Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Причины религиозного экстремизма
Религиозный экстремизм - явление неслучайное и имеет объективные причины появления. Понимание причин появления экстремизма должно предшествовать определение наличия религиозного экстремизма и применению методов противодействия. Имея результат определения, определяются истинные причины возникновения религиозного экстремизма. С самого начала необходимо признать, что не существует одного изолированного фактора, ответственного за развитие и распространение экстремизма. Напротив, религиозный экстремизм является сложным феноменом с различными взаимосвязанными, прямыми и косвенными причинами и предпосылками, часть из которых берет начало в далеком прошлом, часть - в современности. Соответственно, мы не должны замыкаться на отдельных аспектах.
Причины возникновения религиозного экстремизма могут быть разные, к которым относятся: 1. религиозные; 2. социальные; 3. экономические; 4. политические; 5. психологические, 6. технологические; 7. информационные;
К ним приводят следующие явления социально-экономического и политического характера: 1. государственная коррупция; 2. социально-экономические кризисы; 3. деформация политических структур;
4. падение жизненного уровня значительной части населения; 5. подавление властями инакомыслия и оппозиции; 6. отсутствие религиозного знания; 7. национальный гнет; 8. амбиции лидеров политических партий и религиозных групп, стремящихся ускорить реализацию выдвигаемых ими задач; 9. нарушения прав религиозных и этнических меньшинств, допускаемые должностными лицами; 10. деятельность зарубежных религиозных миссионеров, нацеленная на разжигание межконфессиональных противоречий.
При изучении генезиса экстремистских умонастроений и действий специалисты (доктор философских наук, профессор И.Н.Яблоков) считают целесообразным выделять причины по следующим основаниям: экономические, политико-правовые, брачно-семейные, этические (моральные), духовные и некоторые другие факторы, детерминирующие экстремизм (По материалам Ханбабаева К.М. Религиозно-политический экстремизм. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений., - Российская академия наук дагестанский научный центр региональный центр этнополитических исследований, Махачкала – 2008):
Экономические причины: 1. имущественное неравенство, отсюда - неудовлетворенность жизнью обездоленных слоев населения; 2. неравномерное экономическое (индустриальное/ постиндустриальное) развитие; В результате одни регионы - «прогрессивные», совершив качественный скачок в развитии от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу, лидируют в экономике и уровне жизнеобеспечения своего населения, пропагандируя ценности «золотого миллиарда» и патернализм. А другие - «депрессивные», маргинализируются как бесперспективные, нежизнеспособные без финансовых дотаций и гуманитарной помощи (речь идет как о целых государствах, так и об административно-территориальных единицах внутри одной страны). Выходцы из них стигматизируются общественным мнением «стран первого и второго мира», а их попытки выйти на равные с остальными стартовые позиции вертикальной социальной мобильности зачастую искусственно затрудняются или пресекаются; 3. объективная глобализация экономики с претензией транснациональных корпораций на всевластие.
Политико-правовые факторы: 1. активная социальная экспансия государства и права, т. е. стремление внедриться во все сферы социальной жизни и под лозунгом урегулирования подчинить их себе; 2. наличие у государства и права силовых инструментов принуждения (вооруженные силы, судебная и пенитенциарная система и проч.), далеко не всегда применяемых с равной степенью справедливости ко всем категориям правонарушителей; 3. отчуждение подавляющего большинства населения от прямого участия в реализации государственных функций и управления материальными ресурсами, находящимися де-юре в государственной или коллективной собственности;
4. предрасположенность государств к межгосударственным союзам и военно-политическим альянсам исключительно в прагматических целях, без учета культурного и духовного родства населения объединяющихся государств.
Брачно-семейные факторы: 1. несовпадение части семейных, национальных и общечеловеческих ценностей с навязыванием некритически транслируемых патриархальных устоев - так называемая «принудительная ретрадиционализация»; 2. имущественная зависимость от старших членов семьи; 3. попытки тотального родительского контроля (или же «клановая геронтократия», когда старейшине рода подотчетны все его родственники по прямой нисходящей, а иногда и по боковым ветвям родства вплоть до 3-4 колена); 4. нестабильность брачно-семейных уз, побуждающая молодежь к поиску более прочного жизненного фундамента.
Этические факторы: 1. превалирующая роль общественного мнения; 2. наличие малопонятных архаичных запретов и ограничений, продиктованных местными обычаями; 3. дуализм нравственных норм «верхов» и «низов» (двойной стандарт этических предписаний).
Духовные факторы: 1. духовный плюрализм человечества, гетерогенность (неоднородность по составу) духовной сферы; 2. принципиальная неверифицируемость (невозможность установления истинности) и нефальсифицируемость (невозможность подделывания) индивидуального духовного опыта, отсутствие иных общепризнанных критериев истинности духовных ценностей помимо веры (фидеизм).
В каждой из выделенных областей социальной жизни факторы религиозного экстремизма своеобразны: В хозяйственной сфере - это искусственная минимализация экономических потребностей рядовых верующих и сосредоточение финансового капитала (а иногда и торгового, и промышленного) в руках харизматических лидеров и церковных иерархов, что может сопровождаться показным аскетизмом последних (религиозная олигархия). В политике и праве это: 1. нерезультативность правовых методов обеспечения тождественности светских и религиозных норм. Имеются в виду конкуренция и коллизии (противоположности, столкновении) норм светского и религиозного права. В частности, они заключаются, например, в употреблении и интерпретации понятий «грешник» и «преступник» - государство не должно иметь права карать «грешников», а церковь, наоборот, прощать «преступников». К тому же, религия может допускать причинение смерти иноверцу, даже если это прямо запрещено уголовным законом; 2. бюрократизация религиозных институтов; 3. объективный переход церкви к сотрудничеству с государственным аппаратом в целях взаимовыгодной эксплуатации религиозных потребностей (как культовых, так и внекультовых) населения. Особенно это заметно при наличии титульной, государственной религии и так называемой проправительственной «карманной церкви».
В брачно-семейной сфере - это: 1. объективная неспособность главы семьи обеспечить во всех случаях адекватность формального и духовно-религиозного лидерства; 2. доминирование материальных семейных забот над всеми остальными, в т.ч. обрядово-религиозными. В этической сфере – это: 1. несовпадение нравственных и религиозных норм (профессиональная врачебная этика может допустить, например, эвтаназию или аборты, а религиозная будет этому категорически противиться). В духовной сфере - это: 2. исторически обусловленная скомпрометированность церкви или священнослужителей как посредника между человеком и богом; 3. низкий порог терпимости к соединению духовных ценностей, культивируемых различными религиями; 4. приоритет формы исповедания над его содержанием, обрядоверие.
Можно посчитать, что одной из причин возникновения религиозного экстремизма является демократическое преобразование свободы совести.
Date: 2016-08-31; view: 2664; Нарушение авторских прав |