Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Учение о субстанции в философии Нового времени (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц)
Декарт, изучая проблему бытия, он вводит базовое, основополагающее понятие, которое характеризует сущность бытия. (дуалист) Субстанция - это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством обладает только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ и является источником и причиной всего. Будучи Творцом, Бог создал мир, состоящий из субстанций. Сотворенные субстанции (единичные вещи, идеи) самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению к высшей субстанции - Богу они производны, вторичны и зависят от него. Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода: материальные (вещи) и духовные (идеи). Есть коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций: протяжение - для материальных, мышление - для духовных. Материальные обладают признаком протяжения (в длину, в ширину, в высоту, в глубь) и делимы до бесконечности. Духовные обладают свойством мышления и неделимы. Остальные свойства этих двух субстанций производны от их коренных свойств (атрибутов) и названы модусами. Модусы протяжения - форма, движение, положение в пространстве; модусы мышления - чувства, желания, ощущения. Человек состоит из двух, отличных друг от друга субстанций - материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей). Человек - единственное существо, в котором есть обе субстанции, чтобы возвыситься над природой. Отсюда вытекает идея дуализма (двойственности) человека. Спор, что первично - материя или сознание, бессмысленен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а он дуалистичен, то ни материя, ни сознание не могут быть первичны - они существуют всегда, два различных проявления единого бытия. Спиноза.(пантеист) Он был согласен с Декартом, но пытался преодолеть недостатки его теории (дуализм). Все субстанции, хотя не нуждаются для существования ни в чем, кроме себя, тем не менее, сотворены (кем-то, чем-то) иным - высшей и единственной истинной субстанцией - Богом и в своем существовании полностью зависят от него. Отсюда он выдвинул учение о единой субстанции: - не существует различия между высшей субстанцией - Богом и сотворенными им другими субстанциями; - существует только одна единая субстанция, которая заключает в себе все сущее; - эта субстанция - окружающий мир (природа) и Бог; природа и Бог едины; - не существует Бога, находящегося и творящего вне природы, возвышающегося над природой; Бог внутри природы; - только единая природа - Бог обладает способностью творить, является «миром творящим» и создает «мир сотворенный» - единичные вещи; - единичные вещи - проявления «модусы» единой субстанции - природы - Бога: - внешней причиной существования модусов является единая субстанция (природа - Бог). Они зависят от нее (подвержены изменениям, движутся во времени и пространстве), имеют начало и конец своего существования. Учение Спинозы о субстанции можно охарактеризовать как пантеистическое. Вслед за Декартом Спиноза определяет, субстанцию как тo, что существует само в себе, представляется само через себя и нуждается в представлении другой вещи, из которого оно должно было бы образоваться. Как и Декарт, Спиноза называет атрибутом субстанции, что ум представляет в субстанции как составляющее ее сущность. Помимо атрибута Спиноза выделяет модус как ч о состояние субстанции, которое существует в другом и представляется через другое. Под субстанцией Спиноза подразумевает бога – "существо абсолютно бесконечное, состоящее из бесконечно многих атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность". Атрибутом бога как мыслящего существа является мышление, а атрибутом бога как вещи протяженной есть протяжение. Причем бог есть и производящая причина, и причина сама по себе, и абсолютно первая причина. Лейбниц считал несовершенными: теорию Декарта (разделил субстанции), теорию Спинозы (разделил модусы). Лейбниц выдвинул теорию о монадах (множественности субстанций); Основу философии Лейбница составляет учение о множественности субстанций, которые он назвал монадами. Монады просты и неделимы, нематериальны и не обладают протяжением. Сущностью монад является деятельность, осуществляемая в форме представлений, восприятий и стремлений. То есть сущность монад идеальна. Деятельность монад – это непрерывная смена внутренних состояний, которые мы можем наблюдать, созерцая жизнь собственной души, потому что монады аналогичны человеческим душам. Те монады, которые обладают чувствами, Лейбниц назвал душами, а те, которые обладают разумом - духами. Мир и одушевлен, и одухотворен. Монады различаются в зависимости от ясности и отчетливости их деятельности. Монады составляют как бы лестницу живых существ: минералы - растения – животные – человек – бог. Критерий лестницы – возрастание сознания монад. Монады замкнуты, они самостоятельны и каждая из них как бы содержит (переживает) в себе весь космос. Деятельность же монад синхронна и обеспечивается она богом, установившего и поддерживающего гармонию жизни всего бесконечного множества монад и мира в целом, субстанциями которого они являются. Все монады делятся на четыре класса: - «голые монады» - лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых); - монады животных - обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием; - монады человека (души) - обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума - мыслить; - высшая монада - Бог. Чем выше класс монады, тем больше её разумность и степень свободы.
21. Философия Просвещения: проблемы и направления
В философии Нового времени принято выделять философию эпохи Просвещения. Эпохой Просвещения, «эпохой Разума» иногда называют весь XVIII в., иногда только вторую половину XVIII в., связывая начало Просвещения с выходом первых томов французской энциклопедии (1751 г.). В ней открыто было изложено новое просветительское мировоззрение. Редакторами и основателями «Энциклопедии» были Д. Дидро и Д’Аламбер. В ней участвовали почти все выдающиеся философы, ученые, литераторы, публицисты Франции второй половины XVIII в.: Вольтер, Гельвеций, Кондильек, Руссо… Идеологи Просвещения исходили из идеи разумности мира. Поэтому они считали, что познание «природы разума» и просвещение, образование, воспитание человека позволит преодолеть невежество прошлого и построить новый разумный мир. В духовной культуре Просвещения центральное место занимает философия, она начинает играть главенствующую роль. Не случайно поэтому, что просветители называли свой век веком философии. Философия эпохи Просвещения была основана на вере в безграничные возможности человеческого разума. Все традиционные мнения стремились подвергнуть критике, а от недоказанных принципов освободиться. Провозглашалось право каждого человека на самостоятельное суждение и принятие самостоятельных решений. Вольтер: Я не разделяю Ваших убеждений, но я отдам жизнь за то, чтобы Вы могли их высказать. Подвергались критике действующие политические системы, провозглашались идеи прав и свобод человека. Философы-просветители стремились к идеям построения общества без ссылок на авторитеты, на основе здравого смысла. Провозглашалось, что власть должна принадлежать народу, цель государства - защита прав человека. Во Франции и в России философами Просвещения критиковались сложившиеся абсолютистские системы, при этом русские просветители критиковали самодержавие и крепостничество. Философы Просвещения подвергали сомнению традиционную религию. Были распространены мысли, признававшие Бога-творца, но характеризовавшиеся скептическим отношением к церкви. Просветители смотрели на историю как на нечто закономерное, они стали искать логику общественного развития и увидели её в развитии человеческого разума. Возникла теория общественного прогресса, считающая, что история - непрерывное и бесконечное совершенствование человечества. Культ науки и прогресса был характерным для концепций многих философов Просвещения. Основные направления: 1. Деизм (Вольтер, Монтескье. Руссо, Кондильяк) - критиковали пантеизм (отождествление Бога и природы), отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей - Бог только творит мир и больше в его жизни не участвует. 2. Атеистическо-материалистическое (Мелье, Ламетри. Дидро, Гельвеций, Гольбах) - отвергали сами идею существования бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму. 3. Утопическо-социалистическое (коммунистическое) (Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон) - занимались проблемой разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.
Date: 2016-08-31; view: 2031; Нарушение авторских прав |