Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и уровни конкурентоспособности потенциала предприятия





Теория конкуренции не является новой в научной экономической мысли. Ее основателем является Адам Смит, который еще в 1776 г. сформулировал понятие конкуренции как определенного вида соперничество, влияющее на изменение цен; ее главный принцип «невидимой руки»; разработал механизм конкуренции; определил основные условия эффективной конкуренции.

Определенный вклад в развитие теории конкуренции осуществили такие ученые как М. Портер, К.Р. Макконелла, С.Л. Брю, А.П. Градов, Г.Л. Азоев, Р.А. Фатхутдинов, Д.Ю. Юданов, Поддубный И.А., Пушкарь А.И.

Понятие конкуренции, предложенное этими авторами, охватывает разные ее аспекты. Наиболее общим определение является следующее: «конкуренция – состязательность, соперничество, напряженная борьба юридических или физических лиц на рынке за покупателя, за свое выживание в условиях действия закона «вымывания» некачественных товаров и услуг».

Интенсивность конкуренции определяет условия функционирования предприятия на рынке. Эффективность функционирования предприятия на этом же рынке определяется уровнем его конкурентоспособности.

В общем виде конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности в сравнении с аналогичными объектами, действующими на данном рынке.

В зависимости от географических координат бизнеса субъекта рынка различают следующие уровни конкурентоспособности:

- международный (глобальный уровень);

- национальный уровень;

- региональный уровень;

- корпоративный уровень.

Конкурентоспособность – это многоликая экономическая категория, которая может рассматриваться на таких уровнях (рисунок 1):

- I уровень – конкурентоспособность продукции;

- II уровень – конкурентоспособность предприятия;

- III уровень – конкурентоспособность региона (отрасли);

- IV уровень – конкурентоспособность страны.

-

К определению конкурентоспособности потенциала существует несколько подходов:

- динамический;

- комплексный;

- системный.

Динамический подход: «Конкурентоспособность потенциала предприятия - свойство производственно-экономической системы изменять траекторию движения или намеченный режим функционирования в процессе адаптации к воздействию внешней среды с целью сохранения, развития уже имеющихся или создания новых конкурентных преимуществ. То есть конкурентоспособность характеризует способность предприятия выживать путем адаптации к множеству кризисообразующих факторов».

Комплексный подход: «Конкурентоспособность потенциала предприятиякомплексная сравнительная характеристика потенциала, отражающая степень преимущества совокупности индикаторов качества использования ресурсов и организации взаимосвязей между ними, определяющих эффективность потенциала в определенный промежуток времени по сравнению с индикаторами предприятий-аналогов».

Системный подход: «Конкурентоспособность потенциала предприятия – сравнительное преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны или за ее пределами, обусловленное состоянием его внутреннего потенциала, т.е. совокупностью ресурсов, компетенций, бизнес-процессов, и определяющее эффективность проявления внешнего потенциала (деловые связи, имидж)».

В современной экономической литературе различают четыре основных уровня конкурентоспособности потенциала предприятия:

1 уровень. Характерна внутренне нейтральная организация управления. Руководитель беспокоится только о реализации производственного потенциала, ориентированного на загрузку производственных мощностей, не смотря на проблемы конкурентоспособности и удовлетворение потребностей потребителей. Считаются лишними замена конструкции или повышение технического уровня продукции, усовершенствование структуры и функций организации по вопросам сбыта и службы маркетинга, поскольку не учитываются изменения рыночной ситуации и спрос потребителей.

2 уровень. Предприятия с потенциалом второго уровня конкурентоспособности хотят сделать свои производственные системы «внешне нейтральными». Это означает, что использование имеющегося потенциала предприятия обеспечивает выпуск продукции, полностью отвечающий стандартам, установленным основными конкурентами. Руководство такого предприятия не уделяет внимания потенциальным возможностям бизнеса, которые бы обеспечили определенные конкурентные преимущества.

3 уровень. Если руководители предприятия знают, что потенциал предприятия имеет иные сравнительные конкурентные преимущества, чем их соперники и пытаются не придерживаться общих стандартов производства, установленных в отрасли, то потенциал предприятия эволюционирует к третьему уровню конкурентоспособности. Система управления на этих предприятиях начинает активно влиять на производственные системы, способствуя их развитию и усовершенствованию.

4 уровень. Потенциал предприятия существенно опережает потенциал конкурентов при условии, что успех в конкурентной борьбе становится не столько функцией производства, сколько функцией управления и зависит от качества, эффективности управления, организации производства. Для большинства предприятий-конкурентов набор ресурсов, использующихся в производственном процессе, достаточно одинаковый, но эффективность их соединения в действующей хозяйственной системе разная и зависит как раз от качества управления, квалификации менеджеров, организационной структуры.

Эффект синергии - суммирующий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующееся тем, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента в виде их простой суммы. Когда в компании создаются сильные команды, построенные с учетом целей и задачей поставленных перед ними, то командный результат в конечном счете является результатом синергии.

Сейчас в условиях развития рыночных отношений потенциал большинства отечественных предприятий можно причислить к первому и второму уровню конкурентоспособности (3-й уровень – Fozzy Group, «Приват», АВЭК – холдинг). Но необходимо отметить прогрессивные изменения в деятельности отдельных предприятий, которые пытаются перейти на третий и даже четвертый уровень конкурентоспособности. В основном это предприятия с иностранными инвестициями (пищевая промышленность - ЧАО «Вимм Билль Данн, «Свиточ», связь, теле и радиокоммуникации – «Киевстар», телевизионные каналы), Но не все компании после продажи перешли на 3-й или 4-й уровень - 14 предприятий металлургического комплекса, входящие в группу Metinvest B.V. работают на износ.

 

Date: 2015-07-17; view: 2021; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию