Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие понимания речи.





Цель: вырабатывать понимание речевых инструкций в конкретной ситуации. Расширение пассивного словаря.

Комплексность логопедической работы предусматривает развитие всех сторон деятельности ребенка. Учитывая это, все моменты логопедической работы сопровождают речевыми инструкциями и комментариями. Кроме этого, в плане логопедической работы намечается специальное занятие по развитию понимания речи.

Известно, что первые временные связи между предметами и их словесными обозначениями, то есть первичное понимание речи, образуется у детей благодаря совпадению во времени звучания слова, произносимого взрослым, с предъявлением предмета, действия, явления, которые они обозначают.

Для развития понимания речи необходимым условием является правильное функционирование зрительного и слухового анализаторов. Наряду с нарушениями зрительного восприятия у детей, страдающих церебральным параличом, нередко длительно сохраняется и недостаточность слухового восприятия, выражающаяся в нарушении возможности локализации звуков в пространстве, что связано в одних случаях с двигательной недостаточностью, а в других со снижением акустической установки на звуки. Нарушение слухового восприятия в значительной степени задерживает развитие импрессивной речи.

Положительной предпосылкой, способствующей формированию и совершенствованию понимания речи, является развитие двигательно-кинестетического анализатора. Кинестетическое восприятие у детей, страдающих церебральным параличом, часто грубо нарушено, что препятствует правильному представлению об окружающих предметах, которое создается на основе зрительно-моторно-кинестетического восприятия. А первая связь слова с определенным предметом создается на основе сочетания его слухового обозначения со зрительно-кинестетическим ощущением этого предмета. Таким образом, ребенок лучше запоминает те предметы, с которыми он активно манипулирует, осязает, ощупывает, исследует тактильно.

Учитывая все эти особенности ребенка с церебральным параличом, детям предлагают для запоминания яркие игрушки, отличающиеся от часто встречающихся по внешнему виду, цвету, размеру, форме, материалу и вызывающие сильные ориентировочные реакции. Используются для запоминания двуслоговые слова, например, ляля, миша, лиса, киса и другие. Предъявление игрушек детям с церебральным параличом имеет ряд особенностей:

1) при обучающих занятиях одномоментно с предъявлением игрушки произносят слово, обозначающее ее название;

2) слово произносят в моменты фиксации взора на игрушке, или игрушка пассивно располагается в поле зрения ребенка. Слово - название игрушки произносится во время совместного фиксирования внимания, совместного наблюдения за действиями с предметом;

3) предъявляемое слово произносится мелодично, певуче, на разные интонации с некоторым интервалом;

4) вырабатывая понимание данного слова, включают слуховой, зрительный и кожно-мышечный анализаторы, пассивно выполняют рукой ребенка различные манипуляции с игрушкой (ощупывание, поглаживание);

5) игрушка перемещается на расстояние не более двух метров от ее первоначального места расположения и от самого ребенка, так как более удаленный предмет дети часто не могут найти взором;

6) обучая поиску требуемой игрушки с помощью выработки кинестетических ощущений, используют пассивный поворот головы в сторону названного предмета;

7) в момент проверки узнавания предмета по названию произносимое слово включается в простую фразу, где значительно выделяется интонацией;

8) узнавание предмета по слову определяется по попытке остановить взор на игрушке или повороту взора или головы в направлении контрольного предмета;

9) выработав узнавание названия одного предмета, переходят к новой игрушке, которая занимает место, пространственно отличное от предыдущего.

Работая над пониманием речи с ребенком, страдающим церебральным параличом, используют и все известные приемы, предложенные Н.М. Аксариной. Постоянно стремятся обогатить впечатления ребенка, что также способствует развитию понимания речи.

На этом этапе отрабатываются следующие моменты в развитии понимания речи:

1) названия простых действий;

2) названия окружающих предметов;

3) названия игрушек;

4) понимание инструкций;

5) название окружающих явлений;

6) формирование обобщающих понятий;

7) узнавание игрушек, предметов, изображенных на картинке; и другие.

Занятия по развитию понимания речи проводят в определенной последовательности в зависимости от возраста ребенка и уровня импрессивной речи.


Все логопедическое занятие строится в виде игры, которая для здорового ребенка, а особенно для ребенка, страдающего церебральным параличом, является важнейшим процессом познания. Упражнения проводят в течение 5-6 минут ежедневно.

В процессе целенаправленной, систематической работы с ребенком, страдающим церебральным параличом, удается добиться положительной динамики в психическом и речевом развитии.

Таким образом, коррекционно-логопедическая работа проводится в соответствии с уровнем развития ребенка по этапам и включает постепенно усложняющиеся приемы, направленные на развитие всех функций.

Система коррекционно-логопедической работы предусматривает раннее начало логопедического воздействия.

При планировании занятий учитывается не только возраст ребенка, но прежде всего уровень его развития. Логопед в своей работе опирается на сохранные функции ребенка.

В работе с детьми широко используется метод двигательно-кинестетической стимуляции в развитии моторики органов артикуляции, в формировании зрительно-моторной координации, в коррекции сенсорных и речевых функций.

В коррекционно-логопедической работе с детьми, страдающими церебральным параличом, используются основные дидактические принципы. Основным видом занятий с детьми является эмоционально окрашенная игра, в которой ребенок на начальных этапах занимает пассивную позицию, а на следующих этапах более активную.

Все перечисленные коррекционно-логопедические мероприятия направлены на стимуляцию речевого и психического развития детей. На каждом отдельном занятии ставится конкретная цель с учетом «зоны ближайшего развития».

Система коррекционно-логопедической работы предусматривает активное участие в ней родителей ребенка. Родители обучаются на занятиях, ведут дневники, где записывают задание на текущий день. При окончании курса занятий родителям дают письменные рекомендации по дальнейшему развитию и воспитанию ребенка в домашних условиях.







Date: 2016-08-31; view: 266; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию