Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Причины религиозного экстремизма





Религиозный экстремизм - явление неслучайное и имеет объективные причины появления. Понимание причин появления экстремизма должно предшествовать определение наличия религиозного экстремизма и применению методов противодействия. Имея результат определения, определяются истинные причины возникновения религиозного экстремизма.

С самого начала необходимо признать, что не существует одного изолированного фактора, ответственного за развитие и распространение экстремизма. Напротив, религиозный экстремизм является сложным феноменом с различными взаимосвязанными, прямыми и косвенными причинами и предпосылками, часть из которых берет начало в далеком прошлом, часть - в современности. Соответственно, мы не должны замыкаться на отдельных аспектах.

 

Причины возникновения религиозного экстремизма могут быть разные, к которым относятся:

1. религиозные;

2. социальные;

3. экономические;

4. политические;

5. психологические,

6. технологические;

7. информационные;

 

К ним приводят следующие явления социально-экономического и политического характера:

1. государственная коррупция;

2. социально-экономические кризисы;

3. деформация политических структур;

 

4. падение жизненного уровня значительной части населения;

5. подавление властями инакомыслия и оппозиции;

6. отсутствие религиозного знания;

7. национальный гнет;

8. амбиции лидеров политических партий и религиозных групп, стремящихся ускорить реализацию выдвигаемых ими задач;

9. нарушения прав религиозных и этнических меньшинств, допускаемые должностными лицами;

10. деятельность зарубежных религиозных миссионеров, нацеленная на разжигание межконфессиональных противоречий.

 

При изучении генезиса экстремистских умонастроений и действий специалисты (доктор философских наук, профессор И.Н.Яблоков) считают целесообразным выделять причины по следующим основаниям: экономические, политико-правовые, брачно-семейные, этические (моральные), духовные и некоторые другие факторы, детерминирующие экстремизм (По материалам Ханбабаева К.М. Религиозно-политический экстремизм. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений., - Российская академия наук дагестанский научный центр региональный центр этнополитических исследований, Махачкала – 2008):

 

Экономические причины:

1. имущественное неравенство, отсюда - неудовлетворенность жизнью обездоленных слоев населения;

2. неравномерное экономическое (индустриальное/ постиндустриальное) развитие;

В результате одни регионы - «прогрессивные», совершив качественный скачок в развитии от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу, лидируют в экономике и уровне жизнеобеспечения своего населения, пропагандируя ценности «золотого миллиарда» и патернализм. А другие - «депрессивные», маргинализируются как бесперспективные, нежизнеспособные без финансовых дотаций и гуманитарной помощи (речь идет как о целых государствах, так и об административно-территориальных единицах внутри одной страны). Выходцы из них стигматизируются общественным мнением «стран первого и второго мира», а их попытки выйти на равные с остальными стартовые позиции вертикальной социальной мобильности зачастую искусственно затрудняются или пресекаются;

3. объективная глобализация экономики с претензией транснациональных корпораций на всевластие.

 

Политико-правовые факторы:

1. активная социальная экспансия государства и права, т. е. стремление внедриться во все сферы социальной жизни и под лозунгом урегулирования подчинить их себе;

2. наличие у государства и права силовых инструментов принуждения (вооруженные силы, судебная и пенитенциарная система и проч.), далеко не всегда применяемых с равной степенью справедливости ко всем категориям правонарушителей;

3. отчуждение подавляющего большинства населения от прямого участия в реализации государственных функций и управления материальными ресурсами, находящимися де-юре в государственной или коллективной собственности;

 

4. предрасположенность государств к межгосударственным союзам и военно-политическим альянсам исключительно в прагматических целях, без учета культурного и духовного родства населения объединяющихся государств.

 

Брачно-семейные факторы:

1. несовпадение части семейных, национальных и общечеловеческих ценностей с навязыванием некритически транслируемых патриархальных устоев - так называемая «принудительная ретрадиционализация»;

2. имущественная зависимость от старших членов семьи;

3. попытки тотального родительского контроля (или же «клановая геронтократия», когда старейшине рода подотчетны все его родственники по прямой нисходящей, а иногда и по боковым ветвям родства вплоть до 3-4 колена);

4. нестабильность брачно-семейных уз, побуждающая молодежь к поиску более прочного жизненного фундамента.

 

Этические факторы:

1. превалирующая роль общественного мнения;

2. наличие малопонятных архаичных запретов и ограничений, продиктованных местными обычаями;

3. дуализм нравственных норм «верхов» и «низов» (двойной стандарт этических предписаний).

 

Духовные факторы:

1. духовный плюрализм человечества, гетерогенность (неоднородность по составу) духовной сферы;

2. принципиальная неверифицируемость (невозможность установления истинности) и нефальсифицируемость (невозможность подделывания) индивидуального духовного опыта, отсутствие иных общепризнанных критериев истинности духовных ценностей помимо веры (фидеизм).

 

В каждой из выделенных областей социальной жизни факторы религиозного экстремизма своеобразны:

В хозяйственной сфере - это искусственная минимализация экономических потребностей рядовых верующих и сосредоточение финансового капитала (а иногда и торгового, и промышленного) в руках харизматических лидеров и церковных иерархов, что может сопровождаться показным аскетизмом последних (религиозная олигархия).

В политике и праве это:

1. нерезультативность правовых методов обеспечения тождественности светских и религиозных норм. Имеются в виду конкуренция и коллизии (противоположности, столкновении) норм светского и религиозного права. В частности, они заключаются, например, в употреблении и интерпретации понятий «грешник» и «преступник» - государство не должно иметь права карать «грешников», а церковь, наоборот, прощать «преступников». К тому же, религия может допускать причинение смерти иноверцу, даже если это прямо запрещено уголовным законом;

2. бюрократизация религиозных институтов;

3. объективный переход церкви к сотрудничеству с государственным аппаратом в целях взаимовыгодной эксплуатации религиозных потребностей (как культовых, так и внекультовых) населения. Особенно это заметно при наличии титульной, государственной религии и так называемой проправительственной «карманной церкви».

 

 

В брачно-семейной сфере - это:

1. объективная неспособность главы семьи обеспечить во всех случаях адекватность формального и духовно-религиозного лидерства;

2. доминирование материальных семейных забот над всеми остальными, в т.ч. обрядово-религиозными.

В этической сфере – это:

1. несовпадение нравственных и религиозных норм (профессиональная врачебная этика может допустить, например, эвтаназию или аборты, а религиозная будет этому категорически противиться).

В духовной сфере - это:

2. исторически обусловленная скомпрометированность церкви или священнослужителей как посредника между человеком и богом;

3. низкий порог терпимости к соединению духовных ценностей, культивируемых различными религиями;

4. приоритет формы исповедания над его содержанием, обрядоверие.

 

Можно посчитать, что одной из причин возникновения религиозного экстремизма является демократическое преобразование свободы совести.

 

Date: 2016-08-31; view: 2581; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию