|
|
| Контроль-
|
Тема
| Содержание программного материала
| Универсальные учебные действия
| ные и творческие
|
|
|
| работы
|
Знаем -
| Начинаем повторять... («Перечитываем
| Готовность оцени-
| Стартовая
|
повторим,
| письмо»). Повторение основных грамма-
| вать свои возмож-
| диагности-
|
не знаем -
| тических понятий («Обо всём понемногу»)-
| ности при поиске от-
| ка (дик-
|
узнаем (20 ч)
| Систематизация основных орфографиче-
| ветов на вопросы.
| тант).
|
| ских правил. Повторение изученного о
| принимать решение
|
|
| частях речи («Всё ли ты помнишь о речи?).
| об обращении к по-
|
|
| Знакомство с понятием «личный дневник»
| мощи; испытывать
| Изложение:
|
| и обучение его ведению («Делаем дневни-
| удовлетворение от
| обучение
|
| ковые записи»). Обобщение известного о
| осознания того, какой
| пересказу
|
| слове: о значении, строении, части речи и
| большой и трудный
| от другого
|
| члене предложения («Что ты знаешь о
| путь в освоении рус-
| лица.
|
| словах?»). Звуки и буквы в слове: значе-
| ского языка уже
|
|
| ние и строение слова. Состав слова и его
| пройден. Осозна-
|
|
| значение. Разграничение слов по частям
| вать общий способ
| Контроль-
|
| речи. Повторение изученного о формах
| действия при реше-
| ный дик-
|
| глагола. Упражнение в выполнении раз-
| нии обсуждаемых
| тант по
|
| личных грамматических действий. Орфо-
| задач, применять
| итогам по-
|
| графические умения как правильные ор-
| его. Строить уст-
| вторения
|
| фографические действия. Тренировочно-
| ные и письменные
|
|
| проверочные работы. Написание воспо-
| высказывания, отби-
|
|
| минаний «Летние встречи»
| рать содержание и
|
|
|
| выбирать языковые
|
|
|
| средства с учётом
|
|
|
| ситуации общения
|
|
Словосочета-
| Знакомство с понятием «словосочетание»
| Готовность целе-
| Контроль-
|
ние («Знако-
| («Как предметы, признаки, действия на-
| направленно исполь-
| ное списы-
|
мимся со сло-
| звать точнее?»). Продолжение знакомства
| зовать средства
| вание
|
восочетания-
| со словосочетаниями. Составление сло-
| языка при формули-
|
|
ми») (14 ч)
| восочетаний и включение их в предложе-
| ровании своих мыс-
|
|
| ние. Знакомство со значениями словосо-
четаний и смысловыми вопросами («Наблюдаем за значениями словосочетаний»). Обучение составлению словосочетаний и вычленению их из предложений.Связь имени прилагательного с именемсуществительным; работа над правильным построением словосочетаний и написанием родовых окончаний («Что приказывает имя существительное имени прилагательному?»). Подчинение имени существительного глаголу или другому имени существительному, упражнение в определении падежей («Кому и в чём подчиняются имена существительные?»). Закрепление изученного о словосочетании и решение различных орфографических задач. Обучение выбору падежной формы имени существительного («Учимся правильной речи»
| лей. Понимать и выполнять инструкции, представленные в словесной, схематичной форме. Участвовать в коллективном поиске, соблюдать правила речевого поведения; участвовать в совместной деятельности
|
|
Наречие («Представляем ещё одну часть речи».
(5 ч.)
| Знакомство с особенностями наречия как части речи («Представляем ещё одну часть речи»). Правописание наречий. Продолжение работы над употреблением и правописанием наречий. Закрепление изученного о наречии, обучение употреблению слов этой части речи. Тренировка в использовании и правописании наречий
| Коллективно ставить учебную задачу. Под руководством учителя весте/ наблюдения, извлекать из них информацию, размышлять над ней. Участвовать в коллективном обсуждении и решении вопросов, вести коллективный поиск, сотрудничать с учителем, одноклассниками и конкретным партнёром
| Изложение с изменением лица рассказчика
|
Проверяем себя (3 ч)
| Повторение изученного и подготовка к контрольной работе (Проверяем себя»). Совершенствование и самопроверка приобретённых умений
| Владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач, решать их разными способами. Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль
| диктант
|
Пишем объявления
(3 ч.)
| Знакомство с особенностями построения объявлений. Создание текстов-объявлений
| Становление коммуникативного мотива изучения русского языка. Осуществлять анализ, синтез; действовать по аналогии. Создавать высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая соответствующие языковые средства
| Составление и запись объявлений
|
Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных (32ч)
| Повторение изученного об именах существительных («Что ты знаешь об именах существительных?»). Знакомство с тремя склонениями имён существительных и способом определения склонения («Открываем новый секрет имён существительных»). Формирование умения определять склонение имени существительного Дополнение памятки анализа имени существительного сведениями о склонении и роли этой части речи в предложении. Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных («Известное правило подсказывает новое»). Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях существительных («Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных»). Тренировка в написании безударных окончаний имён существительных в единственном числе. Выбор буквы в безударном окончании имени прилагательного («Как не ошибаться в безударных окончаниях имён прилагательных?»). Освоение способа определения безударных окончаний имён прилагательных. Правописание окончаний имён существительных и имён прилагательных во множественном числе («Склоняются ли имена существительные и имена прилагательные во множественном числе?»). Культура речи: образование форм именительного и родительного падежей множественного числа имён существительных; обучение пользованию словарём. («Поговорим об именах существительных в именительном и родительном падежах множественного числа»). Закрепление изученных вопросов правописания («Повторяем, тренируемся в правильном письме»). Культура речи: предупреждение ошибок в образовании различных форм имён существительных («Открываем ещё несколько секретов правильной речи»). Создание словесных этюдов («Размышляем, фантазируем, рисуем...»)
| Ставить учебную задачу. Выполнять необходимые действия для её решения, в том числе понимать и выполнять инструкции. Целенаправленно слушать учителя и читать учебный текст, находить новые сведения, соотносить их с известными и использовать в практических целях. Подводить факты языка под определённые понятия. Точно отвечать на вопросы
| Изложение
Изложение.
Сочинение по картине.
Диктант
|
Части речи: что мы о них знаем? (14 ч)
| Повторение изученного об именах существительных и именах прилагательных; дополнение памятки разбора имён прилагательных сведениями о роли в предложении («Части речи-имена»). Знакомство с понятием «выборочное изложение»; написание выборочного изложения. Количественные числительные и их изменения по падежам. Сложные числительные и особенности их изменения. Особенности местоимения как части речи, написание и употребление в речи личных местоимений. Употребление имён числительных в речи; совершенствование различных орфографических умений. Неоп ределённая форма глагола: особенности, строение и написание. Образование неопределённой формы. Времена глагола: опознавательные признаки и значения, которые передают родовые и личные окончания («О чём рассказывают глаголь ные окончания?»)
| Понимать, принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и выполнять их; контролировать процесс и результаты своей деятельности, оценивать свои умения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку языкового материала; подводить факты языка под освоенные понятия, совместно с учителем проводить систематизацию, обобщение изученного
| Контрольное списывание.
Диктант
|
Обучение правописанию личных окончаний глаголов («Учимся писать личные окончания глаголов»)
(20 ч)
| Введение понятия «спряжение» («Имена склоняются, а глаголы...»). «Открытие» двух спряжений глагола. Знакомство с двумя наборами окончаний и основными глагольными орфограммами («Склонений -три, а спряжений?»). Определение спряжения по ударным окончаниям; упражнение в решении освоенных орфографических задач (написание ь в глаголах 2-го л.ед. ч., суффиксов и ь в неопределённой форме). Постановка учебной задачи: научиться определять спряжение глагола с безударным личным окончанием (Зачем и как узнавать спряжение глагола?). По строение алгоритма определения спряжения глагола по его неопределённой форме («Как по неопределённой форме узнать спряжение глагола?»). Знакомство с 11 глаголами-исключениями и освоение способа действия по определению спряжения глагола. Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов («Правильные действия - правильная буква»). Совершенствование умения решать орфографические задачи в личных окончаниях глаголов. Дополнение памятки анализа глагола сведениями о спряжении («Дополняем памятку характеристики глагола»). Совершенствование комплекса формируемых умений («Применяем знания, со вершенствуем умения»).
| Понимать инструкции и действовать в соответствии с ними. Оценивать свои достижения, осознавать трудности, в совместной деятельности искать их причины и стремиться к преодолению. Применять различные способы фиксации информации, материализации выполненных действий, в том числе в таблице (словесно, с помощью условных обозначений
| Сочинение по картине
Изложение: обучение деловому повествованию
Диктант
|
Новое о строении предложений
(12 ч.)
| Общее знакомство с второстепенными членами предложения («Пополним знания о членах предложения»). Знакомство с понятием «однородные члены предложения». Союзы и знаки препинания при однородных членах. Обучение выбору союза и построению предложений с однородными членами. Предупреждение ошибок и в построении предложений с однородными членами. Общее знакомство со сложными предложениями. Сопоставление сложных предложений и простых с однородными членами. Обучение построению и записи сложных предложений при ответе на вопрос «почему?
| Понимание значимости ясной и правильной речи; осознание необходимости контроля над своей речью. Понимать наличие проблемы, коллективно ставить учебную задачу, осуществлять шаги для её решения. Осознавать познавательную задачу, участвовать в её решении
| Диктант
|
Учимся рассуждать (7 ч.)
| Знакомство с построением рассуждения. Рассуждения-объяснения и рассуждения-размышления. Обучение написанию объяснительной записки. Письменный пересказ текста-рассуждения. Конструирование текста-рассуждения
| Планировать (под руководством учителя) свои действия по созданию высказывания, последовательно выполнять их. Становление коммуникативного мотива освоения русского языка, представле ние о его богатых возможностях. Понимать читаемые тексты, приводимые в них суждения и аргументы
| Подробное изложение: обучение словесному рисованию
|
Повторение,
систематизация и расширение знаний о слове («И снова о главном работнике в языке - слове») (21 ч)
| Много ли слов в языке и почему появляются новые слова? О словах, которые выходят из употребления. Объясняем проис хождение некоторых слов. Правильное употребление слов: обучение сжатому письменному пересказу текста. Об использовании слов в речи; совершенство вание умения пользоваться токовым словарём. Синонимы и антонимы; выбор точ ного слова. Объяснение значения слова как способ проверки безударных гласных в корне («От значения слова – к правильному написанию»). История слова и непроверяемые безударные гласные в корне. Рассказываем истории некоторых выражений. Слово с разных точек зрения («Что мы знаем о словах?»). Систематизация знаний о слове; упражнение в различных видах разбора. Чтобы писать грамотно, нужно... (систематизация умений). Совершенствование комплекса орфографических умений. Проверяем свои умения («Проверяем себя»). Выполнение тестовых заданий; тренировочные диктанты; выполнение заданий на основе текста. Культура речи: повторение и обобщение («Знаешь, как правильно говорить?»)
| Иметь представление о богатых возможностях русского языка, осознание себя носителем этого языка. Выполнять учебные действия в речевой и умственной форме. Пользоваться словарями учебника. Осознавать язык как средства общения. Читать, понимать читаемое, определять своё отношение
| Изложение
Диктант
|
Размышляем. Рассказываем, сочиняем (11 ч.)
| Наблюдения за способами связи предложений в тексте. Обучение связи предложений в тексте. Повторение сведений об особенностях повествования, описания предмета, оценки и рассуждения. Введение термина «сочинение»; знакомство с памяткой «Как писать сочинение» и её первичное освоение. Письменные пересказы и создание сочинений-этюдов или сочинений-сказок. Сочинение рассказов по сериям сюжетных рисунков.
| Осознавать язык как средства общения. Понимать и сохранять учебную задачу. Участвовать в общей беседе, в коллективном поиске
| Изложение
Итоговый диктант
Сочинение- рассуждение
|
Перелистываем учебник (13 ч.)
| Обсуждаем письмо в газету и ответ С. Маршака. Размышляем об уроках русского языка...
| Осознавать язык как средства общения, укрепление коммуникативного мотива освоения русского языка, понимание значимости хорошего владения им
|
|
В результате изучения курса русского языка по данной программе у выпускника начальной школы будут сформированы предметные (лингвистические) знания и умения, предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия как основа умения учиться.
представление о русском языке как языке его страны; осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка; понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека; желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.