Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Средствами на пожаре
Первой их функцией всегда является сбор и обработка данных об обстановке на пожаре. В других сферах аналогичную функцию принято называть получением органом управления информации состояния. Именно с нее начинается процесс управления подразделениями со стороны любого РТП и оперативного штаба. Какую бы общую или частную цель они не имели перед собой при подготовке и в ходе ведения действий (повысить боеготовность подразделений, обеспечить успешное выполнение ими полученной задачи, организовать взаимодействие с другими службами, провести разведку и т.д.), их практическая деятельность всегда и везде начинается с получения и обработки данных об объективной, реально сложившейся обстановке на пожаре. Без этого они не смогут достичь намеченной цели, а если это сделают, то неизбежно допустят грубые ошибки и субъективизм. Важно отметить, что в ряде источников данная функция управления называется не сбором (получением), а добыванием данных обстановки. Такое название также нельзя признать правильным, поскольку оно не соответствует действительности, приводит к путанице в практике управления пожарными подразделениями. РТП и оперативный штаб сами добывают данные обстановки личным наблюдением за тушением пожара. Все остальные данные они именно собирают (получают) от различных источников. Так, данные о развитии и месте пожара добывают силы и средства разведки. Функция же РТП и оперативного штаба состоит именно в том, чтобы вовремя собрать (получить) и изучить все эти данные и умело их использовать для достижения цели тушения. Если же на них полностью возложить функцию добывания данных, то такие понятия, как «управление пожарными подразделениями», «система управления» и др., расширяются до необозримых пределов. Но дело не только в названии и значении данной функции. Главное заключается в ее специфическом содержании, которое характеризуется большим объемом, разнообразием и противоречивым характером тех данных, которые необходимы каждому РТП и оперативному штабу при управлении подразделениями при тушении. Для успешного управления подразделениями любому РТП и органу управления требуются данные о следующих факторах, которые принято называть элементами обстановки: пожар; силы и средства; местность; что горит; где горит; на какой площади; куда распространяется. Часть данных обстановки при современных темпах тушения будет быстро стареть, а некоторые из них, особенно данные о развитии пожара, будут носить неполный, противоречивый и даже ложный характер. Ряд важных сведений пока трудно и даже невозможно точно измерить количественно. К таким сведениям относятся, например, данные о моральном и психологическом состоянии личного состава, о степени его боевой выучки, стойкости при смертельной опасности, об умственных, организаторских и волевых качествах командиров пожарной охраны и др. Такую особенность сведений, по мнению специалистов, особенно важно учитывать не только при принятии решения на тушение и планировании тактико-технических действий, но и при решении проблем автоматизации процессов управления пожарными подразделениями. Следующей функцией управления подразделениями является принятие РТП решения на тушение и планирование тактико-технических действий. Сущность любого решения состоит в определении цели действий и выборе сил, средств, способов и времени ее достижения. Во всякой системе управления с участием человека решение является результатом его знаний, творчества, опыта и воли. Не отрицая роли последней, все же следует указать, что воля должна базироваться на глубоком знании законов, действующих в данной среде, правильной оценке объективно сложившейся обстановки, имеющихся сил и средств. Волевой импульс человека полезен, когда он является отражением объективного мира. Особенно это важно при принятии РТП решения на тушение, поскольку от его научной обоснованности, соответствия обстановки на пожаре полностью зависит не только успех выполнения подразделениями той или иной боевой задачи, но и жизнь подчиненных людей. Это обусловливается тем, что тушение пожара принципиально отличается от любого другого социального явления. Тушение пожара - это процесс борьбы человека с огнём. При этом современные пожарные подразделения - это не только пожарная техника, ПТВ и средства тушения, но, прежде всего, люди, их применяющие, организационно сведенные в различные подразделения, порой подвергающиеся смертельной опасности. Им всегда присуще чувство страха и самосохранения. Решение РТП на тушение в этих условиях призвано объединить их в единое целое, обеспечить между ними четкое взаимодействие по цели, времени и месту, подчинить их действия единой воле командира. Поэтому в пожарной охране решение справедливо считается основой управления подразделениями, а его принятие - важнейшей творческой функцией и личным актом командира-единоначальника. В строгом соответствии с решением осуществляются все остальные мероприятия по управлению, а также действия самих подразделений по выполнению боевой задачи. С учетом сказанного можно дать следующее определение сути вырабатываемого решения РТП на тушение. Решение на тушение - это основанный на закономерностях и принципах тактики тушения, правильном выяснении получённой боевой задачи и оценке обстановки результат творческого мышления и воли лица, принимающего решение, определяющий цель тактико-технических действий, силы, средства, способы и сроки ее достижения, а также задачи подчиненных. Важнейшим требованием к решению на тушение является его научная обоснованность, то есть соответствие сложившейся и ожидаемой обстановке, полученной задаче, замыслу РТП, закономерностям и принципам ведения тактико-технических действий, закрепленным в нормативных актах и рекомендациях. Только в этом случае решение может быть надежной основой управления. Особенно важно, чтобы решение обосновывалось соответствующими расчетами тактических возможностей подразделений и обеспечивало наилучшее применение ими средств тушения, давало наибольший эффект. Решение, не соответствующее обстановке, ведет или к постановке подразделениям нереальных (невыполнимых) задач, или к неполному использованию их тактических возможностей. В прошлом такие ошибки давали о себе знать постепенно, и их можно было устранить в ходе тактико-технических действий на пожаре. В современном тушении они могут сказаться мгновенно, и чреваты гораздо более тяжелыми, чем прежде, порой непоправимыми последствиями. Следует также отметить, что ошибочное решение на тушение оказывает большое отрицательное влияние на морально-психологическое состояние личного состава прибывших подразделений, подрывает у него веру в способности своего командира и возможность достижения успеха. Кроме обоснованности, каждое решение на тушение должно быть своевременно принято и позволить подразделениям тщательно подготовиться к его выполнению, а также быть для подчиненных предельно ясным, исключающим различное его понимание. Выполнение перечисленных требований к решению, особенно его оптимальности и своевременности принятия, в современных условиях значительно усложняется тем, что требуемое время на подготовку действий резко сократилось, а объем мероприятий по управлению увеличился. Данный недостаток можно в известной мере компенсировать путем математического моделирования решений на предстоящие тактико-технические действия и их проверки помощью ЭВМ. Моделирование является характерной чертой современной науки управления. Однако при принятии решения на тушение этот процесс сопряжен со значительными трудностями, которые заключаются в следующем. Во-первых, ряд исходных данных об обстановке для математического моделирования, особенно данные о состоянии личного состава подразделений, не поддаются точному количественному измерению, но, вместе с тем, имеют важное, порой даже определяющее значение для принятия решения и достижения успеха тушения. Во-вторых, каждый новый пожар никогда не бывает точной копией предыдущего, поскольку не бывает одинаковой обстановка, по которой принимается решение. В-третьих, в тушении крупных пожаров участвует большое количество подразделений, отличающихся друг от друга своим назначением и подчинением, оснащением, возможностями и способами действий. В-четвертых, обоснованность принимаемого решения на тушение приходится оценивать не по одному какому-либо критерию, а сразу по нескольким различным по характеру показателям: ожидаемый ущерб от пожара, возможные гибель или травмирование людей, расход материальных средств и затрат времени на выполнение поставленных задач, а также социальные и экологические последствия тушения. В-пятых, на пожаре лучшего успеха нередко может добиться тот РТП, который с чисто математической точки зрения примет менее обоснованное, но зато неожиданное и правильное решение. Таким образом, РТП при принятии решения на тушение приходится сталкиваться со многими противоречиями, основными из которых являются: противоречия между необходимостью иметь научно обоснованное решение и трудностью получить все необходимые для этого данные обстановки и создать модель предстоящего тушения; противоречия между необходимостью сокращения сроков принятия решения и возросшим объемам требуемой для этого исходной информации, на сбор, обработку и изучение которой приходится расходовать значительное время; противоречия между требованием простоты, ясности и краткости решения и большим объемом информации, которую необходимо довести на основе решения до подчиненных; противоречия между возможным ущербом и расходом материальных средств и времени; противоречия между объективными и субъективными факторами, влияющими на содержание решения. Практика и исследования показывают, что для успешного разрешения всех этих других противоречий при принятии решения на тушение необходимы, прежде всего, тесное сочетание логических и математических методов, а также глубокие знания и опыт РТП, его умение творчески мыслить, мужество, решительность, сильная воля, развитая интуиция, предвидение хода предстоящих тактико-технических действий, способность пойти на обоснованный риск и взять на себя ответственность за его последствия. В решении РТП, таким образом, концентрируются его математические и чисто профессиональные знания, а также опыт, искусство и субъективные морально-волевые качества, которые нередко играют важную роль в достижении успеха тушения. Математика и вычислительная техника при этом являются лишь мощным «инструментом», повышающим творческие возможности по принятию обоснованного решения. Принятие решения на тушение неразрывно связано с таким понятием, как планирование тактико-технических действий пожарных подразделений. Это с логической и технической точек зрения единый и неразрывный процесс. Принципиально ошибочным является встречающееся иногда мнение о том, что вначале будто бы РТП принимает решение на тушение и лишь потом начинает планировать тактико-технические действия. Сущность планирования тактико-технических действий состоит в определении последовательности, способов и сроков выполнения полученной задачи, а также необходимого для этого количества сил и средств, порядка их взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления ими. Из этого следует, что когда РТП принимает решение на тушение, т.е. намечает замысел действий, ставит задачи подчиненным подразделениям с определением решающего направления: как разместить ствольщиков, как поддерживать взаимодействие по задачам и времени, и тем самым он планирует тактико-технические действия, причем выполняет основные задачи планирования. Именно поэтому решение является основой планирования. После принятия решения процесс планирования не начинается, а продолжается и затем завершается. При этом оперативной штаб под руководством РТП конкретизирует и детализирует отдельные элементы решения, особенно те, которые касаются способов и сроков действий подразделений, порядка их взаимодействия и обеспечения, обосновывают их необходимыми расчетами и дополнительными данными обстановки. Если такой возможности нет (например, при отсутствии времени), то они ограничиваются только принятием решения. Планирование действий пожарных подразделений га пожарах также, как их взаимодействие и управление ими, является объективной необходимостью, закономерностью при тушении любого пожара. Она вытекает из действия закона диалектической взаимосвязи и взаимозависимости, существующей в природе и обществе, особенно там, где действует коллектив людей, пусть даже самый небольшой (отделение, боевой расчет и т.д.). Правильное понимание объективной и субъективной сторон управления подразделениями - важнейший методологический исходный пункт в решении всех проблем управления, и, прежде всего, принятия решения на тушение и планирование действий по выполнению задач. Резкой грани между принятием решения на тушение и планированием действий, следовательно, нет и быть не может. Разница бывает лишь в степени детализации тех или иных вопросов: в решении они обычно отражаются в более общем виде, чем при дальнейшем планировании. Принятое командиром решение на тушение становится законом для подчиненных после того, как оно стало им известно. Поэтому следующими после принятия решения и планирования тушения функциями РТП, оперативного штаба и других органов управления являются доведение задач до подчинённых и организация их взаимодействия. Обе эти функции по своей сути также неразрывно связаны между собой. Отдавая приказ или распоряжение подчиненным подразделениям и указывая в них конкретные их действия, РТП тем самым уже в известной мере согласовывает их усилия и действия по цели, времени и месту, что и составляет суть организации взаимодействия. Однако, как показал опыт тушения пожаров, только постановки задач подразделениям недостаточно для достижения их тесного и непрерывного взаимодействия. Кроме того, полезно дать им дополнительные указания о том, как они должны действовать при выполнении своих задач с тем, чтобы оказывать друг другу взаимную помощь и согласованными усилиями успешно выполнять общую боевую задачу. Следующей функцией управления при подготовке тушения является организация всестороннего ресурсного обеспечения деятельности. Цель этой функции состоит в том, чтобы создать подразделениям необходимые условия для успешного выполнения ими задач по тушению пожара. Данная функция также отличается от аналогичной функции в других сферах управления своим разнообразием и сложностью. Особенно важно иметь в виду, что для организации тылового обеспечения объективно необходимо иметь дополнительные данные об обстановке, на основе общего замысла РТП на тушение, далее определить по данному виду обеспечения задачи и поставить их исполнителям. Особо следует остановиться на такой специфической функции управления на пожаре, как подготовка подразделений к действиям по тушению пожаров. Опыт тушения пожаров показал, что, кроме постановки подразделениям задач, очень важно провести с командирами и подразделениями занятия и тренировки по их выполнению в условиях, максимально приближенных к условиям предстоящих действий на пожаре. Конечно, при современных условиях возможности для проведения таких занятий и тренировок будут весьма ограниченными из-за недостатка времени и средств, но забывать и полностью исключать их не следует. РТП и органы управления должны использовать малейшую возможность для того, чтобы добиться твердого знания основной задачи и способов ее выполнения каждым участником тушения. Не меньшую специфику имеет и такая функция. Как организация самого управления пожарными подразделениями. При выполнении данной функции в условиях обстановки на основе решения РТП на тушение обычно осуществляются следующие основные мероприятия: - создается пункт управления; устанавливаются его состав, техническое оснащение, место развертывания, инженерное оборудование; намечается порядок перемещения в ходе тушения; - организуется работа должностных лиц на пункте управления с точным определением кто, что, где, когда и как должен делать; - организуется связь с подчиненными подразделениями, взаимодействующими службами, местной администрацией и т.п. Наконец, важной функцией управления является контроль готовности подразделений к тактико-техническим действиям с оказанием необходимой помощи. Главная его цель состоит в том, чтобы каждый участник тушения точно знал свою задачу и был во всех отношениях готов к ее успешному выполнению путем применения вверенной ему техники. По своему содержанию контроль включает не что иное, как изучение фактического состояния дел в подразделениях, принятие на основе такого изучения решения на устранение выявленных недостатков и доведение до подчиненных соответствующих распоряжений (задач). Таково основное содержание и специфика функций управления по пожарными подразделениями при подготовке тактико-технических действий на пожаре. Управление пожарными подразделениями в ходе тушения является не чем иным, как прямым продолжением рассмотренных выше функций управления, осуществляемых при подготовке к тушению. В его основе лежит проведение в жизнь принятого решения с внесением необходимых коррективов по мере изменений конкретно складывающейся в ходе развития пожара обстановки. Так, при управлении силами и средствами в ходе ведения тактико-технических действий, РТП и органы управления для того, чтобы добиться выполнения полученной ими задачи, продолжают собирать и изучать данные о реально складывающейся обстановке: уточняют в соответствии с ней ранее принятое решение, а при резких ее изменениях принимают новое решение; доводят до подчиненных уточненные или новые задачи, поддерживают непрерывное взаимодействие подразделений; руководят осуществлением мероприятий по обеспечению тактико-технических действий; обеспечивают непрерывность управления подразделениями и восстанавливают его в случае нарушения; осуществляют контроль за ходом тактико-технических действий с оказанием необходимой помощи подразделениям в выполнении ими своих задач. Дополнительно к этому они изучают опыт тушения подобных пожаров с тем, чтобы использовать его в дальнейшем для повышения боеспособности своих подразделений. Как видно, по своему содержанию (названию функций) управление пожарными подразделениями в ходе тактико-технических действий принципиально не отличается от управления при их подготовке. При этом из всех перечисленных функций главными, всегда обязательными, устойчивыми и в практике постоянно повторяющимися функциями являются сбор и обработка данных об обстановке, принятие по ней решения и доведение задач до исполнителей. Какая бы общая или частная цель ни преследовалась при управлении, как во время подготовки, так и в ходе тактико-технических действий, РТП и орган управления для ее достижения объективно вынуждены иметь и изучить соответствующие данные об обстановке, принять решение и поставить задачи исполнителям. Если все остальные функции и мероприятия могут носить эпизодический характер и являются как бы обеспечивающими, то исключение из цикла управления хотя бы одной из трех названных главных функций приведет к нарушению управления, а, следовательно, и к срыву выполнения задачи. Таким образом, на основе анализа структуры системы, целей и содержания управления пожарными подразделениями при подготовке и в ходе ведения тактико-технических действий, на пожаре можно дать следующее определение его сущности. Управление силами и средствами на пожаре представляет собой основанную на закономерностях борьбы с пожарами целенаправленную деятельность РТП и оперативного штаба по поддержанию высокой готовности подчиненных подразделений, подготовке их тактико-технических действий и направлению усилий на успешное выполнение задачи в ходе тушения путём эффективного применения имеющихся сил и средств. При этом среди многих функций управления, как при подготовке, так и в ходе ведения тактико-технических действий важнейшими являются: сбор и изучение данных обстановки, принятие и уточнение РТП решений на тушение и доведение задач до исполнителей. Данное определение сущности управления пожарными подразделениями не противоречит формулировкам, изложенным в нормативных документах. Оно лишь конкретизирует их и указывает кто, кем, на основе чего, с какой целью и каким путем управляет силами и средствами на пожаре с учетом его специфики.
Date: 2016-08-30; view: 393; Нарушение авторских прав |