Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Программа развития слухового восприятия и внимания, слухоречевой памяти, фонематического слуха и коррекции их недостатков





Еще одним обязательным условием «беспроблемного» вхождения детей в процесс школьного обучения и успешного освоения навыков чтения и письма служит определенный (и достаточно высокий) уровень развития фонематических про­цессов (А.Н. Гвоздев, Л.Е. Журова, Г.А. Каше, А.Р. Лурия, Р.Е. Левина, Е.Ф. Соботович, Д.Б. Эльконин, Н.Х. Швачкин). К моменту поступления в первый класс у них должны быть сформированы направленность внимания на звуковую сторо­ну речи и практические навыки дифференциации фонем род­ного языка. Последнее — различение звуков на слух и в соб­ственном произношении — становится возможным лишь после овладения ребенком способностью произвести сложную рабо­ту, которая заключается в выделении существенных призна­ков речевого звука и отвлечении от посторонних, несуществен­ных для его различения признаков. Такая способность фор­мируется на протяжении всего дошкольного детства.

Среди основных причин, вызывающих недоразвитие фоне­матического восприятия, Г.В. Гуровец, С.И. Маевская (1982), Л.С Цветкова (1988) и др. называют нарушения в деятельности левой височной области коры головного мозга вслед­ствие родовых травм, травм или воспалительных заболева­ний в раннем детстве. Микронарушения в деятельности от­дельных зон мозга могут передаваться и по наследству, что провоцирует возникновение у детей трудностей при овладе­нии грамотой на фоне достаточно благополучного общего раз­вития (А.Р. Лурия, 1975). Причиной недостаточности фоне­матических процессов может выступать также отсутствие у детей необходимого опыта специальной деятельности по на­блюдению и выделению фонематических явлений, обуслов­ленное снижением внимания к этому аспекту развития детей со стороны близких взрослых — родителей, педагогов ДОУ.

Недостатки фонематического восприятия могут быть изо­лированными или сочетаться с нарушениями звукопроизношения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи). Выяв­ленные учителем у детей признаки фонетико-фонематического недоразвития речи требуют обязательной консультации и, вполне возможно, коррекционно-речевой помощи со стороны логопеда, так как между процессами звукопроизношения и фонемообразования существует тесная взаимосвязь: правиль­ное артикулирование звуков уточняет восприятие и стабили­зирует воспроизведение услышанной речи. Дефекты же про­изношения нарушают четкость кинестезии и тем самым де­зорганизуют процесс фонемообразования, что, в свою очередь, затрудняет звуко-буквенный анализ и во многих случаях де­лает его неверным. Р.Е. Левина (1958) отмечает, что недостат­ки произношения часто оказываются индикатором, свидетель­ствующим о неблагополучии в сфере звукового анализа.

Поэтому взрослым необходимо проводить нацеленную ра­боту по совершенствованию фонематического восприятия, фо­нематических представлений и произносительных возможно­стей детей, развитию у них навыков фонематического анализа и синтеза, используя специальные задания, построенные на невербальном и вербальном материале. Порядок включения таких заданий регулируется последовательностью становле­ния фонематических процессов в онтогенезе и может быть пред­ставлен как совокупность следующих друг за другом этапов:

1-й этап — совершенствование слухового восприятия, чув­ства ритма, слухоречевой памяти;

2-й этап — развитие фонематического восприятия и фор­мирование четких фонематических представлений)

3-й этап — формирование навыков звуко-слогового ана­лиза и синтеза.

 

На первом этапе детям могут быть предложены следую­щие типовые задания.

Выделение и называние неречевых звуков (например, бытовые шумы, звуки улицы, школы, звучание музыкальных инструментов и др.)

 

Что за шум?

Для этой игры понадобится коллекция самых разнообраз­ных шумов. Например, звонок телефона, шипение кипящего чайника, звон бьющегося стекла, звук льющейся из крана воды, звук пишущего на доске мела и др. Лучше, если это будет маг­нитофонная запись. Если такой записи нет, можно попробовать их «озвучить» голосом или провести подручными средствами.

Правила игры очень простые. Ведущий демонстрирует де­тям шум, они должны его отгадать. Если шумы «озвучива­ются» голосом или подручными средствами, можно устроить соревнование, кто точнее их произведет и угадает.

 

Ну-ка прислушайся!

Один из игроков (ведущий) заходит за ширму и с помощью находящихся там предметов производит какой-либо звук: бро­сает предметы на пол, ударяет по ним рукой, трет один предмет о другой и т.д. Остальные игроки должны определить, с помощью каких предметов ведущий произвел звук. Если предмет указан правильно, игрок выходит из-за ширмы и на виду у всех произ­водит тот же звук, а отгадавший занимает его место за ширмой.


 

Чем играем?

Для игры потребуется набор предметов, способных изда­вать разные звуки: колокольчик, бубен, метроном, погремуш­ка, свисток, деревянные и металлические ложки, озвученные мячи и др.

Игра проводится на поляне или игровой площадке. Для первой игры используется набор самых простых звуков, хо­рошо знакомых детям. При последующем проведении игры необходимо добавлять звучание новых предметов, причем с каждым новым звуком детей следует предварительно по­знакомить.

Из числа играющих выбирают водящего, который становит­ся спиной к игрокам на расстоянии 2—3 метров. Несколько игроков (3—4) по сигналу ведущего подходят к нему поближе и со словами «Чем играем?» начинают производить звуки. Водящий должен определить, какими предметами издаются звуки. Если он угадал верно, то может перейти в группу играющих, а игроки выбирают нового водящего. Если же нет, то он продол­жает водить до тех пор, пока не даст верный ответ.

 

Музыкальные инструменты

Для проведения игры необходимо подготовить пленку с записью нескольких музыкальных инструментов (если есть сами инструменты, можно воспользоваться ими), а также кар­тинки с их изображением. Под каждой картинкой пишется название инструмента.

Детям дается возможность прослушать музыкальный от­рывок в исполнении одного из музыкальных инструментов, отгадать, звучание какого из них они слышали, показать его на картинке.

Если инструменты детям достаточно хорошо знакомы (они их неоднократно слышали), то можно провести другой, не­много шуточный вариант игры. Один игрок озвучивает (сво­им голосом) задуманный им музыкальный инструмент, а другие отгадывают его. Затем игроки меняются ролями, и игра продолжается.

 

Слухачи

Детям предлагается прислушаться и назвать звуки, кото­рые «живут» только в классной комнате, затем переключить внимание на звуки, «живущие» внутри школы (исключая класс), затем — на звуки, доносящиеся с пришкольного учас­тка, звуки дороги и т.д. По окончании цепочки переключе­ния слухового внимания педагог обсуждает все услышанные звуки с детьми.

 

Где будильник?

Все дети выходят из комнаты. Кто-нибудь прячет боль­шой, громко тикающий будильник. Дети возвращаются и ищут будильник. Если кто-то нашел его, то шепчет на ухо ведущему, где будильник, и молча садится на пол. Ребенок, который остался стоять последним, платит фант.

 

Шумящие коробочки

10—12 коробочек от «Киндер-сюрпризов», наполненные разными сыпучими, гремящими, стучащими и шуршащими материалами, например горохом, гречневой крупой, речным песком, фасолью, мелкими камешками и др., помогут органи­зовать увлекательную игру, в которой ее участники должны найти среди всех коробочек две одинаково звучащие. Глав­ный принцип заполнения коробочек — материал в парных коробочках должен быть не только идентичным, но и при­мерно одинаковым по весу и количеству, только тогда они будут звучать одинаково.







Date: 2016-08-31; view: 321; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию