Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Взаимоотношения между Церковью и государством в IV – XI вв.
Замечание. С I по IV вв. Церковь существовала отдельно от государства, которое выступало гонителем. С IV в. христианство - господствующая религия, поэтому с государствомзавязываются тесные отношения и прослеживаются влияния: 1) государства на жизнь Церкви. Императоры участвуют в церковных делах и предоставляют Церкви привелегии. 2) обратно. Церковь нравственно влияет на гражданам. 1) – началось с Константина Великого, «епископа внешних дел Церкви» (επισκοπος των εκτος της εκκλησιας). Не простирал власть на внутреннюю область Церкви. Занимался распространением христианства, обеспечением Церкви; устройством и украшением храмов, при недоразумениях – созывал соборы (утверждал решения и исполнял). - но преемники стали влиять и на внутреннюю область. Например, утверждение и низложение епископов (привлекая авторитет соборов), вероисповедные указы: 1. император Василиск (476 г.) – монофизитские споры. - права и имущества: а) Обеспечение содержанием. До IV в. – приношения, но некоторые к III в. стали владеть недвижимостью, но это не было прочно из-за гонений. Клир содержался на собственные средства. С IV в. Церковь находилась на содержании государства и общества. В первую очередь – недвижимые имения. В 321 г. Церковь получает право приобретение недвижимости и владение ею по завещаниям. Императоры отдавали под храмы капища вместе с имуществом. Император Юстиниан I постановил, что желающий построить Церковь должен обеспечить содержание клира. Запрещение закладывать и продавать храмы; приписывать более клириков, чем может прокормить община. Благодаря всему перечисленному - благотворительность: богадельни, больницы… Кроме этого – 1. десятина и 2. средства от треб. 1. – известна с кон. IV в. На востоке не везде, на западе – везде. Пользовались только приходские священники, кроме епископов. 2. – с древнейших времен. б) Освобождение Церкви и клира от общественных податей и повинностей. В 319 г. – Константин Великий предоставил христианским священникам. Освободил: от личной подати, воинской повинности, прохождения общественных должностей. Иногда освобождал от налогов с недвижимого имущества клириков; церковные имения были все освобождены. Но были злоупотребления, и в 321 г. - закон, запрещающий вступать в клир богатым и находящимся под повинностями. Зачисляли на места умерших клириков. В 383 г. опять это все разрешили, но при условии отказа от имущества, а повинности должны были исполняться другими. в) Освобождение клира от гражданского суда. Все споры в церкви решал епископ. Это признал Константин Великий. В 355 г. император Констанций постановил, что все клирики находятся под духовным судом. IV Вселенский собор 9 правилом запретил клирикам обращаться к светскому суду, установив порядок судопроизводства. Император Юстиниан подчинял этому монахов и монахинь. Император Ираклий (628 г.) – важные дела тоже. Снимали сан и к гражданскому начальству. При этом клирики могли обращаться к императору. г) Право церковного убежища. Убежище предоставлялось еще в языческих капищах. Потом распростанилось и на христианские храмы. В 399 г. Аркадий, по настоянию Евтропия запретил, хотя сам Евтропий скрывался при Златоусте. В 431 г. Феодосий II восстановил право убежища, без оружия и преследуемым, под угрозой смерти. 2) – в 314 г. Арльский собор дал епископам нравственный контроль за правителями областей и чиновниками. Следили за гражданским судопроизводством, посещали тюрьмы, в случае нарушения требовали пересмотра и доносили императору о злоупотреблениях гражданских властей. В случае крайних злоупотреблений – отлучали (даже императоров). Например, Амвросий императора Феодосия за жестокое наказание Фессалоник. Участвовали в гражданских и общественных делах. Константин Великий разрешил требовать епископского суда – приговор окончательный – выше, как бы от самого царя. Заведывали делами вдов и сирот; опекунов (иногда были сами таковыми). Юстиниан I дал право епископам опеки над всеми бедствующими. Проникали и в государственное законодательство. Константин Великий отменил казнь через распятие, клеймение лиц преступников. Император Гонорий уничтожил гладиаторство. Смягчили законы о рабах, пленных, об отношении родителей к детям и др. Брак и развод получили христианский характер. Запад. Влияние - незначительное, права владения недвижимостью были другими. Короли давали на содержание населенные имения и области. Поэтому епископы были в ленных отношениях к светским владетелям (вассал – феодал). Эта зависимость перешла и из гражданской сферы в церковную. Каждый феодал выбирал у себя епископа. С X в. короли и князья ставили епсикопов с помощью кольца и жезла (инвеститура) – без нее не было церковного посвящения (ставили даже пятилетних мальчиков). Вместе с этим даровалось и право суда.
Церковная иерархия. Замечание. 3 степени иерархии остались без изменений и в IV веке. Изменилось только их внешнее положение из-за новой ситуации. Новые требования: 1) Богословское образование, из-за усилившихся догматических споров. Христианские училища в Александрии, Кесарии, Антиохии и Эдессе + классические языческие школы в Афинах, Никомедии, Константинополе. Стажировка в самом клире. Особенно известны клиры Василия Великого и Амвросия Медиоланского. Из них даже брали себе клириков другие епархии. У Августина было что-то на вроде Семинарии. С IV века большую роль начинают играть монастыри. 2) Возрастной ценз. иподиакон — 20 лет (15 правило Трулльского собора). диакон — 25 лет (22 правило Карф. собора). пресвитер – 30 лет (11 правило Неокесарийского собора, 14 прав. Трулльского собора). епископ — не определено (10 прав. Сардик. собор), но после всех степеней иерархии. Не менее 35 — 40 лет. Изменения в способе избрания: С IV века ограничено участие мирян. Т.к. их стало много, их «права перешли императорам». В 343г. Сардикийский собор определил (10 правило), из-за беспорядков при избрании епископов, ставить в таковых ученых и светских, только после прохождения низших степеней. В 364г. Лаодикийский собор (13 прав.) запретил мирянам избирать на священные степени. Епископа — выбирают все епископы области с утверждения митрополита. На знаменитые кафедры — по указанию государя. Пресвитеров и диаконов — сам епископ. Но иногда народ настаивал. На Западе народ избирал сам. Посвящение —без изменений: диакона, пресвитера – епископ, епископа — 2- 3 епископа, митрополита—патриарх с епископами.
Date: 2016-07-05; view: 314; Нарушение авторских прав |