Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интеллект





Очень часто мы судим о себе и других людях по развитию интеллекта – «интеллектуал», «совсем без интеллекта». Правда, иногда под интеллектом подразумевается либо хорошо развитый ум, мышление человека, либо его разумное поведение, либо способность к обучению. Из наших учебников по психологии понятие интеллекта вообще исчезло. Удивительная парадоксальность проблемы интеллекта заключается в том, что достигнуты большие успехи в создании искусственного интеллекта и новейших интеллектуальных технологий, позволяющих манипулировать человеком (психолого-фармакологические методы, гипнопедические). При этом проблема развития интеллектуального потенциала нормального человека, резервы человеческого развития еще недостаточно раскрыты.

Что такое интеллект, какова его структура и от чего зависит уровень его развития? Попробуем разобраться в этом, опираясь на исследования советских и зарубежных психологов. Известный советский психолог С. Л. Рубинштейн рассматривал интеллект как тип поведения человека – «умное поведение». Ядро интеллекта составляет способность человека выделить в ситуации существенные свойства и привести свое поведение в соответствие с ними. В этом понимании выделяются два основных компонента: интеллект как способность познавать окружающий мир и как способ регуляции поведения на основе этого познания. Интеллект является одним из самых сложных и многоуровневых образований человеческой психики.

Попробуем мысленно представить сложную систему познавательного интеллекта (рис.1). Что же в нее входит? Во-первых, система психических процессов, при помощи которой человек отражает и познает окружающий мир. В этой системе три базовых блока: внимание, память и мышление. Путь познания - от ощущения (восприятие, представление, воображение) к абстрактному мышлению. Во-вторых, оценка ситуации; в-третьих, принятие решения; в-четвертых, регуляция поведения и, наконец, самооценка и самоконтроль. Эмоции особенно сильно подключаются к блоку оценки ситуации и принятия решения, волевой компонент очень важен на стадии принятия решения и регуляции поведения. Итак, интеллект - это система психических процессов, обеспечивающих реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решение и в соответствии с этим регулировать свое поведение. Интеллект особенно важен в нестандартных ситуациях - как символ обучения человека всему новому.

Рис.1. Схема познавательного интеллекта

 

Французский психолог Ж. Пиаже считал одной из самых важных функций интеллекта взаимодействие с окружающей средой через адаптацию к ней, т. е. умение ориентироваться в условиях и соответственно строить свое поведение. Адаптация может быть двух видов: ассимиляция - приспособление ситуации (через изменение условий) к человеку, его индивидуальному стилю умственной деятельности и аккомодация - приспособление человека к изменяющейся ситуации через перестройку стиля мышления. Интеллект можно определить так же как общую способность человека действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно функционировать в окружающей среде.

В психологии существует понятие общего интеллекта, под которым понимается сложное интегральное качество, определенный синтез свойств психики, обеспечивающих в совокупности успешность любой деятельности. Уровень развития общего интеллекта часто измеряется через IQ - коэффициент интеллектуальности, который был предложен известным исследователем и автором специализированного теста на интеллект Д. Векслером. В шкале Векслера IQ измеряется баллами по следующей системе: свыше 135 баллов - гений, от 120 до 135 баллов - высокий, от 100 до 120 - средний, от 80 до 100 - низкий. Все, что ниже 80 баллов - умственная отсталость.

Наибольший интерес представляет определение структуры интеллекта. В психологии выделяют две его подструктуры: вербальную и неврбальную.

Вербальный интеллект - интегральное образование, функционирование которого осуществляется в словесно-логической форме с опорой преимущественно на знания. Невербальный интеллект - интегральное образование, функционирование которого связано с развитием наглядно-действенного мышления с опорой на зрительные образы и пространственные представления.

Структура интеллекта зависит от целого ряда факторов: возраста, уровня образования, специфики профессиональной деятельности и индивидуальных особенностей.

Date: 2015-07-17; view: 412; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию