Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прибыль и рентабельность





Прибыль - конечный финансовый результат деятельности предприятия, определяется как разность между выручкой и затратами.

Схема формирования показателей прибыли представлена на рисунке 3.

Валовая прибыль - это разность показателей «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)» и «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг».

Прибыль от продаж рассчитывается разностью между валовой прибылью и суммой коммерческих и управленческих расходов, характеризует абсолютную экономическую эффективность основной деятельности предприятия.

 

Доходы   Расходы
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов, экспортных пошлин и других аналогичных обязательных платежей) (стр. 010) - Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (стр. 020)
Валовая прибыль (брутто-прибыль) (стр. 029)
  - Коммерческие и управленческие расходы (стр. 030 + стр. 040)
Прибыль (убыток) от продаж (стр. 050)
Проценты к получению (стр. 060) - Проценты к уплате (стр. 070)
Доходы от участия в других организациях (стр. 080)  
Прочие операционные доходы (стр. 090) Прочие операционные расходы (стр. 100)
Внереализационные доходы (стр. 120) Внереализационные расходы (стр. 130)
Прибыль (убыток) до налогообложения (стр. 140)
Отложенные налоговые активы (стр. 141) - Отложенные налоговые обязательства (стр. 142)
  Текущий налог на прибыль (стр. 150)
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода (стр. 190)
Справочно: Базовая прибыль (убыток) на акцию Разводненная прибыль (убыток) на акцию

Рисунок 3 - Схема формирования показателей прибыли

 

Прибыль до налогообложения - это финансовый результат от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности отчетного периода на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций. Ее называют еще бухгалтерской, балансовой или общей прибылью, которая определяется также разницей между совокупным доходом и явными издержками.

Налогооблагаемая прибыль - это величина прибыли (убытка) за период, которая рассчитывается в соответствии с правилами налогообложения для целей определения налога на прибыль, подлежащего к уплате (к возмещению). При этом налогооблагаемая прибыль умножается на ставку налога на прибыль, установленную в соответствии с налоговым законодательством и действующую в отчетном периоде.

Чистая прибыль отчетного года (нетто-прибыль) - это часть балансовой прибыли предприятия, которая остается в его распоряжении после уплаты налогов, сборов, отчислений, обязательных платежей в бюджет. Из чистой прибыли выплачиваются дивиденды акционерам, вознаграждения социального характера, финансируются производственные программы, формируются фонды и резервы. Рассчитывается чистая прибыль вычитанием из бухгалтерской прибыли (прибыли до налогообложения) текущего налога на прибыль и, если организация имеет, иных обязательных платежей (например, штрафов, пени по расчетам с бюджетом и др.), а также величины отложенных налоговых активов и прибавлением отложенных налоговых обязательств (ранее учтенных в текущем налоге на прибыль).

Базовая прибыль (убыток) на акцию - в соответствии с требованиями МСФО 33 в отчете о прибылях и убытках представляется информация о прибыли на акцию, которая определяется делением чистой прибыли или убытка за период, причитающихся владельцам обыкновенных акций, на средневзвешенное количество обыкновенных акций в обращении за период.

Разводненная прибыль (убыток) на акцию - максимально уменьшенная прибыль на одну акцию в отчетном периоде. Отражает возможную (наихудшую) ситуацию и служит своеобразным предупреждением акционерам на случай распределения прибыли на большее количество обыкновенных акций компании. Это может случиться, к примеру, если отдельные виды ценных бумаг или договора, дающие право собственности на обыкновенные акции, будут конвертированы своими владельцами в обыкновенные акции.

По видам хозяйственной деятельности в соответствии с группировкой деятельности, предложенной МСФО, выделяют: а) прибыль от основной деятельности, ее же называют операционной прибылью, полученной от производства и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг. Рассчитывается она разницей между чистым объемом продаж и затратами на производство и реализацию продукции; б) прибыль от инвестиционной деятельности образуется от передачи ресурсов в долгосрочные проекты: вложения денежных средств, материальных и иных ценностей в ценные бумаги других юридических лиц (корпоративные акции и облигации, государственные обязательства, векселя), процентные облигации государственных и местных займов, уставные (складочные) капиталы других юридических лиц, а также предоставление займов другим организациям (депозитные вложения); в) прибыль от финансовой деятельности, полученная от размещения средств на краткосрочной основе, может формироваться за счет выданных займов другим юридическим лицам на срок не более 1 года, краткосрочных депозитных вкладов и инвестиций в государственные, муниципальные ценные бумаги, а также ценные бумаги других организаций.


Такая классификация видов прибыли позволяет разграничить долгосрочный, краткосрочный и текущий периоды получения финансовых результатов, что имеет большое значение для управления прибылью.

По составу включаемых элементов кроме показателей, рассмотренных выше, выделяют: а) маржинальную прибыль (маржинальный доход), которая исчисляется разницей между выручкой от реализации продукции, товаров и услуг и переменными затратами, приходящимися на реализованную продукцию или как разность между продажной ценой единицы продукции и удельными переменными расходами. Служит оценкой способности предприятия покрывать постоянные издержки для формирования необходимого размера прибыли от продаж. Маржинальная прибыль лежит в основе разрабатываемых альтернативных управленческих решений; б) общий финансовый результат отчетного периода до выплаты процентов и налогов. Этот показатель используется при анализе риска в целях управления его негативным воздействием для принятие последующих решений.

Все факторы, определяющие величину прибыли, можно разделить на две группы - внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные).

К внешним относятся:

− рыночно-конъюнктурные факторы (диверсификация деятельности организации, повышение конкурентоспособности в оказании услуг, организация эффективной рекламы новых видов продукции, уровень развития внешнеэкономических связей, изменение тарифов и цен на поставляе­мые продукцию и услуги в результате инфляции);

− хозяйственно-правовые и административные факторы (налогообложение; правовые акты, постановления и положения, регламентирующие деятельность организации, государственное регулирование тарифов и цен).

Под внутренними факторами понимают:

− материально-технические (использование прогрессивных и экономичных предметов труда, применение производительного технологического оборудования, проведение модернизации и реконструкции материально-технической базы про­изводства);

− организационно-управленческие (освоение новых, более совершенных видов продукции и услуг, разработка стратегии и тактики деятельности и развития организации, информационное обеспечение процессов принятия решения);

− экономические факторы (финансовое планирование деятельности организации, анализ и поиск внутренних резервов роста прибыли, экономическое стимулирование производства, налоговое планирование);

− социальные факторы (повышение квалификации работников, улучшение условий труда, организация оздоровления и отдыха работников).


Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйство­вания, потому что их величина показывает соотношение эффек­та с наличными или использованными ресурсами. Их использу­ют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Обычно рассчитываются следующие основные показатели рентабельности:

1.Рентабельность товарооборота (продаж) можно выразить в виде формулы:

k1R =  

где NР — выручка от продаж,

Pр — прибыль от продаж.

Этот коэффициент показывает долю прибыли, приходящуюся на 1 рубль товарооборота (реализованной продукции в промышленности). Его увеличение свидетельствует о росте эффективности производства и товарного обращения.

2.Коэффициент рентабельности всего капитала фирмы:

k2R = ,  

где – средний за период итог баланса,

P — прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, прибыль от обычной деятельности или чистая прибыль.

Рентабельность всего капитала показывает эффективность использования всего имущества предприятия. Ее снижение свидетельствует о падающем спросе на товар фирмы или о перенакоплении активов.

3.Рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов:

k3R = ,  

где – средняя за период величина основных средств и прочих внеоборотных активов.

Этот коэффициент отражает эффективность использования внеоборотных активов (всего основного капитала). Его повышение положительно характеризует финансовый результат, так как он показывает величину прибыли, приходящуюся на единицу стоимости внеоборотных средств. Однако рост рентабельности внеоборотных активов при снижении рентабельности всего капитала свидетельствует об излишнем увеличении мобильных средств вследствие образования излишних запасов товарно-материальных ценностей, затоваренности в результате снижения спроса, чрезмерного роста дебиторской задолженности или не используемых с достаточной эффективностью в обороте денежных средств.

4.Рентабельность перманентного капитала:

k4R =  

где - средняя за период величина источников собственных средств предприятия по балансу (раздел III пассива баланса в сумме с задолженностью участникам (учредителям) по выплате доходов, доходами будущих периодов и резервами предстоящих расходов (стр. 640 + стр. 650 раздела V));

- средняя за период величина долгосрочных кредитов и займов.

Этот показатель отражает эффективность использования долгосрочного (перманентного) капитала в деятельности организации (как собственного, так и заемного).


5.Рентабельность собственного капитала:

 

Данный коэффициент характеризует эффективность использования собственного капитала (в том числе инвестиционного, акционерного) и отражает долю прибыли в собственном капитале. Он позволяет инвесторам и акционерам определить потенциальный доход от вложения средств в ценные бумаги анализируемого предприятия, и поэтому влияет на уровень котировки акций на фондовых биржах.

 







Date: 2015-06-11; view: 977; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию