Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос: Что делаешь?





 

Ø Научите ребенка задавать вопрос: Что ты делаешь? Скажите (шагая по комнате): Спроси у меня – что я делаю? Скажи: Что ты делаешь? Отдельно потренируйте слово: делаешь. Ребенок может произносить его невнятно. Несколько раз вместе потренируйте весь вопрос.

Ø Совершайте различные действия, ребенок спрашивает: Что ты делаешь? Отвечайте: Я иду, я бегу.

 

Речевой материал: ем, пью, даю, иду, пою, ищу, мету, бегу, режу, лью, несу, везу, сижу, лежу, машу, мою, еду, рычу, мычу, лаю, лечу, варю, солю, беру, мажу, тру, стою, сплю, стучу, плыву, гляжу, кладу, плачу, прошу, пляшу, кричу, прячу, глажу, говорю, падаю, кидаю, болею, купаю, гуляю, играю, хохочу, слушаю, целую, катаю, щупаю, рисую, читаю, копаю, мяукаю.

Все эти глаголы можно проиллюстрировать наглядными действиями или жестами.

 

Не используйте возвратные глаголы (смею сь, мою сь), глаголы с приставками (за крываю, от крываю), глагол должен начинаться с корневой части. Избегайте глаголов с близким значением (мою – стираю, тру – чищу, иду – шагаю), их трудно различать.

 

Ø Совершайте действия. Ребенок спрашивает: Что ты делаешь? Отвечайте: Я лежу, я стою. Если ребенок не понимает значение глагола, объясняйте его жестами. Я болею – заверните голову полотенцем, сделайте страдальческое лицо; я сплю – прилягте, закройте глаза и похрапывайте. Показывайте действия и называйте глаголы многократно.

Образование глаголов от звукоподражаний.

 

Ø Покажите картинку с животным(тигра), которое ребенок называл звукоподражанием. Спросите: Кто это? Ребенок: Это – тигр. Вы: Тигр говорит – Р-Р-Р, он рычит. Повторите вместе слово: рычит. Спросите: Что делает тигр? Что он делает? Ребенок: рычит. Заодно вы вводите в обращение местоимение: он.

Ø То же с другими картинками. Изображайте, как «говорят» животные, ребенок угадывает, каким глаголом можно назвать их «речь»: Тигр говорит Р-Р-Р, он рычит. Корова говорит – М-М-М. Что она делает? (мычит). Если нужно, подсказывайте. Если ребенок произнесет глагол неправильно, похвалите и назовите правильное слово. Он должен повторить.

 

Эти упражнения очень важны, так как формируют у ребенка интерес и способность к словообразованию. Кроме того, такие глаголы проще запоминать.

 

Речевой материал: тигр Р-Р-Р – рычит; корова М-М-М – мычит; мышь ПИ-ПИ – пищит; кот МЯУ – мяукает; еж ФЫР – фыркает (фырчит); ворона КАР – каркает; сова УХ-УХ – ухает; кукушка КУ-КУ – кукует; лиса ТЯВ – тявкает; мишка БУ-БУ бубнит; комар С-С-С – свистит; гусь ГО-ГО – гогочет, утка КРЯ-КРЯ – крякает; змея Ш-Ш-Ш – шипит; жук Ж-Ж-Ж – жужжит; лягушка КВА-КВА – квакает; воробей ЧИРИК-ЧИРИК – чирикает; курица КУДАХ-КУДАХ – кудахчет (кудахтает).

 

Можно использовать другие звукоподражания: вода БУЛЬ – булькает; толстяк ПЫХ-ПЫХ – пыхтит; папа ХО-ХО – хохочет; часы ТИК-ТИК – тикают; звонок ДИЛИНЬ – дилинькает; ветка ХРУСТ-ХРУСТ – хрустит; птичка ТЕНЬ-ТЕНЬ – тенькает; ветер ШУР-ШУР – шуршит; заяц морковкой ХРУМ-ХРУМ – хрумкает; дождь КАП-КАП – капает; молоток СТУК-СТУК – стучит; дверь ХЛОП-ХЛОП – хлопает; нос ХЛЮП-ХЛЮП – хлюпает; дед БУР-БУР – бурчит; малыш ТОП-ТОП – топает; мама малыша БАЮ-БАЮ – баюкает; воробей ПРЫГ-ПРЫГ – прыгает.

 

Ø Показывайте на картинки или изображайте соответствующие действия, ребенок произносит подходящий глагол. Окончания он может недоговаривать или употреблять неправильно (стукает, буркает и т. п.). Повторяйте за ним правильно, не исправляя его специально, чтобы не отбить охоту к словесным экспериментам.

 

Использование глаголов в простой фразе.

 

Ø Совершайте действие (бросайте игрушку) и называйте его: Я кидаю. Говорите ребенку: А как ты кидаешь? Он выполняет действие, вы в этот момент спрашиваете: Что ты делаешь? Ребенок: Я кидаю.

Ø Бросайте различные предметы (которые ребенок умеет называть): Я кидаю мяч, я кидаю тапок. Давайте ему те же предметы, пусть он бросает их и произносит соответствующие предложения. Сначала можете говорить с ним вместе.

Ø То же делайте с другими глаголами, к которым можно подобрать существительные в винительном падеже: даю, несу, кладу. Поясняйте глаголы жестами.

Речевой материал: я пью сок (чай, кефир); я ем кашу (суп); я мету пол (ковер); я режу хлеб (сыр, пирог); я лью воду (молоко); я мою пол (окно); я варю щи (кашу, суп); я тру стол; я прошу мяч (хлеб); я солю суп (кашу); я рисую дом (сад, лес).


 

Второе лицо глагола.

 

Ø Шагайте вместе с ребенком, показывайте на себя и на ребенка: Я иду. Ты идешь. Ты идешь – я иду. Меняйте последовательность высказываний, чтобы ребенок не употреблял их автоматически по порядку. Спрашивайте: Что ты делаешь? Я… (иду). Я что делаю? Ты… (идешь). Делайте паузы, чтобы он закончил высказывание. Ребенок долго может путать форму глагола, говорите с ним вместе.

Ø Это упражнение выполняйте с другими глаголами.

Ø Игра: «Кто куда идет». Подходите к разным предметам: Я иду к окну, к столу и т. п. Спрашивайте: а ты куда идешь? Показывайте ребенку взглядом, куда он может направиться. Ребенку подходит к предметам и произносит предложения. Скорее всего, он будет пропускать предлоги и использовать существительные в именительном падеже (Я иду дверь, я иду стол). Это не страшно. Хвалите его, говорите – «правильно» и повторяйте предложения, так – как нужно.

Продолжайте игру. Говорите: Я иду к окну, а ты куда идешь? Ребенок отвечает, куда идет, самостоятельно выбирая действие.

Дальше ребенок сам «ведет игру», как до этого вы: совершает действия, произносит нужные фразы и спрашивает у вас, куда идете вы.

Совершайте действия, спрашивайте у ребенка: Куда я иду? Он отвечает: Ты идешь…(туда-то, туда-то).

Эти задания выполняйте с другими глаголами (сижу, лежу, стою).

 

Для выполнения дальнейших упражнений понадобится помощник.

 

Третье лицо глагола.

 

Ø Совершайте действие (ребенок и помощник делают то же) и комментируйте его: Я стою. Спрашивайте у ребенка: Ты что делаешь? Он: Я стою. Кивайте головой на помощника: Он что делает? Сами отвечайте: Он стоит. Повторяйте: Я стою, ты стоишь, он стоит. Затем интересуйтесь у ребенка: Я что делаю? Ты…(идешь). Ты что делаешь? Я…(иду). Он что делает? Он…(идет). Делайте паузы, чтобы ребенок закончил высказывания.

 







Date: 2015-07-17; view: 546; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию