Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Результаты анализа внешних стратегических
факторов (условный пример)
В данном случае оценка 3,05 показывает, что реакция предприятия на стратегические факторы внешней среды находится на среднем уровне.
4.3. Анализ общей ситуации и конкуренции в отрасли
n Цель и содержание отраслевого анализа. Целью отраслевого анализа является определение привлекательности отрасли и ее отдельных товарных рынков. Такой анализ позволяет понять структуру и динамику отрасли, характерные для нее возможности и существующие угрозы, определить ключевые факторы успеха и на этой основе разрабатывать стратегию поведения предприятия на рынке. Конструкция отраслевого и конкурентного анализа должна обеспечить получение ответов на следующие вопросы: v Какие экономические характеристики имеют главное значение для отрасли? v Что является движущей силой изменений в отрасли, какое влияние они имеют? v Какие конкурентные силы действуют в отрасли, насколько они сильны? v Какие компании занимают сильные/слабые конкурентные позиции? v Кто будет действовать в дальнейшем в конкуренции сходным образом? v Какие ключевые факторы определяют конкурентный успех или поражение? v Насколько привлекательна отрасль в перспективе получения прибыли выше средней? При проведении отраслевого анализа основным объектом исследования является хозяйственная отрасль. Хозяйственная отрасль – это совокупность предприятий, конкурирующих на одном потребительском рынке с аналогичными товарами или услугами. Хозяйственная отрасль охватывает сферы производства, распределения и потребления определенных товаров и услуг. Можно выделить следующие стадии анализа отрасли: · определение экономических характеристик отраслевого окружения; · оценка степени конкуренции; · выявление движущих сил конкуренции; · определение ключевых факторов успеха; · заключение о степени привлекательности отрасли. n Определение экономических характеристик отраслевого окружения. Для оценки общей ситуации в отрасли используются следующие показатели: · размеры рынка; · масштабы конкуренции (локальная, региональная, национальная, глобальная); · темпы размеров рынка (%) и стадия жизненного цикла отрасли (подъем, быстрый рост, зрелость, насыщение, застой, спад); · структура конкуренции: количество конкурентов и их относительные рыночные доли; число потребителей и их финансовые возможности; степень вертикальной интеграции («вперед» – с потребителями продукции, «назад» – с поставщиками сырья); · темп технологических изменений и продуктовых инноваций; · степень продуктовой дифференциации; · величина экономии на масштабе производства, транспортировке и т.п.; · наличие и величина эффекта кривой опыта (уменьшения издержек на единицу продукции при каждом удвоении ее выпуска); · отраслевая капиталоемкость; · среднеотраслевая прибыль. Ниже приведен пример оценки общей ситуации в отрасли с помощью перечисленных показателей. Пример 7 Экономические характеристики отрасли по производству серной кислоты /34/. Размеры рынка: валовой объем 4 млн. Темпы размеров рынка: 2-3 % в год. Стадия жизненного цикла отрасли: зрелость. Число конкурентов: около 30 компаний. Доля компаний на рынке: от 3 до 21 %. Потребители: около 2000, большинство – химические предприятия. Степень вертикальной интеграции: смешанная; 5 из 10 крупнейших компаний интегрированы «назад», прочие занимаются только обработкой. Технологии и продуктовые инновации: производственная технология изменяется медленно, наибольшие изменения происходят в ассортименте продукции – ежегодно внедряются 1-2 новых химических продукта, на которые приходится почти весь прирост объема производства. Характеристика продукции: высокая степень стандартизации; покупатели не видят большой разницы между марками разных производителей. Экономия на масштабах производства: умеренная, однако возможна экономия на транспортировке крупных партий продукции и на покупке крупных партий сырья. Кривая опыта: не является ключевым фактором в данной отрасли. Прибыльность: примерно на среднем уровне и сильно зависит от спроса. n Оценка степени конкуренции. Привлекательность и прибыльность отрасли зависят от ее структуры, которая, по М. Портеру, определяется пятью силами или факторами конкуренции: 1. Соперничество среди конкурирующих предприятий. 2. Конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями и конкурентоспособных с точки зрения цены. 3. Угроза появления новых конкурентов. 4. Экономические возможности и торговые способности поставщиков. 5. Экономические возможности и торговые способности покупателей. Чем сильнее воздействие перечисленных факторов, тем более ограниченными становятся возможности каждого предприятия для установления высоких цен и получения прибыли. Сильная конкуренция приводит к снижению прибыльности отрасли. В краткосрочном периоде факторы конкуренции определяют ограничения деловой активности предприятия. В долгосрочной же перспективе отдельные из них могут служить основой для достижения успеха. Поэтому главной задачей предприятия является выбор стратегии, которая бы обеспечила защиту от действия конкурентных сил и/или дала возможность использовать их в своих целях. Из пяти факторов конкуренции в отрасли доминирует, как правило, один фактор, который и становится решающим при разработке конкурентной стратегии предприятия. Модель анализа конкуренции представлена на рис. 13. & Модель пяти сил конкуренции разработана профессором Гарвардской школы бизнеса Майклом Е. Портером в 1980 г.
Рис. 13. Модель анализа конкуренции М. Портера
1. Соперничество между существующими предприятиями. Конкуренция среди производителей возникает в связи с тем, что у одного или нескольких предприятий появляется возможность лучше других удовлетворять запросы потребителей или необходимость улучшить свою деятельность. Стратегия конкуренции представляет собой совокупность наступательных и оборонительных действий, связанных с достижением рыночного успеха, приобретением конкурентного превосходства над соперниками, а также защитой своей конкурентной позиции. Взаимодействие соперничающих предприятий имеет следующие черты: · конкурентная борьба осуществляется с более или менее постоянным упорством за лучшую рыночную позицию. При этом соперники формулируют и постоянно пересматривают свои стратегии; · стратегии конкурирующих предприятий отличаются большим разнообразием; · каждый из производителей стремится выбрать такую конкурентную стратегию, которую трудно скопировать или расстроить; · действия предприятий-соперников приводят к созданию новых условий спроса-предложения товаров. Конкуренция среди соперничающих предприятий может иметь разные формы и проходить с различной степенью интенсивности. Интенсивность конкуренции зависит от многих факторов: числа предприятий и их размеров, специфики продукции; характера спроса и перспектив развития отрасли; наличия барьеров выхода из отрасли. Усиление конкуренции предприятий–соперников приводит к снижению прибыльности отрасли, так как увеличивает затраты на рекламу, совершенствование продукции и др. 2. Возможности появления новых конкурентов в отрасли зависят от так называемых барьеров входа в отрасль. Барьеры входа в отрасль – это препятствия, которые необходимо преодолеть для организации бизнеса и успешной конкуренции в отрасли. Барьерами входа в отрасль могут быть: · приверженность покупателей торговой марке; · контроль над клиентами сбыта; · экономия на масштабе производства; · переходные затраты (одноразовые затраты, связанные, например, со сменой поставщика); · политика правительства, направленная на защиту отрасли через требование лицензирования, ограничение доступа к источникам сырья. Пример 8 Фармацевтическая промышленность является одной из самых прибыльных отраслей, но доступ в нее сильно затруднен, – отрасль защищена патентами, и нужны большие средства на проведение научных исследований. 3. Угроза появления товаров-заменителей зависит от цены производства заменителей и готовности покупателей принять такую замену. Примером угрозы товара-заменителя может быть замена натуральной кожи на кожзаменитель в производстве сумок и обуви. Наличие этого фактора конкуренции приводит к появлению в отрасли некоторого потолка цен, при котором покупатели переориентируются на товары-заменители. Указанное явление необходимо учитывать в ценовой политике предприятия. 4. Экономические возможности поставщиков. Поставщики представляют собой реальную рыночную силу в том случае, если поставляемый ими товар составляет существенную часть издержек отраслевой продукции, критически важен для производственного процесса и (или) в значительной степени влияет на качество отраслевого продукта. Поставщики могут влиять на отрасль, пользуясь своей возможностью поднимать цены или снижать качество поставляемых товаров или услуг. Влияние поставщиков велико в следующих ситуациях: · доминируют несколько предприятий-поставщиков; · концентрация в отрасли-поставщике выше, чем в отрасли-потребителе; · продукция отличается высокой степенью дифференциации или переходные затраты высоки; · от предприятий-поставщиков исходит угроза прямой интеграции в отрасль-потребитель. 5. Экономические возможности покупателей определяются их способностью навязывать продавцам условия сделки. Влияние покупателей велико в нескольких ситуациях: · отрасль, представляющая товар на рынок, состоит из большого числа относительно некрупных продавцов; · число покупателей незначительно, товар закупается в большом количестве; · продукция стандартизирована, и имеются альтернативные варианты покупки; · покупатели имеют возможность прямой интеграции в отрасль и налаживания собственного производства продукции. Пример 9 В российской практике влияние покупателей велико на рынке молочных продуктов, хлеба, картофеля. С одной стороны, население как непосредственный потребитель имеет возможность выбора места покупки (уличная торговля, магазин), с другой – переработчики сельскохозяйственной продукции как оптовые покупатели существенно уменьшают прибыль производителей, занижая рыночную цену. Каждая отрасль экономики уникальна, имеет только ей присущую структуру и соотношение сил конкуренции, поэтому действия по уменьшению влияния конкурентов на деятельность предприятия существенно зависят от отрасли. Ценность модели пяти сил конкуренции состоит в том, что она помогает определить структуру и масштабы конкуренции в конкретной отрасли. n Движущие силы конкуренции. Основные экономические показатели и структура отрасли описывают ее текущее состояние и не позволяют объяснить происходящие изменения в конкурентном окружении предприятия. Концепция движущих сил конкуренции исходит из того, что имеются факторы внешней среды, действия которых определяют направление и интенсивность отраслевых изменений. Анализ отраслевых движущих сил состоит из двух этапов. Первый – идентификация движущих сил, второй – исследование их влияния на изменения отраслевых экономических показателей. Наиболее общими движущими силами являются: · изменение динамики спроса на продукт в долгосрочном периоде; · изменения в составе покупателей и способах использования продукта; · продуктовые и технологические инновации; · маркетинговые инновации; · вхождение и выход из отрасли крупных предприятий; · распространение «ноу-хау»; · усиление глобализации отрасли; · изменения в удельных затратах и эффективности; · снижение или возрастание неопределенности и риска. Основные движущие силы отрасли называют доминантными. Их число не должно превышать 4. ■ Ключевые факторы успеха. Итогом отраслевого анализа являются определение и последующий прогноз ключевых факторов успеха отрасли. Ключевые факторы успеха – это общие для всех предприятий отрасли управляемые переменные, реализация которых дает возможность улучшить конкурентные позиции предприятия в отрасли. В основе ключевых факторов успеха могут лежать разные сферы деятельности предприятия: · НИОКР, · маркетинг, · производство, · финансы и т.п. В табл. 8 приведены ключевые факторы успеха отдельных отраслей. Таблица 8 Ключевые факторы успеха различных отраслей
В процессе стратегического анализа необходимо выделить ключевые факторы успеха данной отрасли, а затем разработать мероприятия по овладению наиболее важными факторами успеха в конкуренции. Вопросы для контроля знаний 1. Что такое SWOT–анализ? 2. Цель и порядок проведения PEST-анализа. 3. Основные направления анализа в общей ситуации в отрасли. 4. Оценка степени конкуренции в отрасли на основе модели М. Портера. 5. Понятие и характеристика движущих сил конкуренции. 6. Необходимость оценки ключевых факторов успеха.
Date: 2016-08-30; view: 898; Нарушение авторских прав |