Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проверка фактов (Фактчекинг)





 

Интернет переполнен дезинформацией и фактоидами. Мы сталкиваемся с умышленной ложью, с подменой понятий, с ситуацией, когда непроверенная информация выдается за факт, а достоверная утрируется или серьезно искажается.

Задача журналиста – научиться распознавать подобные ситуации, проверять достоверность фактов и излагать их без искажений.

 

«Сенсация» может распространиться по интернет-изданиям во всем мире со скоростью пули, и в спешке никто не проверит ее подлинность. Главный аргумент провинившихся редакторов: «Я опубликовал новость, потому что ее опубликовали N [крупное и авторитетное информационное агентство]». Но ведь и там работают люди, а значит, никто не застрахован от ошибки.

 

Читатели и коллеги по цеху долго помнят такие оплошности. Незначительная неточность может принести изданию огромный репутационный ущерб.

 

Опасности, подстерегающие журналиста:

● «Копипаста»: дословное воспроизведение неподтвержденной информации.

● «Сарафанное радио»: искажение фактов при перепечатке или переводе с иностранного языка.

● Фактоиды – непроверенная или заведомо ложная информация, которую выдают за факт.

 

Журналист обязан подвергать сомнению все, что видит. Только так он сможет отличить выдумку от действительности.

 

Основные правила, которые помогут избежать ошибок, выглядят так:

1. Найдите первоисточник информации;

2. Найдите альтернативный источник информации, подтверждающий проверяемый факт;

3. Используйте средства верификации при работе с пользовательским контентом и социальными сетями.

 

Кстати, о социальных сетях. Они помогают не только в поиске информации, но и в проверке фактов. Это феномен «тысячи глаз»: практически ни одно событие, будь то праздник или катастрофа, митинг или карнавал, не обойдется без участия «гражданских журналистов» — обычных людей со смартфонами,

которые фиксируют происходящее и публикуют новости в соцсети. Стал случайным свидетелем аварии? Присутствовал на важной церемонии? Подслушал краем уха разговор чиновников? Все в соцсеть!

 

Пользовательский контент безусловно нуждается в проверке на подлинность, но он же и помогает выявить фактоиды и «копипасты». Вот как это происходит.

 

Летом 2015 года большинство крупных СМИ сообщили о падении вертолета Ми-8Т на проспекте Мира в центре Москвы. Ссылались на данные «Яндекс-Навигатора», дежурного сотрудника Росавиации, экстренные городские службы. Агентство городских новостей «Москва» даже нашло собеседника, который подтвердил, что вертолет упал возле дома №122 (http://www.mskagency.ru/materials/2264834).

 

Мониторинг соцсетей показал, что фото с места предполагаемых событий нет. Есть только многочисленные перепосты сообщений СМИ. В этой ситуации редактор должен прийти к выводу:  события не было, это выдумка.

 

С другой стороны, если вы нашли одну-единственную фотографию или видеозапись, «подтверждающую» событие, у вас снова должно возникнуть сомнение. Как же так? Свидетелей много, а фотография   только одна. Есть риск столкнуться с профанацией, ошибкой, подделкой, нечаянной или намеренной ложью. Поэтому умение проверить подлинность фото, видео и сообщений, размещенных в социальных сетях, также становится важным навыком журналиста.

 

Первым делом проверяйте подлинность аккаунта, на котором размещено фото или видео события, а также время и место создания фото или видео.

– Верификация подлинности аккаунта пользователя

Первый и главный принцип работы с информацией, полученной от источника – связаться с ним для уточнения подробностей. В случае с UGC начинать нужно с проверки профиля пользователя. Первостепенная задача – установить, мог ли он быть автором материала.

 

Для этого следует просмотреть ленту публикаций, страницы, на которые подписан пользователь, проверить его аватар с помощью сервисов поиска изображений (TinEye и/или Google’s reverse image search) чтобы убедиться, что фотография уникальная.

 

Часто новостные фотографии или видео «заимствуются» из оригинального источника и републикуются. Отсутствие прямой связи между источником и материалом свидетельствует о его неэксклюзивности, и, возможно, подлоге.

 

Пример. Если в профиле пользователя публикуются материалы из жизни клерка средней полосы России, и вдруг, размещается видео спецоперации с востока Украины, крайне маловероятно, что человек загрузивший ролик или фотографию – ее автор.

 

Алгоритм проверки аккаунта пользователя:

1. Похоже ли, что страница в соцсети ведется человеком, или она состоит из репостов, и, вероятно, наполняется ботом?

2. Связан ли как-то профиль с новостным поводом – место работы, учебы, жительства, сфера интересов?

3. Как часто публикуются записи на странице пользователя?

4. Когда был создан этот аккаунт?

5. Какие фото и видео загружались ранее, и когда?

6. На какие страницы в соцсетях подписан пользователь и связана ли их тематика с новостным поводом?

7. Какие результаты выдает поиск по никнейму пользователя?

– Верификация по времени создания фото- или видеоматериала

Время публикации контента в социальной сети – первое, на что стоит обращать внимание, когда вы убедились, что нашли первоисточник. Нужно помнить, что социальные сети подстраивают время под ваш часовой пояс, и из-за этого могут возникать неточности.

 

Вам необходимо точно знать время происшествия и сопоставить его со временем публикации от источника.

 

Идеальный вариант  —  связаться с автором материала и убедить его прислать оригинальный файл. Большинство современных цифровых фотокамер записывает параметры съемки (метаданные о типе камеры, режимах, времени и месте) в файлы изображений с помощью формата EXIF. Эти данные можно извлечь с помощью онлайн-сервисов Jeffrey’s EXIF viewer или Findexif.com, чтобы проверить подлинность фотокарточки, сравнив время и место (гео-координаты) съемки со временем события.

 

Если получить оригинал не удается, и метаданные недоступны, нужно внимательно изучить снимок: направление и длина теней, а также погодные условия помогут определить время съемки, а иногда и становятся свидетельством подделки.

 

Алгоритм проверки времени съемки фото/видео материалов:

1. Проверьте фото с помощью TinEye и/или Google’s reverse image search, чтобы убедиться, что фотография не была опубликована ранее.

2. Когда фото/видео были загружены в сеть?

3. Подтверждается ли информация, представленная в материале, свидетельствами других очевидцев? Есть ли похожие публикации в социальных сетях или локальных медиа?

4. Соответствует ли погода на изображении погоде во время происшествия?

5. Направление и длина теней — соответствуют ли они времени съемки?

6. Если у вас есть оригинал фотографии, уточните, что указано в метаданных EXIF.

– Верификация по месту создания фото- или видеоматериала

Большинство социальных сетей позволяют пользователю указать место, где был опубликован пост. Но эти данные не всегда достоверные. К примеру, если видеоролик был перезалит, пользователь мог указать свое текущее месторасположение, а не то, где был сделан материал.

 

Если вы можете получить оригинал снимка или видеоролика у вашего источника —  сделайте это, чтобы уточнить детали с помощью метаданных EXIF. В противном случае анализируйте детали на фотографии: дорожные знаки, номера машин, ландшафт, стиль одежды, рекламные объявления, здания, магазины ,  сопоставляя эти детали со снимками, сделанными, к примеру, для карт Google или для Google Street Maps. Это поможет подтвердить подлинность снимка или определить фальсификацию.

 

Алгоритм проверки места съемки фото/видео материалов:

1. Мог ли человек, опубликовавший материал, оказаться на месте происшествия (исходя из предыдущих записей в его профиле)?

2. Можете ли вы найти место съемки в картографических сервисах? Идентичны ли они?

3. Детали на фотографии (номерные знаки, язык на рекламных вывесках) подтверждают место съемки?

4. Если это видео, говорят ли люди, снятые на ролике, на местном языке?

 

Для проверки подлинности видематериалов, загруженных на Youtube, стоит прибегнуть к ресурсу Citizen Evidence Lab (http://citizenevidence.org) от организации «Международная Амнистия». На сайте есть и пошаговая инструкция (http://fluidsurveys.com/s/citizenvideo-stress-test/), с помощью которой журналист может узнать, как проверить историю загрузок видео, время загрузи и место съемки.

Подача материала

 

Выше мы говорили о том, что посетитель, пришедший из социальной сети, не собирается проводить на странице вашего ресурса много времени, вникая и вчитываясь во все предложенные материалы. Пользователь просматривает ленту, видит интересный заголовок и кликает. Он хочет быстро узнать подробности – и вернуться обратно в соцсеть.

 

Кредит доверия медиа-ресурса - в среднем составляет чуть больше восьми секунд (сноска 9). В рамках этого времени читатель готов проскроллить несколько экранов, пробежаться глазами по заголовкам и картинкам, выхватить пару строчек текста. Если за это время материал не заинтересовал пользователя – он уйдет.

 

Поэтому важной задачей для журналиста, кроме поиска темы и ее толкования, является умение готовить материалы, которые удерживают внимание пользователя, и вовлекают его в чтение. Эта задача решается не только качеством текста. Читатель в первую очередь обратит внимание на подачу материала и решит, стоит ли вообще тратить время на более вдумчивое чтение.

 

Иными словами, знакомство с материалом происходит в два этапа:

– оценка: «это интересно?» «я это осилю?» «оно того стоит?» Правильная подача – это победа на первом этапе.

– собственно чтение. Увлекательный текст, авторский стиль – это успех на втором этапе.

 

Есть несколько правил, которые помогут удержать внимание пользователя.

– Соответствие заголовка/лида содержанию материала.

 

Чтобы привлечь трафик, редакторы «играют заголовками». То есть пробуют разные формулировки для соцсетей, баннерных блоков. Заголовок всегда можно сделать чуть поострее – главное, чтобы пользователь кликнул и перешел на статью.

 

Неверно. Заголовок формирует у пользователя ожидания. Если материал не отвечает ожиданиям, читатель не получит то, за чем пришел, что провоцирует недоумение и разочарование.

 

Для материала с обзором автомобильных новинок Авто Mail.Ru использует заголовок: «Автосалон в Токио: вы тоже скажете «Вау!»». В статье – рендеры и фото концепт-каров, несколько видео, но в общем нельзя сказать, что иллюстрации фантастические. Да, еще один шаг в будущее, но определенно не «вау». В статье много текста, а заголовок сулил зрелище. Результат – половина пользователей не дочитали материал до середины.

 

Леди Mail.Ru использовали заголовок: «Главные заблуждения о женщинах, в которые все верят». Пользователь ожидает увидеть список заблуждений и, вероятно, разоблачений. На самом деле статья «Главные мифы о женской психике: почему мы в них верим» – объяснение, как работает женская психология. Результат – половина пользователей не дочитали материал до середины.

 

Еще пример Леди Mail.Ru, статья «За кадром: секреты профессиональной съемки макияжа». Этот заголовок не работал. Редакция заменила его на «Как выглядит модель до и после макияжа (фото)». Кликабельность заголовка выросла в разы, но читатели уходили со страницы, едва ее открыв. Несмотря на то, что в материале действительно были фото моделей до и после макияжа, читатель ждал фотоподборку в стиле «было/стало». А не найдя ее, уходил.

 

– Текст в первом экране

Прочитав заголовок и перейдя по ссылке за подробностями, читатель не склонен терять время на то, чтобы проскроллить фото из стока, которое редактор решил разместить между лидом и началом текста «потому что так красиво». Чем быстрее начнется знакомство с содержанием, тем выше шанс, что читатель не уйдет.

 

Редакциям нужно заботиться о том, чтобы читатель видел текст в первом экране. Оценивая верстку, лучше смотреть на маленькие экраны (1240х768) и на то, как статья выглядит на экране мобильного.

 

– Текст, разбитый на блоки

Структурировать текст – значит разбить его на небольшие смысловые блоки, как книгу на главы. Структура создает ощущение порядка, чувство, что чтение будет легким.

 

В каждом блоке раскрывается одна идея. Каждый блок сопровождается cобственным заголовком.

– Транзитивные заголовки

 

Подзаголовки в статье – это, по сути, ее тезисный план. Они дают возможность читателю пробежать текст глазами, понять, о чем статья и выбрать, какую ее часть прочитать. Нашел интересный кусок – углубился в чтение. Стало неинтересно – перешел к следующему подзаголовку. Или: пробежал глазами все подзаголовки, выбрал интересные фрагменты – вернулся к ним и прочитал.

 

Заголовки могут быть назывными и транзитивными. Назывной заголовок отвечает на вопрос «О чём тут сказано?», транзитивный — «Что тут сказано?» (сноска 10).

 

Пример – гороскоп на 2016 год.

 

Назывной заголовок: «Раки: звезды вас удивят». Читатель делает вывод: дальше в тексте – гороскоп этого знака. Что сулят звезды – не понятно.

 

Транзитивный заголовок: «Раки: вас ждет богатство». Основная мысль ясна. Хочешь подробностей – читаешь дальше.

 

Может показаться, что назывные заголовки сохраняют интригу и заставляют вчитываться. На самом деле, читатель хочет подробностей, и быстро. Если он просканировал заголовки, но не уловил, в чем суть материала, едва ли станет вникать в текст.

– Короткие емкие абзацы

Абзац, в котором больше 8 строк, воспринимается как текст, над которым предстоит попотеть: собраться с мыслями, долго вникать. Короткие блоки визуально легче. Есть чувство, что ты сможешь их быстро осилить.

 

Читатель скользит глазами по первым строчкам абзаца. Поэтому главную мысль нужно выносить в начало блока. Тогда смысл статьи не ускользает при любой скорости чтения.

 

Пример:

 

«Среди гаджетов, которые поражают воображение, одним из самых интересных считаем концепт смартфона Nokia Morph, разработанный финским производителем совместно со специалистами Кембриджа. В его создании планируют использовать нанотехнологии, транспарентную электронику и растяжимые материалы, к тому же поверхность смартфона будет самоочищающейся».

 

vs

 

«Для Nokia Morph планируют использовать транспарентную электронику и растяжимые материалы. Поверхность смартфона будет самоочищающейся. Концепт гаджета финский производитель разрабатывает совместно со специалистами Кембриджа. Телефон будущего поражает воображение».

– Немонотонная верстка

Представьте себе чтение толкового словаря. Из строчки в строчку повторяются сухие определения, а самое бодрое место на странице – выделенное полужирным шрифтом слово, подлежащее толкованию. Монотонный текст нагоняет скуку и быстро избавляет от желания вникать.

 

Таким же образом могут выглядеть ваши заметки, если не приложить достаточно усилий к их верстке. Материал должен предлагать разнообразный опыт и даже при беглом осмотре показывать, что «внутри интересно» и глазу есть за что зацепиться.

 

Что можно использовать?

 

Во-первых, выделять цитаты и врезки, акцентирующие главную мысль, для оформления самого текста.

 

Во-вторых, мультимедиа: фото, видео, коубы. Это может быть редакционный контент или UGC.

 

В-третьих, интерактивные элементы: ползунок было/стало, интерактивные иллюстрации, когда по клику на картинку появляется подсказка с подробностями, таймлайны, тесты/викторины/опросы

 

– Верстка «текст - мультимедиа – текст – мультимедиа»

Три видеоролика или пять коубов подряд вызывают такую же скуку, как монотонный текст. Нужно чередовать текст и мультимедиа. Если у вас подборка видео, сопроводите ролики короткими текстовыми комментариями. Если у вас лонгрид на 40 000 знаков, позаботьтесь о контекстных иллюстрациях и интерактивных элементах, которые дают возможность отдохнуть от чтения.

 

– Иллюстрации вместо таблиц, списков и статистики

 

Иллюстрации хорошо считываются, рассматривать картинки интереснее, чем сканировать текст. Иллюстрации эргономичны: читатель тратит на них меньше времени. Редакция тоже. То, что требует от журналиста объяснения на 2000-3000 знаков (3-4 минуты чтения), иллюстрации и инфографики делают доступным для понимания «на лету», в течение секунд.

 

Пример. Редакция Hi-Tech Mail.Ru исследовала, как пользоваться бытовой техникой экономно, не расходуя много электричества. Начали с разбора, сколько стоит один киловатт, от чего зависит цена. Вводная часть занимала 4000 знаков и включала в себя 4 таблицы. Читателю нужно было узнать следить за развитием мысли в тексте, узнать из описания свою ситуацию и выяснить стоимость киловатта в таблице.

 

Текст заменили на инфографику. Абстрактные киловатты из таблицы перевели в стоимость одной стирки – читателю легче применить это к своему опыту. Чтобы понять, дорогое у тебя электричество или дешевое, нужно потратить несколько секунд.

 

– Фото адекватного размера

Нужно следить за тем, чтобы фотографии не закрывали весь экран пользователям с маленькими экранами. В случае с вертикальными фотографиями и маленькими вьюпортами может быть так, что фото нужно скроллить.

 

Если не видно текста, читатель теряет логику повествования. Фото должны подкреплять и иллюстрировать историю, а не отвлекать от нее.

 

Опытным путем мы определили, что фото 4:3 – слишком высокие, полностью занимают вьюпорт экрана и часто являются причиной закрытия страницы. Оптимальный размер – 16:9.

Что подарить тому, у кого всё есть?

Date: 2016-07-05; view: 558; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию