Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подход к определению целей политики в области качества





Проведенный анализ действующих на предприятиях различных отраслей политик в области качества (было проанализировано 111 политик в области качества, из которых 102 действуют на отечественных предприятиях, а 9 - на зарубежных), позволяет выявить следующие недостатки, связанных с целями политики в области качества (табл. 1).

 
 

 

 


Рис. 1. Взаимосвязь понятия «политика в области качества» с другими понятиями стратегического планирования

 

Таблица 1 Недостатки целей политики в области качества и пути их устранения

Отмечаемые недостатки Примеры недостатков Пути устранения недостатков
Цели политики в области качества локальные и тривиальные «Снижение брака в производстве» «Достижение бездефектного уровня производства» Цели должны распространяться на все подразделения и предполагать развитие возможностей компании
Цели политики в области качества оказываются неконкретными и неясными «Удовлетворение требований и ожиданий потребителя» «Стабильная работа, всегда безупречное качество продукции и услуг» «Лидирующее положение в отрасли управления качеством» Цели должны быть установлены в показателях качества и предполагать конкретный срок выполнения
Цели политики в области качества отождествляются с общефирменными целями компании и имеют слабое отношение к качеству продукции «Стратегической целью фирмы является сохранение своей позиции на рынке путем всестороннего удовлетворения требований потребителя». Необходимо установить взаимосвязь между общефирменными целями компании и целями политики в области качества
Цели политики в области качества не обоснованные «Достижение лидерства по производству на рынке России и стран СНГ по производству продукции, удовлетворяющей существующим и ожидаемым требованиям потребителя». Цели должны быть обоснованы и устанавливаться на основе фактов

 

Цели многих политик в области качества содержат готовность удовлетворить все требования потребителя, из чего, во-первых, невозможно определить, какие свойства продукции нуждаются в улучшении, а во-вторых, получить о них ложное представление, поскольку объективные требования к свойствам продукции объясняются условиями ее потребления, а не изменяющимися пожеланиями потребителей.

Также анализ действующих политик в области качества свидетельствует о недостаточно обоснованном выборе целей политик в области качества, поскольку они определялись без рассмотрения ситуации на рынке, тенденций внешнего окружения.

Для устранения отмеченных недостатков, предлагается следующее:

Прежде всего, цели политики в области качества должны быть установлены в показателях качества продукции. Тогда исключается вероятность установления целей, имеющих слабое отношение к качеству продукции.

Поскольку требования к свойствам продукции вызваны в первую очередь, условиями ее потребления, определение целей политики в области качества следует начинать с изучения условий потребления продукции. Затем необходимо изучить тенденции, развивающиеся во внешнем окружении компании. Это позволяет уточнить выбранные направления улучшения качества продукции. Сравнение производимой продукции с продукцией конкурентов способствует более обоснованному выбору направлений улучшения свойств продукции.

По мнению автора, представление идеального проекта продукции повышенного качества, позволяет осуществить синтез всех требований и пожеланий к продукции, выявленных на этапах анализа. Идеальный проект продукции повышенного качества составляется с учетом всех выявленных на этапе анализов, требований и пожеланий, абстрагируясь от ограничений, существующих в настоящее время. Идеальный проект позволяет отразить все требования и пожелания к продукции и способствует установлению взаимосвязей и взаимозависимостей между свойствами продукции, нуждающимися в улучшении, что в конечном итоге, приводит к выбору направления улучшения качества, приносящего наибольший полезный эффект.

Определение целей политики в области качества показан на рисунке 2.


Рис. 2. Процесс определения целей политики в области качества

Модель выбора принципов политики в области качества, на основе определенных целей политики в области качества, с учетом отраслевой принадлежности компании, и состояния дел с управлением качества на предприятии

 

Анализ политик в области качества, действующих на предприятиях свидетельствует о том, что, что у способов достижения целей качества, установленных в политиках, имеются следующие недостатки (см. табл. 2).


Таблица 2. Недостатки способов достижения целей политики в области качества и пути устранения этих недостатков

Отмечаемые недостатки Примеры недостатков Пути устранения недостатков
Ограниченный характер предполагаемых способов достижения целей политики в области качества «Модернизация производства» «Систематическое повышение квалификации труда персонала» Способы достижения целей должны распространяться на все подразделения компании и предполагать собственное развитие
Неясный характер предполагаемых способов достижения целей политики в области качества «Участие всех сотрудников предприятия - от генерального директора до рабочего, в управлении качеством» «Совершенствование взаимодействия с заказчиком для обеспечения выполнения их требований и ожиданий» «Систематический анализ деятельности подразделений» Способы достижения целей должны предусматривать планирование конкретных мероприятий и наблюдение за их выполнением
Предполагаемые способы достижения целей политики в области качества, имеющие слабое отношение к качеству «Перевод подразделений на внутрихозяйственный расчет» «Создание на предприятии комфортных и безопасных условий труда» Способы достижения целей должны устанавливаться с учетом прошлого опыта управления качеством в компании

 

Автор предполагает, что это происходит вследствие того, что при выборе способов достижения целей, содержащихся в политиках в области качества компании, не учитывается отраслевая принадлежность компаний и состояние

дел с управлением качества на них.

Уже отмечалось, что достижению целей политики в области качества способствует распространение в компании заранее выбранных принципов менеджмента качества. В работе предполагается, что выбор этих принципов должен происходить с учетом отраслевой принадлежности компании и состояния дел с управлением качества на ней.

Для этого предложена специальная модель выбора принципов, предназначенных к включению в политику в области качества, учитывающая отраслевую принадлежность компании и состояние дел с управлением качества на ней. Основу этой модели составляют принципы менеджмента качества, обобщенные И.И. Пичуриным в работе «Всеобщее руководство качеством промышленной продукции», разделенные на пять групп. Принципы каждой группы соответствуют определенной стадии развития управления качества в компании (рис.3).

 
 

 


Рис. 3. Модель выбора принципов политики в области качества

Например, принципы первой группы направлены на создание в компании условий для соблюдения технологии. Соблюдение технологии, в свою очередь, приводит к повышению качества изготовления. Принципы, входящие во вторую группу, направлены на создание в компании условий для изучения возможностей процесса. Изучение возможностей процесса способствует дальнейшему повышению качества изготовления. Принципы, отнесенные к третьей группе, направлены на создание условий для оптимизации процесса, что приводит не только к повышению качества изготовления, но и к повышению качества проекта. Начиная с некоторого уровня (например, несколько дефектов на миллион единиц продукции), повышение качества изготовления будет иметь меньший эффект, чем повышение качества проекта. Следовательно, начиная с этого уровня, дальнейшее повышение качества изготовления становится менее целесообразным, чем повышение качества проекта. Это особенно актуально для тех производств, которые вынуждены постоянно осваивать продукцию нового поколения (производство компьютерных компонентов, средств связи). Принципы, сгруппированные в четвертую группу, направлены на создание условий для повышения качества проекта. Это происходит благодаря более достоверному определению требований к свойствам продукции (они устанавливаются на основе изучения условий ее потребления), раскрытию творческих возможностей работников компании. Наконец принципы, отнесенные к пятой группе, направлены на сокращение проектирования, уменьшение затрат, связанных с освоением продукции.


В зависимости от того, на какой стадии развития управления качества находится организация в настоящий момент, для нее выбираются принципы, направленные на ее развитие. Поскольку отраслевая принадлежность компании предполагает упор либо на повышение качества изготовления, либо на повышение качества проекта, то это обстоятельство также необходимо учитывать при выборе принципов.

Наконец, характер целей, включенных в политику в области качества, также предусматривает упор либо на качестве изготовления (например, улучшение безотказности в большей степени связано с повышением качества изготовления), либо на качестве проекта (например, для показателей эргономичности, безопасности, экологичности). Мы предполагаем, что выбор принципов политики в области качества окажется более обоснованным при ответе на следующие вопросы (табл. 3).

Таблица 3. Вопросы для выбора принципов политики в области качества с учетом отраслевой принадлежности компании и состояния дел с управлением качества

Особенности отраслевой принадлежности компании Состояние дел с управлением качеством в компании
Производимая продукция: Является простой или сложной? Производится массово или малыми сериями? Какова продолжительность освоения? Какова структура затрат, связанных с производством продукции? Какой уровень брака для производимой продукции?
Технологический процесс: Нуждается ли в частой переналадке? Стабилен ли? Какова продолжительность процесса? Известны ли возможности технологического процесса?
Поставщики: Степень влияния свойств поступающего от поставщиков сырья на характеристики готового изделия Предполагается ли оптимизация процессов компании? Определен ли точно размер затрат, связанных с отклонением от установленного качества?
Работники: Требования к квалификации и навыкам. Характер деятельности: индивидуальная или групповая? Насколько производимая продукция соответствует условиям ее применения?
  Стремится ли компания стать лидером в своей отрасли по срокам освоения новой продукции?

 







Date: 2015-06-11; view: 774; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию