Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Соотношение веры и разума в средневековой философии.
Разум и Вера во время Патристики Начало конфликта между приматами веры и/или разума приходится еще на первые века Христианства, времена Отцов Церкви или патристику. Первыми негативное отношение к разуму, как средству постижения и истолкования Библии выразили Татиан и Тертуллиан. Тертуллиан говорил, что после Библии никакое любопытство не позволительно, что Христос сказал все что можно, что мы не можем и не должны объяснять Библию, иначе запутаемся в противоречиях, что познание Библии – процесс уверования. Тертуллиан говорил: «верую, ибо нелепо», «верую потому что абсурдно». Другую противоположную линию представляют Климент Александрийский и Ориген. Они идут по пути изучения культуры и философии греков и коррекции последней – необходимо сравнивать ее по отношению с Библией. В конечном счете, побеждает линия Оригена и Климента, т.к. рационализм в значительной степени присутствует в христианском учении. Соотношение между верой и разумом Блаженный Августин решал в пользу веры. С его точки зрения, человеческий разум слаб; он был ослаблен в результате грехопадения Адама и Евы. Поэтому всякий раз в познании человек должен искать опору, и эта опора должна быть в вере. Отсюда и следует основной тезис Августина: верь, чтобы понимать. Августин стоял на позиции концептуализма. 2. Разум и Вера во времена Схоластики Термин схоластика происходит от латинского термина школа. Первоначально схоластика являлась школьной философией. С XII века ее стали преподавать в средневековых университетах. Основным вопросом средневековой схоластики является проблема соотношения между истинами веры и истинами разума. Большинство схоластиков решали эту проблему в пользу веры. В зависимости от решения этой проблемы различают два основных направления схоластики: 1). Номинализм. Представители номинализма считали, что универсалии не существуют реально; универсалии – это все лишь имена вещей, а не сами вещи (перевод. nomen – имя). Они отдавали приоритет вере над разумом, отрицали возможность существования общих понятий. Основными представителями этого направления были английские философы – Роджер Бэкон, Иоанн Дунс Скотт, Уильям Оккам, Росцеллин. 2). Реализм. Реализм – направление схоластики, согласно которому универсалии (общие роды, общие понятия) существуют реально (т.е. независимо от человека, человеческого сознания, человеческого мышления, речи). Познание возможно лишь с помощью разума, ибо лишь разум способен посчитать общее. Основные представители реализма – Ансельм Кентерберийский, Альберт Больштедтский, Фома Аквинский, Иоанн Скотт Эуригена. Фома Аквинский – представитель средневековой философии, его основное произведение – «Сумма теологии». Аквинат стоял на позиции умеренного реализма. Проблему соотношения веры и разума Фома Аквинский решал следующим образом: если возникает противоречие между священным писанием и истинами разума, то следует отдавать приоритет истинам веры, а не истинам разума. Однако, если некоторые истины можно познавать как с помощью веры, так и с помощью разума, то в процессе познания и обучения следует отдавать предпочтение процедурам, связанным с разумным пониманием. 3. Концептуализм. Аверроизм. Концептуализм – философское учение, которое не приписывая общим понятиям самостоятельной онтологической реальности, вместе с тем утверждает, что они воспроизводят объединяемые в человеческом уме сходные признаки единичных вещей. Основоположником концептуализма был французский философ Пьер Абеляр. Его философия концептуализма стала первой попыткой примирить соотношение между разумом и верой. Еще одну концепцию перемирия предложили мыслители Арабского Востока – Ибн Сина (Авиценна) и Ибн Рушд (Аверроэс). Они считали, что существуют два вида истин – один для разума, а другой для веры. Такая позиция получила название теории двойственности истины.
Date: 2016-08-31; view: 657; Нарушение авторских прав |