Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Издержки производства и себестоимость продукции





Издержки - это затраты производственных факторов в денежном выражении, необходимые для ведения предприятием своей коммерческой и производственной деятельности. Они находят свое выражение в показателях себестоимости продукции, которые характеризуют в денежном измерении все материальные затраты, затраты на оплату труда и затраты, которые необходимы для производства и реализации продукции.

Себестоимость продукции – это текущие затраты на производство и сбыт продукции, выраженные в денежной форме.

Существуют показатели, характеризующие себестоимость продукции:

1) общий объем затрат на всю произведенную продукцию и выполненные работы предприятия за плановый (отчетный) период - себестоимость товарной продукции, сравнимой товарной продукции, реализованной продукции;

2) затраты на единицу объема выполненных работ - себестоимость единицы отдельных видов товарной продукции, полуфабрикатов и производственных услуг (продукции вспомогательных цехов), затраты на 1 руб. товарной продукции, затраты на 1 руб. нормативно чистой продукции.

Суммарные затраты на производство и реализацию продукции можно считать как по фактическим расходам, так и по нормативным.

В зависимости от объема учитываемых затрат различают следующие виды себестоимости:

1) технологическая себестоимость - включает в себя только прямые затраты на производство: сырье и материалы, возвратные отходы (вычитаются), топливо и энергия на технологические цели, заработная плата основных производственных рабочих;

2) цеховая себестоимость - образуется путем добавления к технологической себестоимости калькуляционных статей затрат, формирующихся на уровне цеха: дополнительной заработной платы основных производственных рабочих, отчислений на социальные нужды основных производственных рабочих и общепроизводственных расходов;

3) производственная себестоимость (себестоимость готовой продукции) - кроме цеховой себестоимости, включает в себя общезаводские расходы (административно-управленческие и общехозяйственные затраты) и затраты вспомогательного производства;

4) полная себестоимость или себестоимость реализованной (отгруженной) продукции - показатель, объединяющий производственную себестоимость продукции (работ, услуг) и расходы по ее реализации (коммерческие затраты, внепроизводственные затраты).

Также различают плановую и фактическую себестоимость.

Плановая себестоимость - себестоимость, определяющаяся в начале планируемого года исходя из плановых норм расходов и иных плановых показателей на этот период.

Фактическая себестоимость - себестоимость, определяющаяся в конце отчетного периода на основании данных бухгалтерского учета о фактических затратах на производство.

Себестоимость продукции складывается из разнообразных по своему экономическому назначению затрат. Поэтому необходимо их классифицировать. Все затраты классифицируются по признакам, приведенным в таблице 3.

 

Таблица 3 - Классификация затрат

Классификационная группа Вид затрат
По экономическим элементам Элементы затрат
По статьям калькуляции Статьи калькуляции
По отношению к процессу производства Основные, накладные
По составу Одноэлементные, комплексные
По способу отнесения на себестоимость Прямые, косвенные
По роли в процессе производства Производственные, непроизводственные
По возможности охвата планированием Планируемые, непланируемые
По отношению к объему производства Постоянные, переменные
По периодичности возникновения Текущие, единовременные
По отношению к готовой продукции Затраты на готовую продукцию и незавершенное производство
По отношению ко времени Прошлые, текущего периода и будущего
По месту возникновения Затраты по подразделениям

 

Основные группировки затрат - это группировки по «экономическим элементам» и «по статьям затрат». На основе этих группировок разрабатываются такие документы, как смета затрат на производство, калькуляция себестоимости по отдельным видам продукции.

Выделяют 5 элементов затрат:

− материальные затраты за вычетом стоимости возвратных отходов (сырье и основные материалы, в том числе покупные полуфабрикаты, вспомогательные материалы, топливо и энергия и др.);

− затраты на оплату труда;

− отчисления на социальные нужды;

− амортизация основных фондов;

− прочие затраты (платежи по процентам, износ нематериальных активов, командировочные расходы, представительские расходы, расходы на рекламу, расходы на подготовку кадров).

Классификация затрат по экономическим элементам необходима для определения заданий по снижению себестоимости продукции, расчета потребности в оборотных средствах, расчета сметы затрат и для экономического обоснования инвестиций, а также для вычисления показателей материалоемкости, зарплатоемкости (трудоемкости), фондоемкости продукции.

Затраты предприятия группируются по статьям калькуляции с целью исчисления себестоимости отдельных видов продукции. Выделяют следующие статьи калькуляции:

− сырье и материалы;

− возвратные отходы (вычитаются);

− покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций;

− топливо и энергия на технологические цели;

− заработная плата производственных рабочих;

− отчисления на социальные нужды;

− расходы на подготовку и освоение производства;

− общепроизводственные расходы;

− общехозяйственные расходы;

− потери от брака;

− прочие производственные расходы;

− коммерческие расходы.

Коммерческие расходы - расходы на тару и упаковку; расходы на транспортировку продукции; комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовым предприятиям и организациям в соответствии с договорами; затраты на рекламу; прочие расходы по сбыту.

Общепроизводственные и общехозяйственные расходы относят к накладным расходам.

Общепроизводственные накладные расходы - это расходы на обслуживание и управление производством (расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые расходы на управление).

Общехозяйственные накладные расходы или накладные расходы непроизводственного назначения - это расходы включают несколько групп: административно-управленческие, общехозяйственные, налоги, обязательные платежи и др.

Основные затраты - затраты, непосредственно связанные с выполнением технологических операций по производству продукции (сырье и материалы, заработная плата рабочих).

Накладные расходы - это расходы, образующиеся в связи с организацией, обслуживанием производства и управлением им (общепроизводственные и общехозяйственные расходы).

Прямые затраты - это затраты, которые связаны непосредственно с производством отдельных изделий и относящиеся на их себестоимость прямым путем.

Косвенные затраты - это затраты, которые связаны с организацией и управлением производства и относятся на себестоимость косвенным путем.

Текущие затраты - это расходы, имеющие частую периодичность осуществления (расход сырья и материалов).

Единовременные затраты - это затраты на подготовку и освоение выпуска новых видов продукции, расходы, связанные с пуском новых производств.

Переменные затраты зависят от изменения объема производства (продаж) и прямо пропорционально изменяются при увеличении или снижение объема производства. Но, рассчитанные на единицу продукции, переменные затраты неизменны при любых изменениях объема производства.

Постоянные затраты не зависят от объема производства. При расчете на единицу продукции постоянные затраты меняются в обратной зависимости от объема производства (продаж): при увеличении объема производства они снижаются, при падении объема производства они растут.

Смешанные затраты содержат в себе как постоянную часть, так и переменную. Как правило, в составе данных затрат выделяют постоянную и переменную части и относят к условно-постоянным и условно-переменным затратам соответственно.

На рисунке 1 представлены графики изменения переменных, постоянных и суммарных затрат в зависимости от изменения объема производства (продаж).

Рисунок 1 - Поведение переменных, постоянных и суммарных затрат в зависимости от объема производства

 

На рисунке 2 представлены графики изменения средних затрат (затрат на единицу продукции) в зависимости от объема производства (продаж).

Рисунок 2 - Динамика изменения предельных переменных и предельных постоянных

 

Деление затрат на переменные и постоянные имеет большое значение для нахождения точки безубыточности.

Точкой безубыточности называется такой объем производства продукции, при котором прибыль от реализации оказывается нулевой, т.е. маржинальная прибыль совпадает с постоянными затратами.

Точка безубыточности легко вычисляется на основе данных отчетного периода, если принять следующую систему предположений:

1. Любое количество производимой продукции немедленно и без остатка продается по фиксированной цене;

2. Затраты, отнесенные к переменным, ведут себя в соответствии с определением этого вида затрат, т.е. прямо пропорционально зависят от количества производимой продукции;

3. Затраты, отнесенные к постоянным, ведут себя в соответствии с определением этого вида затрат, т.е. остаются неизменными при изменении количества производимой продукции.

В рамках предположения 1 точка безубыточности может измеряться непосредственно количеством производимой продукции или же выручкой от продажи продукции по фиксированной цене. Соответственно, можно говорить о точке безубыточности по количеству и точке безубыточности по выручке.

Предположение 2 означает, что при изменении объема производства должны оставаться постоянными следующие два удельных показателя:

− переменные затраты, приходящиеся на рубль выручки;

− переменные затраты, приходящиеся на единицу продукции.

Но тогда будут оставаться постоянными и два других удельных показателя:

− маржинальная прибыль, приходящаяся на рубль выручки;

− маржинальная прибыль, приходящаяся на единицу продукции.

Выше отмечено, что точка безубыточности характеризуется ситуацией, когда маржинальная прибыль совпадает с постоянными затратами. Справедливы следующие правила расчета точек безубыточности:

− точка безубыточности по выручке равна отношению постоянных затрат к маржинальной прибыли, приходящейся на рубль выручки;

− точка безубыточности по количеству равна отношению постоянных затрат к маржинальной прибыли, приходящейся на единицу продукции.

Запас финансовой прочности показывает, сколь далеко текущий объем продаж находится от точки безубыточности. В зависимости от способа измерения объема продукции и самого запаса прочности различают три понятия:

− запас финансовой прочности по выручке – разница между выручкой от продажи продукции и точкой безубыточности по выручке;

− запас финансовой прочности по количеству – разница между количеством проданной продукции и точкой безубыточности по количеству;

− относительный запас финансовой прочности – процентное отношение запаса финансовой прочности по выручке (или количеству) к выручке от продажи продукции (или количеству проданной продукции).

Понятно, что при фиксированной цене определение последнего показателя через стоимостные или количественные параметры дает одинаковый результат.

При положительной величине производственной прибыли показатели запаса финансовой прочности также положительны. В этом случае они говорят, насколько можно снизить объем продаж (в стоимостном, количественном или процентном выражении), чтобы «опуститься» на точку безубыточности. Чем выше эти показатели, тем более устойчивой является основная (производственно-сбытовая) деятельность предприятия.

При отрицательной величине производственной прибыли (но положительной маржинальной прибыли) показатели запаса финансовой прочности также отрицательны. В этом случае их абсолютные значения говорят, насколько следует поднять объем продаж, чтобы «добраться» до точки безубыточности.

Планирование себестоимости является одной из основных составляющих технико-экономического планирования предприятия.

Цель планирования издержек (себестоимости) - это оптимизация текущих затрат предприятия для обеспечения необходимых темпов роста прибыли и рентабельности на основе рационального использования денежных, трудовых и материальных ресурсов.

План по издержкам предприятия включает в себя следующие разделы:

− расчет снижения себестоимости продукции за счет влияния на нее технико-экономических факторов;

− калькулирование себестоимости видов продукции (работ и услуг);

− смета затрат на производство.

При планировании себестоимости продукции применяются следующие методы:

1. Пофакторный метод - определение влияния технико-экономических факторов на издержки производства в планируемом году по сравнению с предыдущим годом.

2. Сметный метод - обоснование каждой статьи себестоимости с помощью специальной сметы затрат.

3. Метод калькуляций - обоснование величины затрат на производство единицы продукции, работ, услуг или их структурных элементов, например детали, узла.

4. Нормативный метод - уровень затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг рассчитывается на основе заранее составленных норм и нормативов.

При планировании себестоимости продукции названные выше методы применяются в комплексе, они дополняют друг друга и делают процесс планирования издержек сквозным.

С целью повышения эффективности общественного производства имеет большое значение снижение себестоимости продукции, которое предполагает экономное потребление ресурсов.

Значение снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем:

− увеличение прибыли, которая остается в распоряжении предприятия, что позволяет вести не только простое, но и расширенное воспроизводство;

− появление больших возможностей для решения социальных проблем коллектива предприятия, а также материального стимулирования работников;

− улучшение финансового состояния предприятия;

− появление возможности снижения продажной цены на свою продукцию, а это позволяет повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж.

Факторы снижения себестоимости - это количественно соизмеримые возможности экономии затрат.

Технико-экономические факторы можно объединить в 4 группы, среди которых выделяют главные:

1) повышение технического уровня производства:

− внедрение новой и совершенствование применяемой техники и технологии;

− расширение масштабов применения новой техники, технологии, модернизация и улучшение эксплуатации действующего оборудования;

− применение новых видов и замена потребляемого сырья, материалов, топлива и энергии, улучшение их использования;

− повышение качества выпускаемой продукции, улучшение ее характеристик;

2) совершенствование управления, организации производства и труда:

− рационализация управления производством;

− улучшение организации и обслуживания производства;

− улучшение организации труда и использования рабочего времени;

− ликвидация излишних затрат и потерь (включая потери от брака);

3) изменение объема и структуры продукции, структуры производства:

− относительное изменение условно-постоянных расходов как следствие изменения объема производства продукции;

− относительное изменение амортизационных отчислений;

− изменение структуры выпускаемой продукции;

− ввод новых производств (а в объединениях также и ввод новых предприятий);

− освоение новых предприятий и подготовка производства на действующих предприятиях;

4) изменение условий хозяйствования:

− изменение цен на производимую продукцию;

− изменение цен на потребляемые сырье, материалы, комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо, энергию;

− изменение оплаты труда в соответствии с решением правительства;

− изменение условий налогообложения;

− оценка основных фондов и изменение норм амортизации.

К особо важным источникам снижения себестоимости продукции относятся:

− увеличение объема производства за счет более полного использования производственной мощности, производственных площадей, совершенствования технологий, рациональной организации ремонта;

− снижение себестоимости продукции обеспечивается за счет повышения производительности труда;

− снижение себестоимости за счет экономного использования сырья, применения заменителей, совершенствование ассортимента и структуры производимой продукции, сокращение непроизводительных расходов и сокращение брака;

− сокращение затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость продукции.

 

Date: 2015-06-11; view: 731; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию