Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конвертируемость валют





Великий русский государственный деятель Афанасий Лаврентьевич ОРДИН-НАЩОКИН

(ок. 1606–1680) родился в семье дворянина на Псковщине, рос в Опочке. Воеводствовал в г. Друе, в Кокенгаузене (Царевичеве-Дмитриеве) – центральном пункте русских приобретений в Ливонии. С успехом отстаивал завоеванный край против шведов, умиротворял местное население, защищая его от грабежей казаков и московских служилых людей, привлек Курляндского герцога на сторону России. За это получил чин думного дворянина. 20 декабря 1658 г. заключил Валиесарское перемирие со шведами.

Будучи воеводой Пскова, создал местное самоуправление с выбранными от народа представителями; боролся с торговыми привилегиями иностранным купцам, обязав их уплачивать высокие пошлины за ввозимые ими товары. Первым в русской экономической истории предложил ввести конвертируемость валют: сдавать серебряные немецкие «ефимки» в казну в обмен на русские деньги. В 1666 г. вел переговоры с Польшей в дер. Андрусово, закончившиеся полной побе дой (Россия вернула 4 воеводства; отстояла Правобережную Украину). За Андрусовский мир был «пожалован в бояре». В его ведение был отдан Посольский приказ и несколько других приказов с титулом «царственной Большой печати и государственных великих дел сберегателя». 2 декабря 1671 г. отправлен в отставку.

Разработал в 1667 г. Новоторговый устав, установив таможенные сборы, усилив протекционный характер обложения, положив начало устройству торговых дворов для свободной торговли, определив безопасный путь в Москву для среднеазиатских купцов. Для предотвращения утечки прибылей ввел контроль русских оружейных заводов, управлявшихся иностранцем. Устроил несколько мануфактур. Ввел в России регулярное почтовое сообщение («великое государственное соединительное дело»). При нем составлен и первый в России Почтовый устав. Ордин наладил связи с Востоком. Только вывоз товаров через Астрахань доставил казне прибыль на миллион серебряных рублей. Профинансированные Посольским приказом землепроходцы осваивали Сибирь и Дальний Восток. При нем стали регулярно выпускаться рукописные газеты «Куранты» с международной информацией. В 1671 г. Ордин ушел в монастырь в Крынецкой пустыни близ Пскова под именем Антония.

Давая ему чин думного дворянина, царь отмечал: «Он алчных кормит, жаждущих поит, нагих одевает, до ратных людей ласков, а ворам не спускает». По оценке В. О. Ключевского, Ордин-Нащокин – «настоящий государственный человек», современники-иностранцы называли его русским Ришелье.

Сказано Ординым-Нащокиным: «Какое нам дело до иноземных обычаев? Их платье не по нас, а наше не по ним; «Нельзя во всем дожидаться государеву указу, везде надобно воеводское рассмотрение»; «Половину рати продать, да промышленника купить, – и то будет выгоднее».

Илл.: http://ilya.gorod.tomsk.ru/index­1230616669.php.

Лит.: Галактионов И., Чистякова Е. А. Л. Ордин-Нащокин, русский дипломат XV в. – М., 1961.

Кооперации теория

Русский экономист, лидер кооперации, основоположник крестьяноведения и теории кооперации Александр Васильевич чАЯНОВ (17.01.1888, Москва –

03.10.1937) родился в в семье купца из крестьян. В 1917 г. создал Лигу аграрных реформ. Основатель Института сельскохозяйственной экономики, автор первых советских планов в сельском хозяйстве. В главном труде «Основные идеи и формы организации крестьянской кооперации» чаянов пи-

сал: «Не разрушая тех сторон хозяйства, где мелкое семейное производство было технически удобнее крупного... выделить и организовать в крупнейшие кооперативные предприятия те отрасли, в которых это укрупнение давало заметный положительный эффект», чтобы в итоге организовать все отрасли и работы крестьянского хозяйства «в той степени крупности и на тех социальных основах, которые наиболее к нему подходили».

В 1930 г. арестован по делу о «Трудовой крестьянской партии». В тюрьме между жестокими допросами писал работы по истории западноевропейской гравюры, по внутрихозяйственному транспорту для пятилетнего плана развития страны 1933–1937 гг., роман «Юрий Суздальский». 3 октября 1937 г. Военной коллегией Верховного суда СССР приговорен к расстрелу, приведенному в исполнение в тот же день. Реабилитирован в 1987 г. Имя чаянова присвоено международной академии кооперации (18 апреля 2007 г.).

Илл.: http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/53/928/53928580_ CHayanov_2.jpg

Лит.: Каганский В. Крестьяноведение России вернулось на родину // Отечественные записки. Вып. 2. – 2003.

Копное право

Древнейшей формой самоуправления внутри славянской общины было Копное право. Великую услугу всем сла


вянам по сохранению для истории источников, описывающих Копное право, стал Николай Дмитриевич ИВАНИШЕВ – юрист и историк (05.11.1811 – 14.10.1874). Защитив докторскую диссертацию «О плате за убийство в древнерусском и других славянских законодательствах, в сравнении с германской верой» в 29 лет, Иванишев стал профессором (потом ректором) Киевского университета. Иванишев более 20 лет работал в киевской археографической комиссии, добывая письменные памятники, изыскивая способы для лучшего их сохранения. Под его непосредственным наблюдением изданы комиссией почти все тома (до 1865 г.) «Архива Юго-Западной России» и другие памятники.

Копное право передавалось устно из поколения в поколение. Слово «право» происходит от древнеславянского корня «правь», имеющего много однокоренных, употребляемых до настоящего времени, слов: «правда», «правило», «праведни», «правление» и многие другие. «Копа» («купа») – тоже древнее славянское слово. Сохранились от него однокоренные слова, указывающие на старинное значение самого корня: «скопом», «скопище», «копна», «копить», «купить», «присовокупить», «совокупно», «купец». «Копыця» на украинском – стог из 60 стожков хлеба, сложенных вместе; «Скупщина» – парламент Сербии, «Скопье» – столица Македонии, в деревнях Полесья и в Карпатах сохранилось слово «копа» – 60 штук.

Копа (сход) – это собрание сходатаев для решения вопросов, связанных с жизнью общины. Копа могла судить и наказывать преступников, присуждать и доставлять обиженному вознаграждение, не допускать нарушения законов Копы. Согласно Копному праву устанавливалась круговая порука: вся община отвечала за проступки своих членов, несла ответственность за безопасность жизни и имущества как своих членов, так и пришельцев.

В Копу входили от 4 до 9 близлежащих сел (весей), сходатаи которых собирались в особом месте («местечке»). Со временем главное село могло перерасти в город, который сохранял в своем управлении Копное право. Большинство рус ских городов выросло из Коп, только пограничные города сразу строились как крепости, а потом уже в них развивались торговля и ремесла.

Копа собиралась на Вече. Это слово – однокоренное со словами: «вещий», «вещать», «извещать», «совещание» и т. д. Знаменитое Новгородское Вече – это как раз пример действия городского Копного права. В древности у славян КОПА, и только она, выражала волю народа. Участниками Копы были домохозяева, имевшие постоян-

ную оседлость и собственность. Это были Главы Родов.

Присутствовали на Копе и СТАРЦЫ, но без права голоса, зато к их советам прислушивались. Сыновья и братья, не имевшие отдельных хозяйств, а также женщины являлись в собрание только по особому требованию Копы, например для свидетельских показаний.

Копное право основывалось на правиле единогласия – прихода к единому мнению всех собравшихся сходатаев. численность Копы могла колебаться от 100 до 300 человек. Собиралось собрание в центре одного из сел общины или в заповедной дубраве, в священной роще с естественными или специально нарытыми холмами. Обязательно рядом должны были быть река, пруд, озеро, родник. Это место называлось коповище, копище, капище. Копа обычно занималась исследованием и решением спорных и всяких других дел прямо под открытым небом.

На Коповище справлялись народные праздники Красная Горка, Масленица, Коляда, Купала и др. Собиралась Копа под звон била, колокола, а также подачей светового сигнала – костра. На Копе практиковалось индивидуальное прощение обидчика пострадавшим, всенародное раскаяние преступни ка. Обязательно учитывалось прощение смертельно раненного и его последняя воля, которая считалась законом.

Решение Копы выполнялось всеми беспрекословно. Нарушение права Копы и ее постановлений было чрезвычайным происшествием. Копа широко пользовалась «самоуправлением».

Значение широкого самоуправления усиливалось выборными должностями: десятского – по одному от 10 дворов и сотского – от 100 дворов. Входящие в Копу сельские общины образовывали волость. На сходе Копы выбирались волостной старшина (как правило, на 3 года), а также волостное правление и волостной суд. По мере необходимости выбирали ходатаев по общественным делам – челобитчиков в стольный град.

Уклад Копы позволял обеспечивать высокую рождаемость и восстановление населения в случае войны или эпидемии, воспитывать мужчин-воинов, поддерживать безупречное санитарное состояние местности, охранять и восстанавливать леса. Копа изначально была присуща всем славянским народам. Но начиная с X–X вв. она начинает вытесняться сначала у славян Западной Европы, а потом и с территории Руси. Только казаки пронесли через века «звычай права нашего копнаго».

Богатейшие письменные источники периода угасания

Копного права сохранились в актовых книгах городов ЮгоЗападной Руси XV XV вв. В них протоколировались тяжбы феодалов с Копой. К середине XX в. сохранилось около 400 000 книг в таких городах как Киев, Вильно, Луцк, Витебск, Владимир, Житомир и др.

Согласно древнеславянским обычаям, для защиты своих земель от внешнего врага Копой выбирались из крепких Родов потомственных воинов Князья, выделялась десятина для содержания Князя и его дружины, пограничных застав, для строительства пограничных городов и оборонительных линий. На Всеземском Соборе из князей выбирался Великий князь – глава всей страны. От Великого князя требовалось соблюдение Копного Права, выполнение законов Всеземско го Собора, защита народа от иноземных ворогов. При Ярославе Мудром на Руси появилась «Русская Правда» – первый писаный правовой кодекс на Руси. История Руси представляет собой вечную борьбу верховных князей с городскими Копами. Города вроде Новгорода и Пскова назывались долгое время вольными именно потому, что содержали в себе островки Копного права.

Илл.: http://rodonews.ru/i/full1282736303.jpg

Лит.: Постановления дворянских провинциальных сеймов в юго-западной России. – Киев, 1860; Романович­Славатинский А. В. Жизнь и деятельность Николая Дмитриевича Иванишева. – СПб., 1876; Иванишев Н. Д. О древних сельских общинах в юго-западной Руси / Русская Беседа. – 1857.

Date: 2016-08-30; view: 301; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию