Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тайны фольклора - загадки истории 6 page





Фундаментальный труд Тилака общепризнан во всем мире. Изданный впервые на английском языке в 1903 году и в дальнейшем переведенный на многие языки мира, он тем не менее долгое время был недоступен российскому читателю.

Правда, существовал добротный и подробный пересказ концепции Тилака, включенный в интересную книгу русского зоолога (сербского происхождения) Е.А.Елачича "Крайний Север как родина человечества" (1910). Лишь благодаря невероятным усилиям и подвижнической деятельности профессора Наталии Романовны Гусевой - у ней, кстати, хранится единственный в России экземпляр книги Тилака, подаренный его внуком (рис.62) - в 1998 году впервые увидели свет на русском языке обширные отрывки из исследования индийского ученого, имеющие непреходящее значение для познании истории и предыстории Русского Севера.

Характерным образцом доказательств, приводимых Тилаком, могут послужить приводимые ниже отрывки из 4-й главы, озаглавленной "Ночь Богов":

"В Ригведе (1. 24, 10) созвездие Большой Медведицы описывается как высокостоящее что говорит о положении, видимом только в циркумполярной области. <...> Утверждение, что день и ночь Богов длятся по шести месяцев, крайне широко распространено в древнеиндийской литературе. Гора Меру признается нашими астрономами земным Северным полюсом. "На Меру Боги видят Солнце после его одноразового восхождения и на протяжении его пути, равного половине его обращения вокруг Земли". <...> Это подтверждается и таким авторитетным источником, как "Законы Ману" (1, 67): "У Богов день и ночь - (человеческий) год, опять разделенный надвое: день - период движения Солнца к северу, ночь - период движения к югу. <...> В Тайттирия Брахмане мы тоже встречаем четкое определение: "год - это всего лишь день Богов" (111, 9, 22.

1). <...> В Авесте (Вендидад, фаргад 11) в священной книге парсов [зороастрийцев], мы видим аналогичное утверждение, отметающее все сомнения касательно его полярного характера: "Что они считают днем, то есть год".

<...> И здесь же Ахура Мазда говорит: "...Там звезды, месяц и Солнце можно лишь один раз в год видеть восходящими и заходящими, и год кажется только одним днем"..."

 

Полярные реминисценции, как бы это ни показалось парадоксальным на первый взгляд, обнаруживаются и в Библии. В Книге Исаии говорится об обители (сонме) Богов на краю Севера, куда стремился один из возгордившихся и наказанных за это сынов человеческих - Денница, сын Зари (Ис. 14, 13).

Северные те Боги, по Библии, обитают на священной горе, хорошо известной в индоиранской традиции под названием Меру. В книге Иова подробно и эмоционально описывается полярная ночь:

"Ночь та, - да обладает ею мрак, да не сочтется она в днях года, да не войдет в число месяцев! О! ночь та - да будет она безлюдна; да не войдет в нее веселие! Да проклянут ее проклинающие день, способные разбудить Левиафана! Да померкнут звезды рассвета ее: пусть ждет она света, и он не приходит: и да не увидит она ресниц денницы..." (Иов 3, 6-9).

 

Эмоциональные заклинания пророка пробуждают в памяти те многочисленные строфы Ригведы, где говорится о долгой и страшной тьме, которая скрывает врагов Бога Индры. В библейской Книге Иисуса Навина содержится ссылка на еще более древнюю книгу Праведного, где описывается поведение Солнца в приполярных областях: "Стояло Солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день" (Нав. 10, 13). Данный фрагмент практически полностью соответствует строкам Ригведы: "Свою колесницу Бог Солнца остановил посреди неба", где также в метафорической форме описывается полярный день.

А есть ли полярные мотивы в древнегреческих мифах? Не могут не быть, если только прапредки эллинов пришли с Севера и принесли с собой ядро тех сказаний, которые, приспособившись к новым условиям и обрастая массой подробностей, приобрели впоследствии привычный для нас вид. Но сквозь оболочку позднейших наслоений нет-нет да и сверкнет Полярная звезда памяти о далеком прошлом. Так, перед битвой со змееногими гигантами (рис.63) Зевс велел Солнцу-Гелиосу, Луне-Селене и Заре-Эос не светить на землю. В небе остались только звезды. Здесь явственный намек: гигантомахия (точнее - события ей предшествовавшие) сопряжена с полнощными странами и полярной ночью.

Также в легендах о рождении Геракла различные источники единодушно свидетельствуют: когда Зевс соблазнил Алкмену, их первая брачная ночь ознаменовалась тем, что Солнце трое суток не поднималось над Землей. Такое может случиться только в Приполярье или Заполярье. Следовательно, именно там и происходили описываемые события. И именно туда, на родину предков, неоднократно возвращался величайший герой древности Геракл при совершении некоторых из своих подвигов и при освобождении Прометея. Лишь в эпоху расцвета античной цивилизации первичное ядро северных легенд было трансформировано и приспособлено к условиям Средиземноморья.

Один из крупнейших представителей сравнительного языкознания и религиоведения, санскритолог и мифограф Макс Мюллер (1823-1900) не без оснований полагал, что в период, предшествовавший образованию современных этносов, каждое слово в первоначальном арийском языке было мифом, каждое имя - образом, каждое существительное - определенным лицом и каждый предлог - маленькой драмой. По этой причине многие языческие Боги - индийские, иранские, греческие, германские, славянские и прочие - не что иное, как результат персонификации поэтических обозначений (имен), неожиданных даже для тех, кто их придумал.

За именами же некоторых из них стоят древние этносы или племенные (родовые) тотемы. Так, 12 подвигов Геракла - это никоим образом не индивидуальные поединки, а ожесточенные битвы племен и народов, запечатленные в мифах по именам своих предводителей или тотемов. В этом смысле, например, чудодейственную силу великана Антея, который черпал свою силу у Матери-Земли, истолковывают, как связь с соответствующей территорией (землями) и проживающими здесь народами. Геракл путем военной хитрости отсек эту связь (то есть оторвал Антея от родной земли), и войско Геракла разгромило войско Антея.

Длительное пребывание индоариев на Крайнем Севере запечатлено навечно и в многочисленных топонимах и гидронимах, то есть в названиях мест, гор, озер и рек. Именно на современном Русском Севере во множестве встречаются древние названия с корнями "инд" и "ганг" - прямые свидетельства пребывания здесь индоевропейцев. Вологодский исследователь - краевед и искусствовед - С.В.Жарникова провела топонимическую ревизию срвременной карты Русского Севера и выявила десятки подобных корней, сохранившихся здесь и поныне.

Когда народы уходят (переселяются или вообще исчезают), прежние названия остаются (а в местах нового обитания они переносятся и на новые географические объекты). Дабы убедиться в этом, достаточно открыть "Географический словарь Мурманской области". Индварь (возвышенность), Индель (озеро, река, населенный пункт), Индера (река), Индерка (ручей), Индерские озера, Индичйок (река), Ганга (остров), Гангас (залив, возвышенность), Гангасиха (залив), Гангос (гора, озеро) - вот лишь некоторые из топонимов и гидронимов, на которых лежит явная печать далекого индоевропейского прошлого и которые поддаются результативному анализу посредством метода археологии языка и реконструкции смысла.

Сказанное - лишнее подтверждение в пользу приведенной выше историософской концепции А.В.Барченко, в соответствии с которой в момент катастрофического климатического катаклизма, повлекшего за собой смещение земной оси и серию "потопов", - исход индоариев с Кольского полуострова возглавил их вождь и будущий культурный герой Рама - в последствии канонизированный как главное действующее лицо великой эпической поэмы "Рамаяна". Не случайно, видимо, на карте Мурманского края в память о той эпохе сохранились названия Рамозеро и Рамутайвенч (возвышенность).

Однако былая индоевропейская общность далеко не последняя ступень в исторических глубинах этногенеза. Как уже подробно говорилось выше, некогда существовал единый праязык, которым владел единый пранарод, обитавший в северных широтах. В течение тысячелетий, как ветви на стволе дерева, из единого праязыка вычленились другие языковые семьи, давшие все невообразимое пестроцветие современной лингвистической картины мира. Но свидетельство былого языкового единства не исчезло полностью. Оно навечно сохранилось в общих для всех языков вербальных (словесных) субстратах, к которым и относятся архаичные топонимы и гидронимы. Последнее нетрудно проиллюстрировать на примере топонимики Мурманской области и этимологического анализа феноменов различных культур. В данном плане особый интерес представляют лексические субстраты (корневые основы), общие для индоевропейских, финно-угорских (включая саамский) и других языков.

Достаточно показателен в избранном ключе смысловой анализ архаичной корневой основы "сар", играющей исключительно важную роль в целом ряде живых и мертвых языков. Она является базисом для образования названий множества географических понятий: Сарды (столица древней Лидии), Саркел (столица Хазарского каганата), Сарай (столица Золотой Орды), города Сараево и Сарагоса, Саар - река во Франции (отсюда Саарский угольный бассейн), Саргассово море, Саронический залив в Эгейском море, эстонский остров Саарема в Балтийском море, в России - города Саров, Саратов, Саранск, Сарапул; личных имен: Саргон и Сарданапал (библейская вокализация царских имен правителей Ассирии), Сардури (царь в Урарту), Саркис (древнеармянское Божество), Сарра (распространенное еврейское женское имя; дословно - "знатная", "княгиня"); названий древних племен: сарматы, сарацины, сарды (от последнего - современное название Сардинии); других понятий: сарыч (птица из семейства ястребиных), сарафан, сари (женская одежда в Индии), саранча и др.

Однако применительно к гиперборейской проблематике наибольшее внимание привлекает древнее карело-финское название Лапландии - Сариола - и имена архаичных индоарийских женских Божеств - Сарасвати и Саранью. Сарасвати - священная река древних ариев, ставшая Богиней и женой Бога-Творца Брахмы. Ее речная и шире - водная - сущность (имя Сарасвати так и переводится - "относящаяся к воде") тесно сопрягается с лапландскими мифологическими и реальными реками. Так, река Сара, которая фигурирует в карело-финском эпосе "Калевала", относясь именно к Лапландии-Сариоле. Порожистая река точно с таким же названием - Сара - известна и сегодня в Русской Лапландии, где она впадает в Ловозеро (здесь же находится и Саранчозеро). Есть все основания полагать, что и в данном случае гидронимы Кольского полуострова сохранили следы древнейшего мировоззрения и взаимодействия пракультур, впоследствии сделавшихся самостоятельными.

Другая ведийская Богиня - Саранью - в меньшей степени связана с водной стихией (хотя и в ее имени не исчез первоначальный смысл - "быстрый"). Зато ее значение в структуре индоарийского пантеона не меньшее чем у Сарасвати.

Саранью - дочь одного из Космических демиургов - Тваштара, жена Первосоздателя людей - Вивасвата, мать Бога Подземного царства Ямы, его сестры Ями и светлоликих близнецов Ашвинов. Она тесно связана с архаичным солярным культом и поэтому неудивительно, что именно ее следы обнаруживаются в краю древнего Солнечного Божества - Колы, по имени которого названы и река Кола, и сам Кольский полуостров.

В русском языке и легендарной истории можно также обнаружить реминисценции древней общей пракультуры, опиравшейся на единый, впоследствии распавшийся праязык. В хронике средневекового историка Иордана рассказывается об эпохе, когда славянские племена в преддверии нашествия гуннов попали под германское иго. Последний властитель готской оккупационной империи - Германарих - был смертельно ранен (мечом - в бок) двумя русскими витязями, которые мстили за поруганную честь и смерть сестры (сам Германарих вскоре скончался от полученного увечья, а его лоскутная держава распалась под ударами восставших славянских племен и гуннской орды). Так вот, имя одного из мстителей было Сар. Ряд исследователей считает, что именно отсюда происходит и русское слово "царь". Это вполне допустимо, ибо в некоторых северных диалектах (и соответственно - в фольклоре) так и произносилось - "сар" (например, некоторыми сказителями-старообрядцами Русского Устья на Индигирке).

Наконец, нельзя не вспомнить концепцию известного мистика, родившегося в России, но действовавшего в основном далеко за ее пределами, Георгия Ивановича Гурджиева (1873-1949). Подобно Барченко на Кольском полуострове или Рериху в Тибете, он всю жизнь посвятил разысканию корней древнего Универсального знания, превосходящего многие достижения современной науки, которое, по убеждению Гурджиева, дожило до наших дней. Его хранителями являются некоторые тайные и хорошо законспирированные секты. К их числу относится и Сарманское братство, соединившее в своем учении идеи древнейшей восточной эзотерики, герметики, зороастризма, мусульманского суфизма и т.д.

Гурджиев пытался выйти на контакт с хранителями Универсального знания в районах современных Афганистана и Турции, особенно на территории, заселенной курдами. Судя по всему, отчасти ему это удалось. Однако, в данном случае интерес представляет само название тайного братства и образующий это слово корень "сар". У него множество значений: исходное - "голова", но наиболее распространенное - "главный", а понятие "сарман" истолковывается, как "те, кто был просветлен" (или буквально - "те, чьи головы были очищены").

 

 

* * * * *

Значение открытия, сделанного в центральных районах Кольского полуострова, трудно переоценить, Впервые найдены материальные подтверждения сведений древних письменных источников и сообщений античных авторов. Таким образом, возникает совершенно новое видение истории России в контексте мирового исторического процесса. Безусловно, открытие древнего культурного очага, связанного с Гипербореей, и начатые исследования - как теоретические, так и практические - следует продолжить уже не на самодеятельной, а на профессиональной основе - с подключением специалистов различного профиля - археологов, геологов, геофизиков, этнографов, лингвистов.

Тем более, что не все согласны с предложенной интерпретацией обнаруженных следов архаичной культуры. Известны и их узко-эмпирическая, и, напротив, мистическая трактовка. Более того, была даже попытка организовать контрэкспедицию, дабы подвергнуть сомнению наши результаты. Безусловно, никто не выдает сделанные открытия и их интерпретацию за истину в последней инстанции. На то она и наука - чтобы искать, искать и еще раз искать! И находить! Иногда ошибаться - что ж, бывает. Право на гипотезу - неотъемлемая сторона научного поиска.

К сожалению, оппонирующая группа не продемонстрировала ни должной добросовестности, ни элементарной порядочности. Устроив туристическую пробежку трусцой по горам, она поспешила оповестить мир, что ничего не обнаружила, кроме геологических шурфов, траншей и техногенных пропилов.

Естественно, мы тоже видели их собственными глазами. Но никто ведь никогда не утверждал, что это - археологические объекты! Напротив, мы всегда заявляли: ситуация такова, что на две сотни геологических следов приходится один археологический. Искусство исследователя в том и состоит, чтобы в массе разнородного материала выявить древнейшие останки, пережившие и натиск ледников и всесокрушающие воды потопа.

Всё повторяется. Еще академик Ферсман, работавший в Ловозёрах в 20-е годы, обвинял Барченко в смешении археологии и геологии и высмеивал его утверждения о том, что в районе Сейдозера встречаются пирамиды. Прав, однако, оказался Барченко, а не Ферсман: это подтверждают и снимки, сделанные фотографом нашей экспедиции (рис.52). Другое дело, каково происхождение таких пирамид - на искусственные они не похожи. Впрочем, по прошествии тысячелетий от какой бы то ни было "искусственности" может не остаться и следа. Наши оппоненты также заявляют: мы прошли тем же маршрутом и ничего не обнаружили. Каждый видит то, что может, а иной - только то, что хочет. Слава Богу, что в ходе экспедиции "Гиперборея" всё найденное и увиденное фиксировалось на фото- и кинопленку. История всё расставила по своим местам. От фактов никуда не денешься.

Геологические же следы, которыми, как шрамами, просто изуродован Кольский полуостров, естественно, никакого отношения к культурным архаичным памятникам не имеют. Обвинять наших экспертов в том, что они геологию приняли за археологию, - прием из арсенала карточных шулеров. В экспедиции участвовали как профессиональные геологи, так и профессиональные археологи.

А то, что устремившиеся вослед "контролеры-доброхоты" ничего, кроме геологических шрамов и мелких пирамид, не нашли, так это, как говорится, их проблемы.

В антигиперборейских выступлениях нет ни одного факта, который бы ни был фальсифицирован. Делается это с помощью затасканного софистического трюка, рассчитанного на простачков и по-научному именуемого подменой тезиса: с апломбом "опровергается" то, что никто и никогда не утверждал, а подлинные аргументы и факты замалчиваются. "Антигиперборейская партия" вообще демонстрирует полное непонимание самой сути вопроса о погибшей северной цивилизации, связанного не столько с геологическими, сколько с геофизическими и даже космическими факторами, не говоря уже о социокультурных и этногенетических феноменах. Судя по всему недобросовестные критики вообще не представляют, чем на самом деле была Гиперборея, каковы ее географические и хронологические параметры. А астрономические, метеорологические, климатические, картографические, этимологические, топонимические, этнографические и иные научные аргументы кажутся им запредельными. Впрочем, всё гораздо проще: мы поимели дело с людьми, для которых оказалось неведомым обыкновенное понятие совести. Отсюда-то и все их нелепые домыслы!

"Могильщикам Гипербореи" совершенно несведущи и в таких явлениях, как матриархат, который господствовал на планете (включая и Русский Север) на протяжении многих тысячелетий и оставил впечатляющие следы в форме и ландшафтных культовых святилищ, и рукотворных памятниках, и в символике орнамента, обрядов и ритуалов. Или: в одной лихой заметке в мурманской прессе указывалось, к примеру, что в экспедиции приняло участие якобы 1 000

(!?) человек - от Прибалтики до Камчатки, - которые вытоптали всю заповедную зону. В действительности же из официальных участников летней экспедиции 98-го года в Ловозёрах побывало около полусотни, к тому же разделенных во времени на три отряда. За туристские группы, которые летом валом валят через заповедную территорию, экспедиция, конечно же, никакой ответственности не несла, хотя к естественному любопытству молодежи относилась благосклонно.

Конечно, в ходе двухлетних поисков всем хотелось большего. Но иного, видимо, не следовало ожидать с самого начала. Что сохранилось от великой столицы Чингисхана - Каракорума в Монголии или столицы Золотой Орды - Сарая на Волге? Абсолютно ничего! А ведь какие-то 600-700 лет тому назад здесь находились центры, где вершились судьбы мира. Та же участь постигла столицы двух других средневековых империй на территории России - Хазарского каганата и Великой Булгарии. Применительно же к северной прародине человечества - Гиперборее - счет идет на тысячелетия. Немудрено, что следы тех времен смогли сохраниться лишь в виде сильно пострадавшей от катаклизмов "каменной летописи", прочесть которую до конца еще предстоит.

Кроме того, тысячи лет тому назад в местах производимых изысканий могла произойти грандиозная битва, отголоски которой в какой-то мере получили отображение и в древнеиндийской "Махабхарате", и в древнегречесокй Титаномахии или Гигантомахии (что не одно и то же, хотя со времени различие между ними стерлось). Если сражались представители высокоразвитой цивилизации, то в их арсенале могло быть самое мощное и экзотическое оружие, включая ядерное и лучевое. Следы его возможного применения на оплавленных и как будто разметанных повсюду обломках скал до сих пор сохранились в районе Сейдявра и Луявра. Похоже, что уничтоженными оказались и спуски под землю.

В 70-годах мне довелось побывать в районе бывшей ставки Гитлера под Винницей, взорванной немцами при отступлении, - одного из самых совершенных подземных комплексов, когда-либо созданных руками людей. Спустя 30 лет после окончания войны на месте некогда сверхсекретного объекта возвышалось лишь несколько деформированных бетонных плит, полуутопленных в земле и зарастаемых молодым лесом. Проникновение же в подземные и тоже взорванные убежища, по мнению саперов и инженеров-фортификаторов, остается абсолютно немыслимым делом и вряд ли вообще когда-либо сможет быть осуществлено. Не с подобным же ли случаем имеем мы место в Ловозёрах - правда, с поправкой на тысячелетия?..

За два года работы экспедиции "Гиперборея" удалось значительно продвинуться вперед в решении многих вопросов. Но возникло еще немало новых.

Естественно, что исследования будут продолжены, в том числе и в других северных регионах - от Карелии до Чукотки. Но на это потребуются годы, значительные людские, технические и финансовые ресурсы. Потому и концепция дальнейших изысканий ориентируется уже на новое тысячелетие: "Гиперборея-2000: шаг из прошлого в будущее".

 

 

Date: 2016-08-30; view: 191; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию