Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общество как саморазвивающаяся система
Находясь в единстве и взаимосвязи, отдельные социальные сферы создают ОБЩЕСТВО КАК ЕДИНУЮ СИСТЕМУ, как целое, как особый организм, обладающий не только свойствами, присущими отдельным его частям, но и такими свойствами, которых нет ни у одной из них. Причем, это целое больше не только количественно, но и качественно, т.е. у системы как целого есть такие качества, св-ва, кот. нет ни у одной из составляющих частей. Современная социальная философия выделяет 4 основных свойства общества: 1) самодеятельность, 2) самоорганизация, 3) саморазвитие, 4) самодостаточность. Надо отметить, что если первые три из указанных свойств присущи не только обществу в целом, но в той или иной степени и составляющим его сферам, то свойство самодостаточности присуще только обществу в целом. САМОДОСТАТОЧНОСТЬ - это способность системы собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия своего существования, производить все потребное для коллективной жизни. Для выработки целостного подхода к обществу необходим синтез разл. точек зрения на общество: научного, правового, морального, образно-эмоционального, иррационального и т.д. Такой синтез, как представляется, может быть реализован на базе формируемого ныне самоорганизационного подхода, ориентированного на выявление глубинных механизмов функционирования общества. В объектах типа общества и человека саморазвитие идет по следующей схеме. Люди, социальные группы, организации, находящиеся в рамках целого, должны пройти этап совмещения своих интересов, целей и стремлений - породить новые качества, совмещающие их интересы и цели - самим своим смыслом они далее корректируют движимое этими интересами и целями поведение в соответствии с требованиями человеческого общежития. Самоорганизация и выступает сначала как движение от нижнего к промежуточному и верхнему слоям явлений и далее как обратное влияние явлений верхнего слоя на поведение компонент нижнего. Если нарушены какие-то этапы в этом процессе, то нарушена и самоорганизация социума. Сопоставляя все происходящее в обществе с идеализированной схемой саморазвития, можно выявить заблокированные механизмы саморазвития в социуме. Например, хотя для нормального и эффективного развития социума нужны активно протекающие процессы совмещения интересов людей и социальных групп, в действительности в том же российском обществе эти процессы протекают достаточно вяло. Формы, в которых совершаются любое развитие. Задачей социальной философии является исследование всех природных и социальных факторов, так или иначе инициирующих процессы развития общественной жизни. Накапливаясь, эти факторы порождают социальные движения. СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ выражаются в коллективных, совместных действиях людей, совершающихся более или менее организованно для достижения определенных целей, изменяющих социальное положение их участников. Причиной социальных движений являются неудовлетворенные экономические, культурные, политические потребности людей. Состояние беспокойства может охватывать большие или меньшие общности - вплоть до целых классов и народов. Состояние беспокойства, напряженности - исходный пункт социальных движений. Характер этих движений определяется их целями, применяемыми методами, а также количеством вовлеченных в них людей. По этим признакам различаются реформаторские и революционные движения. 1. РЕФОРМАТОРСКИЕ ДВИЖЕНИЯ обычно охватывают некоторые ограниченные круги и общности. Они действуют в рамках установленного социального порядка и поэтому, как правило, не сталкиваются с репрессиями и насилием со стороны властей. 2. РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ в начальных стадиях могут быть похожи на реформаторские. Но по мере своего развития они приобретают отличия прежде всего в целях и методах. Их цель - не мирная реформа, а ниспровержение существующего социального строя путем применения силы. Отсюда и необходимость широких масштабов, массовости, наличия особых организаций, способных стать зачатками новой политической власти.
57. Феномен общественного сознания: уровни, формы Общественное сознание — в марксизме: отражение общественного бытия; совокупность коллективных представлений, присущих определённой эпохе. Оно отражает в сущности и само состояние конкретного общества. Общественное сознание нередко противопоставляется индивидуальному сознанию как- то общее, что содержится в сознании каждого человека как члена общества. Общественное сознание является составной частью надстройки и выражает его духовную сторону. Структура общественного сознания включает в себя два уровня: 1) Обыденный уровень — совокупность знаний, обслуживающих каждодневные потребности людей. Отличается поверхностью, ненаучностью, консерватизмом, преимущественно основывается на традициях. Его главным компонентом является здравый смысл. Довольствуется фактами, бессистемно вырабатывается всеми людьми (социальная психология). 2) Теоретический уровень — система знаний, формируемая профессионалами. Для него характерна доказательность, динамичность изменений, стремление постичь сущность явлений. Часть теоретических знаний носит научный характер, где работает строгая система понятий, категорий, законов и осуществляется проверка положений на практике. Со временем ряд теоретических знаний в упрощенном виде переходит в обыденное сознание. (включает идеалогию как духовное выражение коренных интересов общественных классов). Теоретическое сознание есть осмысление явлений общественной жизни путем обнаружения их сущности и объективных закономерностей их развития. В качестве субъектов теоретического сознания выступают далеко не все люди, а только ученые, специалисты, теоретики в разных областях знаний. В силу этого оно предстает как более высокий, по сравнению с обыденным. Обыденное сознание взаимодействует с теоретическим, развиваясь и обогащаясь при этом. Формы: Мораль — форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом. Политическое сознание есть совокупность чувств, устойчивых настроений, традиций, идей и целостных теоретических систем, отражающих коренные интересы больших социальных групп, их отношение друг к другу и к политическим институтам общества. Право — это система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства. Правосознание — это знание и оценка права. На теоретическом уровне правосознание предстает в виде правовой идеологии, которая является выражением правовых взглядов и интересов больших социальных групп. Эстетическое сознание есть осознание общественного бытия в форме конкретно-чувственных, художественных образов. Религия — это форма общественного сознания, основой которой становится вера в сверхъестественное. Она включает в себя религиозные представления, религиозные чувства, религиозные действия. Философское сознание — это теоретический уровень мировоззрения, наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления и всеобщем методе их познания, духовная квинтэссенция своей эпохи. Научное сознание — это систематизированное и рациональное отражение мира в специальном научном языке, опирающееся и находящее подтверждение в практической и фактической проверке своих положений. Она отражает мир в категориях, законах и теориях.
Date: 2016-08-31; view: 511; Нарушение авторских прав |