Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Природа как объект философского анализа
Человеческое общество — это часть природы. В организме любого человека протекают природные химические, биологические и другие процессы. Обычно происходящие в обществе природные процессы имеют социальную форму, а природные, прежде всего биологические, закономерности выступают как биосоциальные, которые выражают взаимные влияния биологического и социального начал в развитии общества. Роль природы в жизни общества всегда была большой, потому что она выступает в качестве естественной основы его существования и развития. Почти все свои потребности человек удовлетворяет за счет природы, прежде всего внешней природной среды. Развитие каждого общества, всего человечества включено в процесс развития природы, в постоянное взаимодействие с ней, в конечном счете — в существование Вселенной. Природа является объектом внимания философов и философского осмысления на протяжении всей истории философии. Философские вопросы по отношению к природе: — взаимодействие природных (материальных) и духовных начал в развитии человека и общества; — отношение природы и человеческой культуры; — как изменяется характер взаимодействия общества и природы на разных этапах исторического развития человека; — каков характер взаимодействия общества и природы в современную эпоху. Органическая связь с природой является фундаментальной закономерностью развития общества. Ее можно увидеть не только в области удовлетворения потребностей людей, но и в функционировании общественного производства, в конечном счете — в развитии всей материальной и духовной культуры. И понятно, что вне взаимодействия с природой общество существовать и развиваться не может. Наличие у человека не только природных, но и социальных свойств, прежде всего способности мыслить и осуществлять сознательную трудовую и иную деятельность, качественно отличает его от других природных существ и заставляет воспринимать его и общество в целом как специфическую часть природы. За последнее столетие сильно повысилась степень воздействия общества на природу в связи с бурным развитием науки и техники. Среда обитания людей в самом широком понимании становится средой активного воздействия разума — ноосферой. Вследствие чего биосфера как сфера живой природы, которая включает в себя и человеческое общество, под его воздействием превращается в ноосферу, пределы которой многократно расширяются и определяются каждый раз пределами проникновения в природу человеческого разума. Представления о природе первоначально складываются в натурфилософиии античного мира. В отличие от обыденного сознания, натурфилософия ориентирована на поиск первоначала общего и обоснование его структурной организации. Процессам и явлениям природы она пытается дать рациональное объяснение. Поскольку природа воспринимается как состояние космоса (порядка), а процессы и результаты человеческой деятельности как нарушение меры, как предпосылка хаоса, то натурфилософия, констатируя потенциальное противостояние общества и природы. Отныне общество и природа рассматриваются с учетом их собственных оснований. Тем самым было перечеркнуто мифологическое понимание сродности природы и общества. В целом же для античности природа выступает не только как среда обитания, но и как объект познания и преобразования. Идеалом, достойным мудреца, считалась жизнь в согласии с природой. В условиях Средневековья с его философией теоцентризма природа рассматривается как антипод Единого. Творение мира из ничего, с одной стороны, выражало всемогущество Бога, с другой стороны, подчеркивало ничтожество природы, возникающей на миг, а исчезающей насовсем. В эпоху Ренессанса с его концепцией антропоцентризма отношение к природе кардинальным образом меняется. После средневекового аскетизма, осознав свое земное предназначение, человек открывает для себя всю красоту и великолепие природы, восторгается ее гармонией. Природа рассматривается не как среда обитания человека, не как мир, где хаос сменяется космосом, а космос взрывается новым состоянием хаоса. Мир рассматривается как некое тождество Бога и природы. Если Средневековье и эпоха Ренессанса обозначили только границу между человеком и природой, то Новое время утвердило жесткое противостояние, где страх перед силами природы, пиетет к ее мощи, восхищение ее красотой и гармонией подменяются нещадной эксплуатацией. Под лозунгом «знание — сила» началась экспансия человека в область природы. Не вопрошать, а навязывать, не просить, а брать. Между природой и обществом в рамках капиталистического способа производства обозначается антагонистическое противоречие, иллюзорно разрешающееся в постоянной борьбе человека с природой. Последующая научная и научно-техническая революция ХХ в. породила идеологию сциентизма и технократизма, усилила эксплуатацию природы. Пройдя длительный путь развития от дикости к цивилизации через варварство, человек в своей готовности уничтожить природу и самого себя вернулся, можно сказать, ко вторичной дикости. Глобальные проблемы заявили о себе как индикатор человеческого заблуждения, обозначив новую эру отношения к природе. Поубавилось оптимистов и окрепло крыло пессимистов. А в целом актуализировалась проблема отношения человека к природе, усилилась необходимость не слепо экспериментировать с природой, а предварительно рассмотреть природу как объект философского анализа. Но это уже особый анализ, ибо он осуществляется через призму ХХ! Пафос современной натурфилософии заключается в том, чтобы обеспечить взаимное воскресение общества и природы, природы и человека, учитывая суверенный характер природы и специфику ее законов. А суть философского анализа природы состоит в том, чтобы уяснить, что природа — это структурно организованный уровень бытия в мире, который имеет свой способ существования, свою форму проявления и свою форму осуществления. Специфика онтологических оснований природы обеспечивает ей статус быть условием для становления и развития общества.
55. Жизнь как объективная реальность Date: 2016-08-31; view: 1802; Нарушение авторских прав |