по реализации инициативы прозрачности в добывающих областях промышленности (далее EITI). В июне 2005 года Правительство Казахстана объявило о присоединении к инициативе прозрачности в добывающих областях промышленности EITI, тем самым заявив о своей поддержке стандартов, описанных в принципах и критериях EITI. Инициатива прозрачности в добывающей промышленности (EITI) была предложена в качестве модели, обеспечивающей подотчетность государства перед своими гражданами за распоряжение доходами от добывающей промышленности. В рамках реализации EITI был подписан Меморандум о взаимопонимании между сторонами и создан Национальный совет заинтересованных сторон, куда вошли представители Правительства, добывающих компаний, НПО и Парламента РК. Все решения в Национальном совете принимаются на основе консенсуса, участие всех сторон, в том числе НПО, является обязательным, что способствовало эффективной реализации EITI на принципах прозрачности и открытости. В тоже время деятельность и этой диалоговой площадки претерпевает свои трудности, как практическое отстранение от участия представителей Парламента РК, а также зависимость участия членов совета со стороны НПО в работе Национального совета от поддержки фондов и других доноров. На данный момент реализацию EITI в стране поддерживают Всемирный банк и фонд «Сорос-Казахстан». Необходимо также акцентировать внимание на том, что наряду с позитивными тенденциями присутствует ряд проблем, требующих своего разрешения. Важно отметить произошедшую за последние 2 года активизацию государственных органов по созданию общественных советов и привлечению лидеров НПО к работе данных советов. Советы создаются не только при государственных органах социального блока, но и в правоохранительных. Общественные наблюдательные комиссии по мониторингу соблюдения прав заключенных являются одной из немногих законодательно обеспеченных форм взаимодействия НПО и власти. Деятельность общественных наблюдательных комиссий регулируется уголовно-исполнительным кодексом РК. Создание и законодательная поддержка общественных наблюдательных комиссий является еще одним подтверждением приверженности государственной политики в области прав человека. Но в то же время и это направление испытывает на себе определенные трудности. Идея создания общественных наблюдательных комиссий в свое время была инициирована правозащитными НПО Казахстана и получила поддержку в виде грантов у различных международных организаций как Международная тюремная реформа и др. Законодательная поддержка деятельности Общественных наблюдательных комиссий способствовала их созданию в каждом регионе страны, но в тоже время для их эффективной деятельности не хватает финансовой поддержки. Следующим шагом, на наш взгляд, является государственная поддержка деятельности Общественных наблюдательных комиссий в виде размещения государственного социального заказа в Министерстве юстиции. В 2009 году создание общественных советов инициировали такие правоохранительные органы как Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью РК и Генеральная прокуратура РК. Создание общественных советов с привлечением лидеров НПО в правоохранительных органах говорит о наметившейся тенденции большей открытости и прозрачности этих органов и признанием роли НПО как эффективного партнера в борьбе с коррупцией. Согласно пункту 132-1 Регламента Мажилиса Парламента Республики Казахстан, создана Общественная палата, которая выполняет роль консультативно-совещательного органа при Мажилисе Парламента Республики Казахстан. С ноября 2007 года по июнь 2009 года Советом проведено 6 заседаний и 12 заседаний Общественной палаты, шесть из которых были выездными в регионы, одно из которых проведено совместно с Комитетом Мажилиса Парламента Республики Казахстан по социально-культурному развитию. Вместе с тем необходимо сделать акцент и на том, что многие советы при министерствах существуют формально и не всегда эффективны. К основным причинам такого положения можно отнести недостаточность правовой базы для деятельности общественных советов и отсутствие механизмов реализации решений, принятых на них. Существуют и другие факторы, которые можно отнести к субъективным, но всегда имеющим место и играющим немаловажную роль, а именно: нежелание, зачастую боязнь местных органов власти вовлекать участников гражданского общества в решение социальных проблем, делиться полномочиями, брать дополнительные обязанности, недостаточность потенциала (административного, кадрового, финансового и др.), а также синдром, характерный для локального уровня ждать "директив из Центра". Создание Сетей, Коалиций подразумевает объединение двух и более организаций для продвижения одной общей идеи или достижения одной общей цели. Можно назвать несколько типов коалиций работающих в нашей стране, это свободные коалиции как Национальная бюджетная сеть Казахстана, имеющих общую цель продвижения идеи открытости бюджета и бюджетного процесса. Является свободной коалицией, так как не имеет руководящих органов, ни положения, ни специального штата и направляет усилия своих организаций на достижении общей цели по взаимному соглашению ее членов. Типом более формализованных коалиций являются Экологический форум Казахстана и коалиция «Нефтяные доходы под контроль общества», где имеются руководящие органы, положение. Организации-члены этих коалиций, подчиняются общему решению коалиции, принимаемому общим голосованием. Date: 2015-07-17; view: 439; Нарушение авторских прав |