Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гуманизация категории активности в 90 годы





Сегодня в отечественной психологии отмечается общая тенденция к гуманизации знания о человеке. «Психика, наконец, обретает потерянную душу». В связи с этим устоявшиеся категории приобретают новые содержательные оттенки. В том числе дополнению, уточнению и пересмотру подлежат представления об активности. Ныне поиск ее источников смещается от физиологического субстрата и общественных условий к сущностным силам человека, то есть к личности как таковой [92].

Прежде всего, наблюдается дифференциация понятий «самодетерминация» и «внутренняя детерминация». Последнее подчеркивает независимость активности от внешних влияний, но оказывается обусловленной внутренними (организмом, характером, бессознательными побуждениями). Тогда как самодетерминация, целиком вытекает из причин и целей самой личности [57, с.217-220]. При этом внешне-внутренние факторы не отметаются, а преобразуются для достижения необходимого результата [90, с.30-36].

В своей концепции формирования стратегии жизни К.А. Абульханова- Славская (1991) представляет активность человека не только через его участие в последовательности событий, обусловленной сплетением социального и биологического, но и через самостоятельное инициативное ее преобразование, где сам человек организует ее и наполняет содержанием, выступая субъектом своей жизни.

В.А. Петровский (1989,1992) исследует феномен активной неадаптивности, выраженной устремлением субъекта в своем взаимодействии с действительностью к гетерогенной цели, результат достижения которой не предрешен, содержит множество альтернатив, либо практически недостижим (В.А.Петровский, 1989,1992). В последующем тема самодетерминации находит продолжение в работах автора, посвященных теории свободной причинности, где свобода есть экзистенциальная данность человека представляет собой высшую степень его активности (1997).

В противовес трактовке активности как воздействия субъекта на объект, Е.Ф. Василюк уделяет внимание акту переживания, в котором человек по отношению к внешним влияниям занимает пассивную «страдательную» позицию, однако на аффективном плане является активным соучастником происходящего. По Василюку переживание есть «активный, результативный внутренний процесс, реально преобразующий психологическую ситуацию в переживание-деятельность», где результат не объективирован, но является внутренним субъективно ценным содержанием [30, с.16].

В свою очередь, сегодня достаточно распространены психологические исследования проблемы смысла жизни (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, В.П. Зинченко Д.А. Леонтьев и др.). Так, основываясь на принципах логотерапии В. Франкла, Р.Р. Каракозов вводит понятие смыслопоисковая активность, базирующаяся на «врожденной потребности человека в осмыслении своего бытия и нахождении смысла своего существования», а также в реализации этого смысла в своем развитии, деятельности и жизненной позиции [64].

Градация выраженности смыслопоисковой активности находит соответствие уровням смысловой сферы личности (Б.С. Братусь 1994,1998): 1) ситуативно- прагматический, 2) эгоцентрический, 3) группоцентрический, 4) просоциальный. Согласно мнению автора, последний уровень открывает иное измерение активности, разворачивающееся в «смысловую вертикаль», которая имеет особую эсхатологическую направленность к системе непреходящих ценностей. При этом вера выступает в качестве основного условия всякой целенаправленной активности, тем необходимым, хотя и часто незаметным, фактом на котором строится любая деятельность [24, с.41].

Соотнося проблему смысла жизни в паре с проблемой отношения к смерти, А.П. Попогребский приходит к эвристическому выводу, отмечая осознание неминуемости смерти как активизирующий фактор: «Смерть ставит перед человеком важнейшую задачу нахождение своего смысла жизни» через мобилизацию личностных сил для максимально полного и продуктивного использования предоставленных возможностей [144,с.195].

В современной психологии активности нельзя обойти тему, которая напрямую взаимосвязана с настоящим диссертационным исследованием - это ранее запретная, феноменология человеческого Духа В.В. Знаков (1998, 2000). На сегодняшний день в российской науке оформляются четыре подхода к изучению обозначенного предмета:

1) Культурно–исторический подход, берущий свое начало в трудах основоположников отечественной психологии: С.Л. Выготского, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, получающий развитие в работах: А.Г. Асмолова, Д.А. Леонтьева, В.А. Петровского и др.. Здесь, «духовность» – родовое определение человеческого бытия. «Дух есть, то, что связывает отдельного индивида, субъекта психической деятельности, личность человека со всем человеческим родом во всей развертке его культурного и исторического бытия» [164, с. 383]. С этой позиции «дух представляет собой объективное явление, потенциально содержащее активность субъекта, которая направлена на опредмечивание идей, формирование значений, определяющих семантическое поле культуры, духовный опыт человечества» [60, с. 428].

2) Гуманистический подход основывается на идеях одноименного психологического направления (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и др.), у нас находит отражение в психотерапии и психологии развития (Ф.Е. Василюк, Л.И. Воробьева, В.П. Зинченко, В.Е. Каган, В.М. Розин и др.). Духовность здесь имеет индивидуальное субъективное начало и проявляется в личностных интенциях (свобода, смысл, ответственность, рефлексия) и определяется принципом «саморазвития и самореализации человека, направляющего к высшим инстанциям конструирования личности» [60, с. 432].

3) Эмпирический подход, изучает собственно психические феномены «Духа» - духовные состояния (В.А. Пономаренко,1997; В.Д. Шадриков, 2000). Духовные состояния классифицируются как активационные [197] и характеризуются расширением сознания, сильными эмоциональными переживаниями, инициативным включением в процесс постижения истины, общей гармонизацией личности, устранением противоречий с окружением, бытийностью, поднятием над телесностью, контактом с Высшим.

4) Религиозный подход, его истоки уходят в глубь мировых теистических учений, в России в конце ХIХ века находит отражение в русском экзистенциализме (Н.Я. Грот, Н.О. Лосский, А.И. Введенский и др.), в настоящее время представлен работами по христианской психологии Б.С. Братуся. Здесь Дух есть внематериальное активное сознающее абсолютное начало –Бог; духовность представляется направленностью человека на сферу Духа, переживание связи с Ним, осуществление Его Воли, служение Ему. При этом высшая активность человека проявляется в стремлении к преодолению своей отделенности от Божественного [60].

Таким образом, на современном этапе психологического изучения активности наблюдается своеобразное возвращение к проблематике психологии русского экзистенциализма начала ХХ века (см. 1.2.1). Теперь, как и сто лет назад, но уже с позиций объективной науки, активностным источником человека определяется несводимая ни к чему материальному субъектность (Дух), где человек представляется не только субъектом деятельности, но и субъектом переживания, свободного выбора, ответственности, нравственности, смысла, веры, жизни и даже смерти.

 

ВЫВОДЫ:

На основе проведенного ретроспективного анализи литературы был сделан вывод о «спиралевидном» развитии содержания данной категории:

1. В отечественной психологии изучение активности начинается с экзистенциальных, идеалистических позиций, определяющих ее содержание через понятия: трансценденция, свобода, вера, смысл и др., где источником выступает «дух» субъект - нематериальная субстанция. Однако отсутствие эмпирической базы, приводит к отвержению данных идей в научной среде

2. Затем, в 20-30 годы психическая активность исследуется в русле рефлекторной теории. При этом экспериментально устанавливаются ее физиологические основы (биологическая импульсация мозга, инстинкты, рефлексы), но вместе с тем она теряет инициативную, в том числе психологическую сущность, и редуцируется до реактивности.

3. В 40-60 годы данная категория наполняется активностным содержанием. Здесь, с одной стороны, в отношениях «организм-среда» подчеркивается способность живых систем к самодвижению, инициативе, саморазвитию и целесообразному преодолению энтропии; с другой - уделяется особое внимание субъектности человеческой психики, имеющей специфическую социо- культурную основу.

4. В 70-80 годы в методологии системного подхода «активность» становится предметом всестороннего эмпирического исследования и, будучи понятием производным от всеобщей категории «движение», обнаруживает три аспекта: 1) мера самоосуществления субъекта в отношениях с действи-тельностью, 2) предпосылка предметной деятельности, 3) высшее проявление субъектности, где преодолеваются структурные ограничения деятельности.

5. В наши дни, сохраняя методологические основы материалистической диалектики, исследования активности вновь наполняются гуманистическим, экзистенциальным, эсхатологческим и нуминозным смыслом, сохраняя при этом широкие возможности практического изучения и верификации.

Таким образом, сделанные выводы, развивая общую линию настоящего исследования, позволяют рассматривать религиозность в качестве формы высших специфических проявлений активности человека.

 

Date: 2015-07-17; view: 307; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию