Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нетрадиционные формы родительских собраний ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Велика роль учителя начальных классов в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса. Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении, ведется в целостной системе и имеет огромное значение. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения. Не надо удивляться, что посещаемость родителями школьных собраний с каждым годом снижается. Следует искать причину, почему родителям неинтересно быть на собраниях. На мой взгляд, одной из основных причин является неинтересная и однообразная форма проведения. А ведь собрание родителей ставит перед собой целью не только повышение педагогической культуры родителей, но и сплочение коллектива родителей, и различные организационные вопросы. Родительское собрание – это, в первую очередь, обучение родителей быть ими с помощью теории и практики. Совершенно очевидно, что традиционно сложившиеся формы проведения родительских собраний (монолог, а не диалог, пассивность присутствующих, невостребованность их родительского и жизненного опыта) себя изжили. Необходимо включать родителей в обсуждение проблем, превращая их в субъекты собственной деятельности по поиску вариантов их разрешения. На собрании решается целый ряд задач, возникающих в процессе учебно-воспитательной работы, вопросов, поставленных жизнью на каждом конкретном этапе деятельности учителя и родителя, развитие УУД. И чем разнообразнее и интереснее будут формы общения педагогов и родителей, тем больше положительных результатов принесут родительские собрания. Самыми распространенными формами работы с родителями являются родительские собрания, конференции, родительские комитеты, индивидуальные беседы, консультации. Эти формы работы с родителями учащихся всем уже знакомы. В своей статье мы хотим остановиться на нетрадиционных формах сотрудничества с родителями учащихся. К нетрадиционным формам работы с родителями можно отнести родительские встречи, тренинги, ринги, родительские вечера, родительские чтения. В работе с проблемными детьми большое значение имеют родительские встречи. Встречи с родителями других ребят, авторитетность чужих родителей в глазах проблемного ребенка порой делают гораздо больше, чем приглашения различных специалистов. Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера. Родительский вечер это праздник общения с родителями друзей твоего ребенка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка. Непринужденная праздничная атмосфера, душевность, отсутствие назидательности, добрый юмор и желание поделиться своим умением способствуют тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах, спрашивают совет, предлагают помощь и поддержку тем, кто в них нуждается. Родительские вечера помогают более тепло и сердечно пережить обиды и огорчения, посмотреть на наболевшие проблемы в воспитании ребенка спокойно. Родительский вечер — это возможность найти единомышленников и помощников по воспитанию детей и формированию детского коллектива. С помощью организацииродительских вечеров можно решить еще очень большую нравственнуюпроблему родительских коллективов. Эта проблема заключается в учебном соперничестве детей. Зачастую такое соперничество поощряется семьей, что приводит к конфликтным ситуациям между детьми и их родителями. Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях детей и взрослых. В последнее времядостаточно эффективной формой формирования культуры быть родителемстали родительские тренинги. Родительские тренинги — это активная форма работы с теми родителями, которые осознаютпроблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственнымребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимаютнеобходимость приобретения новых знаний иумений в воспитаниисобственного ребенка. В родительских тренингах должны участвовать по возможности оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставят себя ждать. Такой тренинг называется тренингом родительской эффективности. Помимо тренингов с учащимися и их родителями, хорошей формой просвещения родителей является родительский ринг. Собрание - «Ассоциации» на листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент (что мешает установлению доверия в классе). Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придет подходящая идея решения. Например, собрание на тему «Детская агрессия». Рисуется ассоциация по теме, затем рисунок исправляется или рисуется новый уже с решением проблемы. Собрание - «Запись в моём блоке» При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Формулирую проблему и прошу всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записываю на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как реагировать, если ребёнок получил «2», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику. Собрание - «Эвристические вопросы» К ним относятся 7 ключевых вопросов: кто, что, где, когда, чем, как,? Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вопрос. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения. С помощью такой нетрадиционной формы проведения родительского собрания можно выбрать любую тему, такую как «Роль книги в развитии и воспитании ребёнка в школе», «Первые школьные отметки». Собрание - «Крестики – нолики» -родительское собрание проводится в форме всем известной игры «Крестики – нолики». Выбирают наиболее актуальные темы, которые могут перекликаться между собой. Собрание - «Мини проекты» - родительское собрание можно провести совместно с детьми. На таком собрании можно провести совместную работу по созданию мини-проекта, например по теме: «В здоровой семье – здоровые дети», в каждой группе присутствуют и родители и дети, группе даётся конкретное задание, например, 1-я группа – составляет режим дня для своёй семьи, 2-я группа – разрабатывает сбалансированное меню, питание, 3-я группа отвечает за «личную гигиену», 4-я группа – говорит о влиянии спорта на здоровый образ жизни, 5-я группа – о негативном влиянии телевизора, компьютера, планшетов и сотовых телефонов. В заключение собрания выстраивается совместный «мини – проект». Собрание «Мастер – класс» - собрание, на котором родители могут провести мастер класс, демонстрируя свои достижения в области воспитания детей. Предварительно даётся тема нескольким родителям, и поручаю каждому провести маленький фрагмент занятия, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, например, как научить ребенка ответственно относиться к выполнению домашнего задания. В конце собрания подводится итог. Полезность таких встреч состоит еще и в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержания учебного и воспитательного процесса. Школьники очень рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах, и гордятся участием родителей в жизни класса и школы. В заключение хочу сказать, что только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребёнка, что именно такой подход к организации системы в работе с родителями: - помогает формировать уважение к профессиональной деятельности педагога - подчеркнёт значительность встреч учителя с родителями -будет стимулировать их интерес к школе и культуру родительского взаимодействия друг с другом и со школой.
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области ГБОУ СПО СО «Красноуфимский педагогический колледж» Кафедра психолого-педагогических дисциплин
Рабочая программа по работе с родителями 1-го класса.
Составитель: студентка 52 группы Сальникова Дарья. Преподаватель: Павлова Татьяна Владимировна.
Красноуфимск 2014 г. Пояснительная записка к программе по работе с родителями 1-го класса. Программа предназначена для работы с родителями 1-го класса. "В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья". (Свадковский И.Ф.)
Фрагмент программы разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Актуальность программы определяется тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение семьей духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень воспитанности человека отражается на его поведении. Именно выработка нравственных качеств, взглядов и убеждений составляет сущность данной программы. Новизна программы в том, что она направлена на поддержку развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Данная программа реализует направление духовно-нравственного воспитания и развития младшего школьника, его нравственных чувств и этнического сознания. создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основу данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности. Целью программы является, процесс формирования нравственного воспитания при взаимодействии классного руководителя с родителями через нетрадиционные формы работы. Задачи: 1) формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей; 2) формирование координации деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей; 3) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, семейные конкурсы, спортивные соревнования, туристические походы и экскурсии); 4) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты). Методы работы с родителями: · наблюдение; · индивидуальные беседы; · тестирование; · анкетирование; · диагностика; · анализ детских рисунков и рассказов о семье; · метод коллективно-творческой деятельности. Формы работы с родителями: · Совместные родительские собрания; · Концертные спектакли; · Семейные конкурсы; · Спортивные соревнования; · Семейные просмотры фильмов и их обсуждение; · Туристические походы и экскурсии; · Участие родителей и детей в выставках. Формы участия родителей в управлении ОУ: · инвесторы-спонсоры; · социальные заказчики образовательных услуг и исполнители дополнительных образовательных услуг; · эксперты качества образования; · защитники прав и интересов ребенка. Такое участие родителей в жизни школы влияет не только на развитие образования в целом и расширяет состав участников образовательного процесса, ответственных и лично заинтересованных в его положительном результате, но и содействует повышению авторитета родителей в семье, повышает самооценку учащихся, чьи родители уважаемы и востребованы в школе, что, несомненно, способствует сближению взрослых и детей.
Содержание рабочей программы работа с родителями 1-го класса.
Заключение Роль классного руководителя огромна. Он может стать для родителей помощником советчиком, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия. Используя вышеизложенные знания по особенностям взаимоотношений в семье, классному руководителю необходимо успешно наладить контакт с родителями, так как именно от этого сотрудничества зависит выявляемость проблем, связанных с учебой учащихся и внутриклассными взаимоотношениями. Работа классного руководителя – интересная, захватывающая, но отнимающая много времени и сил. Вместе с родителями она становится легче и конструктивнее. Объединение усилий классного руководителя и родителей является обязательным условием успешного решения образовательных задач. Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся должна осуществляться через изучение семьи, ее воспитательных возможностей, атмосферы семейного воспитания. Исходя из единых взаимных нравственных позиций, вырабатываются единые педагогические требования к учащимся, которые реализуются в разнообразных формах совместной деятельности. Показателем успешности в этом случае будет являться умение классного руководителя сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений. Однако в будущем следует остановиться на других важных аспектах сотрудничества с родителями, например построение взаимодействие с отдельными группами семей (родители детей «группы риска», родители одаренных детей, родители детей - инвалидов). И таким образом, взаимодействие классного руководителя с родителями - многомерная педагогическая проблема, для решения которой необходимо объединить усилия и педагога и родителей.
Список информационных источников 1.. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. – М.: Топикал, 1994. 2. Байдельдинова Г.К. Семья и школа формируют человека. – Алма-Ата: «Мектеп», 1984. 3. Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя. – М.: Просвещение, 1984. 4. Бордовская Н.В., Реан А.А. - Педагогика. Учебник для вузов. СПб., 2000. 5. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М., 1988. 6. Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. – М.: Знание, 1988. - № 9. 7. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. – М.: Просвещение, 1990. 8. Гурьянова Т. Чего ты боишься? /Первое сентября, №110, 1997. 9. Дементьева И.Ф. Современная российская семья: трудности и надежды //Педагогика, №6, 1996. 10. Игошев К.Е. и др. Семья, дети, школа. – М., 1989. 11. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. – М.: Просвещение, 1980. 12. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение. 1988. 13. Лаптева И. Взаимодействие родителей и педагогов в современной школе //Педагогика, № 4, 1996. 14. Малинкова Л.И. Теория и методика воспитательной работы. – М., 2002. 15. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 2002. 16. На пороге взрослости. Пособие для руководителей школ, классных руководителей и учителей. – С.-Пб., 1999. 17. Никишина Г.В., Соломатин А.М. Педагогическое общение. – Омск, 1995. 18. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сб. документов и материалов. М., 1984. 112 с. 19. Образование родителей и школа: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Л.Г. Петряевской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 120 с. 20. Плотниекс И. Психология в семье. – М., 1991. 21. Психологическая служба в школе: Круглый стол // Вопросы психологии. 1983. № 3, 4. 22. Роботов А. С. Директору школы о сотрудничестве с родителями. – М., Издательство «СЕНТЯБРЬ». 2001. - С. 176 23. Социальная педагогика. Курс лекций. Под ред. М.А. Галагузовой. – М., 2001. 24. Сенько В.Г. Учителя и родители. – М., 1988. 25. Сливаковская А.С. Как быть родителями. – М., 1986. 26. Сухомлинский В. А. Потребность человека в человеке. - М. - Советская Россия, 1981 27. Тимченко И.Н. Педагогика сотрудничества. – Новосибирск. 1989. 28. Холоднова Л. Сотрудничество классного руководителя и родителей. //Воспитание школьников, №4, 1996.
Date: 2015-07-17; view: 1736; Нарушение авторских прав |