![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Четверг, 22 декабря
Страхую Сашу, пока он идет "свободным" лазаньем по сохранившимся перилам к 4-му этажу. В уцелевших домах наиболее разрушены 3-е и 4-е этажи будто дома качались, изгибаясь на этом уровне. И вспоминаю неуправляемую толпу на завале, под который ушел на разведку Юра Бессергенев. Тут не только местные здесь же любопытные из других бригад. - Отходи! Отходи! Под завалом человек! Передние отпрянут, наседают задние. Хорошо, что все обошлось. Вот где нужен порядок, специально обученные отряды. Чехи те сразу отошли сами и организованно очистили завал от толпы. Юра вышел с другой стороны завала: внизу только ноги двоих погибших под плитой, живых нет. * * *
Слухи о повторных толчках подтвердились, но мы, к счастью, их почти не почувствовали. Проломы стен из квартир наружу и уцелевшие балконы-лоджии.
Сергей Хардиков: "Сегодня я дежурный по базе. Встал в 6-15, провозился с примусами. Хорошо, Шынгыс помог завтрак сготовить. Подъем. Мужики поели, ушли на работу. Я помыл посуду, сижу, "бдю" (охраняю наши вещи). Обозреваю наш стол, заваленный продуктами. Чего здесь только нет! Дело в том, что Игорь Петренко (наш начпрод) почему-то очень понравился тов.Мише, который в штабе ВЛКСМ заведует продуктами, так что то, что другие группы не видят и по заявкам, на нас сыпется золотым дождем. Шоколад, арахис, сгущенка, тушенка, колбаса, всевозможные соки, компоты, варенья. При этом Миша крепко обижается, если Игорек мало берет. Приходится "не гневить" нашего кормильца. Так что продуктов у нас теперь на несколько месяцев непрерывного жора. Плюс 5-8 бутылок водки, которые пищат у нас под столом. Пошел за водой в столовую. Во дворе чулочной фабрики толпа человек 200, все орут по-армянски. Машут над головой продовольственными карточками. Подошел узнать, что за гам. Толпа штурмует окно, из которого выдают пайки. Из этого же окна по пояс свесилась пара иностранных корреспондентов и снимает "продуктовую драку" на видеокамеры. Поговорил с одним мужиком. Оказывается, карточка на сухпай дается одна на 2 дня, то есть должны давать 2 пакета. И второе, Рыжков выступал по ТВ, говорил, что стоимость такого пайка 5 руб. 50 коп., а им выдают - еле-еле на 2 рубля натянуть можно. Вот откуда "папа" и иже с ним изыскивают излишки пайков, которыми нас завалили. Но вести армян к нам и кормить я не стал. Набрал воды, иду домой. Гляжу, на улице стоят наши соседи - газорезчики из Иваново (мы живем в фойе клуба чулочно-носочной фабрики, а ивановцы - в инструменталке духового оркестра). Спрашиваю: - Что случилось? - Толчки начались. Захожу в здание, действительно, люстра под потолком довольно солидно раскачивается, стулья скачут по комнате. Примерно 3-4 балла. Довольно крепко напугался за ребят. Там такие дома, что маленького толчка хватит, чтобы рухнуть. А они на 7-9 этаже работают. Короче, извелся весь, пока мужиков с работы дождался. Что удивительно, парни даже не ощутили толчков. Вероятно, волна прошла, а район, где они пахали, не задело, так как не заметить такие толчки просто нельзя. Когда я рассказал, как здесь стулья прыгали, Игорек Петренко аж передернулся. Он в это время прополз за лестничную клетку, видел (снизу вверх) дверь "папиной" квартиры (тоже стальная) - из-под нее идут подтеки запекшейся крови: девочка где-то в коридоре. Если бы там в это время тряхнуло, Игоря могло прибить той самой дверью. Страшновато". * * *
Говорят уцелевшие жители: - Первый день все кинулись спасать, второй - искать своих погибших, третий, четвертый - за вещами. Как-то надо жить дальше.
- Я оказался единственным мужчиной в подъезде и спускал вниз 20 человек. Женщины и дети. Больше я не был в своей квартире. Не могу.
...На искрошенных лестничных пролетах связанные в канат простыни. Некоторые квартиры сохранились, двери заперты, но стены проломлены. Мародеры-грабители?
- Из моей квартиры в первый же день украли 8,5 тысяч денег и на 7 тысяч золота жены, - говорит ювелир, чьи вещи мы снимаем с развалин. - Всего и осталось, что машина. На стоянке была, только одна из всех и уцелела, остальные в лепешку. Ну да ничего! - улыбается он, и я вижу в глазах ювелира неподдельное счастье. - Живы! Я еще заработаю.
...Эти расплющенные в блин, окровавленные машины трудно распознаваемой марки до сих пор пугают взгляд на улицах города.
Сергей Хардиков: "Парни, кто снимал вещи с верхних этажей, рассказывают интересные вещи. После того, как снимают все (от мебели до компотов), аборигены входят в раж: снимают двери, выкорчевывают паркет, как говорит Шеф - "тактика выжженной земли". Скоро начнут проводку из-под штукатурки вырывать. А ведь всем им обещают предоставить новые квартиры. Снимали вещи у одного ювелира. После землетрясения ловкие хлопцы ограбили его квартиру, унесли 8,5 тысяч рублей наличными и на 7 тысяч золота. - Ничего, дайте чуток оклематься, я эти деньги за полмесяца верну (15 тысяч за 15 дней!!!). В городе несколько раз бывали такие случаи: кто-нибудь просит ребят-альпинистов снять с квартиры мебель. Навесят троллей, спускают. В это время появляются настоящие хозяева квартиры. Скандал. Парни невольно оказываются пособниками мародеров. Прав Костя, вся заявки только через штаб. Хотя голову даю на отсечение, в штабе администрация берет взятки за то, чтобы направить по данным адресам верхолазов. Кстати, по городу о нас уже заговорили. Так что за время моего дежурства я принял уже с 10 посетителей. Просьба одна - "снимите вещи, о цене договоримся". Отправил их всех в штаб ВЛКСМ. Пусть делают заявки".
Говорят уцелевшие: - За 10 дней до этого застраховал квартиру! Жена говорит, тебе что 6 рублей жалко? Умная у меня жена. Теперь 4 тысячи получаем.
...Деньги, деньги, деньги. Стальные двери почти во всех квартирах, паркет стоимостью 5 тысяч рублей, потолок с лепниной на 3,5 тысячи, пачки денег на лопате среди мусора, что это? Да, и это тоже Армения. Сегодня ко мне на лестнице дома, откуда мы снимали вещи, подошел молоденький парнишка, лет семнадцати: - Подожди, пожалуйста. С тобой мать поговорить хочет. На лестнице полумрак, стоит пожилая женщина с забинтованной рукой: - Подойди, пожалуйста, - сует в руку объемистую пачку 25-рублевок сотен на пять-шесть. - Вещи сыми, сынок. Рядом еще двое мужчин, стоят, смотрят. - Мать, - говорю, - ты лучше нас в гости пригласи на новоселье, глядишь, и приедем! А вещи и так сейчас снимем. Деньги за работу совали многие. Потом, видно, пошел слух, что эти не берут, стали по-человечески прощаться. Радость на лицах деньгами не измеришь. Утром в комсоштабе новороссийцы поведали, что к ним на съеме вещей подошли парни из Ростова, с ножами. Вежливо приказали уйти и не сбивать им цены. Мы, говорят, по 6 сотен на каждого в день имеем, а вы бесплатно работаете. Вот кого надо стрелять!
Здесь осталось чье-то детство...
Сергей Хардиков: "Еще один нюанс. В городе начали работать группы шкурников (кажется, с Ростова). Берут за снятие вещей с каждой квартиры 1,5-2 тысячи рублей. Сегодня они подходили к парням из Новороссийска, грозили ножами: "Ребята, почему вы работаете даром? Вы у нас клиентуру отбиваете. Если не уберетесь, будет плохо". Шеф, как про это услышал, слегка встревожился (мы ведь тоже работаем бесплатно). Произвел в группе кое-какую замену. Так что на высотные заказы ушли Нурик (сенсей карате), Гвоздь (его десантный ученик) и Вовчик Пантюхин (у него аллергия на строительную пыль - опух, как слон)".
Устоявшие высотки, где мы работали.
Да, бригаду пришлось усилить бойцами. Весь день на Треугольнике присматривались, были готовы перехватить бандитов. Благо, в отряде больше половины - специально обученные бойцы и бывшие десантники. Не увидели. Жаль. Но по сути, это не наше дело. Вот бы чем заняться милиции! Ее здесь в избытке, но на домах почему-то не видать.
Сергей Хардиков: "Говорили с ростовскими крановщиками насчет их "ловких" земляков, что машут ножами: - У нас целая мехколонна, на вокзале в вагонах живет. Но таких подонков у нас нет. Это, наверное, гастролеры за деньгами приехали. Кстати, крановщики говорят интересную вещь. Начинается топливный кризис. Если раньше были перебои с соляркой, а бензином заправляли всех нуждающихся бесплатно, то теперь, чтобы заправить какой-нибудь спецавтобус скорой помощи, надо обязательно объездить весь город. Возможно, бензин тоже "утекал налево" широкой струей. Ох, греют руки..." * * *
И снова ночь, сидим в своем фойе. Вспоминаю пожилую армянку и ее деньги. Неужели не колыхнулось во мне, когда давали деньги? Ведь там моя полугодовая зарплата! И никто из парней не видел. Колыхнулось. Но и только. Так же как таится где-то внутри стопор, не позволяющий выпить лишнего, по-свински напиться, нажраться как это прозвано на Руси. Так и здесь. Четкая внутренняя граница.
Эта куча на переднем плане - была точно таким же домом...
Парни смеются. Шынгыс мастер на все руки, рассказывает о своих армейских приключениях: - Я в армии всем часы ремонтировал. У меня такса была булочка и четыре банки сгущенки. - И ты с одной булочкой четыре банки? - Запросто! Открывай, покажу, как это делается! * * *
Неожиданно вспыхивает очередной конфликт: - Мы с Шынгысом обещали Папе, - говорит Юра Бессергенев. Завтра, пока не найдем, с дома не уходим. А вы, конечно, можете идти... Ержан враждебно морщится: - Ну и пойдем. - Ну и пойдите, - не выдерживаю я. Опять продолжение конфронтации? Значит, ее корни не вырваны. Возникает резкий разговор о работе, о том, для чего сюда прилетели. Группа все более заметно поляризуется. "Ударники" во главе с Шынгысом и Юрой все нетерпимее относятся к стоящему в оппозиции Ержану. А тот, чувствуя слабость своей позиции, все чаще срывается на грубость. Почему, когда хамят твоей матери, ты не раздумывая, вступаешься, а когда просто рядом - молчишь? С большим трудом мне удается пригасить перепалку, восстановить подобие перемирия. Выпустив пар, мужики снова начинают перешучиваться. Кто-то в полголоса травит анекдоты: - Армянскому радио задают вопрос: можно ли за одну ночь обслужить 1000 женщин? Можно, отвечает Армянское радио, если ночь полярная, а бригада ударная! - Тому же радио задают вопрос: на какие виды делятся мужчины? Армянское радио подумало и отвечает: мужчины делятся на два вида: половые гиганты и гигантские половички! Смех. Лучше худой смех, чем добрая ссора. И, как бальзам на издерганные нервы, дружеская перепалка Гвоздя с Хардиковым: - Короче, Серега. Выльешь нифеля, помоешь посуду, допоешь за меня песню и допишешь дневник. Об исполнении доложишь. - Те нифеля уже спят. И я буду. Рапорт сдан! - Рапорт принят, - бормочет, засыпая, Олег. - Зарядить бы тебе в дыню... * * * Date: 2015-07-17; view: 447; Нарушение авторских прав |