Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лангстрота-Рута и Кука





Г. Ильинский, будучи в курсе не только русской, но и ино­странной литературы, провел среди пчел не один десяток лет в напряженной работе мысли, а потому небезинтересно знать, в какую форму вылилось, в конце концов, его пчеловождение. Еще в 1884 году он перевел свою дупляночную пасеку в лежа­ки Берлепша, но затем под влиянием г. Зубарева, бывшего ре­дактора "Русского Пчеловодного Листка" и считавшего идеалом улья изобретенный им (Зубаревым) двухсемейный англо-американский улей, г. Ильинский перешел к этому улыо. Далее им был испробован улей Бентона, Дадана и, веро­ятно, и другие системы. Вчитываясь в статьи о промышлен­ном американском пчеловодстве, ставящем себе задачей по возможности упростить уход за пчелами на большой

промышленной пасеке, г. Ильинский облюбовал улей Кука, (VI) очень схожий с последним образцом улья Лангстрота-Ру-та и состоящий из ящиков и полуящиков, имеющих внутри 465 мм длины и 306 мм ширины, а высота равна 240 мм. Он вмещает в себе только 8 рамок, но можно прибавить 0,5 дюй­мовую вставную доску, служащую только для того, чтобы об­легчить вынимание рамок. Пол-улья — это две соединенные доски, идущие параллельно рамкам и впереди, у летка, и сза­ди взятые в шпунт. Задний брусок шпунта выступает вверх на 10 мм и имеет ширину задней стенки улья. По бокам к полу прибиты планки такой же ширины и высоты.

Поставленный (VI) на этот пол улей имеет подрамочное пространство в 10 мм. Более высокого г. Ильинский не желает иметь, т. к. оно увеличило бы объем воздуха, который при­шлось бы пчелам обогревать. Пчелам, попавшим на дао, уда­ленное от рамок, было бы там, при низкой внешней темпера­туре холодно, и они застывали бы, затрудняясь вернуться на рамки. Ссылаясь на ничтожность зимней осыпи у дуплянок, зимующих лежа боком, и на удачные опыты с зимовкой ульев в опрокинутом виде, следовательно, также без подрамочного пространства, г. Ильинский утверждает, что обычное большое расстояние между дном и рамками является главной причиной гибели на зимовке пчел.

Сверху улья Кука рамки не доходят на 7,5 мм. до верхне­го края стенок, и, следовательно, если сверху поставить дру­гой ящик, то между рамками останется проход на 7,5 мм. Та­кой же проход останется, если улей покрыть сверху потолком, служащим вместе с тем и крышей.

Пользуясь этим проходом, пчелы никогда не погибнут от голода, пока в какой-нибудь из рамок находится еще мед.

Такой маленький улей целиком занят семьей и обогрет ею во всех углах одинаково. И это в особенности ценится амери­канскими пчеловодами, которые на общем съезде во время всемирной выставки в г. Чикаго признали его преимущество перед большими ульями. Диафрагма в большом улье, хотя бы и теплая, по причине щелей вокруг себя, не может помешать уходу тепла из пчелиного гнезда в задиафрагаешюе простран­ство. Ценна также ненужность клеенки, покрышек, подушек, всегда также оставляющих щели для ухода теплого воздуха вверх и в то же время дающих укрытие муравьям и мотылице.1 Крыша-потолок — это две или три доски, соединенные, как и дно, в передней и задней стороне брусками, в которых выбраны шпунты; эти бруски толще досок и нависают на

' Вера в большие ульи в последнее время ослабевает. Известный на Украине пчеловод В. А. Нестерводский, после ряда опытов с 8-рамочными ульями в Харькове, тоже пришел к убеждению, что они скорее других приходят "в силу".

переднюю и заднюю стенки улья, придавая крыше на улье не­которую устойчивость. Чтобы крыша не коробилась от дождя и не текла, она накрывается куском загнутого по краям желе­за, окрашенного в белый цвет.

Под железо можно в летнюю жару положить соломенную мату, старые газеты или тоненькие дощечки.

Теперь опишем выработанный г. Ильинским крайне про­стой уход за пасекой, представляющий собой соединение ме­тодов Симминса и Юшкова.

Ульи, во избежание налетов, выносятся из погреба (Іа) с вечера и чисто по-американски ставятся прямо на землю; единственно, что допускается — это подослать под улей для теплоты камыш, солому и проч.1 Леток, следовательно, оста­ется вблизи земли, и в него свободно входят те пчелы, которые при осмотре оборвались с рамки или сели на землю, возвра-тясь с работы.

1-я РАБОТА. Как только пчелы облетелись, первый улей ставится на запасное дно, а дно, принадлежащее ему, после очистки попадает под следующий улей.

Затем ульи осматриваются снизу, для чего каждый из них ставится отвесно на заднюю стенку. Щели между ульем и кры­шей замазываются глиной. Довольно низкие рамки, которые можно немного и раздвинуть, дают возможность выяснить ве­лика ли в улье сила, не испорчены ли плесенью, мотылицей или мышами вощины, имеется ли медь и черва (о подкормке см. в дополнительных сведениях).


2-я РАБОТА производится в мае (в Белгородском уезде, Курской губ.) и состоит в осмотре улья опять-таки снизу.

Те ульи, которые переполнены червой и пчелой и, вероят­но, пожелают вскоре роиться (ІІІв), должны отдать рамки две червы с сидящими на них пчелами тем ульям, которые по ка­кой-либо причине отстали в своем развитии. Для этого из си­лачей рамки со зрелой червой и с пчелой, но без матки, пере­ставляют в пустые ящики, откуда захваченным старым пчелам через открытые летки дают возможность вернуться к своим семьям, а затем черву с оставшимися на ней молодыми пчела­ми раздают слабышам, отбирая у них пустые рамки для запол­нения освободившихся у силачей мест.

Такое "противуроевое" уравнение сил, делаемое за неко­торое время до наступления главного взятка, удерживает си­лачей на время от роения, а слабым семьям дает возможность усилить червление и к главному взятку, таким образом, вся пасека одновременно созревает для медовой жатвы. Кро­ме отъема червы, некоторые силачи теперь же получают,

1 Райковский советует подкладывать плашки, кусочки ненужных дощечек.

во избежание роения, по первой надставке с застроенными

полурамками.

3-я РАБОТА. Недели через две г. Ильинский дает силачам вторые надставки под надставки, поставленные раньше. По­лучившаяся среди построек пустота побуждает пчел сосре­доточиться на скорейшей застройке ее и не думать о роении. В это же время снова у более сильных ульев отбирается черва, но уже не для подсилки отстающих семей (ІІІи), а для образо­вания некоторого числа роев, путем налета пчелы на эту чер­ву. Эти рои ставятся на палету с материнскими семьями и в большинстве случаев при наступлении главного взятка соеди­няются с ними снова.

4-я РАБОТА. Непосредственно перед началом взятка г.Ильинский снова работает на пасеке, снабжая пчел вощина­ми для складывания меда и предупреждая отход естественных роев. К меньшей части ульев он применяет метод Симминса, причем ставит под гнездо новый ящик с начатками и переме­щает в него же одну-две рамки с червой и маткой. Прежнее гнездо помещается наверх и таким образом обращается в ма­газин и отделяется решеткой.

Дней через 7—9 его надо пересмотреть, чтобы уничтожить часто закладываемые пчелами свищевые маточники. Осталь­ные ульи, т. е. большинство ульев всей пасеки, делятся на две части: п — перегоны и м — медовики, и у одной части — и, со­стоящей из семей средней силы, все пчелы стряхиваются на на­чатки в вершка два длины, причем они сразу получают обыкно­венно одновременно застроенную надставку с полурамками.

Вторая часть — м, более сильная, получает сверху по ящи­ку с червой без пчелы и только впоследствии надставку. Этот метод Юшкова дает возможность г. Ильинскому по очереди то в одной половине пасеки, то в другой обновить гнезда, а от остальных ульев получить мед. Когда эта работа перед взят­ком закончена, то остается по мере надобности центрифужигь ульи или надставки и, заканчивая это ценгрифуженье, позабо­титься посредством перестановок рамок о том, чтобы в ульях, идущих на зимовку, был достаточный запас меда. Освобож­денные от меда рамки помещаются под гнездами, где их пче­лы оберегают от мотылицы.


5-я РАБОТА. (Vб). В августе все подставленное убирается и пчел подготавливают к зимовке; при этом, конечно, случает­ся, что некоторые семьи еще так сильны, что не могут помес­титься в одном восьмирамочном улье. Г. Ильинский в этом случае оставляет на месте тот этаж, в котором имеются доста­точные запасы для зимовки, перемещает в него матку, а дру­гой ящик вместе с пчелой и червой относит в сторону, снабдив запасным дном и крышей. Отнесенные пчелы частью (летные) слетают к своей матке на прежнее место, а молодые, остав-

шись в переставленном этаже, выводят свищевую матку. Хотя эта матка, за отсутствием уже трутней, не может оплодотво­риться, но все-таки она помогает перезимовать пчелам, кото­рые весной,могут быть использованы для подсилки слабыша.

Омшаник и зимовка. (Уд). Вполне благополучную зимов­ку ульев даже и со старыми, слетевшими осенью к своей мат­ке, пчелами можно объяснить идеальным устройством омша­ника г. Ильинского. Он вырыт в сухом глиняном пригорке и имеет потолок, состоящий из жердей, расположенных верш­ков на 10 друг от друга, из 4-вершкового слоя камыша и, на­конец, из тонкого слоя сухой земли. Сквозь потолок пропу­щены две вентиляционные трубы, из которых одна в одном конце погреба оканчивается у потолка, а другая в другом кон­це не доходит вершков на 8 до пола.

Крыша сделана из того же камыша. Таким образом и сквозь стены, и сквозь вентиляторы, и сквозь потолок свобод­но может входить свежий воздух, и не имеется ничего, что бы привлекало мышей. А чтобы выгнать оставшихся еще с осени, в погребе недели за две до установки пчел сжигают копыта и рога животных, запах дыма которых мыши не выносят.

Ульи Кука, ради взаимного обогревания, ставятся рядами друг на друга, причем летки закладываются сеткой, не пропус­кающей мышей. Когда пчелы поставлены, вход в погреб за­кладывается досками и заваливается землей. Такой погреб держит чрезвычайно ровную температуру, и пчелы в нем мо­гут остаться до наступления полного тепла, чем устраняется их гибель на холодной земле во время весенних облетов.

Итак, выставленные весною прямо на землю или соломен­ную подстилку ульи приводятся в порядок, причем маломед­ным дается сироп в рамках. Для получения этих рамок назна­чается несколько ульев, которые подкармливаются. Затем крыши обмазываются глиной и дальнейшие осмотры произ­водятся снизу.

В середине мая одна часть силачей отдает по несколько ра­мок червы вместе с молодою, сидящею на них пчелою, отстав­шим ульям взамен отбираемых у слабышей пустых вощин, а другая часть силачей получает по первой надставке с полу­рамками. Это отсрочивает роение. В конце мая часть силачей снова отдает по несколько рамок червы, но на этот раз из них образуются несколько роев, посредством постановки на па-­лету с материнским; другая часть силачей получает первые или вторые надставки. С наступлением взятка к одной части пасеки применяется метод Симминса, а к другой — Юшкова.


Выцентрифуженные рамки в конце взятка ставятся по дню для сохранения пчелами от мотылицы; по окончании взятка проверяются и пополняются зимние запасы, убирается подстав­ленная подниз сушь, а от ульев чересчур сильных отбирается

часть червы с молодою пчелою, которая на новом месте выво­дит свищевую матку; она сохранит пчелу до будущей весны, когда эта семейка будет кассирована. На зиму крышки оста­ются не примазанными; летки зарешетчиваются против слу­чайных мышей, и вход в погреб, сделанный из камыша и зем­ли, заваливается землей.

Дополнительные сведения. Хозяйство г. Ильинского мо­жет быть названо, благодаря своей стройности и оригиналь­ности, методом, и мне хочется по поводу его высказать не­сколько личных соображений, имеющих общее значение в пчеловодстве. Так, напр., Ильинский желает иметь зимою только 10 мм подрамочный простор. Читатель найдет в моей книге мнение весьма авторитетных лиц (Дюлитль, Цесель­ский, Левицкий, Хенд и др.), не согласных в этом важном практическом вопросе с Ильинским. Вопрос, очевидно, нуж­дается в проверке и притом такой, которая всем доступна, так как ничего не стоит в некоторых ульях или устранить подра­мочное пространство, заполнив его опрокинутым ящиком, или образовать его (подняв улей над дном), подложивши под плечики рамок раму, приподнимающую их над дном.

По поводу постановки ульев прямо на землю можно заме­тить, что если постановка ульев на той или другой высоте от земли объясняется желанием работать сидя или стоя, то про­тив этого ничего возразить нельзя. Но если, ставя ульи прямо на землю, утверждают, что им там теплее, или, что им теплее на аршинных кольях, то такое объяснение ошибочно. Нижний слой воздуха сильно нагревается днем не от солнечных лучей, а от соприкосновения с нагретой землей, а перед рассветом он же стынет от соприкосновения с быстро остывающей ночью землей, поэтому улью, стоящему на земле, днем будет очень жарко, а к концу ночи очень холодно. Метеорология учит, что на поверхности, не свободной от травы, более постоянная температура в воздухе находится на 35 см от травы.

О весенней подкормке по нужде (Іж). Необходимость ее г.Ильинский определяет, поставив улей на заднюю стенку и смотря на него снизу. Но точнее и легче было бы это сделать, подвешивая улей у дверей погреба при выставке пасеки. Дача запасов голодающим производится постановкою рамок с за­печатанным медом или заполненных сиропом. Чтобы полу­чить эти последние у нескольких семей между дном и гнездом ящиков помещается надставка, куда ставится посуда с кор­мом, прижатая к стенке улья. Сдвинув улей немного вперед, получаем сзади щель, через которую по вечерам можно напол­нять кормушку сиропом. В течение ночи этот сироп сильной семьей переносится в рамки, а утром эти рамки обмениваются местами с сушью голодающих семей. Таким образом,можно предотвратить возникновение воровства, вызываемого, обык-

новенно, подкормкой значительного числа ульев; кроме того, приходится держать в возбужденном состоянии только не­большое число ульев, занятых перенесением сиропа в вощины.

Лично я думаю, что дачу корма пчелам в кормушках на за­ведомо здоровых пасеках следует предпочесть практикуемо­му некоторыми пчеловодами наливанию сиропа из чайника, или посредством шприца в вощины, так как мне приходилось наблюдать, что этот сироп, не побывавши в зобиках пчел, час­то закисает или, подсохнув, засахаривается. Обыкновенно ин­вертируют тростниковый сахар сиропа в плодовый и вино­градный посредством прибавки кислот (7 ф. сахара + 3,75 ф. воды + 1 золотн, щавелевой или виннокаменной кислоты); но тогда в сиропе окажутся некоторые продукты распада, кото­рые могут оказать не безразличное влияние на здоровье пчел. Между тем как чистый сироп в момент перенесения его сами­ми пчелами в ячейки содержит в себе уже 42—44% инвертиро­ванного сахара, а через сутки без всякого дальнейшего влия­ния пчел (напр., если рамку вынуть и поставить в комнате. См. исследования Зарина) эта цифра еще возрастет.

Только наступивший холод, при котором пчелы не опуска­ются вниз, и отсутствие кормушек, приспособленных для кормления сверху, должны вынудить пчеловода самому за­полнять сиропом вощину. Можно ульи, занятые заполнением рамок сиропом, переставить с полов прямо на землю, как ду­плянки, и кормушку поместить в ямке под ними.

Что же касается передачи пустых рамок в сильные семьи и затем, по заполнении их сиропом, снова слабым, то это мож­но практиковать на заведомо здоровых пасеках. Но у кого и где имеются такие пасеки, если даже пасека русского Об-ва Пчеловодства в Петрограде, Измайловская пасека в Москве и опытная пасека в Казани, руководимые такими авторитета­ми, как г. Пикель, проф. Кожевников, проф. Логинов не сво­бодны от нозематоза, и когда различные виды гнильца, акти­номикозов замечаются даже опытными пчеловодами только тогда, когда заражены уже несколько ульев. Лично я всегда предпочту иметь один — другой десяток кормушек и каждому голодающему улью дать корм в кормушках, если не в его соб­ственной, то во всяком случае продезинфицированной после предыдущего кормления другого улья. Это будет гигиеничнее, а, пожалуй, и скорее, чем практикуемая г. Ильинским перета­совка вощин по всей пасеке, без сомнения, затягивающаяся на несколько дней.

Одновременно с подкормкой по нужде устраняются и другие неблагополучия ульев: слабыши соединяются между собою или с безматками и пр. А затем (Іг), когда пасека при­ведена в порядок, все куковские крышки плотно примазыва­ются к ульям со свежим коровьим пометом и с золой. Этим

устраняется всякая возможность ухода теплого воздуха вверх. Ильинский утверждает, что даже и при фабричном изготовле­нии ульев, вполне плотно к улью никакая крышка прийтись не может, и только упомянутая обмазка, широко применяемая к дупляночниками, делает улей, в особенности, если он не велик и весь занят пчелой, как у него, вполне теплым, хотя бы и со стенками из дюймовых досок.

Наконец, по поводу отбора осенью части червы и пчел у чересчур сильных ульев, и по поводу зимовки этого отобран­ного излишка с неошюдотворенной свищевой маткой, отмечу, что с таким приемом многие пчеловоды не согласятся, так как весной, при приведении в порядок пасеки, пчеловод чаще ну­ждается в хороших запасных матках, чем в рабочих пчелах, так как последние и без того оказываются налицо, но сирота­ми, вследствие случайной гибели маток или вследствие пре­вращения их по причине болезни или старости в трутневых.

Поэтому мне казалось было бы лучше заготовить заранее маток или маточники с расчетом, чтобы матки успели оплодо­твориться и могли бы служить весной матками запасными. С этой целью можно сохранить до осени и некоторое количе­ство трутней, обезматочив на время две-три породистых се­мьи, в которых их много.

Далее, у г. Ильинского черва и молодые пчелы остаются у матки, обреченной на девственность, а к матке плодной, хоро­шей, скопляются пчелы летные, следовательно, более пожи­лые. Такой образ действия вытекает из убеждения г. Ильин­ского, что возраст зимующих пчел для пчеловода не имеет значения, т. к. гибнут они, по его мнению, весной не столько от старости, сколько от других причин. Такой взгляд идет в разрез с убеждениями многих пасечников, из которых некото­рые, ради получения молодых пчел на зиму даже установили особую осеннюю подкормку на черву (напр., Хенд, Брюханен-ко и др.).

ОТДЕЛ II







Date: 2015-06-11; view: 531; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию