Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Линеечная бездонка В. Ф. Ващенко с надставкой





Круглая дуплянка (VII), выдолбленная из липового или другого дерева, обрубка, по мере вздорожания леса, становит­ся все дороже и понемногу уступает свое место сбитой из 4-х

досок.

О пчеловождении в круглых обыкновенных дуплянках упоминалось в методе г. Юшкова (отд. I, Группа Г.) и будет

говориться ниже.

Улей. (VII). В.Ф. Ващенко, один из известных украинских пчеловодов, предпочел делать бездонку из досок и потому, что в ней легче приделать вверху линейки, и легче приделать надставку для получения центробежного меда. Кроме того, такие бездонки лучше укладываются и в погребе, и на телеге. В общем, усовершенствованная бездонка Ващенко напо­минает бездонку Юшкова, но имеет вышину 1 арш. 1 вершок и сделана из досок более тонких, а именно: в 3/4 вершка тол­щины и 7 вершков ширины. Из 4 таких досок сбивается труба, имеющая внутри 6,25 вершков с каждой стороны. В этом квадратном пространстве помещается 8 сотов, прикреплен­ных пчелами к 8 линейкам, прибитым вверху улья. Так как ли­нейки несколько пущены внутрь улья, для чего в передней и задней стенках улья выдолблены особые гнезда, то между ли­нейкой и положенным сверху потолком остается пространст­во, служащее для прохода пчел. На низ улья при перевозке на­бивается рамка с набитой на ней проволочной сеткой или редким холстом, последний удобнее, если стоит засуха и доро­га пыльна, так как при сетке соты чересчур запыляются.

Потолок снабжен шпугами, которые препятствуют ему ко­робиться и прикрепляются к улью посредством деревянных тиблей и двух крючков. Этот самый потолок переносится на надставку, когда последняя ставится на улей. Надставка сбита

из досок в 1/2 вершка толщины и заключает в себе 8 рамок, причем хорошо, если на пасеке будет Иметься несколько ра­мочных ульев с такими же рамками. Тогда всегда можно будет иметь черву, чтобы посредством ее заманить пчел в надставку и заставить в ней работать.1 Леток в надставке представляет собой выемку в 8 мм вышины и 8 см длины, сделанную в од­ной из стенок, снизу. Леток же в самом улье делается посреди­не улья и внутрь его немного возвышается, что предупрежда­ет затекание воды. Занос улья холодный и аршинные соты его поддерживаются снозами, вложенными в боковые стенки улья попарно, через каждые 4 вершка, начиная сверху.

Имея до 400 таких ульев, В. Ф. Ващенко с двумя помощни­ками получал значительные сборы меда в местности, в кото­рой существует только один серьезный взяток с поздней гре­чихи, зацветающей в конце июля.

В общем (ІІІи), задача пчеловода сводится к тому, чтобы пасеку отроить как можно раньше, с расчетом, что до главно­го взятка и рои, и материнские семьи смогут войти снова в си­лу. Таким образом, пасечник, у которого во время главного взятка работают, напр., 200 семейств, вынужден осенью, зи­мой и весной содержать только половину, т. е. 100 семейств, что составляет, конечно, большую экономию труда и расхода на корм. Идя к этой цели (Ив), В.Ф. Ващенко с середины апре­ля принимался за подкормку пчел в холодные дни ранней вес­ны на черву теплой сытой все увеличивающимися порциями. В Полтавской губернии это не представляется рискованным, так как тепло наступает еще в конце марта. Кроме того Ва­щенко утверждал, что очень жидкая подкормка освобождает пчел от ношения воды и не только не увеличивает, но умень­шает их вылет, поэтому подкормка не прекращается и в хо­лодные дни.

Благодаря этой подкормке, большинство ульев в середине мая настолько богаты уже пчелой, что при переворачивании их в нелетное время для осмотра, видишь, как куча пчел, сидя­щих под вощинами, медленно переваливается с них на стенки улья. Если предоставить пчел самим себе (ІІІв), то посыплют­ся рои, но В. Ф. Ващенко предупреждает это, беря от более сильной половины своих семейств отгоны, которые помеща­ют в пустые, но с широко навощенными линейками досчатые дуплянки. Эти отгоны (или отборки) составляют только часть семьи с маткой, в отличие от перегона или высадок г. Юшко­ва, составляющих все взрослое население улья. Для получения отгона дуплянка подкуривается и, когда пчелы наберутся меду, их постукиванием и раскачиванием перевернутой и накрытой

' Ниже будет упоминаться о другом способе получения червы для надставок на разборные ульи.

холстом дуплянки заставляют подняться вверх. Затем холстин­ку с сидящими на ней пчелами осторожно снимают, рассти­лают на земле и, ударив углом улья о землю, вытряхивают в общую кучу сидевших на стенках внутри улья пчел. Тут легко найти матку и разделить население на две части: одну для от­гона, остающегося с маткой на месте, другую для материнско­го улья, относимого в сторону. При этом имеется в виду, что­бы в материнских ульях, после того как их отставят в сторону и с них слетит остальная летная пчела, все-таки осталось пчел достаточно, чтобы воспитать свищевые маточники и осиро­тевшую черву.


Примечание. Так как материнский улей, лишенный лет­ных пчел,страдает от жажды, то с целью избежать возни с дачей им воды, отгон и материнскую семью многие ставят на палету так, чтобы место, на котором стоял улей до рое­ния, осталось бы свободным между роем и материнским. Сохранит материнский улей летных пчел и в том случае, если он, или вся пасека будут отвезены под взяток, что то­же случается часто при кочевом пчеловодстве с дуплянка­ми. О выгонке пчел из бездонков сказано в методе Юшкова.

Через 8—10 дней такие же отгоны берутся и от другой, бывшей более слабою, половины пасеки, которая к этому вре­мени тоже значительно поправилась. В это время у пчеловода имеются свищевые маточники в первой, раньше отогнанной, половине пасеки. Часть этих маточников прививается к мате­ринским ульям второй партии, и, благодаря этому, все мате­ринские ульи уже в середине июня имеют плодных сеголетних маток и притом от семейств, развивавшихся с весны более ус­пешно. Я уже упомянул, что в распоряжении В. Ф. Ващенко был только поздний взяток, а потому приходилось каждому отгону дать по 5, иногда даже по 15 фунтов меду, лишь бы за­ставить, как можно скорее, оттянуть соты вершков на 8, т. е. сделать половину заноса. Если рою корм не будет дан,' то си­ла в новом улье растеряется, и ему тогда не поможет даже на­ступивший взяток. В материнском улье, пока выведется и оп­лодотворится матка, накопится немного меду, а затем, после оплодотворения матки, оставшиеся свободными от меда соты будут зачервлены.

В середине июля гречишные поля "выкинули кашку", т. е. собираются зацвести. Если пасеку, как это обыкновенно дела­ется у крестьян, предоставить самой себе (ІІІв), то большая часть отгонов начнет готовиться ко второму роению; напло­дятся трутни и посыплются парой, а меньшая часть отгонов, состоящая из более слабых ульев, будет сидеть на своих 8,

1 В безвзяточное время.

дотянутых только до половины и заполненных червою, сотах не имея силы, чтобы потянуть свои вощины дальше вниз, и не имея места складывать мед. Материнские ульи тоже будут чувствовать себя плохо; вощина их еще с весны протянута до низа и червы от оплодотворившейся матки у них масса. Эта черва требует ухода и обогревания, и для сбора меда, несмот­ря на большую, сравнительно, силу пчел, может отлучаться в поле немного.

В. Ф. Ващенко выводил (ІVф) своих пчел из затрудни­тельного положения следующим образом: семьи выгонялись полностью из ульев, и материнские с молодыми матками пускались на гнезда перегонов, а пчелы в бывших майских перегонах — на гнезда материнских, причем, их старые мат­ки уничтожались. Пчелы, следовательно, оставались на прежних местах, но помещались теперь в обмененных места­ми гнездах. Само перемещение пчел усиливает их трудолю­бие, придавая им нечто вроде роевой энергии. Эта энергия усиливается еще прибавкою надставок (VIII) ко всем тем уль­ям, где пчелы достаточно сильны, чтобы начать работать в них. Если улей не достроен до шву, а пчелы медлят присту­пить к достройке его, то это не должно печалить пасечника, так как пчелы могут складывать мед в готовые вощины дан­ной им надставки. Если же пчелы не хотели работать в над­ставке, то в нее давали черву из рамочного улья и, зарешетив леток в самом улье, временно заставляли пчел летать исклю­чительно через леток в надставке, кстати сказать, всегда обра­щенный в ту же сторону, что и леток улья. Работа центрифуга еще больше взвинчивает энергию пчел.


Так как молодые матки с сравнительно большою силою попали теперь в недостроенные ульи, то в большинстве случа­ев, в этой партии с началом взятка одновременно начиналось заполнение медом надставки и постройка сотов, причем строилась по преимуществу пчелиная вощина. Эта партия ульев шла в зимовку. Другая же половина пасеки, застроенная еще с весны, подкрепляла своею червою пришельцев, лишен­ных матки, и вскоре огромная армия рабочих пчел начинала заливать надставку и соты улья медом. К осени, благодаря от­сутствию матки и энергичному лету за взятком, сила в ульях значительно растрачивалась, и остатки ее частью закурива­лись серой, частью присоединялись к более слабым семьям, предназначенным для зимовки. При этом можно позаботить­ся о заготовке вощанок, о которых подробнее говорится в описании ухода за круглой дуплянкой и в методе Юшкова.

Примечание. Мне хорошо известны все возражения, которые делаются против применения серы, и эпитеты,вро­де "пчеломор", "пчелокур". Но я ни от кого не слышал и нигде

не прочел указания, как дупляночнику поступить осенью с его лишней и, в большей части, старой пчелой и не имею доказательств,что в глазах пчеловода-промышленника пче­ла должна занимать более привелигированное положение сравнительно с другими животными, идущими на потребу человеку. Замена дуплянки рамочным ульем для некоторых дупляночников, пока еще не осуществилась, да и вряд ли скоро осуществится, а если всю лишнюю пчелу, которой в местах с поздним взятком окажется много, присоединить к зимовникам, то получится перегрузка ульев пчелой и в результате плохая зимовка. Остается только один выход: продажа пчел нашим югом северным губерниям, что, как показал опыт, вполне возможно, но всякому ясно, что этот совет не может быть дан для всеобщего употребления, как и некоторые другие частные приемы, рекомендуемые пче­ловодной литературой.

Оканчивая изложение этого метода, следует добавить, что бывают весны (Иг) исключительно неблагоприятные для пасе­ки, и тогда в середине мая нельзя будет от неуспевших еще раз­виться семей взять отгоны. В такие полетки предоставляют пчелам роиться естественным образом (в июне) и сажают эти рои не в дуплянки, а в надставки, которые сразу ставят на верх материнской семьи, летком в противоположную сторону, и тогда вылетающие из него пчелы, побегав немного по задней стенке улья, вскоре попадают в леток надставки. Когда ниж­ний улей обзаведется маткой, а в надставке получится один или два выплода пчелы, то старую матку из надставки удаля­ют, а равно и разделительную доску. Чтобы соединение пчел произошло более мирно, разделительную доску можно заме­нить за сутки до соединения сеткой, и пчелы приобретут оди­наковый запах. Кроме того, для соединения наиболее удобное


время в вечерние сумерки.

Если поздние рои в надставку посажены незадолго до главного взятка, то по наступлении взятка откладывать со­единение не следует, хотя бы в нижнем улье находилась еще

неплодная матка.

Все, что сказано по поводу неблагоприятных весен в местах с одним поздним взятком, целиком может быть применено в го­ды с хорошей весной к местам, имеющим только июньский взя­ток. В этом случае июньский взяток играет роль главного позд­него, и работы без изменений переносятся с середины июня на

середину мая.

Итак, жидкую подкормку начинают с первых чисел апре­ля; в середине мая берут отгоны с лучшей половины семей, а через неделю с остальных, причем им прививают маточники. Если взятка нет, то все отгоны подкармливаются. Перед позд­ней гречихой выгоняют все семьи и материнские садят на не-

достроенный запас отгонов, а отгоны заменяются старыми матками из гнезда материнских. Теперь же вся пасека получа­ет надставки. По окончании взятка семьи с старым заносом поступают в доход, а с молодыми идут в зимовку. В плохие весны отгонов не делают (ІІІв), а натуральные рои сажают в надставки, отделенные от материнских доской, которую при наступлении взятка вынимают, выловив предварительно ста­рую матку в надставке. Надставка, таким образом, обращает­ся в магазин.







Date: 2015-06-11; view: 358; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию